Факультатив «Мир творчества» разработан для учащихся 8-х классов. Факультатив включает в себя технику выпиливание лобзиком, художественное выжигание, декорирование в технике «декупаж». Рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Мир творчества"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Стадницкая основная общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла
Протокол № 1 от 26.08. 2016 г.
Принято
педагогическим советом
Протокол № 1
от 29.08.2016 г.
«Утверждаю»
_________
Директор школы
А.Т. Калинин
Приказ № 35
от 30.08.2016 г.
Рабочая программа
факультатива «Мир творчества»
8 класс
(общеобразовательное обучение)
на 2016 - 2017 учебный год
Составитель: Горбенко Н. В.1КК
с.Стадница 2016 г.
Пояснительная записка
Факультатив «Мир творчества» разработан для учащихся 8-х классов. Факультатив включает в себя технику выпиливание лобзиком, художественное выжигание, декорирование в технике «декупаж». Рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Содержание курса направлено на ознакомление учащихся с наследием художественной обработки дерева, на привитие их любви к традиционному художественному ремеслу. Новизна курса состоит в последовательном развитии осмысления учащимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, в создании условий для жизненного самоопределения.
Учебно-материальная база мастерских (оборудование, ручные инструменты и др.) позволяет проводить все технологические операции, свойственные художественной обработке древесины в условиях общеобразовательной школы.
Техника выпиливание лобзиком довольна проста: благодаря большому количеству вариантов, она незаменима при изготовлении резного декора дома и изготовления предметов быта. Художественная обработка древесины включает в себя и художественное выжигание, знакомство с техникой декорирования «декупаж». Это доступные и интересные виды декоративного творчества и виды отделки изделий из древесины.
Выжигание очень похоже на рисование, только вместо карандаша используется ручка с электрическим пером. Выжигать можно на плоских, объемных и точеных предметах из древесины. Выжигание хорошо сочетается с выпиливанием лобзиком, раскрашиванием, росписью по дереву.
В домашних условиях, на уроках и курсах по технологии выжигание выполняется с помощью специального прибора – электровыжигателя. На производстве и в художественных мастерских выжигают бытовыми и промышленными приборами, а так же различными наконечниками и штифтами, вставленными в электровыжигатели. Лучший материал для выжигания – древесина липы, тополя, ольхи, каштана, а также фанера различной толщины.
Цель курса: помочь учащимся осмыслить перспективы собственной трудовой и профессиональной деятельности и формировать навыки практического применения знаний в области художественной обработки древесины и декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса:
сохранение и развитие древнего вида искусства;
формирование умений механической обработки древесины, знаний о применяемых материалах, инструментах, отделочных операциях;
обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности.
Формы проведения занятий:
практические работы;
собеседование;
демонстрация изделий;
проектная деятельность.
Критерии оценивания результативности деятельности учащихся:
психолого-педагогический анализ деятельности учащихся;
рейтинговые оценки;
выполнение заданий;
защита творческих работ.
После изучения факультатива «Мир творчества» учащиеся должны иметь представление:
о видах выпиливания лобзиком;
о технологии выжигания по дереву;
о технике и технологии декупажа;
о возможном использовании компьютеров и множительной техники в создании и изготовлении конструкторской документации.
Учащиеся должны знать:
роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;
свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала – древесины или фанеры для выполнения проекта);
традиционные и новейшие технологии художественной обработки древесины;
возможность и область применения ПЭВМ в современном производстве;
роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.
Учащиеся должны уметь:
рационально организоватьсвое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико – технологических требований и существующих условий;
выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;
выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
осуществлять анализ экономической деятельности.
Учебное – тематическое планирование
№ п/п
Тема
Всего часов
Теория
Практика
Дата
п/ф
1
Вводное занятие. Охрана труда.
1
1
2
Выпиливание лобзиком – один из видов декоративно-прикладного искусства.
1
0,5
0,5
3
Инструменты, материалы, приспособления.
Тренировочное выпиливание.
1
0,5
0,5
4
Копирование и разметка рисунка. Разметка прямых и криволинейных линий на отходах пиломатериалов.
1
1
5
Алгоритм работы лобзиком.
1
0,5
0,5
6
Отработка приемов пиления. Выпиливание заготовок по наружному и внутреннему контуру.
1
1
7
Зачистка изделия.
1
1
8
Отделка деталей. Определение вида декоративной отделки.
1
0,5
0,5
9
Соединение деталей.
1
1
10
Самостоятельная разработка одно-, двух-, трехдетальных изделий
1
1
11
Составление эскизов. Копирование и разметка.
1
1
12
Выпиливание деталей
4
0,5
3,5
13
Зачистка изделия.
1
1
14
Отделка деталей. Определение вида декоративной отделки.
1
1
15
Сборка изделия.
1
1
16
Художественное выжигание по дереву. Противопожарная безопасность. Охрана труда.
1
1
17
Отработка основных приемов выжигания.
1
0,5
0,5
18
Копирование рисунка. Выжигание по образцу.
1
1
19
Выпиливание подставки под горячее.
1
1
20
Декорирование подставки в технике выжигания по дереву.
1
1
21
Техника «декупаж». Инструменты, материалы, приспособления.
1
1
22
Изготовление разделочной доски.
3
0,5
2,5
23
Декорирование разделочной доски в технике «декупаж».
1
1
24
Самостоятельная разработка и изготовление изделия.
1. Вводное занятие. Основные правила при работе лобзиком, правила безопасной работы. Народное декоративно – прикладное искусство, художественная обработка древесины и её разновидности. Ознакомление с режимом занятий. Ознакомление с правилами безопасной работы. Просмотр образцов изделий.
2. Выпиливание лобзиком – один из видов декоративно-прикладного искусства. Подготовка и оборудование рабочего места.
3.Подготовка инструмента и приспособлений к работе. Основные инструменты и приспособления для выпиливания. Практическая работа: установка пилки лобзика, подбор выпиловочного столика.
4. Копирование и разметка рисунка. Разметка прямых и криволинейных линий на отходах пиломатериалов и тренировочное выпиливание. Выбор материала и инструмента. Практическая работа: построение линий, крепление выпиловочного столика, выпиливание по разметке.
5. Алгоритм работы лобзиком. Практическая работа: отработка техники пиления.
6. Отработка приемов пиления. Выпиливание заготовок по наружному и внутреннему контуру. Практическая работа: построение окружностей, выпиливание контуров, зачистка деталей.
7. Зачистка изделия. Виды наждачной бумаги. Виды напильников. Практическая работа: зачистка изделия.
8. Отделка деталей. Определение вида декоративной отделки. Практическая работа: отделка деталей.
9. Соединение деталей. Виды и способы соединений. Качество соединений. Практическая работа: соединение деталей.
10. Самостоятельная разработка одно- , двух-, трехдетальных изделий. Практическая работа: конструирование и моделирование много-детальных изделий.
11. Составление эскизов. Принципы и правила составления эскизов и технических рисунков. Практическая работа: перенесение рисунка на фанеру или древесину.
12. Выпиливание деталей. Практическая работа: выпиливание деталей по линиям разметки. Сверление отверстий для выпиливания внутреннего контура.
7. Определение вида декоративной отделки, чистовая обработка, художественные выжигания, сборка изделия. Выбор декоративной отделки. Подготовка материала. Практическая работа: перевод рисунка на материал при помощи копировальной бумаги, выжигание рисунка, сборка изделия.
8. Художественная обработка – роспись изделия. Практическая работа: выполнение отделочных операций с использованием гуаши, масляных красок и лака.
1. Кругликов Г.И. , Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества. – М., 1996. 2. Марченко А.В., Сасова А.И., Гуревич М.И. Сборник нормативно – методических материалов по технологии. – М.: Вентана – Граф, 2002. 3. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся. – М., Учпедизд, 1961. 4. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. Учебное пособие. – Брянск, 1994. 5. Спенс У. Работы по дереву. – М.: ЭКСМО, 2006. 6. Творческие проекты учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных школ / Под редакцией В.Д. Симоненко. – Брянск, 1996. 7. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985.
Для учащихся:
1. Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5 – 9 классы. – М., 2004. 2. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 1990. 3. Лукачи А. Игры детей мира. – М.: Молодая гвардия, 1977. 4. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1989. 5. Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. – М.: Просвещение, 1963. 6. Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2005. 7. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. – М. : Лесная промышленность,1991.