Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Введение в мир экологии" 2 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23с. Новозаведенного»
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО учителей начальных классов
__________ Ф.А. Шишкина
Протокол № ________ от
«____»____________2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
__________ О.А.Новикова
«____»____________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 23
с. Новозаведенного
__________ Е.Р.Дзюбанюк
Приказ № _____ от «___»_________ 2016 г.
Рабочая программа
элективного курса «ВВЕДЕНИЕ В МИР ЭКОЛОГИИ»
для 2 «а» класса
учителя МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного
Георгиевского муниципального района
Ставропольского края
Зражевской Натальи Васильевны
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Путешествие в мир экологии» составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утверждённым МО в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учётом преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир».
Главная цель преподавания экологии в начальной школе – формирование и развитие экологической сообразного поведения у младших школьников. Программа «Путешествие в мир экологии» ставит перед собой следующие задачи:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Формирование экологических ценностных ориентаций в деятельности детей.
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступным младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
Принцип единства сознания и деятельности
Принцип наглядности
Принцип личной ориентации
Системности и целостности
Экологического гуманизма
Краеведческий
Практической направленности
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля - единая экосистема.
Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Ожидаемый результат
Показатели в личностной сфере ребёнка:
-интерес к познанию мира природы;
-потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознания места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической доступности.
Учащиеся должны знать:
-планета Земля - наш общий дом;
-Солнце – источник жизни на Земле;
-неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования;
-многообразие растений и животных различных экосистем;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
-способы сохранения окружающей природы;
-что такое наблюдение и опыт;
-экология – наука об общем доме;
-экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
-доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
-заботиться о здоровом образе жизни;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
-оценивать поведение людей с точки зрения их экологической допустимости;
-проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
-выражать своё отношение к природе.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные УУД:
самостоятельно определять и высказывать отношение к России, природе родного края, к живой и неживой природе;
проявлять устойчивый интерес к экологии;
привитие любви к природе, потребности служить Отечеству, уважения к братьям меньшим.
Регулятивные УУД:
постановка целей внеурочной деятельности самостоятельно или вместе с одноклассниками и учителем при ознакомлении с источниками жизни на Земле;
ознакомлением с живой и неживой природой, основными группами растительных и животных организмов и их приспособленности к условиям;
сохранении окружающей природы;
умение определять план решения поставленной экологической связи между ними;
Познавательные УУД:
поиск необходимой информации при изучении значения растений и животных в жизни человека, условий их выращивания и правил ухода, методов сохранения природы родного края;
использование знаково-символических средств при оформлении результатов наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
анализ, синтез, сравнение и классификация объектов по заданным критериям при изучении основных видов растений и животных различных экосистем.
Коммуникативные УУД:
планирование сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками в достижении совместно поставленных задач;
умение договариваться, приходить к общему решению, оценивать поступки других с позиции добра и зла;
понимать и уважительно относиться к природе своего края, к природе России.
Способы оценки результативности: выставки, экскурсии, наблюдения, опыты и т.д.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся в течение года, один раз в неделю.
Программу обеспечивают
1.Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2012
2. Энциклопедия комнатных растений авт. сост. С.Л. Быховец – М.: АСТ,2000. 3. Комнатные растения мини-энциклопедия: пер. с итал. - М.: АСТ, 2006. 4. Программа по дополнительному образованию «Юный эколог» для 1-4 классов: Программа кружка; Разработки занятий; Методические рекомендации Издательство Волгоград «Учитель», 2011 г.
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Дата
Разделы темы
Всего часов
Теория
Практика
Виды деятельности
1.
05.09
12.09
Мы - жители планеты Земля.
Планета Земля в Солнечной системе.
2
1
1
Работа со словарём
2.
19.09
26.09
Что такое экология?
Конкурс на лучшего знатока тайн природы.
Сентябрь-ранняя осень.
Сентябрь – Хмурень.
2
1
1
Рисование рисунка
3.
03.10
10.10
Что такое окружающая среда и окружающая природы?
Организм и окружающая среда.
2
1
1
Работа с информационным источником.
4.
17.10
Невидимы нити.
Нужен ли дома и в классе живой уголок?
1
1
Сообщения детей о своих любимцах.
5.
24.10
07.11
Неживая природа. Октябрь - золотая осень. Октябрь -Грязник. Сбор опавших листьев, семян и плодов.
Кто улетит, а кто останется. Влияние сезонных изменений на жизнь перелётных птиц.
2
1
1
Просмотр презентации
Экскурсия
6.
14.11
21.11
Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Ноябрь -Листогон.
Знакомство с сезонными изменениями растений.
Предсказание погоды по народному календарю.
2
1
1
Работа с информационным источником.
Экскурсия
7.
28.11
Вода, её признаки и свойства.
Берегите воду! Декабрь - Студенец.
1
1
Постановка опыта
8.
05.12
Почва-святыня наша.
Состав и свойства почвы.
1
1
Постановка опыты
9.
12.12
19.12
Погода. Климат. Прогноз погоды
Солнце-источник тепла и света.
Животный мир нашего леса.
Изучение мест обитания.
2
1
1
Составления карты прогноза.
Просмотр презентации
10.
26.12
16.01
Вода и жизнь Экскурсия к реке. Исследование территории поймы реки Кумы. Понятие о пищевых цепях.
Отчёт о наблюдениях на экскурсии.
2
1
1
Исследовательская деятельность
11.
23.01
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.
1
1
Работа с информационным источником. Рисование.
12.
30.01
Растения рядом. Растение – живой организм.
Январь – Просинец.
1
1
Исследовательская деятельность
13.
06.02
Мы – за экологические поступки. Угадай экологический знак.