kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Пчеловодство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «ПЧЕЛОВОДСТВО" для 9 класса.

Пояснительная записка.

Пчеловодство на Руси существует уже не века – тысячелетия. И сохранился этот древний промысел потому, что во все времена им занимались люди самые выносливые, бесстрашные, оптимистичные и сильные духом. Пчеловодство - одно из самых полезных и увлекательных занятий для любителей естествознания.

Данная программа рассчитана на мотивацию  подростков к изучению естественных наук, связанных с пчеловодством, чтобы полнее постигнуть тайны улья.

 Занятия по данной программе познакомят ребят с историей пчеловодства, повысят их интеллектуальный уровень и творческий потенциал.

Следует отметить и воспитательную роль пчеловодства. Оно

развивает в человеке внимание, аккуратность, трудолюбие и смекалку.

 Не случайно считается, что у плохих людей пчелы не будут

водиться. Трудолюбие пчел - положительный пример для детей.

Дети, умеющие ухаживать за пчелами, хорошо учатся, дисциплинированны, трудолюбивы.

        Уход за пчелами — это активный отдых. Он  способствует улучшению здоровья, помогает  укрепить организм, повышает  работоспособность.

            Введение данного курса по выбору предполагает наряду с профессиональной ориентацией учащихся и практическую значимость для занятий в личном приусадебном участке.

Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему знаний, достаточную для получения элементарного образования по пчеловодству, которое  при желании может быть продолжено в специальных учебных заведениях.

 Цель курса - ознакомить учащихся с основными навыками и приемами ухода за

пчелами, дать представление о пользе разведения пчел и пользе пчеловодческой продукции.

 Задачи:

- Формировать у учащихся глубокий и устойчивый интерес к пчеловодству.

- Прививать детям необходимые практические навыки и умения по

содержанию пчел.

- Развивать творческие способности и возможности детей и подростков.

- Научить учащихся видеть смысл от полученных знаний и умений и

возможность применения их в дальнейшей самостоятельной жизни.

          После изучения курса учащиеся должны:

  • определиться в выборе профессии;
  • знать значение пчел в приусадебном хозяйстве;
  • быть осведомленными о некоторых способах применения пчелопродукции в лечебных целях;
  • иметь представление об особенностях ухода за пчелиными семьями в разное время года;

Курс рассчитан на 33 часа. Состоит из теоретических занятий, лабораторных  работ, экскурсии, защиты рефератов.

Контроль знаний рекомендуется проводить в качестве защиты реферата, критерии оценки—зачтено/не зачтено.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1.Пчелы и их значение  —   2 часа.

        Краткая история пчеловодства. Пчелы-опылители сельскохозяйственных культур. Понятие об апипродукции. Мед. Пчелиный яд. Маточное молочко. Пчелиный воск. Цветочная пыльца и перга. Прополис. Значение апипродукции в лечебной и профилактической деятельности. Экономика пчеловодства.

 2.Биологические особенности пчел – 4 часа.

Особенности строения пчелы. Семья медоносных пчел. Матка. Рабочие пчелы. Трутни. Гнездо пчелиной семьи. Особенности поведения пчел. Годовой цикл жизнедеятельности пчелиной семьи. Породы пчел: среднерусские лесные, серые кавказские, украинские.

 Лабораторная работа №1 -  Определение матки, трутня, рабочей пчелы.

Лабораторная работа №2 – Строение рабочей пчелы

         3.Как стать пчеловодом – 4 часа.

Общие требования к размещению пасеки. Правила выбора места пасеки. Расстановка ульев. Приобретение пчел.

Помещения для пчел. Виды и устройство ульев. Двухкорпусные, многокорпусные улья. Лежак.

Зимовники. Сотохранилища. Инвентарь пчеловода.  Дымарь. Стамеска. Пчеловодный нож. Лицевая сетка. Маточная клеточка. Воскотопка. Воскопресс. Роевня. Медогонка.

Лабораторная работа №3. Устройство двухкорпусного улья.

4. Содержание пчел и уход за ними – 10 часов.

Календарь работ пчеловода.

4.1. Весенние работы.

 Выставка пчел. Корма: побудительная подкормка, молочно-сахарная подкормка, медово-перговая подкормка, канди, белковые корма, вода. Кормление пчел. Исправление неблагополучных семей. Главная весенняя ревизия. Техника осмотра пчелиных семей. Чистка и дезинфекция ульев.

 Пчелиное воровство на пасеке. Размножение пчел:  естественное роение, размножение искусственным путем.

Отстройка сотов и получение воска. Наращивание рамок искусственной вощиной. Расширение гнезд и усиление расплода. Смена гнезд. Применение строительных рамок. Переработка воскового сырья.

4.2Период медосбора.  Отбор меда. Сорта меда. Анализ меда.

     4.3Осенний период. Главная осенняя ревизия. Зимовка пчел.      Виды           зимовки. Корма пчел и их размещение в гнезде. Зимовники. Уход в зимовниках.

Лабораторная работа №4  - Наващивание рамок вощиной.

Лабораторная работа №5. Определение качества меда.

5. Растения-медоносы – 3 часа

 Весенний период. Горчица, сурепка, лещина, ольха, рапс, черемуха, яблоня, вишня.

Летний период. Василек, каштан, липа, подсолнечник, донник, клевер, гречиха.

 Осенний период. Кульбаба, золотарник, иссоп.

Лабораторная работа №6. Определение растений-медоносов.

6. Профилактика и лечение заболеваний – 4 часа.

Насекомые-паразиты и хищники пчел: восковая моль, клещи, муравьи, осы, шершни, полевки.

Инфекционные болезни: гнилец, аспергиллез, аскосфероз.

Инвазионные болезни: нозематоз, варроатоз, акарапидоз, браулез.

Аптечка для пасеки.

7.Применение продуктов пчеловодства.  Лечение продуктами пчеловодства – 2 часа

  8.Экскурсия на пасеку  —  2 часа.

          Весенняя ревизия пчел.

       9.Итоговое занятие  —   2 часа.

          Защита рефератов.

Примерные темы для рефератов.

  1. Особенности строения пчел.
  2. Пчелиная семья – это фантастика.
  3. Как "разговаривают" пчелы.
  4. Сорта меда
  5. Целебные свойства пчелиного меда
  6. Пчеловодство в условиях рыночной экономики.
  7. Биология пчелиной семьи.
  8. Зима — ответственный период пчеловода.
  9. Пчелы тоже болеют.
  10. Пчелы — незаменимые помощники растениеводов.
  11. Весна, лето, осень пчеловода.
  12. Определение качества меда.
  13. Апипродукция — это не БАДы.

Литература:

1.Краткая энциклопедия пчеловода. Ростов н/Д. Изд-во «Проф-Пресс», 2000.- 608 с.

2. Суворин. А.В. Практическое пчеловодство. Рекомендации, консультации, опыт. (Серия «Библиотечка пчеловода») – Ростов н/Д, 2003. – 416 с.

3.Комаров А.А. Пчеловодство (учебно-справочная книга). Тула: «Ритм», 1992. -  224 с.

4. Пчеловодство: Об опыте известных пчеловодов мира. По материалам зарубежной печати/ Сост. И перевод с польского Н.В. Покислюк – 3-е изд.-Мн.: «Соврем. слово», 2004. – 272 с.

5. Кокорев Николай, Чернов Борис. Сотовое хозяйство./М.:ТИД Континент-Пресс, Континенталь-Книга, 2006. – 64 с. – («Мир пчеловода»)

6. Котова Г.Н., Лысов И.Д., Королев В.П. 500 вопросов и ответов по пчеловодству. М.: «Прометей», 1992, 128 с.

7.Еськов Е.К. Экология медоносной пчелы. –М.: Росагропромиздат, 1990.

8.Лаврехин Ф.А., Панкова С.В. Биология медоносной пчелы. – М.: Колос, 1983.

9.Лебедев В.И., Билаш Н.Г. Биология медоносной пчелы. – М.: Агропромиздат, 1991.

10.Поправко С.А. Растения и пчелы. – М.: Агропромиздат, 1985.

11.Поправко С.А. Пчела на цветке. – М.: Агропромиздат, 1989.

12.Таранов Г.Ф. Анатомия и физиология медоносных пчел. – М.: Колос, 1968.

13.Фриш К. Из жизни пчел. – М.: Мир, 1980.

14.Шабаршов И.А. Юному пчеловоду. – М.: Просвещение, 1983.

15.Щабаршов И.А. В стране медоносных пчел. – М.: Агропромиздат, 1989.

Интернет-сайты по пчеловодству.

1.Пчелы, цветы и здоровье. Авторский сайт

Лечение продуктами пчеловодства.  http://www.bestbees.ru/.

2. Пчеландия

Самый большой и популярный сайт о пчеловодстве. http://www.beeland.ru/

3. Пчеловодство и пчелы

Сайт о пчелах и пчеловодстве, биология медоносных пчел, разведения и содержание пчел, продукты пчеловодства, болезни пчел. http://apicultura.kirov.ru/

4. Журнал «Пчеловодство». http://beekeeping.newhost.ru/

5. Пчеловодные музеи мира

Местоположение, часы и режим работы, впечатления посетителей. http://www.beemuseum.narod.ru/

6. Медовый: все о меде и пчеловодстве. http://www.medoviy.ru/

Тематическое планирование элективного курса «Пчеловодство».

№ урока

Тема урока

Тема1. Пчелы и их значение  —   2 часа.

1

Введение. Цели и задачи курса. История пчеловодства.

2

Продукция пчеловодства. Её использование.

Тема 2.Биологические особенности пчел – 4 часа.

3

Состав пчелиной семьи. Л/р.№1. Определение матки, трутня, рабочей пчелы.

4

Рабочая пчела. Л/р.№2. Строение пчелы

5

Годовой цикл жизнедеятельности пчелиной семьи. Поведение пчел.

6

Породы пчел.

Тема 3.Как стать пчеловодом – 4 часа.

7

Организация пасеки. Выбор места.

8

Ульи. Их виды. Л/р. №3. Устройство двухкорпусного улья.

9

 Инвентарь пчеловода

10

Приобретение пчел.

Тема 4. Содержание пчел и уход за ними – 10 часов.

11

Календарь работы пчеловода. Техника осмотра пчелиной семьи.

12

Весенний период в жизни пчел. Их кормление. Виды кормов.

13

Главная весенняя ревизия. Чистка ульев.

14

Исправление неблагополучных семей.

15

Размножение пчел.

16

Отстройка сотов. Л/Р. №4. Наващивание рамок.

17

Подготовка к медосбору.

18

Медосбор. Отбор меда. Сорта меда. Л/Р. №5. Определение качества меда

19

Главная осенняя ревизия.

20

Зимовка пчел. Уход в зимовниках

Тема 5. Растения-медоносы – 3 часа

21

Важнейшие весенние растения-медоносы.

22

Важнейшие летние и осенние растения-медоносы.

23

Л/р.№6 Определение растений-медоносов.

Тема 6. Профилактика и лечение заболеваний – 4 часа.

24

Насекомые – паразиты пчел. Хищники пчел.

25

Инфекционные болезни.

26

Инвазионные болезни.

27

Лечение пчел. Аптечка для пасеки.

Тема 7.Применение продуктов пчеловодства.  Лечение продуктами пчеловодства – 2 часа

28-29

Лечение продуктами пчеловодства

30-31

Экскурсия. Весна в жизни пчел.

32-33

Зачет по курсу. Защита рефератов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Пчеловодство"»


МОУ – Богдановская средняя общеобразовательная школа.

















Программа

элективного курса

«ПЧЕЛОВОДСТВО»

для 9 класса.







Составила учитель биологии

Бухарина И.В.



















2009 год.





Пояснительная записка.

Пчеловодство на Руси существует уже не века – тысячелетия. И сохранился этот древний промысел потому, что во все времена им занимались люди самые выносливые, бесстрашные, оптимистичные и сильные духом. Пчеловодство - одно из самых полезных и увлекательных занятий для любителей естествознания.

Данная программа рассчитана на мотивацию подростков к изучению естественных наук, связанных с пчеловодством, чтобы полнее постигнуть тайны улья.

Занятия по данной программе познакомят ребят с историей пчеловодства, повысят их интеллектуальный уровень и творческий потенциал.

Следует отметить и воспитательную роль пчеловодства. Оно

развивает в человеке внимание, аккуратность, трудолюбие и смекалку.

Не случайно считается, что у плохих людей пчелы не будут

водиться. Трудолюбие пчел - положительный пример для детей.

Дети, умеющие ухаживать за пчелами, хорошо учатся, дисциплинированны, трудолюбивы.

Уход за пчелами — это активный отдых. Он способствует улучшению здоровья, помогает укрепить организм, повышает работоспособность.

Введение данного курса по выбору предполагает наряду с профессиональной ориентацией учащихся и практическую значимость для занятий в личном приусадебном участке.

Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему знаний, достаточную для получения элементарного образования по пчеловодству, которое при желании может быть продолжено в специальных учебных заведениях.

Цель курса - ознакомить учащихся с основными навыками и приемами ухода за

пчелами , дать представление о пользе разведения пчел и пользе пчеловодческой продукции.

Задачи:

- Формировать у учащихся глубокий и устойчивый интерес к пчеловодству.

- Прививать детям необходимые практические навыки и умения по

содержанию пчел.

- Развивать творческие способности и возможности детей и подростков.

- Научить учащихся видеть смысл от полученных знаний и умений и

возможность применения их в дальнейшей самостоятельной жизни.

После изучения курса учащиеся должны:

  • определиться в выборе профессии;

  • знать значение пчел в приусадебном хозяйстве;

  • быть осведомленными о некоторых способах применения пчелопродукции в лечебных целях;

  • иметь представление об особенностях ухода за пчелиными семьями в разное время года;

Курс рассчитан на 33 часа. Состоит из теоретических занятий, лабораторных работ, экскурсии, защиты рефератов.

Контроль знаний рекомендуется проводить в качестве защиты реферата, критерии оценки—зачтено/не зачтено.








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


1.Пчелы и их значение — 2 часа.

Краткая история пчеловодства. Пчелы-опылители сельскохозяйственных культур. Понятие об апипродукции. Мед. Пчелиный яд. Маточное молочко. Пчелиный воск. Цветочная пыльца и перга. Прополис. Значение апипродукции в лечебной и профилактической деятельности. Экономика пчеловодства.

2.Биологические особенности пчел – 4 часа.

Особенности строения пчелы. Семья медоносных пчел. Матка. Рабочие пчелы. Трутни. Гнездо пчелиной семьи. Особенности поведения пчел. Годовой цикл жизнедеятельности пчелиной семьи. Породы пчел: среднерусские лесные, серые кавказские, украинские.

Лабораторная работа №1 - Определение матки, трутня, рабочей пчелы.

Лабораторная работа №2 – Строение рабочей пчелы

3.Как стать пчеловодом – 4 часа.

Общие требования к размещению пасеки. Правила выбора места пасеки. Расстановка ульев. Приобретение пчел.

Помещения для пчел. Виды и устройство ульев. Двухкорпусные, многокорпусные улья. Лежак.

Зимовники. Сотохранилища. Инвентарь пчеловода. Дымарь. Стамеска. Пчеловодный нож. Лицевая сетка. Маточная клеточка. Воскотопка. Воскопресс. Роевня. Медогонка.

Лабораторная работа №3. Устройство двухкорпусного улья.

4. Содержание пчел и уход за ними – 10 часов.

Календарь работ пчеловода.

4.1. Весенние работы.

Выставка пчел. Корма: побудительная подкормка, молочно-сахарная подкормка, медово-перговая подкормка, канди, белковые корма, вода. Кормление пчел. Исправление неблагополучных семей. Главная весенняя ревизия. Техника осмотра пчелиных семей. Чистка и дезинфекция ульев.

Пчелиное воровство на пасеке. Размножение пчел: естественное роение, размножение искусственным путем.

Отстройка сотов и получение воска. Наращивание рамок искусственной вощиной. Расширение гнезд и усиление расплода. Смена гнезд. Применение строительных рамок. Переработка воскового сырья.

4.2Период медосбора. Отбор меда. Сорта меда. Анализ меда.

4.3Осенний период. Главная осенняя ревизия. Зимовка пчел. Виды зимовки. Корма пчел и их размещение в гнезде. Зимовники. Уход в зимовниках.

Лабораторная работа №4 - Наващивание рамок вощиной.

Лабораторная работа №5 . Определение качества меда.


5. Растения-медоносы – 3 часа

Весенний период. Горчица, сурепка, лещина, ольха, рапс, черемуха, яблоня, вишня.

Летний период. Василек, каштан, липа, подсолнечник, донник, клевер, гречиха.

Осенний период. Кульбаба, золотарник, иссоп.

Лабораторная работа №6. Определение растений-медоносов.

6. Профилактика и лечение заболеваний – 4 часа.

Насекомые-паразиты и хищники пчел: восковая моль, клещи, муравьи, осы, шершни, полевки.

Инфекционные болезни: гнилец, аспергиллез, аскосфероз.

Инвазионные болезни: нозематоз, варроатоз, акарапидоз, браулез.

Аптечка для пасеки.




7.Применение продуктов пчеловодства. Лечение продуктами пчеловодства – 2 часа

8.Экскурсия на пасеку — 2 часа.

Весенняя ревизия пчел.

9.Итоговое занятие — 2 часа.

Защита рефератов.


Примерные темы для рефератов.


  1. Особенности строения пчел.

  2. Пчелиная семья – это фантастика.

  3. Как "разговаривают" пчелы.

  4. Сорта меда

  5. Целебные свойства пчелиного меда

  6. Пчеловодство в условиях рыночной экономики.

  7. Биология пчелиной семьи.

  8. Зима — ответственный период пчеловода.

  9. Пчелы тоже болеют.

  10. Пчелы — незаменимые помощники растениеводов.

  11. Весна, лето, осень пчеловода.

  12. Определение качества меда.

  13. Апипродукция — это не БАДы.



































Литература:

1.Краткая энциклопедия пчеловода. Ростов н/Д. Изд-во «Проф-Пресс», 2000.- 608 с.

2. Суворин. А.В. Практическое пчеловодство. Рекомендации, консультации, опыт. (Серия «Библиотечка пчеловода») – Ростов н/Д, 2003. – 416 с.

3.Комаров А.А. Пчеловодство (учебно-справочная книга). Тула: «Ритм», 1992. - 224 с.

4. Пчеловодство: Об опыте известных пчеловодов мира. По материалам зарубежной печати/ Сост. И перевод с польского Н.В. Покислюк – 3-е изд.-Мн.: «Соврем. слово», 2004. – 272 с.

5. Кокорев Николай, Чернов Борис. Сотовое хозяйство./М.:ТИД Континент-Пресс, Континенталь-Книга, 2006. – 64 с. – («Мир пчеловода»)

6. Котова Г.Н., Лысов И.Д., Королев В.П. 500 вопросов и ответов по пчеловодству. М.: «Прометей», 1992, 128 с.

7.Еськов Е.К. Экология медоносной пчелы. –М.: Росагропромиздат, 1990.

8.Лаврехин Ф.А., Панкова С.В. Биология медоносной пчелы. – М.: Колос, 1983.

9.Лебедев В.И., Билаш Н.Г. Биология медоносной пчелы. – М.: Агропромиздат, 1991.

10.Поправко С.А. Растения и пчелы. – М.: Агропромиздат, 1985.

11.Поправко С.А. Пчела на цветке. – М.: Агропромиздат, 1989.

12.Таранов Г.Ф. Анатомия и физиология медоносных пчел. – М.: Колос, 1968.

13.Фриш К. Из жизни пчел. – М.: Мир, 1980.

14.Шабаршов И.А. Юному пчеловоду. – М.: Просвещение, 1983.

15.Щабаршов И.А. В стране медоносных пчел. – М.: Агропромиздат, 1989.


Интернет-сайты по пчеловодству.


1.Пчелы, цветы и здоровье. Авторский сайт

Лечение продуктами пчеловодства. http://www.bestbees.ru/.

2. Пчеландия

Самый большой и популярный сайт о пчеловодстве. http://www.beeland.ru/

3. Пчеловодство и пчелы

Сайт о пчелах и пчеловодстве, биология медоносных пчел, разведения и содержание пчел, продукты пчеловодства, болезни пчел. http://apicultura.kirov.ru/

4. Журнал «Пчеловодство». http://beekeeping.newhost.ru/

5. Пчеловодные музеи мира

Местоположение, часы и режим работы, впечатления посетителей. http://www.beemuseum.narod.ru/

6. Медовый: все о меде и пчеловодстве. http://www.medoviy.ru/














Тематическое планирование элективного курса «Пчеловодство».

№ урока

Тема урока


Тема1. Пчелы и их значение — 2 часа.


1

Введение. Цели и задачи курса. История пчеловодства.

2

Продукция пчеловодства. Её использование.

Тема 2.Биологические особенности пчел – 4 часа.


3

Состав пчелиной семьи. Л/р.№1. Определение матки, трутня, рабочей пчелы.


4

Рабочая пчела. Л/р.№2. Строение пчелы

5

Годовой цикл жизнедеятельности пчелиной семьи. Поведение пчел.

6

Породы пчел.

Тема 3 .Как стать пчеловодом – 4 часа.


7

Организация пасеки. Выбор места.

8

Ульи. Их виды. Л/р. №3. Устройство двухкорпусного улья.

9

Инвентарь пчеловода

10

Приобретение пчел.


Тема 4. Содержание пчел и уход за ними – 10 часов.


11

Календарь работы пчеловода. Техника осмотра пчелиной семьи.

12

Весенний период в жизни пчел. Их кормление. Виды кормов.

13

Главная весенняя ревизия. Чистка ульев.

14

Исправление неблагополучных семей.

15

Размножение пчел.

16

Отстройка сотов. Л/Р. №4. Наващивание рамок.

17

Подготовка к медосбору.

18

Медосбор. Отбор меда. Сорта меда. Л/Р. №5. Определение качества меда

19

Главная осенняя ревизия.

20

Зимовка пчел. Уход в зимовниках

Тема 5. Растения-медоносы – 3 часа


21

Важнейшие весенние растения-медоносы.

22

Важнейшие летние и осенние растения-медоносы.

23

Л/р.№6 Определение растений-медоносов.



Тема 6. Профилактика и лечение заболеваний – 4 часа.


24

Насекомые – паразиты пчел. Хищники пчел.

25

Инфекционные болезни.

26

Инвазионные болезни.

27

Лечение пчел. Аптечка для пасеки.

Тема 7.Применение продуктов пчеловодства. Лечение продуктами пчеловодства – 2 часа


28-29

Лечение продуктами пчеловодства

30-31

Экскурсия. Весна в жизни пчел.

32-33

Зачет по курсу. Защита рефератов.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Элективный курс "Пчеловодство"

Автор: Бухарина Ирина Валерьевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "План-конспект по элективному курсу «География Российского порубежья» в 9 классе. "
    ["seo_title"] => string(87) "plan-konspiekt-po-eliektivnomu-kursu-gieoghrafiia-rossiiskogho-porubiezh-ia-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "144219"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418667764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства