Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа мастеров"
Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа мастеров"
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
В связи с тем, что в настоящее время , когда на технологию отводится так мало времени, а включение во внеурочную работу по технологии всех учащихся необходимо, так как растёт познавательный интерес к творчеству. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
Практическая значимость программы обусловлена тем, что
к концу 1 года обучения учащиеся смогут называть ручные инструменты, материалы, приспособления, предусмотренные программой; Будут знать элементарные
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
Должны будут уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
Правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду
Цель программы :учить детей осваивать язык декоративно – творческой деятельности(аппликации, декоративных композиций из скульптурного материала) и бумажной пластики и изделий из природного и бросового материала.
Задачи:
Обучающие:
-выявлять склонности, способности, интересы учащихся;
-создавать условия для индивидуального развития ребенка;
- формировать умение правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемые в опыте мастеров искусства;
-учить умению проявлять себя в декоративно - творческой деятельности;
Развивающие:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде творческих работ;
-создавать условия для применения приобретённых знаний , умений и навыков в ходе внеурочной деятельности;
-развивать умение трудиться.
- создавать условия для обучения школьников, умение слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы;
а также создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, интереса к внеурочной деятельности , позитивному общению школьников и умению владения школьниками приёмами исполнительского мастерства;
Воспитательные:
-формировать интерес к результату своего труда.
-развивать требовательность к себе и другим, выполняя работу в коллективе.
Нормативно-правовое и методологическое обеспечение программы
Закон «Об образовании» Российской Федерации. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 54. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 5.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010 6. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373; 9. Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». 10. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 11.Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-295 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы.
Продолжительность занятий строится во 2 классе из расчёта 34 часа, 1 занятие в неделю, продолжительностью 45 минут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа мастеров" »
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа мастеров»
Срок реализации 1 год
2 класс
2014 -2015 учебный год
Учитель: Панина Марина Ивановна
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
В связи с тем, что в настоящее время , когда на технологию отводится так мало времени, а включение во внеурочную работу по технологии всех учащихся необходимо, так как растёт познавательный интерес к творчеству. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
Практическая значимость программы обусловлена тем, что
к концу 1 года обучения учащиеся смогут называть ручные инструменты, материалы, приспособления, предусмотренные программой; Будут знать элементарные
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
Должны будут уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
Правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду
Цель программы :учить детей осваивать язык декоративно – творческой деятельности(аппликации, декоративных композиций из скульптурного материала) и бумажной пластики и изделий из природного и бросового материала.
Задачи:
Обучающие:
-выявлять склонности, способности, интересы учащихся;
-создавать условия для индивидуального развития ребенка;
- формировать умение правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемые в опыте мастеров искусства;
-учить умению проявлять себя в декоративно - творческой деятельности;
Развивающие:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде творческих работ;
-создавать условия для применения приобретённых знаний , умений и навыков в ходе внеурочной деятельности;
-развивать умение трудиться.
- создавать условия для обучения школьников, умение слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы;
а также создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, интереса к внеурочной деятельности , позитивному общению школьников и умению владения школьниками приёмами исполнительского мастерства;
Воспитательные:
-формировать интерес к результату своего труда.
-развивать требовательность к себе и другим, выполняя работу в коллективе.
Нормативно-правовое и методологическое обеспечение программы
Закон «Об образовании» Российской Федерации. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 54. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 5.Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010 6. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373; 9. Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». 10. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 11.Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-295 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы.
Продолжительность занятий строится во 2 классе из расчёта 34 часа, 1 занятие в неделю, продолжительностью 45 минут.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
Название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
Правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
Правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
Способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
Правильно пользоваться ручными инструментами;
Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
Организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
Бережно относиться к инструментам и материалам;
Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
Самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
Правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.
Название: «Школа мастеров»
Учебно-тематический план
2 класс
№ п/п
Темы
Форма проведения
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
Занятие -экскурсия
2
1
1
2
Работа с природным материалом
Занятие -практикум
6
1
5
Проектная деятельность.
Панно из бумажных цветов
Занятие -путешествие
4
1
3
3
Работа с тканью
Занятие -практикум
5
1
4
Проектная деятельность.
Панно из ткани «Дерево».
Занятие -сказка
1
1
4
Работа с бумагой и картоном
Занятие творчество
2
1
1
5
Работа с пластилином
Занятие -практикум
5
1
3
Проектная деятельность.
Панно «Времена года»
Занятие с дидактической игрой
1
1
6
Работа с «бросовым» материалом
Занятие -практикум
5
5
Проектная деятельность.
Панно по мультфильму «Смешарики»
Исполнение сказочного сюжета
2
2
7
Отчётная выставка-ярмарка работ школьников
Занятие – выставка
1
1
Итого
34
6
28
Содержание курса
1. Вводное занятие
Техника безопасности при работе с природным материалом. Соблюдение порядка на рабочем месте. Экскурсия в лес. Сбор различных природных материалов (листья разного цвета и фактуры, веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Практическая работа: сбор природных материалов .
2. Работа с природными материалами
Дары природы. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Изготовление композиций из засушенных листьев. Изготовление животных из шишек. Составление композиции (коллективная работа). Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). Работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек.
Техника безопасности при работе с пластилином, ножницами, клеем.
Проект в японская технике «Ошибана» «Юные модельеры»
Практическая работа: изготовление панно по замыслу детей и педагога; оформление книжек-малышек; оформление стенда «Знаете ли вы?».
3. Работа с бумагойи картоном
Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
Закладка с использованием плетения. Изготовление гофрированных фонариков (фонарик-веер, китайский фонарик). Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет). Изготовление аппликации “Осенний лес”. Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами). Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
Проектная деятельность:Панно из бумажных цветов
Практическая работа: выполнение творческих работ в разных техниках. Работа с бумагой и картоном.
4.Работа с тканью.
Понятие о ткани. Народные традиции в изготовлении изделий из ткани. Знакомство с различными образцами ткани. Порядок проектирования изделий из ткани. Подбор материала для изготовления листьев из ткани. Технология кройки заготовки различных деталей дерева.
Проектная деятельность.Панно из ткани «Дерево».
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы с ножницами; ознакомление с возможным цветовым оформлением поделки из ткани.
5.Работа с пластилином
Учить детей работать с пластилином аккуратно при изготовлении пластилиновой поделки. Лепка людей, животных. Пластилиновая аппликация на картоне “Мир вокруг нас”, “Волшебная страна”. Пластилиновая аппликация
6. Работа с «бросовым» материалом
Учить детей создавать объемные композиции из бросового материала; учить детей выполнять работу быстро и аккуратно, прививать навыки работы с инструментами, напомнить правила техники безопасности с режущими и колющими предметами.
Сбор бросового материала (пластиковые бутыли, коробочки, яичная скорлупа, пробки от бутылок, пластмассовые колпачки, старые ручки, стаканчики из под йогурта, пакеты из-под сока.)
Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
Панно по мультфильму «Смашарики» .
Практическая работа: изготовление различных работ с использованием бросового материала по замыслу детей и педагога. Изготовление сувениров. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.
7.Отчётная выставка-ярмарка работ школьников
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Школа мастеров»
№п\п
Наименование темы
Количество часов
Форма проведения
Дата
1
Вводное занятие. Знакомство с курсом
1
беседа
2
Вводное занятие
1
Экскурсия
3
Работа с природным материалом.
Заготовка природного материала
Экскурсия.
4
Работа с природным материалом.
Упражнения на восприятие, воображение, моторику мелких мышц кистей рук.
1
Практическая работа
5
Работа с природным материалом.
Изготовление композиций из листьев.
1
Практическая работа
6
Работа с природным материалом.
Составление композиций из семян.
1
Практическая работа
7
Работа с природным материалом.
Коллективная работа. Изготовление панно по замыслу педагога и детей.
1
Практическая работа
8
Работа с природным материалом.
Итоговый урок.
1
9
Работа с бумагой и картоном.
Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
1
Теоретическая работа
10
Работа с бумагой и картоном.
Знакомство с разметкой бумаги и инструментами использующими для разметки бумаги и картона.
1
Практическая работа
11
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление аппликации «Осенний лес»
1
Практическая работа
12
Работа с бумагой и картоном.
Проектная деятельность. Панно «Дерево»
1
Практическая работа
13
Работа с пластилином.
Знакомство со свойствами пластилина.
Знакомство с инструментами при работе с пластилином.
1
Беседа
14
Работа с пластилином.
Лепка людей. Животных.
1
Практическая работа
15
Работа с пластилином.
Пластилиновая аппликация на картоне.
1
Практическая работа.
16
Работа с пластилином.
Волшебная страна Пластилиния.
1
Практическая работа
17
Работа с пластилином.
Лепка – игра.
1
Практическая работа.
18
Работа с тканью.
Понятие о ткани.Ознакомление с возможным цветовым оформлением ткани.
1
Беседа
19
Работа с тканью.
Народные традиции в изготовлении изделий из ткани.
1
Беседа
20
Работа с тканью.
Знакомство с различными образами игрушки из ткани.
Изготовление куклы- оберега.
1
Практическая работа.
21
Работа с тканью.
Панно из ткани «Дерево»
1
Практическая работа.
22
Работа с тканью.
Сочиняем сказку «Жила – была…»по инициативе детей и педагога.
1
Практическая работа
23
Работа с бросовым материалом.
Знакомство с бросовым материалом.
1
Беседа.
24
Работа с бросовым материалом.
Сбор бросового материала.
Навыки работы с инструментами, необходимыми при работе(ножницы)
1
Практическая работа.
25
Работа с бросовым материалом.
Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
Конструирование из прямоугольных коробочек.
1
Практическая работа.
26
Работа с бросовым материалом
Игрушки из пластмассовых коробочек, баночек, пробок.
1
Практическая работа.
27
Работа с бросовым материалом.
Выбор темы по замыслу детей и педагога.
1
Практическая работа.
28
Работа с бросовым материалом. Коллективная поделка.
1
Практическая работа.
29
Квиллинг.
Знакомство с разметкой изделия, материалом, инструментами.
1
Беседа
30
Квиллинг.
Изготовление панно «Весенние Цветы»
1
Практическая работа.
31-32
Проектная деятельность панно по мультфильму «Смешарики»
2
Практическая работа
33
Отчетная – выставка – ярмарка работ – школьников.
1
Практическая работа
34
Аукцион детских работ. Подведение итогов мастерства.
1
Практическая работа.
Учебная методическая литература и - ресурсы
1. Стандарты второго поколения. Пособия. М., Просвещение, 2011 г.
2. Горской В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011 г.
3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение, 1991 г.
4. Гусакова М.Л. Аппликация. М., Просвещение, 1987 г.
5. Еременко Т.И. Иголка – волшебница. М., Просвещение, 1988 г.
6. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., Просвещение, 1985 г.
7. Кузьмина М. Азбука плетения. М., Легпромбытиздат, 1991 г.
8. Неботова З.Л. Игрушка – самоделка. СПб., Лениздат, 1995 г.
9. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М., Просвещение, 1985 г.
10. Щеблынин И.К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990 г.