kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (тестопластика) для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности, работа с соленым тестом. Для обучвющихся 1-4 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (тестопластика) для 1-4 классов»

МКОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа №1










ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Умелые ручки»

(тестопластика)

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов

Срок реализации программы: 4 года




Разработчик:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Л.С.Полехина





Венгерово, 2021 г.





Пояснительная записка

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем, и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае, начиная с 17 века, делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

 Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу?
Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей – соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Цель программы:

Создание условий для формирования:

  • устойчивых эмоциональных состояний у детей,

  • фундамента основ согласования,

  • усиления познавательной деятельности.

Задачи:

  • развивать познавательную сферу ребенка,

  • развивать эмоционально-волевую сферу,

  • формировать основы сотрудничества, взаимодополнения, взаимопомощи,

  • расширять представления об окружающей действительности,

  • приобретать навыки и умения в практической творческой деятельности.

  • формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел

Принципы и подходы построения программы:

Принципы:

    1. Научности и доступности.

    2. Гуманного воспитания

    3. Личностно ориентированного воспитания.

    4. Природособразности.

Подходы:

  1. Деятельный.

  2. Целостный.

  3. Дифференцированный.

  4. Комплексный.

Формы работы

Для реализации поставленных задач в программе использованы следующие формы работы: индивидуальная, в малых группах 2-4 человека, с классом.

Каждый вид работы выполняет специфические функции:

1. Индивидуальная.

Служит средством для:

  • укрепления и развития моторики,

  • коррекции эмоционального состояния,

  • повышения самооценки,

  • улучшения взаимоотношений с родителями, сверстниками, взрослыми,

  • развития пространственного мышления, пространственной ориентации.

2. Групповая - в малых группах (2-4 человека).

Служит средством для:

  • развития умения позитивного взаимодействия в процессе творческой работы,

  • воспитания сотрудничества, повышения мотивации, помощи младшим детям через проведение игровых занятий с применением дидактического материала, изготовленного своими руками

  • развития пространственного мышления, моторики, воображения, эстетического вкуса.

3. С классом.

Служит средством для:

  • закрепления коммуникативных умений,

  • навыков практической творческой деятельности, умения их практического применения,

  • повышения заинтересованности в деятельности, работоспособности,

  • ознакомления с дополнительными видами нетрадиционных материалов, их сочетания с тестопластикой.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала), репродуктивный, проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения), эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).

Преимущества соленого теста:

1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

2.Легко отмывается и не оставляет следов;

3.Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!

4.Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

6.Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

8.С готовым изделием можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

  Инструменты и материалы. Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки - все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.
Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным).

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной, если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим. Лепить или вырезать фигурки нужно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой.
Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете.

Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
          Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.


Ожидаемые результаты обучения:

  • научить детей приемам лепки из соленого теста;

  • использовать дополнительный материал для составления коллажей, композиционно оформлять свою работу;

  • способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ;

  • повышение степени свободы ребенка, вера в свои силы, адаптация в социуме.

К концу обучения дети должны

знать:

различные виды декоративно-прикладного искусства;

что такое пластическое искусство;

техники и технологии работы с пластичными материалами;

основы композиции;

основы цветоведения.

уметь:

выполнять эскизы работы;

составлять свою композицию;

намечать последовательность выполнения работы;

выполнять работу аккуратно, эстетично.

Показателями эффективности действия программы будут являться:

выбор данной темы;

удовлетворённость участников образовательного процесса;

отзывы родителей.








Учебно-тематический план


п/п

 

Тема

 

Кол-во часов

 

Формы учебных занятий


1 класс

Вводное занятие. Знакомство с преимуществом соленого теста (рецепт, способы сушки теста, инструменты для работы)

1

Просмотр презентации


Практическое занятие


Оформление композиции


Выставка

 

 

 

 

Лепка композиции «Осенние дары природы»

1

Раскрашивание композиции «Осенние дары природы»

1

Оформление композиции «Осенние дары природы»

1

Лепка композиции «Моей единственной маме»

2

Раскрашивание композиции «Моей единственной маме»

2

Оформление композиции «Моей единственной маме»

2

Лепка композиции «Новогодний серпантин»

2

Раскрашивание композиции «Новогодний серпантин»

1

Оформление композиции «Новогодний серпантин»

1

Лепка композиции «Рождественские подарки»

1

Раскрашивание композиции «Рождественские подарки»

1

Оформление композиции «Рождественские подарки»

Промежуточное подведение результатов – выставка поделок к родительскому собранию.

1

Лепка композиции «Защитникам Отечества»

2

Раскрашивание композиции «»Защитникам Отечества

1

Оформление композиции «Защитникам Отечества»

1

Лепка композиции «Подарок к 8 марта»

2

Раскрашивание композиции «Подарок к 8 марта»

1

Оформление композиции «Подарок к 8 марта»

1

Лепка композиции «Весна - красна»

1

Раскрашивание композиции «Весна - красна»

1

Оформление композиции «Весна - красна»

1

Лепка композиции «Победа наших дедов»

1

Раскрашивание композиции «Победа наших дедов»

1


Оформление композиции «Победа наших дедов»

1

Лепка на свободную тему

(Обмен опытом между учащимися)

1

Итоговое занятие. Подготовка выставки поделок.

1

 




Итого: 33 часа






2 класс


1

Создание игрушек в технике тестопластики - лепка из соленого теста. Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона по замыслу.


2

Декоративно-оформительская деятельность


Выставка


Беседа

2

Раскрашивание плоских украшений.

2

3

Декоративно-оформительская деятельность. Создание объёмных лепных фигур.

3

4

Роспись декоративных лепных игрушек.

2

5

Создание выразительных образов. Символ года.

2

6

Декоративное оформление сувенира.

1

7

Создание объемных поделок из соленого теста по замыслу. Новогодний сувенир

2

8

Декоративное оформление сувенира.

2

9

Промежуточное подведение итогов. Выставка новогодних сувениров.

1

10

Рельефная лепка из соленого теста. Лепка кукол на плоскости. Образ человека (мужской образ)

2

11

Роспись панно.

2

12

Лепка кукол на плоскости. Образ человека (женский образ)

2

13

Роспись поделки.

2

14

Создание пластических образов сказочного мира по представлению.

2

15

Роспись панно.

2

16

Декоративный рельеф. Создание пластических композиции по мотивам литературных произведения.

Панно « Моя любимая сказка».

2

17

Роспись панно.

2

18

Подведение итогов года. Выставка работ учащихся.

1


Итого: 34 часа.



3 класс


1

Шкатулка. Композиции из соленого теста.

2

Беседа


Выставка


Просмотр презентации

2

Роспись поделки.

2

3

Сувенир. Весёлые сюрпризы.

2

4

Роспись поделки.

2

5

История русской матрёшки. Выполнение эскиза матрёшек.

2

6

Роспись поделки.

2

7

Лепка ёлочных игрушек. Воссоздание образа орнаментированного изображения животных, птиц.

2

8

Роспись и украшение игрушек. Промежуточное подведение итогов. Выставка поделок для родительского собрания.

2

9

Забавные объёмные игрушки.

2

10

Роспись и украшение изделий.

2

11

Лепим зоопарк.

3

12

Роспись поделок.

2

13

Лепка на тему: «Деревенские мотивы».

2

14

Роспись и украшение изделия.

2

15

Сувенир. Весёлые сюрпризы.

2

16

Роспись и украшение изделия.

2

17

Подведение итогов года. Выставка работ учащихся.

1



Итого: 34 часа.



4 класс



1

Осенняя композиция из соленого теста с элементами природного материала.

2

Обзорная беседа


Выставка


Разыгрывание сказки


Просмотр презентации

2

Роспись и украшение изделия.

2

3

Декоративно-прикладное творчество. Обзорная беседа. Показ презентации.

1

4

Простые элементы травного орнамента Хохломы. Обзорное занятие.

1

5

Изготовление стаканчика, расписанного узорами Хохломы.

2

6

Роспись и украшение изделия.

2

7

Искусство Жостово. Геометрический и растительный орнамент. Обзорное занятие.

1

8

Типы и формы цветов в жостовской росписи. Изготовление изделия.

2

9

Роспись и украшение изделия. Подведение промежуточных результатов. Оформление выставки для учащихся 1-4 классов.

2

10

Русские народные сказки. Лепка героев сказки «Колобок».

3

11

Роспись и украшение изделия.

2

12

Разыгрывание сказки «Колобок» с использованием самодельных кукол-героев.

1

13

Лепка героев сказки «Репка»

3

14

Роспись и украшение изделия.

2

15

Разыгрывание сказки «Репка» с использованием самодельных кукол-героев.

1

16

Лепка героев сказки «Под грибком»

3

17

Роспись и украшение изделия.

3

18

Подведение итогов года. Выставка работ учащихся.

1


Итого: 34 часа.

Учебно-материальная база:


Для реализации программы необходимо:

  • Научно-методическое и дидактическое оснащение;

  • Технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор);

  • Солёное тесто;

  • Стеки.


Литература:


  • «Большая книга поделок» Силаева К., Михайлова И., М.: Эксмо 2017 г.

  • «Лепка и тестопластика» Лыкова И. М.: Карапуз 2018 г.

  • «Шедевры из солёного теста» Зимина Н.В. ООО ТД «Издательство Мир книги» 2019 г.

  • Интернет - источники


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (тестопластика) для 1-4 классов

Автор: Полехина Любовь Семеновна

Дата: 07.07.2022

Номер свидетельства: 610985


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства