Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Умелые ручки» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Умелые ручки» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 г.
Рабочая программа направлена на введение младших школьников в проектную деятельность с использованием современных образовательных технологий. Занятия по программе имеют большое значение для творческого развития детей.
Конструирование и ручной труд, игра и рисование – особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого, исследовательского характера через введение в проектную деятельность, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа; методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т. д.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе организуя работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Программа позволяет реализовать используемые в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Задачи программы:
1. Формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
2. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, бережного отношения к результатам своего труда.
3. Вовлечение родителей в творческую деятельность детей дома.
4. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
– ведение диалога, координирование своих действий с действиями партнеров по совместной деятельности;
– способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
– социально адекватные способы поведения
5. Формирование способности к организации деятельности и управлению:
– целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
– навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
– самостоятельное и совместное планирование деятельности и сотрудничества;
– самостоятельное и совместное принятие решений.
6.Обучение детей разнообразным приемам преобразования различных материалов.
7. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей.
8. Формирование умения решать творческие задачи.
Принципы построения педагогического процесса:
От простого к сложному.
Системность работ.
Принцип тематических циклов.
Индивидуальный подход.
Ценностные установки:
· уважение к труду;
· стремление к познанию и истине;
· целеустремлённость;
· настойчивость;
· бережливость;
· трудолюбие.
Содержание программы
№ п /п
Количество часов
Тема занятия
Элементы содержания
1
2
Занятие-экскурсия «Что нам дарит природа». Заготовка бросового и природного материалов
Развитие мелкой моторики рук, формирование творческого мышления. Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов, использованием в изготовлении поделок
2
2
Создание коллекции «Ткани». Преображение кусочка ткани
Познакомить с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется); научить преобразовывать кусочек ткани в одежду для кукол, картинку; воспитывать трудолюбие, аккуратность. Познакомить с инструментами (шило, нож-резак, ножницы) и правилами безопасной работы с ними; учить делать поделки, творчески мыслить
3
2
Аппликация «Рыбки в аквариуме»
Знакомить с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); учить детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги несложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое дело до конца
4
2
Кораблики. Самолеты
Продолжить знакомство с бумагой и её свойствами (теряет форму, рвётся, мнётся); воспитывать умение доводить начатое дело до конца
5
2
Рельефное изображение растений
Способствовать созданию изображений уже знакомых растений, проявляя фантазию, творчество; воспитывать желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца
6
2
Изготовление коробочек и баночек для хранения собранного материала
Продолжать знакомить с разнообразием природного, бросового материалов, использованием в изготовлении поделок. Составление плана работы, формирование идеи проекта
7
2
Футляр для телефона. Преображение кусочка ткани (по желанию). Коллекция «Ткани» (пополнить)
Продолжать учить работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления степлером и клеем; умение радоваться полученному результату
8
2
Домики. Роботы
Обогатить знания о разнообразии бросового материала, его использовании при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности при работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность
9
2
Создание мягкой игрушки
Способствовать развитию наблюдательности, проявлению творчества, фантазии, инициативы, дружеских взаимоотношений; развивать мелкую моторику рук
10
2
Совместный коллаж «Прилет птиц»
Формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве, умение сделать выбор; развивать навыки решения творческих задач
11
2
Органайзер для карандашей
Учить видеть необычное в обычном, применяя знакомые умения и навыки конструирования (сделать углубления, украсить); развивать фантазию, творчество
12
2
Коробочки с секретом
Познакомить с новой техникой в работе с бумагой – декупаж; показать способы изготовления – оклеивание объемных форм и украшение их по желанию; развивать творчество, мелкую моторику рук, художественный вкус
13
2
Забавные магниты на холодильник
Продолжать учить использовать для своих поделок пластиковые бутылки и крышечки; познакомить с новым способом изготовления поделки – обкручивание объемных форм; формировать желание выполнять работу до конца и радоваться полученному результату
14
2
Чудесное превращение перчаток
Продолжать учить видеть необычное в обычных предметах; развивать умение дополнять задуманное мелкими деталями, выбирать красивые цветовые сочетания; способствовать коллективной деятельности, речевому и
игровому общению детей; развивать художественный вкус, замысел, фантазию
15
2
Лепка игрушки по мотивам народных образцов
Расширить и уточнить знания о народных промыслах; совершенствовать приемы лепки сложной фигуры из целого куска пластилина; отрабатывать умение применять народные орнаменты при оформлении игрушки
16
2
Создание композиции «Мир будущего»
Учить созданию объемной модели с использованием пластилина, бумаги, красок; развивать воображение, умения прогнозировать ход событий, коллективно планировать работу по реализации замысла, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности
17
2
Подготовка и проведение итоговой выставки «Мир нашего творчества»
Формировать бережное отношение к результатам труда, умение анализировать сделанное, выявлять ошибки, планировать будущую деятельность; обучать самопрезентации и умению защищать свои работы
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Тема занятия
1
Занятие-экскурсия «Что нам дарит природа».
2
Создание коллекции «Ткани».
3
Аппликация «Рыбки в аквариуме»
4
Кораблики. Самолеты
5
Рельефное изображение растений
6
Изготовление коробочек и баночек для хранения собранного материала
7
Футляр для телефона. Преображение кусочка ткани . Коллекция «Ткани»
8
Домики. Роботы
9
Создание мягкой игрушки
10
Совместный коллаж «Прилет птиц»
11
Органайзер для карандашей
12
Коробочки с секретом
13
Забавные магниты на холодильник
14
Чудесное превращение перчаток
15
Лепка игрушки по мотивам народных образцов
16
Создание композиции «Мир будущего»
17
Подготовка и проведение итоговой выставки «Мир нашего творчества»
Планируемые результаты
У младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
· Целеполагание (постановка и удерживание цели).
· Планирование (составление плана своей деятельности).
· Понимание (видение проблемы; анализ сделанного – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).
· Моделирование (представление способа действия в виде модели-схемы, выделение всего существенного и главного).
· Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи.
· Вступление в коммуникацию (взаимодействие при решении задачи, отстаивание своей позиции, принятие или отклонение точки зрения других).
Учащиеся будут иметь представление:
о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
с помощью учителя научатся:
– выбирать темы для практических работ;
– формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
– выдвигать возможные способы их решения;
– доказывать своё мнение.
Освоение предметных знаний, умений:
· научатся самостоятельно определять последовательность выполнения работы;
· научатся самостоятельно проводить анализ поделки;
· будут иметь представление о материале, из которого сделана поделка;
· овладеют приемами работы с различными материалами;
· научатся выполнять работу по замыслу;
· научатся выбирать материал, соответствующий данной конструкции, и способы скрепления, соединения деталей;
· научатся использовать в работе разные способы ручного труда.
В результате изучения программы у учащихся будут сформированы указанные ниже универсальные учебные действия.
Метапредметные.
Регулятивные:
· планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Познавательные:
· умение учиться;
· приобретение навыков решения творческих задач;
· осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
· осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
· выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика);
· умение координировать свои усилия с усилиями других;
· формулирование собственного мнения и позиции;
· озвучивание вопросов;
· допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывание разных мнений.
Личностные:
· мотивация учебной деятельности;
· проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
· освоение социальной роли обучающегося.
Формы и виды контроля.
Творческими работами могут быть: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет. Индивидуальная деятельность (получаемый продукт) – результат работы одного человека; в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Анистратова, А. А. Поделки из бумаги / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. – М. : Оникс, 2012
Забавные самоделки из пластилина. – М. : Эксмо, 2012.
Нагибина, М. Конструируем из бумаги и картона / М. Нагибина. – М. : Академия развития, 2011
Петрова, О. Фигурки из природных материалов / О. Петрова. – М. : АСТ-Пресс, 2011
Интернет-ресурсы:
detkam.e-papa.ru/podelki/8 – Инструкция по изготовлению объемной открытки.