Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки".
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки".
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки".»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
методическим объединением
учителей начальных классов
Протокол №5
от «11» июня 2015г.
__________ О.А.Балесная
«Согласовано»
зам. директора по УВР
_________ В.А. Еремина
« 30» августа 2015 г.
«Утверждаю»
Директор школы
________ И.В. Боровинская
Приказ №271
от 31 августа 2015г.
Рабочая программа
элективного курса «Умелые ручки» для 2 класса
на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Миниахметова Светлана Магдановна
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Умелые ручки» разработана на основе:
1. Требований ФГОС начального общего образования.
2. Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
3. Рабочая программа составляется на 1 учебный год.
4. Утвержденная рабочая элективного курса «Умелые ручки» является составной частью ООП школы, входит в обязательную нормативную локальную документацию.
Цели реализации программы:
- саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность;
-гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
2.Общая характеристика курса элективного курса
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Роль, значимость, преемственность, практическая направленность внеурочного курса в достижении обучающимся планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Элективный курс «Умелые ручки» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности. Программа, интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности курса «Умелые ручки» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
При усвоении содержания курса «Умелые ручки» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Умелые ручки» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с и числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте.
Задачамиреализацииданного курса являются:
- обеспечение в процессе изучения предмета условий для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- создание в процессе изучения предмета условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;
- включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности;
- создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;
- создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
-знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как проблема, гипотеза;
-понимание учащимися ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
3 . Место элективного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 25ч. занятия для обучающихся 2 класса по 1ч. в неделю (с 1 декабря 2015г.)
4. Результаты элективного курса
Личностные результаты
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на занятии,
-учиться выявлять и формулировать проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
-учиться планировать практическую деятельность на занятии;
-учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работать совместно с учителем по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
-сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
Коммуникативные УУД:
-уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты:
-знать законы природы, на которые опирается человек при работе;
- наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
-организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
- моделировать несложные изделия;
-знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
- уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
-уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами
5. Содержание тем учебного курса.
Содержание элективного курса «Умелые руки»
Раздел 1. Вводное занятие -1 час
На вводном занятии учитель знакомит детей с такими материалами как бумага, ткань, ножницы, клей, игла, пластилин; проводит инструктаж о соблюдении правил по технике безопасности и порядка на рабочем месте.
Раздел 2. Работа с бумагой и картоном - 4 часа
Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.
Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полуобъемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.
Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.
При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.
Раздел 3. Работа с тканью, мехом - 4 часа
При работе с тканью дети осваивают швы «вперед иголка», «назад иголка» и простейшие виды вышивки, учатся пришивать пуговицы.
Знакомство и шитье мягкой игрушки усложняется с каждым годом обучения. В первом году обучения дети изготовляют простейшие мягкие игрушки с готовых выкроенных деталей, к четвертому году обучения дети должны уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала.
Раздел 4. Работа с природным материалом - 4 часа
Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, жёлуди – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений.
Раздел 5. Работа с пластилином -4 часа
При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин также предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.
Раздел 6. Работа с бросовым материалом- 4 часа
При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм.
Приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей, обработки края бахромой. Способы соединения материала с помощью пластилина, ниток, клея. Разные способы выполнения мозаики, плетения; дети приобретают умения: складывать бумагу по прямой линии, экономно размечать детали на бумаге, соединять их, лепить разными способами.
Раздел 7. Итоговое занятие – 1 час
На итоговом занятии подводятся итоги, отбираются лучшие творческие работы учащихся и вывешиваются на стенд.
6 .Тематическое планирование курса
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
1.
Вводное занятие
1 час
2.
Работа с бумагой и картоном
4 часа
3.
Работа с тканью, мехом
4 часа
4.
Работа с природным материалом
4 часа
5.
Работа с пластилином
4 часа
6.
Работа с бросовым материалом
4 часа
7.
Итоговое занятие
1 час
Общее количество часов: 22
Календарно – тематическое планирование курса
№
п/п
Наименование раздела
Тема занятий
Форма контроля
Кол-во часов
Планируемые результаты
Дата проведения
личностные
предметные
метапредметные
План
Факт
1
Вводное занятие
1. Правила по технике безопасности.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Беседа
1
-воспитание у школьников уважительного отношения к себе, своим одноклассникам и учителю;
-воспитание интереса к «Умелым рукам»;
-воспитание у школьников умения внимательно слушать и воспринимать информацию, реагировать и отвечать на заданные вопросы
-познакомить детей с такими материалами как бумага, ткань, пластилин, ножницы, клей, игла; провести беседу о соблюдении правил по технике безопасности и о соблюдении порядка на рабочем месте.
-развитие внимания и сообразительности; развитие у школьников творческой готовности и положительного настроя к труду
2
Работа с бумагой и картоном
1.Закладка с использованием вышивки.
2.Аппликация из скрученной бумаги «Цветы в вазе».
3.Обрывная аппликация «Чудо-дерево».
«Анютины глазки».
4. Знакомство с папье-маше.
Индивидуальная,
коллективная,
парная
1
1
1
1
-воспитание уважительного отношения к результатам труда
-помочь изготовить аппликации из скрученной бумаги; показать образец, как делать ёлочные гирлянды, карнавальные маски, -дать шаблоны для вырезания новогодних снежинок.
-изготовить поздравительные открытки (по замыслу);
-изготовить закладку с использованием вышивки по образцу.
-развитие творчества, сенсорики, мелкой моторики рук, глазомера;- способности самостоятельно выполнять и создавать закладки, аппликации и поделки.
3
Работа с тканью, мехом
1.Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
2.Изготовление игольницы.
3.Изготовление прихватки.
4.Шитьё мягкой игрушки.
Индивидуальная, коллективная
1
1
1
1
-воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд
-помочь изготовить игольницу и прихватку; - сшить мягкую игрушку; показать детям образцы изготовления сувениров и помочь в этом им;
2.Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
3.Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.
4.Мозайка из кусочков пластиковых трубочек.
Коллективная, групповая
1
1
1
1
-воспитание уважительного отношения к результатам труда
-изготовить сувениры,
-помочь и показать детям, как нужно конструировать игрушки из бутылок, банок, прямоугольных коробок;
выполнитьмозайку из кусочков клеёнки, пластиковых трубочек.
развитие сообразительности и мышления; развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения
7
Итоговое занятие
1.Подведение итогов.
Выставка творческих работ учащихся
1
-воспитать гордость за свой творческий труд
-подвести итоги,
-организовать выставку творческих работ учащихся
-развитие положительного отношения к результатам своего труда и труда товарищей;
-развитие потребности в важности и необходимости труда и трудовой деятельности
Итого:
22 часа
7. Учебно-методическое обеспечение
Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ. В 2 ч. Часть 2/Составители А.П.Мишина, Н.Г.Шевцова;
Ульяновск: УИПКПРО,2011.
Бахметьев А., Кизяков Т. Очумелые ручки.– М.: Росмэн, 1999.
Виноградова Е.М. Браслеты из бисера. – М.: Олма-Пресс, 1999.
Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. – М., 1999.
Кочетова С.В. Игрушки для всех. – М.: Эксмо, 2004.
Проснякова Т.Н. Школа волшебства: рабочая тетрадь, 1 класс. – Самара: Уч. литература, 2005.
Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. – Самара: Уч. литература, 2003.
Ханашевич Д.Р. Подружки – рукодельницы. – М., 1987.
Ханашевич Д.Р. Я вяжу и вышиваю. – М., 1987.
Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные для вышивания, портновские булавки, шило, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению.