Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы
Примерная программа, методические рекомендации и тематическое планирование для начальной школы по формированию гражданственности на основе краеведческого материала
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» 1 класс »
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы
Примерная программа, методические рекомендации и тематическое планирование для начальной школы по формированию гражданственности на основе краеведческого материала
1 класс
«МОЙ РОДНОЙ ДОМ»
(первый год обучения)
Пояснительная записка
Внеучебная (внеурочная) деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста . Цели внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся; запросами их родителей, ценностными установками педагогического коллектива образовательного учреждения.
В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеучебной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение. Российский академик Д. С. Лихачев отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан - патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций. В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе.
Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к «малой родине» перерастает в любовь к «большой Родине». Таков многоуровневый характер патриотического чувства.
Для формирования гражданственности и патриотизма необходимо выполнить два основных условия:
Эмоциональное благополучие ребенка в детстве. Оно возникает, если ребенок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, школе, в том месте, где он родился. Тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к своей семье, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.
Целенаправленное патриотическое воспитание, в результате которого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей переходит в структуру личностно значимых ценностей человека и становится его устойчивым нравственным чувством. При организации патриотического воспитания важно использовать мощнейший потенциал дошкольного возраста для дальнейшего познавательного, эмоционального, волевого, нравственного развития ребенка.
Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у младших школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а затем уже и к большой Родине - России.
Данная учебная программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе ее освоения и применения. Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе.
Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 {зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года № 17785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г. № 19707);
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189; зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011 № 1993);
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
Письмо Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «О курсе «Краеведение» в начальной школе» от 13.06.2013 №80-01-09/3587;
Письмо Управления образования г. Воронежа от 14.06.2013 №3142-ДО.
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, М.: «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (М.: «Просвещение», 2011). К программе прилагаются разработанные методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся: портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии ее оценивания, методические рекомендации по исследовательской работе в начальной школе, работы учащихся и методические разработки.
По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.
В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно- патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнеров общеобразовательного учреждения.
Цели реализации программы: формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.
Содержание предполагает решение следующих задач:
обучающие:
- формировать у младших школьников представление об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
- расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
- расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
- формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
воспитательные:
- воспитывать уважение и любовь к родному краю;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:
принцип природосообразности - предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
принцип культуросообразности - предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
принцип коллективности - предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
принцип биологичности - предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия: педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
принцип патриотической направленности - предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско - политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
принцип проектности — предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но желаемое и в будущем осуществленное в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников;
принцип поддержки самоопределения воспитанника: самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырех лет. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся параллельного или шефствующего класса, социальных партнеров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию определенного направления историко-краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35- 45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слетов несколько занятий объединяются в одно с увеличением общего количества часов.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации - партнерами школы: областным краеведческим музеем, районным краеведческим музеем, библиотеками города и района.
Структура программы курса «Краеведение» включает разделы с определенной направленностью по каждому году обучения:
класс - направление «Родной дом»;
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, игры, продуктивная деятельность по изготовлению объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини-представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчеты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, круглые столы. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками - слеты, экскурсии, походы. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города, парках, скверах и т.д. Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, туристско- краеведческая, досугово-развлекательная (досуговое общение); проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность).
Программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.
Результаты первого уровня {приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) -1 класс.
Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
- формирования у детей социокультурной (страновой, российской), этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности. В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия;
обучающийся получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
-оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;
-осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
-выражать речь в устной и письменной форме;
-проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнерами;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
-точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
1 уровень (1 класс):
оценку достижений обучающихся (портфолио) - происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы (приложения);
1-й год обучения
Программа первого года обучения направлена на формирование понятия малой родины, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет младший школьник. На данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в; своем городе (селе, поселке), крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Педагог должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всем краем, а затем и страной.
Воронежский край имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.
Важнейшая задача - познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (33 ч в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», ИЗО.
Программа содержит четыре раздела:
Моя семья.
Моя школа.
Мой родной город (село).
4. Отечество. Наша Родина - Россия. Моя малая родина.
Содержание разделов и тем
Тема 1. Что изучает краеведение?
Тема 2. Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.
Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.
Тема 3. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.
Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).
Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».
Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.
Тема 5. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.
Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.
Тема 6. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.
Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).
Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом? «Говорящие» фамилии.
Практическая работа. Игры с использованием имен.
Тема 8. Я ученик, я – школьник. Знакомство с одноклассниками, рассказ о себе: кто я (он, она), чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Режим дня школьника как правильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни. Правила организации режима дня школьника.
Практическая работа.«Нарисуй дорогу от школы до дома».
Тема 9.Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница.
Практическая работа.Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.
Тема 10.Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.
Практическая работа.Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.).
Тема 11. Школьные, семейные традиции и праздники.Что такое реликвия? Традиции и праздники в твоей семье. Школьные праздники.
Тема 12. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.
Практическая работа. Подготовка к Новому году,разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.
Тема 13. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.
Тема 15. Моё родное село. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города (села), застройках, занятиях людей. Что такое село? Характерные особенности населённого пункта. Наш населённый пункт – часть нашей Родины. Описание зданий различных функциональных назначений: учреждение, жилой дом сельского типа.
Практическая работа. Подготовка выставки «Нарисуй самое красивое место в твоем селе».
Тема 16. Труд людей в городе и на селе.Зачем люди трудятся? Знакомство с выражением рабочие руки». Чем отличается труд людей в городе и на селе. Профессии на селе и в городе.
Практическая работа. Работа с аппликацией. Рисование на тему исследования.
Тема 17. Профессии в моей семье.В мире много разных профессий, и каждая из них очень важна для человека и общества в целом. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создаёт ценности культуры. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.
Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?»
Тема 18. Экскурсия на предприятие. (знакомство с работой почты, типографии и т.д.)
Практическая работа. «Нарисуй продукцию, которую на предприятиях (по выбору).
Тема 19. Мой город.Заочное путешествие по древнему Воронежу. Каким наш город был в далёкие времена. Почему он возник на этом месте? Что такое город крепость? Пётр 1 на Воронежской земле. Строительство в Воронеже первого парусно-гребного флота.
Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией.
Тема 20. Моя улица.Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.
Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.
Тема 21.Наш современный город. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города. Узнавание зданий по вывеске.
Тема 22. Правила безопасного движения.Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идёт мимо (через, рядом, около…) На ней расположены знаки дорожного движения. Ты – пешеход.
Практическая работа. Заполни таблицу в тетради. Она поможет тебе, когда взрослых не будет дома, запиши «нужные» телефоны.
Тема 23. Экскурсияпогороду.Город Воронеж – областной центр. Памятники и достопримечательности города Воронежа.
Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его представляешь?»
Тема 24. Моя малая родина.Российская Федерация – наша Родина. Россияне- граждане России. Русский язык. Обычаи и традиции русского народа.
Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.
Тема 25. О гербе, флаге и гимне.Государственная символика России: гимн, флаг, герб. Герб Воронежа.
Практическая работа. Рисование флага России.
Тема 26. Москва – столица наше Родины. Москва – самый знаменитый город России. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.
Тема 27. Русский народный костюм. Сто народов – одна страна. Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края. Россия – многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.
Практическая работа. Работа с иллюстрациями – национальных костюмов народов России.
Тема 28. Я – надежда Отечества. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребёнком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.
Тема 29. Земля – общий дом для всех людей. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей. Практическая работа. Ролевая игра «Мы из разных стран».
1 класс
Календарно - тематическое планирование
№
Дата проведения
Тема
Кол-во часов
Форма проведения занятия
Формируемые УУД
Р – регулятивные
П – познавательные
К – коммуникативные
Учебное пособие, рабочая тетрадь и другие источники информации
По плану
По факту
Моя семья (16 часов)
1-2
13.11.
14.11.
Что изучает краеведение?
1
Беседа.
Презентация.
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
П: познакомятся с понятиями «родина», «отечество», «отчизна»,
К: формулировать собственное мнение и позицию
РТ - 1 «Первый год обучения», с.5;
МП – с.3-6
3-4
13.11.
14.11.
Мой дом
1
Практические занятия: изображение своего дома. Рассказ.
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; П: познакомятся с понятием «дом» - жилище, семья, место жизни человека.
К: использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
РТ - 1 «Первый год обучения», с. 6-8; МП – с. 6-10
5-6
20.11.
21.11
Мир твоего дома
1
Практические занятия: лепка интерьера
Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей
П: познакомятся с обычаями, обрядами, интерьером дома.
К: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей
РТ - 1 «Первый год обучения», с.9-11; МП – с. 10-16
7-8
20.11.
21.11
Жизнь каждого члена семьи
1
Составление рассказа о домашних делах Фотовыставка.
Р: различать способ и результат действия
П: познакомятся с понятием семьи, её составом, досугом членов семьи, обязанностями каждого члена семьи.
К: адекватно использовать речевые средства
РТ - 1 «Первый год обучения», с.12-14 ; МП – с. 16-21
9-10
27.11.
28.11.
Отношения в семье
1
Практические занятия: изображение на рисунке членов семьи.
Р: оценивать правильность выполнения действий.
П: проводить анализ, сравнение и устанавливать причинно-следственные связи в семейных взаимоотношениях.
К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П: познакомятся с понятиями «поколение», «потомки», «предки», терминами родства
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
РТ - 1 «Первый год обучения», с. 17-18; МП – с.27-32
13-14
04.12.
05.12.
Я и моё имя
1
Сообщение.
Игры с использованием имен.
Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет
К: формулировать собственное мнение и позицию
РТ - 1 «Первый год обучения», с.19-21 ; МП – с. 32-38
15-16
04.12.
05.12
Проект «Моя семья»
1
Исследовательские проекты
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета
К: использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Моя школа (12 часов)
17-18
11.12
12.12.
Я ученик, я -школьник
1
Беседа.
Составление и разгадывание кроссвордов
Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
П: познакомятся с понятием режима дня школьника и его ролью для здоровья
К: учитывать разные мнения
РТ - 1 «Первый год обучения», с. 22-23; МП – с. 39-43
19-20
11.12
12.12.
Родная школа
1
Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.
Р: учитывать установленные правила в планировании
П: познакомятся с историей родной школы, общими правилами поведения.
К: оценивать правильной выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов данной задачи
РТ - 1 «Первый год обучения», с. 24-25; МП – с. 43-47
21-22
18.12.
19.12.
Трудовая жизнь школы
1
Экскурсия в школьный музей
Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
П: познакомятся с режимом работы школы.
К: применять правила поведения в разных жизненных ситуациях
РТ - 1 «Первый год обучения», с. 26-28; МП – с.47-54
23-24
18.12.
19.12.
Школьные, семейные традиции и праздники.
1
Составление макета «Школа – мой дом»
Фотовыставка
Р: оценивать правильность выполнения заданий.
П: познакомятся с понятиями «реликвия», «традиции».
К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
РТ - 1 «Первый год обучения», с.29-31 ; МП – с. 54-61
25-26
25.12.
26.12.
Новый год
1
Мини-представления: разучивание песен, стихов.
Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
П: познакомятся с понятием «обрядовая культура».
К: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
РТ - 1 «Первый год обучения», с. 32-33; МП – с.61-67
27-28
25.12.
26.12.
Рождественские колядки.
1
Мини-представления иинсценирование колядок.
Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату