kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы

Примерная программа, методические рекомендации и тематическое планирование для начальной школы по формированию гражданственности на основе краеведческого материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» 1 класс »










Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы

Примерная программа, методические рекомендации и тематическое планирование для начальной школы по формированию гражданственности на основе краеведческого материала
















1 класс

«МОЙ РОДНОЙ ДОМ»

(первый год обучения)


Пояснительная записка

Внеучебная (внеурочная) деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых воз­можно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной органи­зации важную роль в развитии учащихся и формировании ученическо­го коллектива.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образова­ния детей младшего школьного возраста . Цели внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стан­дарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребно­стями обучающихся; запросами их родителей, ценностными установ­ками педагогического коллектива образовательного учреждения.

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно ­нравственному и физическому развитию младших школьников, станов­лению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельно­сти по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действи­тельности.

Неоценимым источником развития и воспитания личности являют­ся инновационные формы внеучебной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение. Российский академик Д. С. Лиха­чев отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры все­го общества”. Воспитать настоящих граждан - патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Поэтому в настоящее время наблю­дается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций. В воспитании россиянина - гражданина и патрио­та - особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе.

Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. С возрастом у человека лю­бовь к «малой родине» перерастает в любовь к «большой Родине». Та­ков многоуровневый характер патриотического чувства.

Для формирования гражданственности и патриотизма необходимо выполнить два основных условия:

  1. Эмоциональное благополучие ребенка в детстве. Оно возникает, если ребенок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, школе, в том месте, где он родился. Тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к своей семье, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.

  2. Целенаправленное патриотическое воспитание, в результате ко­торого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей пере­ходит в структуру личностно значимых ценностей человека и стано­вится его устойчивым нравственным чувством. При организации пат­риотического воспитания важно использовать мощнейший потенциал дошкольного возраста для дальнейшего познавательного, эмоциональ­ного, волевого, нравственного развития ребенка.

Главным чувством, которое должно сформироваться в процессе патриотического воспитания у младших школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живет, а за­тем уже и к большой Родине - России.

Данная учебная программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе ее освоения и применения. Программа обеспечивает содер­жательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе.

Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятель­ности по курсу «Краеведение» для начальной школы составляют:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

Государственная программа “Патриотическое воспитание граж­дан Российской Федерации на 2011-2015 годы


Приказ Министерства образования и науки Российской Федера­ции от 6 октября 2009 года № 373 {зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года № 17785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начально­го общего образования»;

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федера­ции от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный госу­дарственный образовательный стандарт начального общего образова­ния, утвержденный приказом Министерства образования и науки Рос­сийской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г. № 19707);

  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требова­ния к условиям и организации обучения в общеобразовательных учре­ждениях» (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189; зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011 № 1993);

  3. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организа­ции внеурочной деятельности при введении федерального государст­венного образовательного стандарта»;

  4. Письмо Департамента образования, науки и молодежной полити­ки Воронежской области «О курсе «Краеведение» в начальной школе» от 13.06.2013 №80-01-09/3587;

  5. Письмо Управления образования г. Воронежа от 14.06.2013 №3142-ДО.

Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, ме­тодического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (ав­торы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, М.: «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основ­ное образование)» под редакцией В. А. Горского (М.: «Просвещение», 2011). К программе прилагаются разработанные методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учаще­гося, критерии оценки достижений учащихся: портфолио, теоретиче­ские основы проектной деятельности и критерии ее оценивания, мето­дические рекомендации по исследовательской работе в начальной шко­ле, работы учащихся и методические разработки.

По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности явля­ется тематической и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются воз­можности различных видов внеурочной деятельности.

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно- патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружаю­щего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, техно­логии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополни­тельного образования, родителей учащихся и социальных партнеров общеобразовательного учреждения.

Цели реализации программы: формирование у младших школьни­ков гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.

Содержание предполагает решение следующих задач:

обучающие:

- формировать у младших школьников представление об историче­ском прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оста­вивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечест­венники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

- прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоана­лиз;

- расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

развивающие:

- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе обще­ния, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

- расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

- формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

воспитательные:

- воспитывать уважение и любовь к родному краю;

- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;

- воспитывать умение строить позитивные межличностные отно­шения со сверстниками и старшеклассниками;

- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основа­на на следующих принципах:

принцип природосообразности - предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сооб­разно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

принцип культуросообразности - предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами нацио­нальной культуры;

принцип коллективности - предполагает, что краеведческая дея­тельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах раз­личного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимо­действия с окружающими, может создавать условия для позитивно на­правленных гражданского самопознания, самоопределения и самореа­лизации;

принцип биологичности - предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия: педагога и учащихся в социальном творчестве, содер­жанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценно­стями, выработанными историей культуры конкретного общества; цен­ностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирова­ние гражданских ценностей;

принцип патриотической направленности - предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значи­мости для школьников идентификации себя с Россией, народами Рос­сии, российской культурой и историей. Реализация принципа патрио­тической направленности в программе внеурочной деятельности пред­полагает использование эмоционально окрашенных представлений (об­разы политических, этнокультурных, исторических, гражданско - политических явлений и предметов, собственных действий по отноше­нию к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на дейст­вия, приносящие благо Отечеству;

принцип проектности — предполагает последовательную ориента­цию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школь­ника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в ло­гике замысел - реализация - рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но желаемое и в будущем осуществленное в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников;

принцип поддержки самоопределения воспитанника: самоопреде­ление - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобре­тение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятель­ности.

Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырех лет. Предусмотренные программой занятия про­водятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся параллельного или шефствующего класса, социаль­ных партнеров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реа­лизацию определенного направления историко-краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еже­недельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35- 45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слетов несколько занятий объединяются в одно с увеличением общего количества часов.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоян­ном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации - партнерами школы: областным краеведческим музеем, районным краеведческим музеем, библиотека­ми города и района.

Структура программы курса «Краеведение» включает разделы с определенной направленностью по каждому году обучения:

  1. класс - направление «Родной дом»;

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмот­рены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскур­сия, презентация, практические занятия, игры, продуктивная деятель­ность по изготовлению объектов демонстрации (газеты, выставки, ле­тописи), мини-представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчеты, написание очер­ков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгады­вание кроссвордов, конкурс исторических хроник, круглые столы. Про­грамма предполагает как проведение регулярных еженедельных вне­урочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками - слеты, экскурсии, походы. Место прове­дения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практи­ческие занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиоте­ках, учреждениях города, парках, скверах и т.д. Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игро­вая, познавательная, спортивно-оздоровительная, туристско- краеведческая, досугово-развлекательная (досуговое общение); про­блемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность).

Программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.

Результаты первого уровня {приобретение школьниками социаль­ных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) -1 класс.

Программа 1 класса направлена на формирование обществоведче­ских (социальных) представлений младших школьников. Особое вни­мание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особен­ности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся пони­мать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяет­ся составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других пред­приятий. Также школьники приобретают знания о принятых в общест­ве нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поис­ка и нахождения информации в справочной литературе.

Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероят­ность появления образовательных эффектов этой деятельности (эф­фектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, граж­данской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой обществен­ной среде);

- формирования у детей социокультурной (страновой, российской), этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности. В результате освоения содержания программы у учащихся предпо­лагается формирование универсальных учебных действий (личност­ных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отно­шения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные мо­менты школьной и социальной действительности;

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятель­ности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном отношении как собственных поступ­ков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполне­ние, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомст­ва с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, ком­муникативные):

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной зада­чей и условиями ее реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекват­ной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, това­рищей, родителей и других субъектов;

- различать способ и результат действия;

обучающийся получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с дру­гими субъектами социализации;

-оценивать правильность выполнения заданий и вносить необхо­димые коррективы в его выполнение.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энцик­лопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;

-осуществлять запись выборочной информации о себе и окру­жающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

-выражать речь в устной и письменной форме;

-проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоя­тельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-строить логическое рассуждение, включающее установление при­чинно-следственных связей.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, вла­деть диалогической формой речи;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимо­действии с ними;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партне­рами;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собствен­ную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению про­блемы;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совмест­ной деятельности;

-содействовать разрешению конфликтов на основе учета интере­сов и позиций всех участников;

-точно, последовательно и полно передавать партнеру необходи­мую информацию как ориентир для построения действий;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного ре­шения разнообразных коммуникативных задач.

Система оценки результативности внеурочной деятельности яв­ляется комплексной и предусматривает:

1 уровень (1 класс):

оценку достижений обучающихся (портфолио) - происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достиже­ний» обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проек­ты, интервью, творческие работы (приложения);

1-й год обучения

Программа первого года обучения направлена на формирование понятия малой родины, воспитание любви к родному дому, семье, шко­ле, городу, в котором живет младший школьник. На данном этапе про­исходит накопление детьми социального опыта жизни в; своем городе (селе, поселке), крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотно­шений, приобщение к миру культуры. Педагог должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всем краем, а затем и страной.

Воронежский край имеет богатую историю и культуру, и необхо­димо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, пре­образования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.

Важнейшая задача - познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (33 ч в год) в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», ИЗО.


Программа содержит четыре раздела:

  1. Моя семья.

  2. Моя школа.

  3. Мой родной город (село).

4. Отечество. Наша Родина - Россия. Моя малая родина.






















Содержание разделов и тем

Тема 1. Что изучает краеведение?

Тема 2. Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.

Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.

Тема 3. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.

Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).

Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».

Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.

Тема 5. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.

Тема 6. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом? «Говорящие» фамилии.

Практическая работа. Игры с использованием имен.

Тема 8. Я ученик, я – школьник. Знакомство с одноклассниками, рассказ о себе: кто я (он, она), чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Режим дня школьника как правильное сочетание разных занятий в течение дня. Значение соблюдения режима дня для здоровья, целесообразной организации жизни. Правила организации режима дня школьника.

Практическая работа.«Нарисуй дорогу от школы до дома».

Тема 9.Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница.

Практическая работа.Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.

Тема 10.Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.

Практическая работа.Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.).

Тема 11. Школьные, семейные традиции и праздники.Что такое реликвия? Традиции и праздники в твоей семье. Школьные праздники.

Практическая работа. Составление макета «Школа – мой дом» (необходима предварительная подготовка материала).

Тема 12. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

Практическая работа. Подготовка к Новому году,разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.

Тема 13. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.

Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование.

Тема 15. Моё родное село. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города (села), застройках, занятиях людей. Что такое село? Характерные особенности населённого пункта. Наш населённый пункт – часть нашей Родины. Описание зданий различных функциональных назначений: учреждение, жилой дом сельского типа.

Практическая работа. Подготовка выставки «Нарисуй самое красивое место в твоем селе».

Тема 16. Труд людей в городе и на селе.Зачем люди трудятся? Знакомство с выражением рабочие руки». Чем отличается труд людей в городе и на селе. Профессии на селе и в городе.

Практическая работа. Работа с аппликацией. Рисование на тему исследования.

Тема 17. Профессии в моей семье.В мире много разных профессий, и каждая из них очень важна для человека и общества в целом. Труд необходим для жизни и благополучия людей. Труд создаёт ценности культуры. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.

Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?»

Тема 18. Экскурсия на предприятие. (знакомство с работой почты, типографии и т.д.)

Практическая работа. «Нарисуй продукцию, которую на предприятиях (по выбору).

Тема 19. Мой город.Заочное путешествие по древнему Воронежу. Каким наш город был в далёкие времена. Почему он возник на этом месте? Что такое город крепость? Пётр 1 на Воронежской земле. Строительство в Воронеже первого парусно-гребного флота.

Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией.

Тема 20. Моя улица.Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.

Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.

Тема 21.Наш современный город. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города. Узнавание зданий по вывеске.

Тема 22. Правила безопасного движения.Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идёт мимо (через, рядом, около…) На ней расположены знаки дорожного движения. Ты – пешеход.

Практическая работа. Заполни таблицу в тетради. Она поможет тебе, когда взрослых не будет дома, запиши «нужные» телефоны.

Тема 23. Экскурсияпогороду.Город Воронеж – областной центр. Памятники и достопримечательности города Воронежа.

Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его представляешь?»

Тема 24. Моя малая родина.Российская Федерация – наша Родина. Россияне- граждане России. Русский язык. Обычаи и традиции русского народа.

Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.

Тема 25. О гербе, флаге и гимне.Государственная символика России: гимн, флаг, герб. Герб Воронежа.

Практическая работа. Рисование флага России.

Тема 26. Москва – столица наше Родины. Москва – самый знаменитый город России. Москвичи – жители Москвы. Кремль. Красная площадь.

Практическая работа. Игра-путешествие: «Достопримечательности Москвы».

Тема 27. Русский народный костюм. Сто народов – одна страна. Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края. Россия – многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями – национальных костюмов народов России.

Тема 28. Я – надежда Отечества. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребёнком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.

Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы».

Тема 29. Земля – общий дом для всех людей. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей. Практическая работа. Ролевая игра «Мы из разных стран».

1 класс

Календарно - тематическое планирование


Дата проведения

Тема

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Формируемые УУД

Р – регулятивные

П – познавательные

К – коммуникативные

Учебное пособие, рабочая тетрадь и другие источники информации

По плану

По факту

Моя семья (16 часов)

1-2

13.11.

14.11.


Что изучает краеведение?

1

Беседа.

Презентация.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

П: познакомятся с понятиями «родина», «отечество», «отчизна»,

К: формулировать собственное мнение и позицию

РТ - 1 «Первый год обучения», с.5;

МП – с.3-6

3-4

13.11.

14.11.


Мой дом

1

Практические занятия: изображение своего дома. Рассказ.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; П: познакомятся с понятием «дом» - жилище, семья, место жизни человека.

К: использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

РТ - 1 «Первый год обучения», с. 6-8; МП – с. 6-10

5-6

20.11.

21.11


Мир твоего дома

1

Практические занятия: лепка интерьера

Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей

П: познакомятся с обычаями, обрядами, интерьером дома.

К: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей

РТ - 1 «Первый год обучения», с.9-11; МП – с. 10-16

7-8

20.11.

21.11


Жизнь каждого члена семьи

1

Составление рассказа о домашних делах Фотовыставка.

Р: различать способ и результат действия

П: познакомятся с понятием семьи, её составом, досугом членов семьи, обязанностями каждого члена семьи.

К: адекватно использовать речевые средства

РТ - 1 «Первый год обучения», с.12-14 ; МП – с. 16-21

9-10

27.11.

28.11.


Отношения в семье

1

Практические занятия: изображение на рисунке членов семьи.

Р: оценивать правильность выполнения действий.

П: проводить анализ, сравнение и устанавливать причинно-следственные связи в семейных взаимоотношениях.

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения

РТ - 1 «Первый год обучения», с.15-16 ; МП – с.21-27 

11-12

27.11.

28.11.


Моя родословная

1

Рассказ. Составление родословного древа

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

П: познакомятся с понятиями «поколение», «потомки», «предки», терминами родства

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

РТ - 1 «Первый год обучения», с. 17-18; МП – с.27-32

13-14

04.12.

05.12.


Я и моё имя

1

Сообщение.

Игры с использованием имен.

Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

П: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет

К: формулировать собственное мнение и позицию




РТ - 1 «Первый год обучения», с.19-21 ; МП – с. 32-38

15-16

04.12.

05.12


Проект «Моя семья»

1

Исследовательские проекты

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета

К: использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности


Моя школа (12 часов)

17-18

11.12

12.12.


Я ученик, я -школьник

1

Беседа.

Составление и разгадывание кроссвордов

Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

П: познакомятся с понятием режима дня школьника и его ролью для здоровья

К: учитывать разные мнения

РТ - 1 «Первый год обучения», с. 22-23; МП – с. 39-43

19-20

11.12

12.12.


Родная школа

1

Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.

Р: учитывать установленные правила в планировании

П: познакомятся с историей родной школы, общими правилами поведения.

К: оценивать правильной выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов данной задачи

РТ - 1 «Первый год обучения», с. 24-25; МП – с. 43-47

21-22

18.12.

19.12.


Трудовая жизнь школы

1

Экскурсия в школьный музей

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

П: познакомятся с режимом работы школы.

К: применять правила поведения в разных жизненных ситуациях

РТ - 1 «Первый год обучения», с. 26-28; МП – с.47-54

23-24

18.12.

19.12.


Школьные, семейные традиции и праздники.

1

Составление макета «Школа – мой дом»


Фотовыставка

Р: оценивать правильность выполнения заданий.

П: познакомятся с понятиями «реликвия», «традиции».

К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

РТ - 1 «Первый год обучения», с.29-31 ; МП – с. 54-61

25-26

25.12.

26.12.













Новый год

1

Мини-представления: разучивание песен, стихов.

Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

П: познакомятся с понятием «обрядовая культура».

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

РТ - 1 «Первый год обучения», с. 32-33; МП – с.61-67 



27-28

25.12.

26.12.


Рождественские колядки.

1

Мини-представления иинсценирование колядок.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

П: познакомятся и заучат рождественские колядки.

К: адекватно использовать речевые средства

РТ - 1 «Первый год обучения», с.34-35 ; МП – с.67-77

Мой родной город (село) (22 часа)

29-30

15.01.

16.01.


Мой родной город

1

Практические занятия

Фотовыставка

Р: проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими с

П: записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ

К: оценивать правильной выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов данной задачи

РТ - 1 «Первый год обучения», с.36-38 ; МП – с.77-81 

31-32

15.01.

16.01.


Труд людей в городе и на селе

1

Викторина.

Презентация.

Р: высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией

П: познакомятся с выражением «рабочие руки»

К: точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий

РТ - 1 «Первый год обучения», с. 39-40; МП – с. 81-87

33-34

22.01.

23.01.


Профессии в моей семье

1


Рассказ

Игра «Кем я хотел бы стать?»

Р: оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение

П: познакомятся с различными профессиями.

К: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

РТ - 1 «Первый год обучения», с. 41-44; МП – с. 88-95

35-36

22.01.

23.01.


Профессии в моей семье

1

Встреча с родителями разных профессий

Р: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

П: познакомятся с профессиями родителей.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

РТ - 1 «Первый год обучения», с.41-44; МП – с. 88-92

37-38

29.01.

30.01.


Экскурсия на предприятие

2

Экскурсия


Р: проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации

П: познакомятся с работой пекаря и кондитера

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

РТ - 1 «Первый год обучения», с.45-47; МП – с. 92-95

39-40

05.02.

06.02.


Мой город

2

Презентация Практические занятия: рисование и работа с аппликацией

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

П: познакомятся

К: оценивать правильной выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов данной задачи

РТ - 1 «Первый год обучения», с. 48-51; МП – с. 95-98

41-42

12.02.

13.02.


Моя улица

2

Сообщение

Схематическое изображение

Р: уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия

П: познакомятся с историей названий улиц, их ролью в жизни современного человека

К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

РТ - 1 «Первый год обучения», с.52-53 ; МП – с.98-101

43-44

26.02.

27.02.


Наш современный город

2

Презентация, викторина

Фотовыставка

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

П: преобразовывать информацию из одной формы в другую

К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

РТ - 1 «Первый год обучения», с. 54-57; МП – с. 101-105



45-46

05.03.

06.03.


Правила безопасного движения

2

Презентация, загадки

Р: оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение

П: познакомятся с правилами безопасного движения

К: задавать вопросы, необходимые для совместной работы с товарищами

РТ - 1 «Первый год обучения», с.58-60 ; МП – с. 106-115

47-50

12.03.

13.03. 19.03.

20.03.


Экскурсия по городу

4

Экскурсия

Фотоочерки


Р: проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации

П: познакомятся с памятниками и достопримечательностями города.

К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

РТ - 1 «Первый год обучения», с.61-63 ; МП – с. 115-119

Отечество. Наша Родина Россия. Моя малая родина (16 часов)

51-52

02.04.

03.04.


Моя малая родина

2

Беседа.

Практические занятия: рисование и работа с аппликацией


Р: оценивать правильной выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов данной задачи

П: с понятием «малая родина», «Российская Федерация», с обычаями и традициями русского народа

К: формулировать собственное мнение и позицию

РТ - 1 «Первый год обучения», с. 64-65; МП – с. 119-123

53-54

09.04.

10.04.


Моя малая родина

2

Продуктивная деятельность по изготовлению объектов демонстрации

РТ - 1 «Первый год обучения», с.64-65 ; МП – с. 119-123

55-56

16.04.

17.04.


О гербе, флаге и гимне

2

Презентация.

Практические занятия.

Р: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя

П: познакомятся с символикой России, города Воронежа

К: оценивать правильной выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов данной задачи

РТ - 1 «Первый год обучения», с.66-67 ; МП – с. 123-129

57-58

23.04.

24.04.


Москва – столица нашей Родины

2

Игра-путешествие: «Достопримечательности Москвы».

Р: оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение

П: познакомятся с главными достопримечательностями Москвы.

К: учитывать разные мнения и интересы.

РТ - 1 «Первый год обучения», с.68 ; МП – с. 129-134

59-60

29.04

30.04.


Русский народный костюм. Сто народов – одна страна.

2

Работа с иллюстрациями – национальных костюмов народов России.

Р: уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия

П: познакомятся с традиционным народным костюмом, традициями народных и религиозных праздников.

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

РТ - 1 «Первый год обучения», с. 69-71; МП – с. 134-140



61-62

07.05.

08.05.


Я – надежда Отечества

2

Составление памятки «Законы дружбы».

Р: проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации

П: познакомятся с традиционным народным костюмом, традициями народных и религиозных праздников.

К: применять правила поведения в разных жизненных ситуациях

РТ - 1 «Первый год обучения», с.72-76; МП – с. 140-148

63-64

14.05.

15.05.


Земля – общий дом для всех людей

2

Ролевая игра «Мы из разных стран».

Р: оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение

П: узнают о способах общения и взаимодействия людей из разных стран

К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

РТ - 1 «Первый год обучения», с. 77-78; МП – с. 148-154



65-66

21.05.

22.05.


Земля – общий дом для всех людей

2

Фотовыставка и фотоочерки.

РТ - 1 «Первый год обучения», с.77-78; МП – с. 148-154

Учебно-методическая литература для учителя.

1. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия вначальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.:

Просвещение, 2010.

2. Воронцов А.Б. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя, - М.: Просвещение, 2010.

3. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. – М., 1991.

4. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу: пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.

5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение,

2010.

6. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. –М.:

Просвещение, 2011.

7. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2011.

Матюшин Т.Н. Историческое краеведение. – М.: 1987.

8. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребы-вания учащихся в образовательных учреждениях во второй

половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.

9. Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся / Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. –

М., 2011.

10.Обухова Л. А. ,Махина Н. С.,Онегина Г. В. Краеведение. 1 год обучения. Методические рекомендации – Воронеж: ВОИПКи ПРО, 2014.

11. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.

12 Панкратов Т.Н. Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. – М.: 2000.

13. Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для начальной школы. – М., 1994.

14. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. О доп. – Самара: Учебная литература, 2006.

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 2010.

15. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: Первое сентября, 2000.


Литература для обучающихся и родителей.


1. Гайворонский А.И. Золотые архивные россыпи. Из истории культуры Воронежского края (конец ХVIII – начало ХХ в.). – Воронеж, 1971.

2. Глазьев В.Н. Воронежские воеводы. – Воронеж,2007.

3. Живые страницы / под ред. А.М. Аббасова. – Воронеж, 1995.

4.Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.

5.Енин А.И. Историко-культурный понетциалЦЧР и проблема его сохранения. – Воронеж, 1991.

6. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.

7. Загоровский В.П. История Воронежской области. – Воронеж, 1976.

8. Калугин М. А. Развивающие игры для младших школьников. – Ярославль, 1996.

9. Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979.

10. Кретова О.К. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.

11. Кригер Л.В., Чесноков Г.А. Архитектура исторических городов Воронежской области. – Воронеж, 2002.

12. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.

13. Литвинов Р.Н. Навечно в памяти народной. – Воронеж, 1980.

14. Люби и зная родной край / под ред. Б.Я. Табачникова. – Воронеж, 2009.

15. Материалы свода памятников истории и культуры РФ. Воронежская область. – М., 1993.

16. Обухова Л. А. и др. Краеведение. 1 год обучения рабочая тетрадь. – Воронеж: ВОИПК и ПРО, 2011.

17. Очерки истории Воронежского края. – Т. 1,2. – Воронеж, 1961.

18. Прохоров В.А. Вся Воронежская земля: Краткий историко-топонимический словарь. – Воронеж, 1973.

19.Пульвер Е. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.

20.Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность. – Воронеж, 1999.

21.Шмойлов А.И Весь мир в игрушке. – Воронеж, 2000.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» 1 класс

Автор: Буртыкина Ирина Ивановна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочая программа внеурочной деятельности "География Брянского края" для 6 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_geografiia_brianskogo_kraia_dlia_6_"
    ["file_id"] => string(6) "488397"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1543591533"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «занимательное краеведение»"
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnoe_kraevedenie"
    ["file_id"] => string(6) "480298"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1539234882"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая  программа  по  историческому краеведению для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-istorichieskomu-kraieviedieniiu-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "130480"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415903323"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Рабочая  программа  по краеведению «Моя малая Родина» для  учащихся  8-х  классов  (внеурочная деятельность)."
    ["seo_title"] => string(120) "rabochaia-proghramma-po-kraieviedieniiu-moia-malaia-rodina-dlia-uchashchikhsia-8-kh-klassov-vnieurochnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "311561"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459231497"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства