kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «занимательное краеведение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательное краеведение".
Направление развития личности: духовно-нравственное.
Программа расчитана на учащихся 5-9 класса,срок реализации 5 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «занимательное краеведение»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении, № 3 г. Челябинска»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Основное общее образование.
ФГОС ООО

Направление развития личности:

духовно-нравственное

Программа рассчитана на учащихся 5-9 класса

Срок реализации 5 лет













Разработчики:
группа педагогов МБОУ
«СШИ №3 г.Челябинска»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» (5-9 класс)

духовно-нравственное направление



1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

Первый уровень

(5-6 классы)

Второй уровень

(7-8классы)

Третий уровень

(9 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде.


Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.








2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





5 класс (35 часов)

Содержание курса по разделам, количество часов

Виды

внеурочной деятельности

Формы

внеурочной деятельности

1.Наш край (6 часов)


Разнообразие природы Южного Урала.

Уральские горы.

Географическое положение края.

Города моего края (от Аши до Юрюзани).

Топонимический словарь.


Познавательная:

Беседа: Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Игровая:
викторина:

«История одного города».


беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы.


2. Природные зоны Южного Урала (4 часа)


Степная зона.

Лесостепная зона.

Горнолесная зона.

История развития и геологическое строение.


Познавательная:

Беседа:

Природные зоны Южного Урала.

беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы.

3.Каштакский бор (6 часов)


Охрана природы Каштакского бора.

Каштакского бора.

Растительный мир Каштакского бора.

Животный мир Каштакского бора.

Описание окружающей местности.

Расположение Каштакского бора.

Познавательная:

Беседа:

Расположение, флора, фауна Каштакского бора.




Подготовка презентации Каштакский бор.


беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы.


4.Красная книга (4 часа)


Красная книга Челябинской области.

Животные занесённые в красную книгу Челябинской области.

рактическая работа «Животные красной книги».

Растения занесённые в красную книгу Челябинской области.


Познавательная:

Беседа:

знакомство с Красной книгой Челябинской области (электронный вид). Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.
Изготовление агитационного плаката «Красная книга Челябинской области».

Грибы занесённые в красную книгу Челябинской области.

«Растения красной книги».

беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы.


5.Грибы Челябинской области (3 часа)


Условия произрастания грибов.

Наиболее известные виды грибов

(Съедобные и несъедобные грибы).


Познавательная:

Беседа:

Грибы Челябинской области

беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы.


6.Растения Челябинской области (7 часов)


Растения лугов Челябинской области.

Растения водоемов Челябинской области.

Растения лесов Челябинской области.

Растения степей Челябинской области.

Лекарственные растения Челябинской области.

Ядовитые растения Челябинской области.

Познавательная:

Беседа:

Растения Челябинской области.



Игровая:
викторина:

Лекарственные растения Челябинской области.


беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы.


7.Животный мир (4 часа)


Животные лугов, степей

Животные лесов, водоемов


Познавательная:

Беседа:
«Жизненные формы: животных (наземные, подземные, древесные, воздушные, водные)».


«Отношения (хищник-жертва, паразит-хозяин)».

беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы.

8.Итоговые занятия (1 час)


Повторительно-обобщающий урок.

Игровая: викторина

«Я знаток родного края».







6 класс (35 часов)

Содержание курса по разделам, количество часов

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

1.Школа юного краеведа. (8 часов)


Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. История школы. Знаменитые люди района (города), местные краеведы. Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике.

Наш край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Южного Урала и Челябинской области. Географическое положение Челябинской области на границе России, стыке двух частей света, природных областей.

Познавательная:

Образовательная экскурсия:

Школьный (краеведческий музей). Источники по изучению родного края.


Игровая:

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.


беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;


2.Геология и рельеф нашего края. (3 часа)


«Как были открыты Уральские горы». Происхождение названий уральских гор. Уральские горы на древних и старинных картах. Карта А. Дженкинсана из атласа Ортелия (1570 г.). Книга Большому чертежу (1627 г.). Знаменитые географы, геологи и краеведы, изучавшие Челябинский Южный Урал.
Рельеф южного Урала. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних факторов.

Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района их использование в хозяйственной деятельности и строительстве.

Познавательная:

Беседа:


1.Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.

местных форм рельефа.


беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы


3.Климат и погода в нашем крае. (4 часа)


Главные факторы, влияющие на местный климат. Редкие и катастрофические погодные явления на Челябинском Урале. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат Южного Урала.

Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство.

Познавательная:

Беседа:



Наблюдения за погодой. Подсчет среднесуточной температуры. Построение графика хода температур за сутки.


беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы.


4.Край рек и озер. (5 часов)


Знаменитые географы и краеведы, изучавшие гидрологию Южного Урала. Горные и равнинные реки Южного Урала. Горные и равнинные реки Челябинского Урала. Численность и протяженность местных рек. Типы озер на Южном Урале. Численность озер. Водные богатства Южного Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе.

Познавательная:

Беседа:



1.Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинской области.


беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;


5.Природные комплексы нашего края. (4 часа)


Растительный мир горнолесной, лесостепной и степной зон Южного Урала: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Местные лекарственные и ядовитые растения.

Животный мир лесной, лесостепной и степной зон Южного Урала: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Охрана местных растений и животных. «Красная книга» Челябинской области. Знаменитые биологи, экологи и краеведы, изучавшие флору и фауну Южного Урала. Животные и растения Челябинского Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.

Познавательная:

Беседа: Определение местных растений по гербарию.

Досугово-развлекательная деятельность:

Творческая работа: Создание альбома «Природные комплексы нашего края».




беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;


6.Мир удивительных растений. (10 часов)


Растения светлохвойных лесов. Берёзовые леса. На просторах степей. Орхидеи наших лесов.

Наши первоцветы.

Растения целители.

Осторожно – мы ядовиты.


Познавательная:

Беседа:

Обитаем в тундре

Под пологом темнохвойных лесов

Мы украшаем луга

На болотах мы живём

Наш дом - водоём

Творческое задание: изготовление плаката
«Осторожно – мы ядовиты».



7.Итоговое занятие. (1 час)


Повторительно-обобщающий урок.







7 класс (35 часов)

Содержание курса по разделам, количество часов

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

1.Введение. Краса и гордость родного края. (3 часа)


Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала.

Роль школьных экспедиций в поиске и сохранении памятников природы и историко-культурного наследия.

Познавательная:

Беседа:

Природные и историко-культурные особенности субрегионов. Виды особо охраняемые природные территории и памятники историко-культурного наследия на Челябинском Урале. Природные заповедники и заказники. Национальные парки. Лесничества, рыболовные и охотничьи хозяйства. Организация охраны и выявления новых памятников.

беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;


2.Южно-Зауральский край. (10 часов)


Памятники природы Река Урал и её притоки. Гора Чека. Утесы «Семь братьев».

Аблязовские террасные луга. Ленточные и островные боры. Ольховская роща.


Познавательная:

Беседа:

«Достопримесательности Южно-Зауральского края».

Памятники археологии. Роль р. Урал в качестве природной, историко-культурной границы и пути расселения древних людей.

беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;


3.Горнозаводской край (10 часов)


Памятники природы. Пещеры. Сикияз-Тамакский пещерный град. Шемаханское карстовое поле. Хребет Большой Нургуш. Национальный парк «Таганай». Национальный парк «Зюраткуль». Реки Уфа, Сатка и Юрюзань. Озера как объекты хозяйственного освоения. туризма и отдыха. Широколиственные леса (Ашинскиий район). Лиственничная роща и реликтовый ельник (Нязепетровскии район).

Познавательная:



Беседа: Памятники археологии. Древние святилища и памятники первобытного искусства у оз. Б. Аллаки и в Игнатиевской пещере (Н.Б. Виноградов). Археологические памятники на острове Веры (оз. Тургояк). Представления первобытных людей об окружающем мире и обряды. Памятники истории и культуры. Урочище Копань памятник восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

Игровая: викторина

«Достопримечательности Горнозаводского Южного Урала».

беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;


4.Восточно-зауральский край. (12 часов)


Памятники природы. Коелгинское и Баландинское мраморные месторождения. Река Миасс. Древнее название р. Миасс. Долины рек Караболка и Багаряк. Клюквенное болото. заказник.

Памятники археологии. Мастерская древних людей по изготовлению каменных орудий у оз. Еловое. Находки на берегу Аргазинского водохранилища. Смоленские курганы. Памятники истории и культуры. Старинные поселения Бродокалмак и Русская Теча. «Переселенка» и «Народный дом» в Челябинске. Мемориал на Лесном кладбище, сад Победы, «Вечный

огонь», памятник «Танкистам—добровольцам» в Челябинске.

Познавательная:

Беседа:

Крупнейшие в Челябинской области озеро Увильды и Аргазинское водохранилище «Страна здоровья» -озера Кисегач, Еловое, Чебаркуль. «Уральские Минводы» - Хомутининские озера, сапропелевые грязи. Местные озера как объекты хозяйственного освоения, туризма и отдыха Восточно-Уральский заповедник. Реликтовые боры. Кочердыкский государственный

Современные достопримечательности Челябинска. «Ворота города»- железнодорожный вокзал и торговый центр «Синегорье». Цирк, Торговый центр и Дворец спорта «Юность» - памятники

Игровая: викторина

«Достопримечательности Восточного Зауралья».

беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;






8 класс (35 часов)

Содержание курса по разделам, количество часов

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

1.Введение. Наша Родина — Челябинский Южный Урал. (3 часа)


Многонациональность как специфика населения Челябинского Урала. Заселение района (города, села) и историческая память местных жителей. Взаимодействие народов.

Досугово-развлекательная деятельность:



Составление генеалогической схемы своей семьи.


беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;


2. Народы Челябинского Южного Урала. (16 часов)



Основные этапы истории народов Южного Урала. Индоиранские (индоевропейские), финно-угорские (уральские) и тюркские (алтайские) народы в древности и средневековье на Южном Урале Изменения в национальном составе населения Южного Урала в XVII-ХХвв.

Познавательная:

Беседа:

Статистический анализ национального состава учащихся школы.

«Народы Южного Урала», «Народные ремесла и художественные промыслы Южного Урала».


беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;


3.Народные ремесла и художественные промыслы Южного Урала. (8 часов)


Художественная обработка растительных материалов.

Художественное ручное ткачество.

Валяние и кошмоделание.

Вязание, вышивка и кружевоплетение.

Гончарство.

Познавательная:

Беседа:

Учреждения образования и культуры Южного Урала.

Досугово-развлекательная деятельность:

Творческая мастерская: Обложка к книге местных поэтов и писателей. 

беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;


4.Просвещение и искусство Южного Урала. (8 часов)


Образование и просвещение на Южном Урале.

Наука на Южном Урале.

Архивы и библиотеки Южного Урала.

Музеи Южного Урала.

Архитектура, скульптура и живопись Южного Урала.

Познавательная:

Беседа:

Образование и просвещение на Южном Урале.

Наука на Южном Урале.







9 класс (70 часов)

Содержание курса по разделам, количество часов

Виды внеурочной деятельности

Формы внеурочной деятельности

1. Наш край на карте России. (4 часа)


Челябинская область на карте России. Административно-территориальные преобразования на Южном Урале. 1708 г. - губернская реформа Петра I. Южный Урал в составе Сибирской и Казанской губерний. Исетская провинция. «Оренбургский проект». «Птенцы гнезда Петрова» на Южном Урале: И. К. Кирилов В. Н. Татищев, В. А. Урусов, И. И. Неплюев. 1775 г. – губернская реформа Екатерины II. 1865 г. - реформы Александра II. Губернаторы и градоначальники XVIII-XIX вв.

Познавательная:

Беседа:

Челябинская область на карте России. Административно-территориальные преобразования на Южном Урале.

беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;


2. Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области (18 часов)


Исторические этапы формирования хозяйства края. Структура современной экономики. Отрасли промышленности. Производство конструкционных материалов. Черная и цветная металлургия. Строительный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Машиностроительный комплекс. Химико-лесной комплекс. Легкая промышленность. Агропромышленный комплекс. Изучение использование и охрана почв. «Целинная эпопея». Инфраструктурный комплекс. Транспорт и энергетика. Сфера услуг.

Познавательная:



Беседа «Экологическая ситуация в городе».

Главные металлургические центры и главные предприятия металлургического комплекса Челябинской области.

Главные машиностроительные центры и главные предприятия машиностроительного комплекса Челябинской области.

Главные центры пищевой промышленности и главные предприятия Челябинской области

беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;


3. Микрорегионы и города Южного Урала. (8 часов)


Обзорные историко-географические портреты микрорегионов Южного Урала. Историко-географические особенности развития районов. Факторы, оказавшие влияние на производственную специализацию районов.

Познавательная:

Беседа:

Выявлять особенности развития основных предприятий города, их место в экономике области. Перспективы развития.


беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;


4.Челябинская область: сегодня и завтра (5 часов)


Региональный рынок труда. Структура занятости населения в районе (городе, селе). Юридически правовые аспекты развития края. Сфера защиты прав, интересов, здоровья жителей (юридические консультации, поликлиники, диагностические центры и др.). Известные врачи, социологи, политики, юристы и правозащитники. Социальный портрет южноуральца в прошлом и настоящем.

Досугово-развлекательная деятельность:

сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.

беседы;

классные часы;

школьные тематические праздники;

школьные тематические

викторины, КВН и конкурсы;


3. ТЕМАТИЧЕСКЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»



Всего: 175 часов

5 класс (35 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1.Наш край (6 часов)

1-6

Разнообразие природы Южного Урала.

Уральские горы.

Топонимический словарь.


6


2.Природные зоны Южного Урала (4 часа)

7-10

История развития и геологическое строение.

Лесостепная зона.

Горнолесная зона.

Степная зона.

4


3.Каштакский бор (6 часов)

11-16

Расположение Каштакского бора.

Животный мир Каштакского бора.

Растительный мир Каштакского бора.

Типы почв Каштакского бора.


6


4.Красная книга (4 часа)

17-20

Животные занесённые в красную книгу Челябинской области.

Растения занесённые в красную книгу Челябинской области.

Грибы занесённые в красную книгу Челябинской области.

4


5.Грибы Челябинской области (3 часа)

21-23

Наиболее известные виды грибов

(Съедобные и несъедобные грибы).

3


6.Растения Челябинской области (7 часов)

24-30

Растения лесов Челябинской области.

Растения водоемов Челябинской области.

Растения лугов Челябинской области.


7


7.Животный мир (4 часа)

31-34

Животные лесов, водоемов

Животные лугов, степей


4


8.Итоговые занятия (1 час)

35


1






6 класс (35 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1.Школа юного краеведа (8 часов)

1-8

Что изучает краеведение.

Источники краеведческих знаний.

Первопроходцы.

Наш край во все стороны света»
Челябинск на карте мира, России, Урала.

8


2.Геология и рельеф нашего края (3 часа)

9-11

Рельеф Челябинского Урала.

Знаменитые географы геологи и краеведы, изучавшие Южный Урал.


3


3.Климат и погода в нашем крае (4 часа)

12-15

Ветер, причины его образования.

Климатические особенности разных частей нашего края

Погодные явления на Челябинском Южном Урале


4


4.Край рек и озер (5 часов)

16-20

Вода в жизни жителей нашего края

Озёра и болота, подземные воды и родники.

Речная сеть Челябинского Южного Урала


5


5.Природные комплексы нашего края (4 часа)

21-24

Почвы и растительность Челябинского Южного Урала

Природные зоны и ландшафты Челябинского Южного Урала


4


6.Мир удивительных растений (10 часов)

25-34

Мы украшаем луга

Берёзовые леса

Растения светлохвойных лесов

Под пологом темнохвойных лесов


10


7.Итоговое занятие (1 час)

35

Итоговое занятие

1








7 класс (35 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1.Введение. Краса и гордость Южного Урала (3 часа)

1-3

Природные и историко-культурные особенности субрегионов.

Комплексное районирование Челябинского Южного Урала.


3


2.Южно-зауральский край (10 часов)

4-13

«На степной границе России».

Город-музей Верхнеуральск

Патриарх южноуральских городов».

Памятники природы Южного Зауралья


10


3.Горнозаводской Южный Урал (10 часов)

14-23

Национальный парк «Зюраткуль».

Национальный парк «Таганай».

«Младший брат Байкала».


10


4.Восточно-зауральский край (12 часов)

24-35

Открытие и освоение месторождений угля, мрамора и золота на Южном Урале

«Пояс черный, белый, золотой».

Археологические памятники междуречья Исети и Миасса


12






8 класс (35 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1.Введение. (3 часа)
Наша Родина - Южный Урал.

1-3

Первые поселенцы нашего города.

Составление генеалогической схемы своей семьи.

Происхождение имен и фамилий.

3


2.Народы Южного Урала. (16 часов)

4-19

Загадочные земляки»: тептяри, калмыки и нагайбаки.

Тюркские народы Южного Урала: казахи, башкиры и татары.

Древние жители Южного Урала: финно-угорские и иранские племена.

16


3.Народные ремесла и художественные промыслы Южного Урала. (8 часов)

20-27

Валяние и кошмоделание.

Художественное ручное ткачество.

Художественная обработка растительных материалов.

8


4.Просвещение и искусство Южного Урала. (8 часов)

28-35

Музеи Южного Урала.

Архивы и библиотеки Южного Урала.

Наука на Южном Урале.

Образование и просвещение на Южном Урале.

8






9 класс (35 часов)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1.Введение. История заселения и освоения Южного Урала (4 часа)

1-4

Оренбургское казачество

От Исетской провинции до Челябинской области.

4


Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области (18 часов)

5-22

Черная, цветная и белая металлургия Челябинской области.

Топливно-энергетический комплекс Челябинской области.

Общая характеристика хозяйства Челябинской области.

18


2.Микрорегионы и города Челябинской области (8 часов)

23-30

Горно-заводской район

Магнитогорск.

Южно-зауральский район.

8


3.Челябинская область: сегодня и завтра (5 часов)

31-35

Судебная власть и защита прав человека в Челябинской области.

Губернатор и депутаты Челябинской области.

Население Челябинской области.

5





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «занимательное краеведение»

Автор: Лузик Мария Владимировна

Дата: 11.10.2018

Номер свидетельства: 480298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства