Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении, № 3 г. Челябинска»
Основное общее образование.
ФГОС ООО
Первый уровень (5-6 классы) | Второй уровень (7-8классы) | Третий уровень (9 класс) |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. | Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. |
№ | Содержание курса по разделам, количество часов | Виды внеурочной деятельности | Формы внеурочной деятельности |
1.Наш край (6 часов) |
| Разнообразие природы Южного Урала. Уральские горы. Географическое положение края. Города моего края (от Аши до Юрюзани). Топонимический словарь. | Познавательная: Беседа: Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Игровая: викторина: «История одного города». | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы. |
2. Природные зоны Южного Урала (4 часа) |
| Степная зона. Лесостепная зона. Горнолесная зона. История развития и геологическое строение. | Познавательная: Беседа: Природные зоны Южного Урала. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы. |
3.Каштакский бор (6 часов) |
| Охрана природы Каштакского бора. Каштакского бора. Растительный мир Каштакского бора. Животный мир Каштакского бора. Описание окружающей местности. Расположение Каштакского бора. | Познавательная: Беседа: Расположение, флора, фауна Каштакского бора.
Подготовка презентации Каштакский бор. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы. |
4.Красная книга (4 часа) |
| Красная книга Челябинской области. Животные занесённые в красную книгу Челябинской области. рактическая работа «Животные красной книги». Растения занесённые в красную книгу Челябинской области. | Познавательная: Беседа: знакомство с Красной книгой Челябинской области (электронный вид). Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Изготовление агитационного плаката «Красная книга Челябинской области». Грибы занесённые в красную книгу Челябинской области. «Растения красной книги». | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы. |
5.Грибы Челябинской области (3 часа) |
| Условия произрастания грибов. Наиболее известные виды грибов (Съедобные и несъедобные грибы). | Познавательная: Беседа: Грибы Челябинской области | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы. |
6.Растения Челябинской области (7 часов) |
| Растения лугов Челябинской области. Растения водоемов Челябинской области. Растения лесов Челябинской области. Растения степей Челябинской области. Лекарственные растения Челябинской области. Ядовитые растения Челябинской области. | Познавательная: Беседа: Растения Челябинской области.
Игровая: викторина: Лекарственные растения Челябинской области. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы. |
7.Животный мир (4 часа) |
| Животные лугов, степей Животные лесов, водоемов | Познавательная: Беседа: «Жизненные формы: животных (наземные, подземные, древесные, воздушные, водные)». «Отношения (хищник-жертва, паразит-хозяин)». | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы. |
8.Итоговые занятия (1 час) |
| Повторительно-обобщающий урок. | Игровая: викторина «Я знаток родного края». | |
№ | Содержание курса по разделам, количество часов | Виды внеурочной деятельности | Формы внеурочной деятельности |
1.Школа юного краеведа. (8 часов) |
| Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. История школы. Знаменитые люди района (города), местные краеведы. Наш край в искусстве, художественной литературе и публицистике. Наш край как часть региона и страны. Соотношение территории и границ Южного Урала и Челябинской области. Географическое положение Челябинской области на границе России, стыке двух частей света, природных областей. | Познавательная: Образовательная экскурсия: Школьный (краеведческий музей). Источники по изучению родного края.
Игровая: Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
2.Геология и рельеф нашего края. (3 часа) |
| «Как были открыты Уральские горы». Происхождение названий уральских гор. Уральские горы на древних и старинных картах. Карта А. Дженкинсана из атласа Ортелия (1570 г.). Книга Большому чертежу (1627 г.). Знаменитые географы, геологи и краеведы, изучавшие Челябинский Южный Урал. Рельеф южного Урала. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних факторов. Горные породы, их происхождение, их определение. Полезные ископаемые, добываемые на территории района их использование в хозяйственной деятельности и строительстве. | Познавательная: Беседа: 1.Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания. местных форм рельефа. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы |
3.Климат и погода в нашем крае. (4 часа) |
| Главные факторы, влияющие на местный климат. Редкие и катастрофические погодные явления на Челябинском Урале. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат Южного Урала. Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство. | Познавательная: Беседа:
Наблюдения за погодой. Подсчет среднесуточной температуры. Построение графика хода температур за сутки. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы. |
4.Край рек и озер. (5 часов) |
| Знаменитые географы и краеведы, изучавшие гидрологию Южного Урала. Горные и равнинные реки Южного Урала. Горные и равнинные реки Челябинского Урала. Численность и протяженность местных рек. Типы озер на Южном Урале. Численность озер. Водные богатства Южного Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе. | Познавательная: Беседа:
1.Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Челябинской области. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
5.Природные комплексы нашего края. (4 часа) |
| Растительный мир горнолесной, лесостепной и степной зон Южного Урала: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Местные лекарственные и ядовитые растения. Животный мир лесной, лесостепной и степной зон Южного Урала: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Охрана местных растений и животных. «Красная книга» Челябинской области. Знаменитые биологи, экологи и краеведы, изучавшие флору и фауну Южного Урала. Животные и растения Челябинского Урала в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике. | Познавательная: Беседа: Определение местных растений по гербарию. Досугово-развлекательная деятельность: Творческая работа: Создание альбома «Природные комплексы нашего края».
| беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
6.Мир удивительных растений. (10 часов) |
| Растения светлохвойных лесов. Берёзовые леса. На просторах степей. Орхидеи наших лесов. Наши первоцветы. Растения целители. Осторожно – мы ядовиты. | Познавательная: Беседа: Обитаем в тундре Под пологом темнохвойных лесов Мы украшаем луга На болотах мы живём Наш дом - водоём Творческое задание: изготовление плаката «Осторожно – мы ядовиты». | |
7.Итоговое занятие. (1 час) |
| Повторительно-обобщающий урок. | | |
№ | Содержание курса по разделам, количество часов | Виды внеурочной деятельности | Формы внеурочной деятельности |
1.Введение. Краса и гордость родного края. (3 часа) |
| Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала. Роль школьных экспедиций в поиске и сохранении памятников природы и историко-культурного наследия. | Познавательная: Беседа: Природные и историко-культурные особенности субрегионов. Виды особо охраняемые природные территории и памятники историко-культурного наследия на Челябинском Урале. Природные заповедники и заказники. Национальные парки. Лесничества, рыболовные и охотничьи хозяйства. Организация охраны и выявления новых памятников. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
2.Южно-Зауральский край. (10 часов) |
| Памятники природы Река Урал и её притоки. Гора Чека. Утесы «Семь братьев». Аблязовские террасные луга. Ленточные и островные боры. Ольховская роща. | Познавательная: Беседа: «Достопримесательности Южно-Зауральского края». Памятники археологии. Роль р. Урал в качестве природной, историко-культурной границы и пути расселения древних людей. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
3.Горнозаводской край (10 часов) |
| Памятники природы. Пещеры. Сикияз-Тамакский пещерный град. Шемаханское карстовое поле. Хребет Большой Нургуш. Национальный парк «Таганай». Национальный парк «Зюраткуль». Реки Уфа, Сатка и Юрюзань. Озера как объекты хозяйственного освоения. туризма и отдыха. Широколиственные леса (Ашинскиий район). Лиственничная роща и реликтовый ельник (Нязепетровскии район). | Познавательная:
Беседа: Памятники археологии. Древние святилища и памятники первобытного искусства у оз. Б. Аллаки и в Игнатиевской пещере (Н.Б. Виноградов). Археологические памятники на острове Веры (оз. Тургояк). Представления первобытных людей об окружающем мире и обряды. Памятники истории и культуры. Урочище Копань памятник восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Игровая: викторина «Достопримечательности Горнозаводского Южного Урала». | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
4.Восточно-зауральский край. (12 часов) |
| Памятники природы. Коелгинское и Баландинское мраморные месторождения. Река Миасс. Древнее название р. Миасс. Долины рек Караболка и Багаряк. Клюквенное болото. заказник. Памятники археологии. Мастерская древних людей по изготовлению каменных орудий у оз. Еловое. Находки на берегу Аргазинского водохранилища. Смоленские курганы. Памятники истории и культуры. Старинные поселения Бродокалмак и Русская Теча. «Переселенка» и «Народный дом» в Челябинске. Мемориал на Лесном кладбище, сад Победы, «Вечный огонь», памятник «Танкистам—добровольцам» в Челябинске. | Познавательная: Беседа: Крупнейшие в Челябинской области озеро Увильды и Аргазинское водохранилище «Страна здоровья» -озера Кисегач, Еловое, Чебаркуль. «Уральские Минводы» - Хомутининские озера, сапропелевые грязи. Местные озера как объекты хозяйственного освоения, туризма и отдыха Восточно-Уральский заповедник. Реликтовые боры. Кочердыкский государственный Современные достопримечательности Челябинска. «Ворота города»- железнодорожный вокзал и торговый центр «Синегорье». Цирк, Торговый центр и Дворец спорта «Юность» - памятники Игровая: викторина «Достопримечательности Восточного Зауралья». | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
№ | Содержание курса по разделам, количество часов | Виды внеурочной деятельности | Формы внеурочной деятельности |
1.Введение. Наша Родина — Челябинский Южный Урал. (3 часа) |
| Многонациональность как специфика населения Челябинского Урала. Заселение района (города, села) и историческая память местных жителей. Взаимодействие народов. | Досугово-развлекательная деятельность:
Составление генеалогической схемы своей семьи. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
2. Народы Челябинского Южного Урала. (16 часов) |
| Основные этапы истории народов Южного Урала. Индоиранские (индоевропейские), финно-угорские (уральские) и тюркские (алтайские) народы в древности и средневековье на Южном Урале Изменения в национальном составе населения Южного Урала в XVII-ХХвв. | Познавательная: Беседа: Статистический анализ национального состава учащихся школы. «Народы Южного Урала», «Народные ремесла и художественные промыслы Южного Урала». | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
3.Народные ремесла и художественные промыслы Южного Урала. (8 часов) |
| Художественная обработка растительных материалов. Художественное ручное ткачество. Валяние и кошмоделание. Вязание, вышивка и кружевоплетение. Гончарство. | Познавательная: Беседа: Учреждения образования и культуры Южного Урала. Досугово-развлекательная деятельность: Творческая мастерская: Обложка к книге местных поэтов и писателей. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
4.Просвещение и искусство Южного Урала. (8 часов) |
| Образование и просвещение на Южном Урале. Наука на Южном Урале. Архивы и библиотеки Южного Урала. Музеи Южного Урала. Архитектура, скульптура и живопись Южного Урала. | Познавательная: Беседа: Образование и просвещение на Южном Урале. Наука на Южном Урале. | |
№ | Содержание курса по разделам, количество часов | Виды внеурочной деятельности | Формы внеурочной деятельности |
1. Наш край на карте России. (4 часа) |
| Челябинская область на карте России. Административно-территориальные преобразования на Южном Урале. 1708 г. - губернская реформа Петра I. Южный Урал в составе Сибирской и Казанской губерний. Исетская провинция. «Оренбургский проект». «Птенцы гнезда Петрова» на Южном Урале: И. К. Кирилов В. Н. Татищев, В. А. Урусов, И. И. Неплюев. 1775 г. – губернская реформа Екатерины II. 1865 г. - реформы Александра II. Губернаторы и градоначальники XVIII-XIX вв. | Познавательная: Беседа: Челябинская область на карте России. Административно-территориальные преобразования на Южном Урале. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
2. Отраслевая характеристика хозяйства Челябинской области (18 часов) |
| Исторические этапы формирования хозяйства края. Структура современной экономики. Отрасли промышленности. Производство конструкционных материалов. Черная и цветная металлургия. Строительный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Машиностроительный комплекс. Химико-лесной комплекс. Легкая промышленность. Агропромышленный комплекс. Изучение использование и охрана почв. «Целинная эпопея». Инфраструктурный комплекс. Транспорт и энергетика. Сфера услуг. | Познавательная:
Беседа «Экологическая ситуация в городе». Главные металлургические центры и главные предприятия металлургического комплекса Челябинской области. Главные машиностроительные центры и главные предприятия машиностроительного комплекса Челябинской области. Главные центры пищевой промышленности и главные предприятия Челябинской области | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
3. Микрорегионы и города Южного Урала. (8 часов) |
| Обзорные историко-географические портреты микрорегионов Южного Урала. Историко-географические особенности развития районов. Факторы, оказавшие влияние на производственную специализацию районов. | Познавательная: Беседа: Выявлять особенности развития основных предприятий города, их место в экономике области. Перспективы развития. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
4.Челябинская область: сегодня и завтра (5 часов) |
| Региональный рынок труда. Структура занятости населения в районе (городе, селе). Юридически правовые аспекты развития края. Сфера защиты прав, интересов, здоровья жителей (юридические консультации, поликлиники, диагностические центры и др.). Известные врачи, социологи, политики, юристы и правозащитники. Социальный портрет южноуральца в прошлом и настоящем. | Досугово-развлекательная деятельность: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”. | беседы; классные часы; школьные тематические праздники; школьные тематические викторины, КВН и конкурсы; |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
1.Наш край (6 часов) |
1-6 | Разнообразие природы Южного Урала. Уральские горы. Топонимический словарь. | 6 | |
2.Природные зоны Южного Урала (4 часа) |
7-10 | История развития и геологическое строение. Лесостепная зона. Горнолесная зона. Степная зона. | 4 | |
3.Каштакский бор (6 часов) |
11-16 | Расположение Каштакского бора. Животный мир Каштакского бора. Растительный мир Каштакского бора. Типы почв Каштакского бора. | 6 | |
4.Красная книга (4 часа) |
17-20 | Животные занесённые в красную книгу Челябинской области. Растения занесённые в красную книгу Челябинской области. Грибы занесённые в красную книгу Челябинской области. | 4 | |
5.Грибы Челябинской области (3 часа) |
21-23 | Наиболее известные виды грибов (Съедобные и несъедобные грибы). | 3 | |
6.Растения Челябинской области (7 часов) |
24-30 | Растения лесов Челябинской области. Растения водоемов Челябинской области. Растения лугов Челябинской области. | 7 | |
7.Животный мир (4 часа) |
31-34 | Животные лесов, водоемов Животные лугов, степей | 4 | |
8.Итоговые занятия (1 час) |
35 | | 1 | |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
1.Школа юного краеведа (8 часов) |
1-8 | Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Первопроходцы. Наш край во все стороны света» Челябинск на карте мира, России, Урала. | 8 | |
2.Геология и рельеф нашего края (3 часа) |
9-11 | Рельеф Челябинского Урала. Знаменитые географы геологи и краеведы, изучавшие Южный Урал. | 3 | |
3.Климат и погода в нашем крае (4 часа) |
12-15 | Ветер, причины его образования. Климатические особенности разных частей нашего края Погодные явления на Челябинском Южном Урале | 4 | |
4.Край рек и озер (5 часов) |
16-20 | Вода в жизни жителей нашего края Озёра и болота, подземные воды и родники. Речная сеть Челябинского Южного Урала | 5 | |
5.Природные комплексы нашего края (4 часа) |
21-24 | Почвы и растительность Челябинского Южного Урала Природные зоны и ландшафты Челябинского Южного Урала | 4 | |
6.Мир удивительных растений (10 часов) |
25-34 | Мы украшаем луга Берёзовые леса Растения светлохвойных лесов Под пологом темнохвойных лесов | 10 | |
7.Итоговое занятие (1 час) |
35 | Итоговое занятие | 1 | |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
1.Введение. Краса и гордость Южного Урала (3 часа) |
1-3 | Природные и историко-культурные особенности субрегионов. Комплексное районирование Челябинского Южного Урала. | 3 | |
2.Южно-зауральский край (10 часов) |
4-13 | «На степной границе России». Город-музей Верхнеуральск Патриарх южноуральских городов». Памятники природы Южного Зауралья | 10 | |
3.Горнозаводской Южный Урал (10 часов) |
14-23 | Национальный парк «Зюраткуль». Национальный парк «Таганай». «Младший брат Байкала». | 10 | |
4.Восточно-зауральский край (12 часов) |
24-35 | Открытие и освоение месторождений угля, мрамора и золота на Южном Урале «Пояс черный, белый, золотой». Археологические памятники междуречья Исети и Миасса | 12 | |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
1.Введение. (3 часа) Наша Родина - Южный Урал. |
1-3 | Первые поселенцы нашего города. Составление генеалогической схемы своей семьи. Происхождение имен и фамилий. | 3 | |
2.Народы Южного Урала. (16 часов) |
4-19 | Загадочные земляки»: тептяри, калмыки и нагайбаки. Тюркские народы Южного Урала: казахи, башкиры и татары. Древние жители Южного Урала: финно-угорские и иранские племена. | 16 | |
3.Народные ремесла и художественные промыслы Южного Урала. (8 часов) |
20-27 | Валяние и кошмоделание. Художественное ручное ткачество. Художественная обработка растительных материалов. | 8 | |
4.Просвещение и искусство Южного Урала. (8 часов) |
28-35 | Музеи Южного Урала. Архивы и библиотеки Южного Урала. Наука на Южном Урале. Образование и просвещение на Южном Урале. | 8 | |