kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика", 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики:  игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика", 5 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа №3





«Утверждаю»

Директор МБОУ ТСОШ №3

Приказ от 31.08.2018 г. №105

_____________В.Н.Мирнов





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности обще интеллектуального направления

«Живая математика»

Уровень общего образования (класс)

Основного общего образования в 5 классе

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов в неделю – 0,5 ч., за год 17 часов

Учитель: Митрофанова Наталья Владимировна


Ст. Тацинская

2018-19 уч.г.

Пояснительная записка

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

Цель курса:

  • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

  • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;

  • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

  • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

Задачи:

  • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

  • расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

  • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.


2.Общая характеристика учебного курса

В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики: игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.


3. Место курса в учебном плане

В образовательной программе основного общего образования МБОУ ТСОШ №3 на внеурочную деятельность в 5 а,б классах выделено по 0,5 ч в неделю (17 ч. в год) на реализацию обще интеллектуального направления.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике

Личностные:

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

  • построение планов во временной перспективе

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

  • понимать смысл поставленной задачи;

  • умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных ситуаций.

Метапредметные:

  • Регулятивные:

  • определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;

  • рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;

  • выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;

  • оценивание результатов своей деятельности на основе заданных критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты.

  • Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;

  • контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за помощью к сверстникам и взрослым;

  • формирование умения коллективного взаимодействия.

Познавательные:

  • умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;

  • умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи.

  • умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Предметные:

  • умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;

  • развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Содержание курса

Приемы устного счета. Счет у первобытных людей», О математике с улыбкой :веселая викторина. Высказывания великих людей о математике. Задачи-минутки. Загадки. Приемы устного счета: умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов. Мир больших чисел. Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.Биографическая миниатюра. Пифагор. Старинные русские меры. Число в русском народном творчестве. Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм. Нахождение площадей четырёхугольников и многоугольников на клетчатой бумаге. Понятие четного и нечетного числа. Свойства суммы и произведения четных и нечетных чисел. Решение задач на доказательства четности и нечетности чисел. Решение олимпиадных задач на четность. Прибавление четного. Знак произведения. Чередование. Решение задач на взвешивание. Экология края в задачах. Решение олимпиадных задач.


Календарно-тематическое планирование.

п\п

Тема

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

кол-во часов

Дата

Дата

1

Приемы устного счета. Счет у первобытных людей.

- анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать получ.ответ;

- решать задачи из реальной практики,

извлекать необх. информацию из текста, осуществлять, самоконтроль;

- извлекать информацию из таблиц, выполнять вычисления по табличным данным;

- выполнять сбор информации в несложных случаях, строить речевые конструкции;

- изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;

- выполнять вычисления с реальными данными;

- проводить случайные эксперименты, интерпретировать их результаты;

- выполнять проекты по всем темам данного курса;

- моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.

1

07.09

14.09

2

О математике с улыбкой

1

21.09

28.09

3

Приемы устного счета: умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов.

1

05.10

12.10

4

Мир больших чисел.

1

19.10

26.10

5

Решение олимпиадных задач арифметическим методом.

1

09.11

16.11

6

Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся

на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор.

1

23.11

30.11

7

Старинные русские меры.

1

07.12

14.12

8

Число в русском народном творчестве.

1

21.12

28.12

9

Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм.

1

18.01

25.01

10

Нахождение площадей четырёхугольников на клетчатой бумаге.

1

01.02

08.02

11

Нахождение площадей многоугольников на клетчатой бумаге

1

15.02

22.02

12

Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность.

1

01.03

15.03

13

Прибавление четного. Знак произведения

1

22.03

05.04

14

Задачи на взвешивание

1

12.04

19.04

15

Экология края в задачах.

1

26.04

03.05

16

Решение олимпиадных задач.

1

10.05

17.05

17

Решение олимпиадных задач.

1

24.05

31.05

Примечание: С учетом праздничных дней 08.03 программа будет выполнена за 17 час.


Формы организации внеурочной деятельности; технологии обучения.

Основной формой организации при занятиях «Живой математикой» в 5 классе является занятие – приобретения нового знания, практическое занятие, занятие исследование, подготовка и защита проекта и др.

Для реализации программы внеурочной деятельности «Живая математика» в 5 классе используются следующие технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные технологии, технология развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, работа в малых группах, моделирование, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных и проектных заданий. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи, задачи развивающего характера, задания в интересной нетрадиционной форме, математические игры и головоломки.

Виды и формы контроля

Видами и формами контроля при занятиях «Живой математикой» в 5 классе являются: текущий контроль в форме выполнения самостоятельной работы, выполнения практических работ, тестовых работ. Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, является проектная работа.







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1 .Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение,

2 Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева идр.». - М.: Просвещение,2014

3. М.А. Калугин. «После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки» Ярославль, «Академия развития», 2011 4.

4.И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5-6 классы» Москва, «Просвещение», 2009

5. Компьютер

6.Мультимедиа проектор


8. Планируемые результаты внеурочной деятельности

Учащиеся получат возможность:

- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства:

- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

- использовать догадку, озарение, интуицию;

- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.

Вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.

Геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с экологией края.

решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

  • работать в группах;

  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.






СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Протокол заседания

ШМО учителей предметов методического совета

естественно-математического цикла МБОУ Тацинской СОШ №3

от 27.08.2018 года №1 от 30.08.2018 года №1

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР

_________Т.В.Гринёва __________Н.Ю. Сизова

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика", 5 класс

Автор: Митрофанова Наталья Владимировна

Дата: 24.01.2019

Номер свидетельства: 497006

Похожие файлы

object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика", 5 класс"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_zhivaia_matematika_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "497005"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1548325982"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Наука и жизнь" "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-nauka-i-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "143525"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418555045"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Волшебный мир открыток" для учащихся 1-5 класса"
    ["seo_title"] => string(142) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-obshchiekul-turnomu-napravlieniiu-volshiebnyi-mir-otkrytok-dlia-uchashchikhsia-1-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "255395"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447928141"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Отчет о ходе реализации ФГОС НОО МКОУ "Уянская СОШ" "
    ["seo_title"] => string(58) "otchiet-o-khodie-riealizatsii-fgos-noo-mkou-uianskaia-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "106610"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403045787"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Использование ИКТ в работе учителя начальных классов." "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432835984"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства