kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа - Внеурочная деятельность. Народное искусство и художественное творчество. 1-8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 1-4 классов по внеурочной деятельности. Народное искусство и художественное творчество. Пилотная площадка.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и основной образовательной программы начального общего образования; Программы В.Н.Банникова «Народное искусство и художественное  творчество», 2012г. (1 час в неделю/ 34 часа в учебном году)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа - Внеурочная деятельность. Народное искусство и художественное творчество. 1-8 класс »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разработка программы внеурочной деятельности обучающихся требует соблюдения строгой логики в выборе форм и содержания работы, поскольку решается целый комплекс задач:

1. Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

2. Обеспечение устойчивого развития и прирастания воспитательных результатов;

3. Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на единство трех уровней результатов (1 уровень – социальный опыт, 2 уровень – ценностный опыт, 3 уровень – коллективный опыт).

Социальный опыт – это опыт нравственно-поведенческих ориентиров гражданского общества.

Ценностный (творческий) опыт – это опыт самосознания, культурно-исторической памяти и патриотических убеждений, этнокультурной самоидентификации в творческом ряду ценностей: Человек-Природа-Дом-Отечество-Труд-Творчество.

Коллективный (народный) опыт – это опыт «вечевого», «соборного» взаимодействия и поддержки, выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского».

Любое знание становится настоящим знанием, только тогда, когда оно становиться личностным опытом, связанным с собственной эмоциональной и поведенческой первоосновой, только опыт ценности и поступка превращает личность в человека.

Формообразование внеурочной деятельности должно быть направлено на формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов и мира.

Каждому уровню воспитательных и развивающих результатов внеурочной деятельности может соответствовать своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут на основе социального партнерства субъектов внеурочной деятельности: Семья-Педагог-Обучающийся; второй уровень на основе ценностных ориентиров: Дом-Школа-Родина; третий уровень может достигаться только в условиях разноуровневого, коллективного взаимодействия, понимания своего «Я», как части «Мы».

Внеурочная деятельность организуется в многообразном видовом диапазоне, где виды деятельности могут быть интегрированы в рамках работы одной студии, научного общества, творческого коллектива и т.д.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы разнообразные виды и направления:

1. Игровая (спортивно-игровая) деятельность;

2. Познавательно-проектная деятельность;

3. Проблемно-ценностное общение и взаимодействие;

4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие;

5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность;

6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность;

7. Экологическая (эколого-творческая) деятельность;

8. Патриотическая (историко-творческая) деятельность;

9. Экспедиционно-музейная деятельность и т.д.

Предложенные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы определенными Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.

Народное искусство и художественное творчество, связанное с ним, обладая в своем содержании социальным, ценностным и коллективным опытом, несет в себе богатейший духовно-нравственный потенциал. Родной язык, устное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла непреходящие ценности, объединяющие в себе все виды и направления деятельности человека: через игру, к обучению и воспитанию, к труду, как преобразующему творчеству.

Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 класс», «Технология. 1-4 класс», «Изобразительное искусство. 5-8 класс» авторского коллектива под редакцией Т.Я.Шпикаловой, где народное искусство, как часть культуры, в интеграции с другими видами искусства, является первоосновой обучения школьников изобразительному искусству. Богородская резьба по дереву.

ЦЕННОСТИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

В образах школ традиций, в их ярком многообразии народное искусство, из поколения в поколение проносит родовую сущность, кристаллизует в коллективно-соборной творческой деятельности духовно-нравственный опыт народа, то национально-особенное в жизни и культуре, что воплощает характер народов, способность выживать.

Ценности народного искусства:

1. Синкретизм народного искусства.

Слитность, нерасчлененность, единство всех частей целого в народном искусстве. Равноправное единство человека и природы, труда и творчества, как важнейших категорий бытия человека как части "макрокосма" составляло основную сущность традиционной художественной культуры в России. Синкретизм в творчестве не отделим от труда, где главенствует идея "образ предмета, вещи, знака". Синкретизм в языке, так же опирается на образную сущность "буквицы", а в устном народном творчестве усиливается духовно-энергетической сущностью связи труда, обряда и красоты.

2. Язык как носитель народной художественной культуры.

В многоликости языка богатство культуры, единство и сохранение народа. В слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или, напротив, богопротивная энергия зла.

Потеряв доступ к первоначальным образам и представлениям о том, кто такой «Аз», что такое «Буки», «Веди», русский народ лишился естественной языковой образности словаря, тысячелетиями воспроизводившего мудрость и единство народа. «Аз-бука» - «Я есть слово» воспроизводит важный понятийный ряд: «Аз, буки, веди, глаголи, есть, живете» - «Я знаю буквы, чтобы творить добро. Это и есть жизнь» Русская азбука логично соотнесена с нашей естественной, нравственно-культурной психосферой.

Язык любого этноса, проживающего на территории России, несет в себе генотипы этнокультурных представлений о «микрокосме в макрокосме», сохраняя духовность и человечность народа.

3. Устное народное творчество. Обычаи, обряды и праздники.

Палехская лаковая миниатюра.

Архаическая картина мира, в которой отражается макрокосмическое мировоззрение российского человека, как части природы и вселенной, сохраняющего память предков, нашло свое многоликое выражение в мифопоэтическом творчестве и опыте народа: пословицах и поговорках, сказках и былинах, народных праздниках и народном эпосе.

Устное народное творчество, обычаи, обряды и праздники вписали в себя всю многогранную красоту родной природы, эстетические и этические идеалы поведения, главенствующую роль труда в жизни человека, выступая сильнейшим средством обучения, воспитания и развития личности, в условиях вечевого, соборного принципа взаимоотношений.

4. Народные художественные промыслы и ремесла.

Дымковская глиняная игрушка.

Скопинская керамика.

Народные художественные промыслы и ремесла России – яркое явление общественно-исторической и культурно-образовательной среды государства. Вобрав в себя гармоничное восприятие природы, сформировались образы школ традиций, в их ярком многообразии, и, что наиболее важно, в их ценностном отношении к Жизни, к Природе, к Земле, к Человеку, к Отечеству.

Функции народного искусства:

Фундаментальное ядро современного теоретического осмысления народного искусства составляют его функции, позволяющие обобщить и переосмыслить уже накопленный опыт в постижении данного явления:

- духовная (энергетическая) функция: целостность восприятия образа мира - «микрокосма» в «макрокосме» и роли труда, творчества, личностного отношения к ним («Из одного дерева икона и лопата»; Сделано «с душой»; «бездушное отношение»).

Русское деревянное зодчество. Древний ансамбль Кижи. Конек и солярный знак на крыне дома.

- знаковая функция: функционирование в системе образов-концептов, мифопоэтического орнаментального строя (знак-оберег, архетип, тотем, матрица структуры и содержания орнамента).

Знак Солнца (солярный знак) на фасаде русского дома.

Древо жизни на вышитом полотенце. Знаки в вышивке и ручном ткачестве.

- функция богопознания и богосознания: мироощущение, мировосприятие, миропонимание материально-бытового и духовного бытия – «микрокосм в мкрокосме», где образ «Дома», «Земли», «Отечества» важнейшая часть целостного, вселенского мира («Не с мерою – с верою»; «Щасливое тело, которое о души старается»; «Всякой себе, а бог всем»).

Божества российской земли. Никола чудотворец.

- функция ответственности (совести): осознание меры «жить по заветам» («Всяк знает себя по делам своим»; «За стыд голова гинет»; «Какову чашу другу налил, такова и самому пить»; «Невинна душа – не пристрашна смерть»; «У безстыдного совести нет»; «От трудов праведных не наживешь палат каменных»).

Народные образы. Христианские образы.

- нравственная функция: применение этнических норм отношений между людьми, постижение себя как «человека земли, природы, космоса» («Браняся на мир слова оставляют»; «В добрую голову – сто рук»; «Честь ум рождает»; «Спеси боятся, а вежливость чтут»; «Сладкие уста – горькие сердца»).

В.Васнецов. Всадник на распутье.

М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

- функция природосообразности: бережное отношение к земле, природе, человеку, олицетворяющее их единство в трудовой, культурной и духовной деятельности, позволяющее сохранять память предков, их морально-творческий опыт («Любить тепло – потерпеть и дым»; «На красной цветок и пчела летит»).

В.Банников. Путешествие Солярного человека.

- функция преемственности: сохранение, развитие и передача жизненного (народная мудрость), философского и творческого опыта из поколения в поколение («Обычай не клетка – не переставишь»; «Старой обычай молодого тверже»).

Народные праздники сегодня.

- функция коллективности (функция соборности): выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского» («Исподовол и ольху не согнешь, а в круге и вяз переломиш»).

Палехская лаковая миниатюра.

- эстетическая функция: создание «мифопоэтического» образа картины мира, где природа – главный преобразующий «творец».

Лаковая миниатюра. Мстера.

- функция индивидуально-творческого начала: умение творить на принципах повтора, вариации и импровизации, где владение импровизацией в системе школы традиции выступает мерилом индивидуальности (Сказ Бажова «Каменный цветок»).

Ручное ткачество.

Вологодское кружево.

- образовательная функция: трансляция «метафоричности» взглядов, представлений и умений, целостной системы школ традиций, основанных на принципах повтора, вариации и импровизации («Тесто насыщает, а место не просвещает»; «Без притчи века не изжить»).

- функция гармонии (композитарность и цветовая целесообразность): отображение мировосприятия образа мира и природы «по законам красоты» – целостность, целесообразность, системность, единство формы и содержания.

Каргопольская и дымковская глиняная игрушка.

Представленные ценности соотносятся с личностью самого школьника, как будущего носителя картины мира, транслятора социального, ценностного (творческого) и коллективного (народного) опыта в систему развития будущих поколений и могут быть представлены в схеме: Этно-«Я» (Я-этническое) – Этно-«Мы» (Я-социальное) – Этно-«Знание» (Я-этнокультурное) – Этно-«Культура» (Я-общекультурное).

Гжельский кобальт. Кукла-скрутка.

Золотая хохлома.

Сегодня важнейшей задачей всех отраслей гуманитарных научных знаний – искусствоведения, педагогики, психологии, философии, культурологи и пр. становится понимание и создание системы единых взглядов и оценок безмерного богатства народной художественной культуры России – ее народного искусства. Ручная прялка. Пермогорская роспись.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самобытную традиционную художественную культуру народов России сложно вписать в пространство современного глобализированного общества. Но, несмотря на это, многие жители нашей страны (в основном жители этнических поселений) до сих пор ведут традиционный уклад жизни, сохраняя бытовую культуру своего народа. Но все это многообразие теряется в постиндустриальном пространстве и требует поиска новых подходов, приемов и форм для сохранения и передачи будущим поколениям.

Огромное значение в условиях внеурочной деятельности играет создание художественно-развивающей среды, которая опирается на социальную среду и выступает в виде научно-творческого поиска, в основе которого положены принципы социально-творческого партнерства преподавателя и обучающегося.

Актуальным становится применение разнообразных инновационных форм внеурочной деятельности: мозговой штурм творческих групп, практикумы, мастер-классы и творческие встречи, научные, исследовательские и образовательно-выставочные проекты, праздники-реконструкции, в основе которых могут быть использованыметоды: проектов, реконструкции, проблемного исследования, художественно-педагогической драматургии, творческой дискуссии, творческой лаборатории.

Предложенные формы и методы организации внеурочной деятельности необходимо раскрывать в системе духовно-нравственного, патриотического обучения и воспитания «Я живу в России», где содержание деятельности строится на единстве и отличительных культурных особенностях различных народов России. Взаимосвязи и взаимовлияние этнокультур раскрывается как проблемное поле функционирования народного искусства с учетом роли педагогического, художественно-творческого диалога, где диалог опосредованно способствует духовно-нравственному росту личности, создавая условия для ее становления, достигая перспективной глубинности. Особенностью участников диалога является готовность размышлять о смысле ценностей и коллизий, сопоставлять их с собственным, социальным, творческим и народным опытом и чутко воспринимать мнение Другого.

Урало-Сибирская домовая роспись.

Основные принципы деятельности строятся на соотнесении единства и различия в традиционной художественной культуре различных этнокультур России:

1. «Дом как храм (усадьба, храм, изба, лобаз, чум, юрта и т.д.)», «Народная игрушка – оберег и воспитатель (глиняная, деревянная, берестяная, лыковая, соломенная, тряпичная и т.д.)».

2. «Народный костюм: вышивка, ткачество, мозаика, колористическое решение, нагрудное украшение и т.д.».

3. «Народные художественные росписи: прялки, посуда, изделия из бересты и коры лиственницы, домовая роспись и т.д.».

4. «Русские лаки: Мстеры, Холуи, Федоскино, Палех».

5. «Народное искусство в творчестве художников прошлого и настоящего (иконография, лубок, суприматизм, этнофутуризм и т.д.)».

6. «Мир народной керамики: Скопин, Гжель, бытовая керамика и т.д.».

7. «Художественный металл (литье – «Каслинское литье», чеканка, чернение, скань и т.д.)».

8. «Графический орнамент (костюм, полотенце, кружево и т.д.) и т.д.

Деятельностный подход в условиях внеурочного обучения и воспитания опирается на социальное партнерство педагога и обучающегося с народными мастерами – носителями творческого и народного опыта и мудрости, и профессиональными художниками – носителями современного творческого знания, на принципах индивидуально-творческого самовыражения.

Социальное партнерство в творческой, проектной, исследовательской и т.д. деятельности в котором могут выявляться традиционные и концептуальные подходы позволит обучающемуся,не только становиться соавтором, но и включиться в процесс новых форм познания, коммуникации, приобретать ключевые компетенции и ценности и как результат развивать универсальные учебные действия.

Важным аспектом внеурочной деятельности в изучении народного искусства становится участие в процессе диалога и сотворчества «Народного мастера» - носителя коллективного народного опыта этнокультуры, что позволяет педагогу и обучающемуся становиться транслятором этого опыта в личную (самообразование, социальное партнерство, целенаправленное сотрудничество и сотворчество) и социальную образовательно-воспитательную среду.

Мастер-класс члена «Союза художников России», Народного мастера России Эккерт М.Г.

Представляем схему трансляции народного искусства в системе «народный мастер – педагог – обучающийся», где обучающийся вместе с педагогом в своем личностном развитии становится не только обладателем многовекового опыта традиций, но и носителем этого опыта для будущих поколений, проводников в мир народного искусства:

Народный мастер

(обладатель модели «макрокосмических» знаний народного искусства)

Педагог

(обладатель, носитель, проводник новых смысловых и духовных ценностей «большого времени культуры» - народного искусства)

Обучающийся

(перво - и правопреемник родовой памяти)

Постижение обучающимся феномена народного искусства позволяет ему включиться в процесс художественно-творческой, проектной и исследовательской деятельности на основе мотивированной потребности, новых операционных действий, эмоциональной окрашенности, вскрыть родники родовой, генетической памяти, ощутить себя обладателем макрокосмических тайн народного искусства, раскрывает новые стороны универсальных учебных действий, ценностных ориентиров и духовно-нравственных начал, коммуникативных связей в системе межкультурного диалога и этнокультурного образования.

Включение в методическое обеспечение внеурочной деятельности региональных особенностей функционирования этнокультуры позволяет педагогу и обучающемуся глубже осознать многообразие, полифункциональность народного искусства, бережно относиться к культуре большой и малой Родины.






ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Особенностями современного этапа развития искусства, к сожалению, стали художественные провокации, преобладание концептуальности над эстетическими категориями «добра и зла», «красивого и безобразного» с их полной этической размытостью.

Рассматривая вопросы функционирования изобразительного (народного) искусства, следует обратить особое внимание на субъектно-объектные отношения в данном процессе в историческом развитии, где (за исключением современного искусства) главным ценностным творцом выступала «природа», «труд» являлся олицетворением творчества в деятельности «человека»:

Знаково-культовое искусство (знак-оберег, знак-образ, знак-архетип)

↕ ↕ ↕

природа

человек

труд

Изобразительное искусство (иконография, народное искусство, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство)

↕ ↕ ↕

природа

человек

труд

Современное изобразительное искусство (перформанс)

↕ ↕

Действие (инсталяция, перформанс)

идея-концепция

В современных условиях модернизации российского общества, в частности, российского образования, одним из приоритетных направлений совершенствования гражданственности является возрождение и активное изучение духовных традиций художественной культуры России и мира. Ключевыми становятся дидактические принципы культуросообразности и культуропреемственности образования. В связи с этим, является своевременной необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям продекларированным в «Стратегии развития России – 2020», Законе Российского Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Так же учитываются требования нового «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС), Президентская инициатива «Наша новая школа», «Концепция этнокультурного образования в России», «Примерные и рабочие программы по учебным предметам: Изобразительное искусство (1-4 классы).

В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не только значимым, но и безусловно актуальным.

Методическое пособие «Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» построено на основе новационных дидактических принципах гуманизма, культуропреемственности, культуросообразности, природосообразности, социального партнерства, индивидуально-творческого самовыражения, целенаправленного сотрудничества и сотворчества, дифференциации и интеграции, диагностичности, единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания, разработанных автором и активно внедряемых в современной методологической и педагогической практике.

Гуманизм и гуманизация образования и воспитания - единство общекультурного, социально-нравственного и духовного развития личности, понимающей и принимающей коллективное начало в развитии гражданского общества.

Культуропреемственность- постижение глубинных смыслов отечественной народной художественной культуры, составляющей первооснову сохранения и развития государственности.

Культуросообразность- единство культуры, традиций и опыта творческой деятельности, в условиях постижения мировой культуры.

Природосообразность– опора на индивидуальные способности и особенности личности, развивающейся по законам добра и красоты.

Социальное партнерство – равноправие сторон, уважение позиций, учет интересов и потребностей объектов сотрудничества и взаимодействия.

Индивидуально-творческое (личностное) самовыражение – феномен творческой трансляции системы ценностей в учебно-исследовательской, научно-практической и художественно-образной деятельности.

Целенаправленное сотрудничество и сотворчество – взаимодействие в диалоге, направленное на формирование новых стилей научного, творческого и социального мышления.

Дифференциация и интеграция – постижение процесса и результата деятельности на основе неразрывности и единства взаимосвязей, общего, частного и целого.

Диагностичность – проверяемость результирующих действий, с применением параметрических и непараметрических средств математической статистики.

Единство фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания – связь обучения с жизнью, наукой и культурой, теории с практикой, индивидуальных потребностей с социальной необходимостью.

Предложенные дидактические принципы раскрывают четкие связи важнейших компонентов метапредметного знания в условиях внеурочной деятельности обучающегося, несущего гражданскую ответственность за свою судьбу, судьбу своей страны и судьбы прошлых поколений наших предков.

Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия необходимо рассматривать в следующей системе:

1. Личностные действия – личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.

2. Регулятивные действия – самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.

3. Познавательные действия – поиск, анализ, личностное открытие.

4. Коммуникативные действия – самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога.

Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:

1. Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).

2. Проблемно-поисковая деятельность.

3. Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.

4. Художественно-педагогическая драматургия.

5. Музейно-педагогическая драматургия.

6. Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.

7. Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).

В практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры:

1. Ценности народного искусства: родной язык (этимология, семиотика, топонимика и т.д.); устное народное творчество, обряды и праздники (земледельческий календарь, природный календарь и т.д.); народные художественные промыслы и ремесла; функции народного искусства.

2. Художественная эстетика народного искусства (эстетика народного искусства в изобразительном искусстве, театре, кино, литературе, архитектуре, экстерьере, интерьере, костюме, кухне и т.д.).

3. Единство, взаимосвязи и взаимовлияние этнокультурных явлений в народном искусстве. Развитие искусства разных народов России по законам единства.

4. Реконструкция этнокультурных явления народного искусства (экспедиционная деятельность по сбору фольклора, произведений бытового и декоративного творчества; реконструкция праздников и обрядов).

Использование полифункциональности народного искусства в художественном творчестве позволяет обеспечить системное включение обучающегося в разнообразные формы индивидуально-коллективной деятельности, восстановить разрыв ценностных связей синкретизма народного искусства.

Цель методического пособия «Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» - формирование социального, ценностного (творческого), коллективного (народного) опыта в системе ценностей народного искусства для постижения культуры своей Родины и мира в межкультурном диалоге и взаимодействии.

Задачи:

- расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;

- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;

- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.

В методическом пособии представлены разные подходы формирования тематического планирования и содержания учебных занятий, наиболее полно раскрыто содержание для 1 класса, что позволит учителю самостоятельно продумывать учебно-творческую деятельность во 2, 3 и 4 классах.









КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

4 класс

Виды и направления деятельности



Кол-во

часов

Содержание темы

Дата


план

факт

1.

Художественное творчество

2 ч.


2 ч.


2 ч.

3 ч.

1). Дом – храм моих предков. Рубленный дом, Терем, Лобаз, Юрта, Чум и др.. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи.

2). Красота застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки, светцы. Богородская деревянная игрушка.

3). Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле.

4). Народные росписи по дереву и металлу. Городец. Хохлома. Народные росписи русского Севера (Пермогорская, Борецкая, Пичужская, Ракульская, Мезенская, Шенкурская, Уфтюгская, Новгородская и др.), Жостовский и НижнеТагильский поднос.



2.

Фольклор

2 ч.

3 ч.


2 ч.

2 ч.

1). Пантеон русских божеств: Сварог, Макошь, Дажбог, Ярило и др.

2). Мифические и сказочные персонажи: Баба-Яга, Домовой, Банник, Леший, Кикимора, Русалка и др.

3). Мифы и легенды наших предков о богатырях. Георгий Жуков и Маршалы Победы.

4). Музыкальные инструменты народов России: гусли, балалайка, рожок, свирель, гармошка, домбра, курай, кубыз (варган, тумран и пр.) и др.



3.

Игра

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

1). Хоровод. Что нам осень принесла.

2). Колядочные игры и костюмированные представления.

3). А мы Масленицу повстречали. Лапти.

4). Карусель. Жнивка. Веночек.



4.

Экспедиция. Проект


2 ч.

2 ч.

2 ч.


2 ч.



1). Кухня народов России. Единство традиций и отличительные особенности.

2). Скоморохи, вертеп, ярмарочный театр

3). Образ человека труда в творчестве художников России: А.Венецианов, В.Суриков, А.Пластов, И.Шишкин, Т.Яблонская, Б.Кустодиев, В.Мухинаи др.

4). Мой школьный историко-этнографический музей.




Итого:



34 часа










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства. Монография. М.: РИО ФИРО. 2009.

2. Банников В.Н. Народное искусство как образовательная парадигма этнопедагогического образования (культурологическая, психологическая, воспитательная составляющая).М.: Вопросы культурологии, №7, 2009.- С. 67-71.

3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.-метод. пособие / под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

4. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. /авт.-сост. В.П.Ватаман.- Волгоград: Учитель, 2008.

5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1999.

6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.

7. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.

8. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методич. Рекомендациями.- М., 1998.

9. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.

10. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч. / под ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

11. Есенин С.А. Ключи Марии. Текст произведения http://www.ilibraru.ru.

12. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с ил.

13. Народные знания. Фольклор. Народное искусство.- Вып.4.- М., 1999.

14. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре.- М., 2003.

15. Некрасова М.А. Народное искусство России – духовный феномен современной культуры. Традиция и современность. /В сб. Народное искусство и современность.- Ханты-Мансийск, 2009.

16. Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004, с ил.

17. Полунина В.Н. Одолень-трава // Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством.- М., 1989.

18. Пословицы, поговорки, загадки. В рукописных сборниках ХVIII – ХХ веков. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1999.

19. Пропп В.Я. Мифология сказки.- М., 1999.

20. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М, 2011.

21. Серов Н.В. Цвет культуры.- СПб.: Речь, 2004.

22. Шпикалова Т.Я., Алексеева Т.В. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом с методическими рекомендациями. 1 класс.- М., 1996.- 2 класс.- М., 1997.

23. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования. Шуя. 2006.

24. Шпикалова Т.Я. Я живу в России. Творение российских мастеров.- М.: Просвещение, 2006,

25. Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. 1-4 класс. 5-8 класс.- М.: Просвещение, 2011-2012.

ИНТЕРНЕТ ресурсы:

1. «Перуница» - Северное народное искусство.

2. www.onmck.ru – сайт Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации.

3. www.kizhi.karelia.ru- сайт Государственного музея-заповедника Кижи.

4. www.museum.vladimir.ru - сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

5. www.abash.netfirms.com/-Абашевская игрушка (история, каталог, образцы).

6. www.wco.ru/icons - Виртуальный каталог икон.

7. www.sobory.ru - каталог православной архитектуры.

8. www.artcyclopedia.com- иллюстрированная энциклопедия по искусству.

9. www.eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству.

10. www.russianculture.ru - Русская культура.

11. www.rusmuseum.ru – Русский музей.

12. www.slovopedia.com

13. www.slavynka88

14. www.liveinternet.ru

15. www.all-photo.ru (Российская империя в фотографиях)

16. www.domstr.ru (Энциклопедия)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мельникова Наталья Юрьевна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 172871

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество" "
    ["seo_title"] => string(143) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-v-shkolie-narodnoie-iskusstvo-i-khudozhiestviennoie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "205794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430032763"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб чтецов" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-chtietsov"
    ["file_id"] => string(6) "146398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419171337"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Программа внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(91) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo-i-dizain-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250650"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447096333"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа "Умелые руки 1-4 классы" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-umielyie-ruki-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "116807"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412611546"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства