Рабочая программа внеурочной деятельности "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество"
Рабочая программа разработана на основе программы внеурочной деятельности В.Н.Банникова «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» (к учебно-методическому пособию «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс»). Количество часов, отведенных на реализацию рабочей программы в 3 классе, составляет 34 часа в год ( 1 час в неделю). Продолжительность занятия 30 минут.
Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
Согласовано Утверждаю
заместитель директора по ВР директор МБОУ «СОШ № 19»
Народное искусство и художественное творчество. 3 класс»
Составила:
Жегалина Е.И.,
учитель начальных класссов
г. Нижневартовск, 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год";
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями и дополнениями)(в редакции Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 №241,от 30.08.2010 № 889, от 03.06.11 №1994);
Приказа Департамента образования и молодежной политики автономного округа № 105 от 04 февраля 2014 г.;
Положения о рабочей программе в МБОУ «СОШ №4»;
Авторской программы Банникова В.Н. «Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс». Ханты-Мансийск, 2012 год.
Разработка данной программы потребовала соблюдения строгой логики в выборе форм и содержания работы, поскольку решается целый комплекс задач:
Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
Обеспечение устойчивого развития и положительной динамики воспитательных результатов;
Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленных на достижение единства трех уровней результатов (1 уровень – социальный опыт, 2 уровень – ценностный опыт, 3 уровень – коллективный опыт).
Социальный опыт – опыт нравственно-поведенческих ориентиров гражданского общества.
Ценностный (творческий) опыт – это опыт самосознания, культурно-исторической памяти и патриотических убеждений, этнокультурной самоидентификации в творческом ряду ценностей: Человек-Природа-Дом-Отечество-Труд-Творчество.
Коллективный (народный) опыт – это опыт «вечевого», «соборного» взаимодействия и поддержки, выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского».
Любое знание становится настоящим знанием, только тогда, когда оно становиться личностным опытом, связанным с собственной эмоциональной и поведенческой первоосновой, только опыт ценности и поступка превращает личность в человека.
Формообразование данной программы направлено на формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов.
Каждому уровню воспитательных и развивающих результатов внеурочной деятельности может соответствовать своя образовательная форма.
Первый уровень результатов может быть достигнут на основе социального партнерства субъектов внеурочной деятельности: Семья-Педагог-Обучающийся;
Второй уровень - на основе ценностных ориентиров: Дом-Школа-Родина;
Третий уровень может достигаться только в условиях разноуровневого, коллективного взаимодействия, понимания своего «Я», как части «Мы».
Реализация программы организуется в многообразном видовом диапазоне, где виды деятельности могут быть интегрированы в рамках работы одной студии, научного общества, творческого коллектива и т.д.
Для организации внеурочной деятельности планируется использование разнообразных видов и направлений деятельности детей:
Предложенные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы определенными Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.
Народное искусство и художественное творчество, связанное с ним, обладая в своем содержании социальным, ценностным и коллективным опытом, несет в себе богатейший духовно-нравственный потенциал. Родной язык, устное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла непреходящие ценности, объединяющие в себе все виды и направления деятельности человека: через игру, к обучению и воспитанию, к труду, как преобразующему творчеству.
Цель экспериментальной апробации - формирование социального, ценностного и коллективного опыта обучающихся 3-х классов ипроверка на практике эффективности содержания и проектируемых форм и способов обучения учащихся 3-х классов, на основеметодического пособия: Банников В.Н. «Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс».
Задачи:
Организация подготовительной работы по апробации программы;
Апробация программы внеурочной деятельности в сфере художественного образования на основе методического пособия:
Организация культурно-исторической деятельности обучающихся 3-х классов через постижение народного искусства;
Научить обучающихся 3-х классов художественно-творческим действиям межкультурного диалога и взаимодействовать в условиях социально-творческого партнерства;
Стимулировать детей на формирование положительных поведенческих ориентиров, используя опыт преемственности и ответственности народного искусства.
Проведение и обработка результатов мониторинга результативности экспериментальной апробации;
Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 класс», «Технология. 1-4 класс», «Изобразительное искусство. 5-8 класс» авторского коллектива под редакцией Т.Я.Шпикаловой, где народное искусство, как часть культуры, в интеграции с другими видами искусства, является первоосновой обучения школьников изобразительному искусству.
Требования к результатам внеурочной деятельности:
Предметные результаты:
Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к течеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Уровни определения результативности:
Первый уровень результатов:
знания – название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;
умения – правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
личностное развитие (воспитание) – приобретение школьником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.
Второй уровень результатов:
знания – приемы выполнения работы; средства для достижения результата;
умения – анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;
личностное развитие – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.
Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.
Третий уровень результатов:
знания – самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;
личностное развитие – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Формы работы: посещение детских садов и вручение подарков, сувениры семье, украшение города к праздникам.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ на базе школы и района. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Особенностями современного этапа развития искусства, к сожалению, стали художественные провокации, преобладание концептуальности над эстетическими категориями «добра и зла», «красивого и безобразного» с их полной этической размытостью.
Рассматривая вопросы функционирования изобразительного (народного) искусства, следует обратить особое внимание на субъектно-объектные отношения в данном процессе в историческом развитии, где (за исключением современного искусства) главным ценностным творцом выступала «природа», «труд» являлся олицетворением творчества в деятельности «человека»:
Знаково-культовое искусство (знак-оберег, знак-образ, знак-архетип)
Современное изобразительное искусство (перформанс)
↕ ↕
Действие (инсталяция, перформанс)
идея-концепция
В современных условиях модернизации российского общества, в частности, российского образования, одним из приоритетных направлений совершенствования гражданственности является возрождение и активное изучение духовных традиций художественной культуры России и мира. Ключевыми становятся дидактические принципы культуросообразности и культуропреемственности образования. В связи с этим, является своевременной необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям продекларированным в «Стратегии развития России – 2020», Законе Российского Федерации «Об образовании», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Так же учитываются требования нового «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС), Президентская инициатива «Наша новая школа», «Концепция этнокультурного образования в России», «Примерные и рабочие программы по учебным предметам: Изобразительное искусство (1-4 классы).
В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не только значимым, но и безусловно актуальным.
Методическое пособие «Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» построено на основе новационных дидактических принципах гуманизма, культуропреемственности, культуросообразности, природосообразности, социального партнерства, индивидуально-творческого самовыражения, целенаправленного сотрудничества и сотворчества, дифференциации и интеграции, диагностичности, единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания, разработанных автором и активно внедряемых в современной методологической и педагогической практике.
Гуманизм и гуманизация образования и воспитания - единство общекультурного, социально-нравственного и духовного развития личности, понимающей и принимающей коллективное начало в развитии гражданского общества.
Культуропреемственность- постижение глубинных смыслов отечественной народной художественной культуры, составляющей первооснову сохранения и развития государственности.
Культуросообразность- единство культуры, традиций и опыта творческой деятельности, в условиях постижения мировой культуры.
Природосообразность– опора на индивидуальные способности и особенности личности, развивающейся по законам добра и красоты.
Социальное партнерство – равноправие сторон, уважение позиций, учет интересов и потребностей объектов сотрудничества и взаимодействия.
Индивидуально-творческое (личностное) самовыражение – феномен творческой трансляции системы ценностей в учебно-исследовательской, научно-практической и художественно-образной деятельности.
Целенаправленное сотрудничество и сотворчество – взаимодействие в диалоге, направленное на формирование новых стилей научного, творческого и социального мышления.
Дифференциация и интеграция – постижение процесса и результата деятельности на основе неразрывности и единства взаимосвязей, общего, частного и целого.
Диагностичность – проверяемость результирующих действий, с применением параметрических и непараметрических средств математической статистики.
Единство фундаментальности и профессиональной направленности обучения и воспитания – связь обучения с жизнью, наукой и культурой, теории с практикой, индивидуальных потребностей с социальной необходимостью.
Предложенные дидактические принципы раскрывают четкие связи важнейших компонентов метапредметного знания в условиях внеурочной деятельности обучающегося, несущего гражданскую ответственность за свою судьбу, судьбу своей страны и судьбы прошлых поколений наших предков.
Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия необходимо рассматривать в следующей системе:
Личностные действия – личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.
Регулятивные действия – самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.
Познавательные действия – поиск, анализ, личностное открытие.
Коммуникативные действия – самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога.
Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:
Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).
Проблемно-поисковая деятельность.
Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.
Художественно-педагогическая драматургия.
Музейно-педагогическая драматургия.
Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.
Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).
В практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры:
Ценности народного искусства: родной язык (этимология, семиотика, топонимика и т.д.); устное народное творчество, обряды и праздники (земледельческий календарь, природный календарь и т.д.); народные художественные промыслы и ремесла; функции народного искусства.
Художественная эстетика народного искусства (эстетика народного искусства в изобразительном искусстве, театре, кино, литературе, архитектуре, экстерьере, интерьере, костюме, кухне и т.д.).
Единство, взаимосвязи и взаимовлияние этнокультурных явлений в народном искусстве. Развитие искусства разных народов России по законам единства.
Реконструкция этнокультурных явления народного искусства (экспедиционная деятельность по сбору фольклора, произведений бытового и декоративного творчества; реконструкция праздников и обрядов).
Использование полифункциональности народного искусства в художественном творчестве позволяет обеспечить системное включение обучающегося в разнообразные формы индивидуально-коллективной деятельности, восстановить разрыв ценностных связей синкретизма народного искусства.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Самобытную традиционную художественную культуру народов России сложно вписать в пространство современного глобализированного общества. Но, несмотря на это, многие жители нашей страны (в основном жители этнических поселений) до сих пор ведут традиционный уклад жизни, сохраняя бытовую культуру своего народа. Но все это многообразие теряется в постиндустриальном пространстве и требует поиска новых подходов, приемов и форм для сохранения и передачи будущим поколениям.
Огромное значение в условиях внеурочной деятельности играет создание художественно-развивающей среды, которая опирается на социальную среду и выступает в виде научно-творческого поиска, в основе которого положены принципы социально-творческого партнерства преподавателя и обучающегося.
Актуальным становится применение разнообразных инновационных форм внеурочной деятельности: мозговой штурм творческих групп, практикумы, мастер-классы и творческие встречи, научные, исследовательские и образовательно-выставочные проекты, праздники-реконструкции, в основе которых могут быть использованы методы: проектов, реконструкции, проблемного исследования, художественно-педагогической драматургии, творческой дискуссии, творческой лаборатории.
Предложенные формы и методы организации внеурочной деятельности необходимо раскрывать в системе духовно-нравственного, патриотического обучения и воспитания «Я живу в России», где содержание деятельности строится на единстве и отличительных культурных особенностях различных народов России. Взаимосвязи и взаимовлияние этнокультур раскрывается как проблемное поле функционирования народного искусства с учетом роли педагогического, художественно-творческого диалога, где диалог опосредованно способствует духовно-нравственному росту личности, создавая условия для ее становления, достигая перспективной глубинности. Особенностью участников диалога является готовность размышлять о смысле ценностей и коллизий, сопоставлять их с собственным, социальным, творческим и народным опытом и чутко воспринимать мнение Другого.
Основные принципы деятельности строятся на соотнесении единства и различия в традиционной художественной культуре различных этнокультур России:
«Дом как храм (усадьба, храм, изба, лобаз, чум, юрта и т.д.)», «Народная игрушка – оберег и воспитатель (глиняная, деревянная, берестяная, лыковая, соломенная, тряпичная и т.д.)».
«Народные художественные росписи: прялки, посуда, изделия из бересты и коры лиственницы, домовая роспись и т.д.».
«Русские лаки: Мстеры, Холуи, Федоскино, Палех».
«Народное искусство в творчестве художников прошлого и настоящего (иконография, лубок, суприматизм, этнофутуризм и т.д.)».
«Мир народной керамики: Скопин, Гжель, бытовая керамика и т.д.».
«Художественный металл (литье – «Каслинское литье», чеканка, чернение, скань и т.д.)».
«Графический орнамент (костюм, полотенце, кружево и т.д.) и т.д.
Деятельностный подход в условиях внеурочного обучения и воспитания опирается на социальное партнерство педагога и обучающегося с народными мастерами – носителями творческого и народного опыта и мудрости, и профессиональными художниками – носителями современного творческого знания, на принципах индивидуально-творческого самовыражения.
Социальное партнерство в творческой, проектной, исследовательской и т.д. деятельности в котором могут выявляться традиционные и концептуальные подходы позволит обучающемуся,не только становиться соавтором, но и включиться в процесс новых форм познания, коммуникации, приобретать ключевые компетенции и ценности и как результат развивать универсальные учебные действия.
Важным аспектом внеурочной деятельности в изучении народного искусства становится участие в процессе диалога и сотворчества «Народного мастера» - носителя коллективного народного опыта этнокультуры, что позволяет педагогу и обучающемуся становиться транслятором этого опыта в личную (самообразование, социальное партнерство, целенаправленное сотрудничество и сотворчество) и социальную образовательно-воспитательную среду.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тематическое планирование
Основные характеристики деятельности
Художественное творчество
1.Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Вышивка. Ручное ткачество.
Украшение жемчугом и бисером.
Головной убор. Отделка мехом.
Пояс в народном костюме.
Основные содержательные линии.
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Значение образа в украшениях головного убора и пояса в народном костюме.
Рассматривать образцы народного костюма. Рассказывать, из каких элементов состоит комплекс традиционной народной одежды. Называть музеи, где хранятся традиционные народные костюмы.
Выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
2.Глиняная народная игрушка: Дымковская, Скопииская, Калининская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др.
Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России.
Основные содержательные линии.
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры.
Общие черты глиняных игрушек. Характерные особенности игрушек.
Каргопольскаяглиняная игрушка как художественное явление среди российских народных промыслов.
Известные мастера из деревни Гринёво:
И. В. Дружинин, У.И. Бабкина.
Скопинские оригинальные керамические сосуды.
Коллекционер, русский художник А.Н.Бенуа.
Тульские игрушки, изображающие различные жанровые сцены.
Традиционная богородская игрушка –это композиция из жизни русского крестьянина.
Рассматривать образцы глиняных игрушек.
Рассказывать , откуда произошли игрушки. Понимать условно - символический характер народного декоративного искусства. Определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать знаки – символы.
Создавать игрушку, побывав в роли народного мастера.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры.
Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.
Вышитое полотенце и его функции. Полотенце – оберег, символ благополучия, благопожелания. Символика цвета и мотивов вышивки. Возрождение старинных традиций рукоделия.
Преобладающая цветовая гамма в узорах русской вышивки.
Сохранение и развитие традиций вышивки современными мастерицами.
Рассматривать изделие, украшенное традиционной вышивкой. Высказывать свои впечатления об искусстве рукодельниц. Объяснять символику вышитых мотивов и цветовой гаммы. Сопоставлять узоры разных регионов России.
Изготовлять текстильные изделия- сувениры.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
4.Набивка на ткани. Ивановские набивные ситцы. Павло-Посадский платок. Платок в культуре народов России.
Основные содержательные линии.
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры.
Сравнение узоров Ивановских и Павло- Посадских мастеров- художников.
Способы печатания набивных узоров.
Преобладающая цветовая гамма в узорах.
Рассматривать фотографии с изображениями платков разных мастеров.
Сравнивать узоры Ивановских и Павло- Посадских мастеров- художников.
Высказывать мнение о понравившемся изделии.
Выполнять задания согласно условиям.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
Фольклор.
1. Скатерть-самобранка. Традиции гостеприимства и застолья у народов России.
Основные содержательные линии.
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды, традиции в искусстве русского народа. Композиция. Пропорции. Бытовой жанр. Украшения в жизни людей, его функции в жизни общества.
Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружках, тканях, украшениях, на посуде.
Осваивать: приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента.
Создавать украшения, используя узоры.
Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины.
Анализировать декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать графические изображения;
Планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи;
Осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия образцу или заданию);
Обобщать новое, что открыто и усвоено на уроке.
2. Расскажи мне сказку: Театрализация народной сказки «Как мужик корову продавал». Сказки народов России.
Основные содержательные линии.
Народное традиционное искусство. Изобразительные виды искусства. Роль традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Реальность и фантазия в искусстве. Средства художественной выразительности.
Рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев.
Сравнивать особенности изображения добрых и злых героев в произведениях изобразительного искусства.
Различать средства художественной выразительности в творчестве мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики.
Высказывать свое мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для достижения впечатления сказочности композиции; о роли цвета, атрибутов, предметов, которые дополнят создаваемый образ в характеристике фольклорного героя.
Участвовать в обсуждении изображения добрых и злых героев в произведениях разных видов изобразительного искусства, роли цвета в характеристике фольклорного героя, средств художественной выразительности для передачи сказочности происходящих событий и действий.
соотносить качества с героями сказок;
придумывать свои собственные сказочные сюжеты.
Анализировать последовательность изображения головы, лица героев композиции по
художественно-дидактической таблице.
Изображать персонажа сказки по представлению. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе свое видение образов фольклорных героев и отношение к ним.
Самостоятельно оценивать свои достижения.
3. Мифы и легенды наших предков о богатырях. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Федор Ушаков, Михайло Ломоносов и др.
Основные содержательные линии.
Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Реальность и фантазия в искусстве.
Исторические и мифологические темы в фольклоре.
Использовать литературные произведения для рассказа об исторических событиях.
Уметь анализировать и сравнивать события России данного исторического периода. Высказывать свою точку зрения с применением исторических фактов и аргументов.
Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве.
Рассматривать произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, посвященные народным праздникам и ярмарочным гуляниям.
Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края; о своих впечатлениях и наблюдениях о том, как люди организуют праздник урожая.
Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы.
Нарисовать картинку на тему осенней Ярмарки.
Сопоставлять поэтические описания праздников в народных песнях с произведениями художников.
Участвовать в обсуждении образов праздников и обрядов в искусстве.
Называть основные детали праздничного народного костюма.
Игра.
1.Игры народов Сибири. Традиции народов Сибири. История игр народов Сибири. Разнообразие игр. Особенности игр.
Основные содержательные линии.
Якутские народные игры. «Вестовые». Традиции народов Якутии. История возникновения игры. Правила игры. Поведение во время игры.
Бурятские народные игры. «Ястреб и утки». Традиции народов Бурятии. История возникновения игры. Правила игры. Поведение во время игры.
Овладевать понятиями по теме.
Участвовать в обсуждении традиций народов Сибири.
Сравнивать и выделять особенности различные игр народов Сибири.
Знакомиться с правилами игры через наблюдение.
Анализировать правила игры.
Овладевать техникой, правилами.
Применять полученные теоретические знания в практической деятельности.
Соблюдать последовательность в этапах игры.
Соблюдать правила безопасного поведения во время участия в игре.
Сотрудничать друг с другом во время проведения игры.
Осуществлять рефлексию собственной деятельности.
2.Башкирские народные игры. Татарские народные игры.
Основные содержательные линии.
«Уральский мяч», «Липкие пеньки», «В узелок».Традиции народов Башкирии. История возникновения игры. Правила игры. Поведение во время игры.
Овладевать понятиями по теме.
Участвовать в обсуждении традиций народов Сибири.
Сравнивать и выделять особенности различные игр народов Сибири.
Знакомиться с правилами игры через наблюдение.
Анализировать правила игры.
Овладевать техникой, правилами.
Применять полученные теоретические знания в практической деятельности.
Соблюдать последовательность в этапах игры.
Соблюдать правила безопасного поведения во время участия в игре.
Сотрудничать друг с другом во время проведения игры.
Осуществлять рефлексию собственной деятельности.
3. Игры народов Кавказа. История игр народов Кавказа. Разнообразие игр. Особенности игр.
Основные содержательные линии.
Кабардинская народная игра «Повелитель лунки». История возникновения игры. Правила игры. Поведение во время игры.
Ингушская народная игра «Бег с палкой в руке». История возникновения игры. Правила игры. Поведение во время игры.
Осетинская народная игра «Слепой медведь». История возникновения игры. Правила игры. Поведение во время игры.
Овладевать понятиями по теме.
Участвовать в обсуждении традиций народов Сибири.
Сравнивать и выделять особенности различные игр народов Сибири.
Знакомиться с правилами игры через наблюдение.
Анализировать правила игры.
Овладевать техникой, правилами.
Применять полученные теоретические знания в практической деятельности.
Соблюдать последовательность в этапах игры.
Соблюдать правила безопасного поведения во время участия в игре.
Сотрудничать друг с другом во время проведения игры.
Осуществлять рефлексию собственной деятельности.
4.Мордовские, марийские, удмуртские народные игры. История возникновения игр. Разнообразие игр. Особенности игр.
Основные содержательные линии.
«Мяч об узкую стенку», «Колышки», «Стой!», «Поляна-жердь», «Удмуртские горелки». Правила игры. Поведение во время игры.
Знакомиться с правилами игры через наблюдение.
Анализировать правила игры.
Овладевать техникой, правилами.
Применять полученные теоретические знания в практической деятельности.
Соблюдать последовательность в этапах игры.
Соблюдать правила безопасного поведения во время участия в игре.
Сотрудничать друг с другом во время проведения игры.
Осуществлять рефлексию собственной деятельности
Экспедиция. Проект.
1. Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня.
Основные содержательные линии.
Отражение в русской народной кухне общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Понятие о синтетичном характере народной культуры.
Оценить достоинства традиционной русской кухни;
познакомить с рецептами приготовления простейших русских блюд и напитков.
2. Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.
Основные содержательные линии.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в жизни человека, в организации его материального окружения. Красота и разнообразие природы, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная.
Рассматривать произведения народных мастеров – резчиков пряничных досок для печатных пряников.
Высказывать свое суждение о них.
Рассказывать о приемах техники резьбы пряничных досок и образах – символах, характерных для резных пряничных досок.
Выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы.
Сочинять рисунок для своей пряничной доски.
Выражать в творческо-художественной деятельности представления о том, что народное искусство во все времена украшало повседневную жизнь человека.
3.Художники и мастера декоративного искусства моего города, края.
Основные содержательные линии.
Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями югорских художественных мастеров и мастеров декоративного искусства.
Народный мастер – хранитель древних традиций кистевого письма. Основные элементы и цветовая гамма хантыйского узора.
Встреча с местными мастерами.
Рассматривать изделия художников и мастеров ХМАО.
Узнавать основные элементы хантыйского узора и называть их.
Составлять свою композицию узора.
Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы с помощью приёмов кистевого письма.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
4.Мой школьный историко- этнографический музей.
Основные содержательные линии.
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Крупнейшие художественные музеи мира. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве.
Музей как центр по сохранению, изучению духовных ценностей, как центр преемственности поколений.
Посещение музея русского быта.
Рассматривать экспонаты крупнейших музеев мира, национальных музеев России.
Выявлять основное предназначение музея.
Участвовать в обсуждениях экспозиций музея в нашей школе, в пополнении экспонатов школьного музея.
Подбирать информацию о существующих школьных музеях нашего города.
Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Виды и направления деятельности
Содержание темы
Количество часов
Дата
проведения
По плану
Фактич.
1.
Художественное творчество
1) Праздничный народный костюм – система табу моих предков. Вышивка. Ручное ткачество.
Украшение жемчугом и бисером.
Головной убор. Отделка мехом.
Пояс в народном костюме.
2) Глиняная народная игрушка: Дымковская, Скопииская, Калининская, Филимоновская, Каргопольская, Тульская и др.
Игрушка – свистулька. Рукотворная кукла в культуре народов России.
1) Игры народов Сибири. Традиции народов Сибири. История игр народов Сибири. Разнообразие игр. Особенности игр. Якутские народные игры. «Вестовые». Бурятские народные игры. «Ястреб и утки».
2) Башкирские народные игры. «Уральский мяч», «Липкие пеньки» Традиции народов Башкирии. История возникновения игры. Правила игры. Поведение во время игры. Татарские народные игры. «В узелок».
3) Игры народов Кавказа. История игр народов Кавказа. Разнообразие игр. Особенности игр. Кабардинская народная игра «Повелитель лунки». Ингушская народная игра «Бег с палкой в руке» Осетинская народная игра «Слепой медведь». История возникновения игр. Правила игр. Поведение во время игр.
4) Мордовские народные игры «Мяч об узкую стенку». История возникновения игр. Правила игр. Поведение во время игр. Марийские народные игры «Колышки». Удмуртские народные игры «Стой!», «Поляна-жердь», «Удмуртские горелки».
2
2
2
2
4.
Экспедиция. Проект
1) Хлеб да каша – пища наша. Русская традиционная кухня.
2) Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник и др.
3) Художники и мастера декоративного искусства моего города, края.
4) Мой школьный историко- этнографический музей.
2
2
2
2
Итого:
34
Список литературы:
Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи.- М., 1988.
Банников В.Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного пространства. Монография. М.: РИО ФИРО. 2009.
Банников В.Н. Народное искусство как образовательная парадигма этнопедагогического образования (культурологическая, психологическая, воспитательная составляющая).М.: Вопросы культурологии, №7, 2009.- С. 67-71.
Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества.- М., 1979.
Бердяев Н.А. Человек. Макрокосм и микрокосм. / Русский космизм.- М., 1993.
Василенко В.М. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв.- М., 1974.
Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебн.-метод. пособие / под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий. /авт.-сост. В.П.Ватаман.- Волгоград: Учитель, 2008.
Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1991.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.
Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М.: ТЦ Сфера, 2003.- 128 с.
Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Русская народная игрушка: Альбом с методич. Рекомендациями.- М., 1988.
Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2009.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч. / под ред. Т.Я.Шпикаловой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Есенин С.А. Ключи Марии. Текст произведения http://www.ilibraru.ru.
Жегалова С.К. Русская народная живопись.- М., 1984.
Званцев М.П. Хохломская роспись.- Горький, 1951.
История русского орнамента Х-ХYI веков. / Ред. С.Ю.Ивлев.- М.: Арт родник, 1997.
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с ил.
Круглова О.В. Народная росписб Северной Двины.- М., 1987.
Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма.- М.: Молодая гвардия, 1988.
Народные знания. Фольклор. Народное искусство.- Вып.4.- М., 1991.
Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиций и новизны // Проблемы народного искусства.- М., 1983.
Некрасова М.А. Народное искусство России// Народное творчество как мир целостности: Альбом.- М., 1983.
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.- М.: «Изобразительное искусство», 1983.
Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре.- М., 2003.
Некрасова М.А. Народное искусство России – духовный феномен современной культуры. Традиция и современность. /В сб. Народное искусство и современность.- Ханты-Мансийск, 2009.
Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004, с ил.
Полунина В.Н. Одолень-трава // Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством.- М., 1989.
Пословицы, поговорки, загадки. В рукописных сборниках ХVIII – ХХ веков. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР. 1961.
Пропп В.Я. Мифология сказки.- М., 1969.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М, 2011.
Рыженков Г.Д. Народный месяцеслов.- М., 1991.
Серов Н.В. Цвет культуры.- СПб.: Речь, 2004.
Сказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым. – СПб, 1895.
Шпикалова Т.Я., Алексеева Т.В. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Альбом с методическими рекомендациями. 1 класс.- М., 1996.- 2 класс.- М., 1997.