Рабочая программа учебной дисциплины Основы социологии и политологии
Рабочая программа учебной дисциплины Основы социологии и политологии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, для всех специальностей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Данная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Основы социологии и политологии »
Министерство образования и науки РФ
ФГОУ СПО «БлПК»
04/1 РП 08-3.6
ОГСЭ.06
РаБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
для всех специальностей колледжа
Белово
2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО).
Организация-разработчик: ФГОУ СПО «БлПК»
Разработчики:
Старцева А.Н., преподаватель ФГОУ СПО «БлПК»;
Власова С.Н., преподаватель ФГОУ СПО «БлПК»
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию в Кемеровской области.
Протокол заседания Экспертного совета №__ от «____»__________200__ г.
Одобрено
на заседании ПЦК
социально-экономических дисциплин и базисной подготовки
протокол №
председатель ПЦК
М. И. Сюбаева
«____»________________2011г.
Утверждаю
Зам. директора по УВР
______________З.С. Калачук
от «____»______________2011г.
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета колледжа и рекомендована в качестве рабочей программы учебной дисциплины
Протокол № __ « _ »__________2011г.
Зам директора по НМР
Т.П. Салтымакова
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА содержаниЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации РАБОЧЕЙ программы
учебной дисциплины
16
Контроль и оценка результатов Освоения
учебной дисциплины
17
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы социологии и политологии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, для всех специальностей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Данная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование системы знаний по основам социологической и политической науки, понимания взаимозависимости социальных отношений и социальных процессов, воспитание политической культуры личности.
Задачи:
Об основных исторических этапах становления социологии и политологии как науки;
Методах социологического исследования;
Использовании социологических знаний в профессиональной деятельности людей и межличностных отношениях;
О политических системах общества в России и в мире в целом;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Уметь:
Методологически грамотно анализировать различные социальные факты;
Понимать современную политическую ситуацию в России и в мире в целом;
Различать формы государственного устройства;
Сравнивать политические проблемы в различных регионах мира;
Формировать собственную политическую культуру;
Знать:
Специфику социологического подхода к изучению общества, культуры, социальных общностей и групп;
Особенности взаимодействия личности и общества;
Сущность политических процессов в обществе;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 часа, в том числе:
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
40
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
семинарские занятия
8
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
систематическая проработка учебной литературы для подготовки к семинарским занятиям
8
Итоговая аттестация дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы социологии и политологии»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1 Основы социологии
12
Тема 1.1 Предмет социологии
Содержание учебного материала:
4
Введение. Объект предмет и структура социологии. Категории и законы социологии. Методы исследования и функция социологии.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с учебником/ Боровик В.С.: стр. 197-222
1
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с учебником/ Боровик В.С.: стр. 229-245
1
Тема 1.2 Социология общества
Содержание учебного материала
2
2
Сущность и признаки общества. Общество как система. Типы обществ. Понятие социальной группы. Изменение и развитие общества. Понятие социального. Соотношение природного и социального в жизни человека. Классификация человеческих потребностей.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Работа с учебником/ Павленок П.Д, Куканов Е.В.: стр. 15-23
2.Работа с учебником/ Боровик В.С 251-253.: стр. 466-474
3. Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр. 19-22
Тема 1.3 Социальная структура общества
Содержание учебного материала
2
Социальная структура общества и социальная стратификация. Социальная стратификация современного российского общества. Сущность и типология социальной мобильности. Факторы и каналы социальной мобильности. Измерение социальной мобильности.
1.Работа с учебником/ Демидов Н.М.: стр. 68-74
2. Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр. 28-38
Тема 1.4 Социология личности
Содержание учебного материала
2
Понятие личности. Основные проблемы социологии личности. Факторы, влияющие на формирование личности. Социальные функции, статусы и роли. Социальная типология. Сущность и социально-психологические механизмы социализации.
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебником/ Кравченко А.И.: стр. 134-141
Работа с учебником/ Демидов Н.М.: стр. 23-33
Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр. 49-57
Тема 1.5 Социальные институты и социальные организации. Социальные общности и группы
Содержание учебного материала
2
Сущность и происхождение социальных институтов. Виды и структура социальных институтов. Функции социальных институтов. Основные принципы функционирования системы социальных институтов. Сущность и характерные черты социальных организаций. Структура социальных организаций. Типология социальных организаций. Функционирование социальных организаций. Организационная патология. Социальные общности. Социальные группы. Классификация Социальных групп. Групповые эффекты. Толпа и коллектив как социальные группы. Социальные институты семьи и брака. Функции семьи. Проблемы стабильной семьи.
Семинарское занятие по теме: Социальные институты и организации
4
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Проработка конспекта лекций. Подготовка к семинарскому занятию.
2.Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр. 26-28,41-45,
3. .Работа с учебником/ Павленок П.Д, Куканов Е.В.: стр. 62-67
4
Тема 1.6Социальный конфликт. Социальный контроль и девиантное поведение
Содержание учебного материала
2
Общетеоретические проблемы конфликта. Практические методы анализа и разрешения конфликтов. Субъекты и топология социальных конфликтов. Функции и содержание социального контроля. Агенты и инструменты социального контроля. Внутренний контроль. Общий и детальный контроль. Понятие и классификация девиантного поведения. Основные подходы к объяснению девиантного поведения. Функции девиантности. Теория девиантного поведения. Девиантные субкультуры. Основные формы девиантного поведения. Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр. 89-95
Раздел 2 Политология
18
4
Тема 2.1 Политология как наука
Содержание учебного материала
Становление политологии как науки. Предмет, структура и функции политологии. Методы политологии
2
Самостоятельная работа обучающих:
1. Работа с учебником/ Боровик В.С 251-253.: стр.5-19
Тема 2.2 История Политической Мысли
Содержание учебного материала
1
Политическая мысль Древнего мира. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Политическая мысль Нового времени. Политическая мысль средневековой Руси. Политическая мысль России XVII—XVIII вв. Основные направления развития российской политической мысли XIX — начала XX вв.
2
Самостоятельная работа обучающих:
1.Работа с учебником/ Боровик В.С 251-253.: стр. 23-32, 42-48
Тема 2.3 Политика как общественное явление
Содержание учебного материала
1
Происхождение политики. Сущность политики: основные теоретические подходы. Функции политики и ее виды. Структура политики. Политика и другие сферы общественной жизни. Политика и экономика
2
Самостоятельная работа обучающих:
1. Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр.102-109
Тема 2.4 Политическая власть
Содержание учебного материала
2
2
Определение феномена политической власти. Концепции политической власти. Власть и господство. Легитимность власти и политический порядок
Семинарское занятие по теме: Политическая власть: сущность и структура. Механизм осуществления политической власти
2
Самостоятельная работа обучающих:
1. Работа с учебником/ Козырев Г.И 251-253.: стр.117-124
2
Тема 2.5 Политическая система общества
Содержание учебного материала
Теоретические модели политических систем Структура политической системы. Функции политической системы
2
Самостоятельная работа обучающих:
1. Работа с учебником/ Козырев Г.И 251-253.: стр.135-139
1
Тема 2.6Государство
Содержание учебного материала
Понятие государства и его признаки и функции. Возникновение государств. Типологии государств. Государство и нация
2
Самостоятельная работа обучающих:
1. Работа с учебником/ Козырев Г.И 251-253.: стр. 141-146
Тема 2.7 Политический режим и политическое участие
Содержание учебного материала
Понятие и структура политического режима. Сущность демократического политического режима. Основные формы демократии. Теоретические модели демократии. Понятие недемократического политического режима. Тоталитарные и авторитарные политические режимы. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов. Понятие политического участия. Типология политического участия. Факторы политического участия
2
Самостоятельная работа обучающих:
1. Работа с учебником/ Козырев Г.И 251-253.: стр.126-133
Тема 2.8 Политическая элита
Содержание учебного материала
Понятие элит. Теории элит. Причины элитизма. Функции и типы элит. Каналы и системы рекрутирования политической элиты.
2
Семинарское занятие по теме: Правящая элита и ее роль в политике. Характер и тенденции изменений элиты советского/российского общества.Политическое лидерство : природа, функции, типы и стили
2
Самостоятельная работа обучающих:
1.Работа с учебником/ Демидов Н.М 251-253.: стр.141-155
2. Подготовка к семинарскому занятию
4
Тема 2.9 Политические партии
Содержание учебного материала
Понятие «политическая партия» Происхождение и структура политической партии. Функции политической партии. Типология партий
2
Самостоятельная работа обучающих:
1. Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр.152-159
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
- Социально-экономических дисциплин.
Технические средства обучения:
- мультимедиа установка
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Боровик, В.С. Основы политологии и социологии [Текст]: учеб. пособие для учреждений СПО / В.С.Боровик, Б.И. Кретов.-М.:Высш.школа.,2006. -391 с.
2.Демидов, Н.М.Основы социологии и политологии [Текст]: учеб. пособие для учреждений СПО / Н.М. Демидов.-М.: Академия, 2006.-208 с.
3. Харчева,В.А. Основы социологи [Текст]: учеб. пособие для учреждений ССУ / В.А. Харчева.-М.: Академия, 2005.-411 с.
4. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии [Текст]: учеб. / Г.И Козырева. -М.: Форум, 2009.-204 с.
Интернет-ресурсы:
Основы социологии и политологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://do.rksi.ru/library/courses/osip/. – Загл. с экрана.
Основы социологии и политологии - лекция [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://referats.allbest.ru/sociology/106608.html. – Загл. с экрана.
4. Контроль и оценка результатов освоения ДисциплиныКонтрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
Методологически грамотно анализировать различные социальные факты;
Тестирование, защита докладов.
Понимать современную политическую ситуацию в России и в мире в целом;
Тестирование, защита докладов
Различать формы государственного устройства;
Тестирование, защита докладов
Сравнивать политические проблемы в различных регионах мира;
Тестирование, защита докладов
Формировать собственную политическую культуру
Тестирование, защита докладов
Знания:
Специфику социологического подхода к изучению общества, культуры, социальных общностей и групп;
Тестирование, защита докладов
Особенности взаимодействия личности и общества;
Тестирование, защита докладов
Сущность политических процессов в обществе;
Защита докладов, рефератов, творческих работ Дифференцированный зачет
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}