kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины Основы социологии и политологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО,  для всех специальностей.

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Данная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Основы социологии и политологии »

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ СПО «БлПК»

04/1 РП 08-3.6

ОГСЭ.06















РаБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

для всех специальностей колледжа
















Белово

2011

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО).


Организация-разработчик: ФГОУ СПО «БлПК»


Разработчики:

Старцева А.Н., преподаватель ФГОУ СПО «БлПК»;

Власова С.Н., преподаватель ФГОУ СПО «БлПК»


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию в Кемеровской области.

Протокол заседания Экспертного совета №__ от «____»__________200__ г.


Одобрено

на заседании ПЦК

социально-экономических дисциплин и базисной подготовки

протокол №

председатель ПЦК

М. И. Сюбаева

«____»________________2011г.

Утверждаю

Зам. директора по УВР

______________З.С. Калачук


от «____»______________2011г.




Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета колледжа и рекомендована в качестве рабочей программы учебной дисциплины

Протокол № __ « _ »__________2011г.

Зам директора по НМР

Т.П. Салтымакова



СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА содержаниЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы
учебной дисциплины

16

  1. Контроль и оценка результатов Освоения
учебной дисциплины

17




















1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы социологии и политологии


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, для всех специальностей.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Данная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель:

Формирование системы знаний по основам социологической и политической науки, понимания взаимозависимости социальных отношений и социальных процессов, воспитание политической культуры личности.

Задачи:

  • Об основных исторических этапах становления социологии и политологии как науки;

  • Методах социологического исследования;

  • Использовании социологических знаний в профессиональной деятельности людей и межличностных отношениях;

  • О политических системах общества в России и в мире в целом;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Уметь:

  • Методологически грамотно анализировать различные социальные факты;

  • Понимать современную политическую ситуацию в России и в мире в целом;

  • Различать формы государственного устройства;

  • Сравнивать политические проблемы в различных регионах мира;

  • Формировать собственную политическую культуру;

Знать:

  • Специфику социологического подхода к изучению общества, культуры, социальных общностей и групп;

  • Особенности взаимодействия личности и общества;

  • Сущность политических процессов в обществе;


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 8 часа;

семинарские занятия 8 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

40

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


семинарские занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:


систематическая проработка учебной литературы для подготовки к семинарским занятиям

8

Итоговая аттестация дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы социологии и политологии»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Основы социологии


12


Тема 1.1 Предмет социологии








Содержание учебного материала:


4


Введение. Объект предмет и структура социологии. Категории и законы социологии. Методы исследования и функция социологии.

2





1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с учебником/ Боровик В.С.: стр. 197-222

1


Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с учебником/ Боровик В.С.: стр. 229-245

1


Тема 1.2 Социология общества

Содержание учебного материала

2

2


Сущность и признаки общества. Общество как система. Типы обществ. Понятие социальной группы. Изменение и развитие общества. Понятие социального. Соотношение природного и социального в жизни человека. Классификация человеческих потребностей.

2


Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с учебником/ Павленок П.Д, Куканов Е.В.: стр. 15-23

2.Работа с учебником/ Боровик В.С 251-253.: стр. 466-474

3. Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр. 19-22



Тема 1.3 Социальная структура общества

Содержание учебного материала

2



Социальная структура общества и социальная стратификация. Социальная стратификация современного российского общества. Сущность и типология социальной мобильности. Факторы и каналы социальной мобильности. Измерение социальной мобильности.



1.Работа с учебником/ Демидов Н.М.: стр. 68-74

2. Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр. 28-38



Тема 1.4 Социология личности

Содержание учебного материала

2



Понятие личности. Основные проблемы социологии личности. Факторы, влияющие на формирование личности. Социальные функции, статусы и роли. Социальная типология. Сущность и социально-психологические механизмы социализации.



Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Работа с учебником/ Кравченко А.И.: стр. 134-141

  2. Работа с учебником/ Демидов Н.М.: стр. 23-33

  3. Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр. 49-57



Тема 1.5 Социальные институты и социальные организации. Социальные общности и группы

Содержание учебного материала

2



Сущность и происхождение социальных институтов. Виды и структура социальных институтов. Функции социальных институтов. Основные принципы функционирования системы социальных институтов. Сущность и характерные черты социальных организаций. Структура социальных организаций. Типология социальных организаций. Функционирование социальных организаций. Организационная патология. Социальные общности. Социальные группы. Классификация Социальных групп. Групповые эффекты. Толпа и коллектив как социальные группы. Социальные институты семьи и брака. Функции семьи. Проблемы стабильной семьи.



Семинарское занятие по теме: Социальные институты и организации


4


Самостоятельная работа обучающихся:




1.Проработка конспекта лекций. Подготовка к семинарскому занятию.

2.Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр. 26-28,41-45,

3. .Работа с учебником/ Павленок П.Д, Куканов Е.В.: стр. 62-67


4


Тема 1.6Социальный конфликт. Социальный контроль и девиантное поведение

Содержание учебного материала

2



Общетеоретические проблемы конфликта. Практические методы анализа и разрешения конфликтов. Субъекты и топология социальных конфликтов. Функции и содержание социального контроля. Агенты и инструменты социального контроля. Внутренний контроль. Общий и детальный контроль. Понятие и классификация девиантного поведения. Основные подходы к объяснению девиантного поведения. Функции девиантности. Теория девиантного поведения. Девиантные субкультуры. Основные формы девиантного поведения. Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения.



Самостоятельная работа обучающихся:

1. Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр. 89-95



Раздел 2 Политология


18


4

Тема 2.1 Политология как наука

Содержание учебного материала




Становление политологии как науки. Предмет, структура и функции политологии. Методы политологии

2


Самостоятельная работа обучающих:

1. Работа с учебником/ Боровик В.С 251-253.: стр.5-19



Тема 2.2 История Политической Мысли

Содержание учебного материала



1


Политическая мысль Древнего мира. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Политическая мысль Нового времени. Политическая мысль средневековой Руси. Политическая мысль России XVII—XVIII вв. Основные направления развития российской политической мысли XIX — начала XX вв.

2


Самостоятельная работа обучающих:

1.Работа с учебником/ Боровик В.С 251-253.: стр. 23-32, 42-48



Тема 2.3 Политика как общественное явление

Содержание учебного материала


1


Происхождение политики. Сущность политики: основные теоретические подходы. Функции политики и ее виды. Структура политики. Политика и другие сферы общественной жизни. Политика и экономика

2


Самостоятельная работа обучающих:

1. Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр.102-109



Тема 2.4 Политическая власть

Содержание учебного материала

2

2



Определение феномена политической власти. Концепции политической власти. Власть и господство. Легитимность власти и политический порядок



Семинарское занятие по теме: Политическая власть: сущность и структура. Механизм осуществления политической власти

2


Самостоятельная работа обучающих:

1. Работа с учебником/ Козырев Г.И 251-253.: стр.117-124

2


Тема 2.5 Политическая система общества

Содержание учебного материала




Теоретические модели политических систем Структура политической системы. Функции политической системы

2


Самостоятельная работа обучающих:

1. Работа с учебником/ Козырев Г.И 251-253.: стр.135-139


1

Тема 2.6 Государство


Содержание учебного материала



Понятие государства и его признаки и функции. Возникновение государств. Типологии государств. Государство и нация

2


Самостоятельная работа обучающих:

1. Работа с учебником/ Козырев Г.И 251-253.: стр. 141-146



Тема 2.7 Политический режим и политическое участие

Содержание учебного материала




Понятие и структура политического режима. Сущность демократического политического режима. Основные формы демократии. Теоретические модели демократии. Понятие недемократического политического режима. Тоталитарные и авторитарные политические режимы. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов. Понятие политического участия. Типология политического участия. Факторы политического участия

2


Самостоятельная работа обучающих:

1. Работа с учебником/ Козырев Г.И 251-253.: стр.126-133



Тема 2.8 Политическая элита

Содержание учебного материала




Понятие элит. Теории элит. Причины элитизма. Функции и типы элит. Каналы и системы рекрутирования политической элиты.

2



Семинарское занятие по теме: Правящая элита и ее роль в политике. Характер и тенденции изменений элиты советского/российского общества.Политическое лидерство : природа, функции, типы и стили

2



Самостоятельная работа обучающих:

1.Работа с учебником/ Демидов Н.М 251-253.: стр.141-155

2. Подготовка к семинарскому занятию

4


Тема 2.9 Политические партии

Содержание учебного материала




Понятие «политическая партия» Происхождение и структура политической партии. Функции политической партии. Типология партий

2


Самостоятельная работа обучающих:

1. Работа с учебником/ Козырев Г.И.: стр.152-159




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

- Социально-экономических дисциплин.


Технические средства обучения:

- мультимедиа установка


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Боровик, В.С. Основы политологии и социологии [Текст]: учеб. пособие для учреждений СПО / В.С.Боровик, Б.И. Кретов.-М.:Высш.школа.,2006. -391 с.

2. Демидов, Н.М.Основы социологии и политологии [Текст]: учеб. пособие для учреждений СПО / Н.М. Демидов.-М.: Академия, 2006.-208 с.

3. Харчева,В.А. Основы социологи [Текст]: учеб. пособие для учреждений ССУ / В.А. Харчева.-М.: Академия, 2005.-411 с.

4. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии [Текст]: учеб. / Г.И Козырева. -М.: Форум, 2009.-204 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Основы социологии и политологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://do.rksi.ru/library/courses/osip/. – Загл. с экрана.

  2. Основы социологии и политологии - лекция [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://referats.allbest.ru/sociology/106608.html. – Загл. с экрана.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


Методологически грамотно анализировать различные социальные факты;

Тестирование, защита докладов.

Понимать современную политическую ситуацию в России и в мире в целом;

Тестирование, защита докладов

Различать формы государственного устройства;

Тестирование, защита докладов

Сравнивать политические проблемы в различных регионах мира;

Тестирование, защита докладов

Формировать собственную политическую культуру

Тестирование, защита докладов

Знания:


Специфику социологического подхода к изучению общества, культуры, социальных общностей и групп;

Тестирование, защита докладов

Особенности взаимодействия личности и общества;

Тестирование, защита докладов

Сущность политических процессов в обществе;

Защита докладов, рефератов, творческих работ Дифференцированный зачет



Разработчик А.Н. Старцева

Стр. 6 из 17

Версия 1

01.09.2011



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа учебной дисциплины Основы социологии и политологии

Автор: Власова Светлана Николаевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132821"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416411991"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Программа учебного курса Обществознание 5 класс к УМК А.И. Кравченко ФГОС "
    ["seo_title"] => string(83) "proghramma-uchiebnogho-kursa-obshchiestvoznaniie-5-klass-k-umk-a-i-kravchienko-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "133878"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592816"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "календарно тематическое планирование уроков обществознания в 5 классе по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(89) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-obshchiestvoznaniia-v-5-klassie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "115982"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412186359"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства