Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Творческий мир детей"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №58»
2014-2015 учебный год
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам дир по УВР Директор МБОУ СОШ №58
___________ Галлямова Г.П. __________Галимуллина Л.М. ________Набиуллина Л.Р.
Протокол №16 приказ №364 от 29.08.2014
От 25.08.2014
Программа внеурочной деятельности
«Творческий мир детей»
Программа рассчитана на детей в возрасте 9 лет
(третий год обучения)
Срок реализации программы 1 год.
Программу составила
учитель начальных классов
Даутова А.Ф.
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Большое внимание в кружке уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков в кружке выделяются и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Исследования отечественных [1] и зарубежных учёных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.
Программа «Творческий мир детей” состоит из 3х разделов:
- “Плоскостные композиции”;
- “Модульное оригами”;
- “Бумагопластика”
Цели данной программы:
1. Личностная.
По итогам имеющихся исследований , занятия бумажным моделированием, в том числе и особенно оригами, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:
восприятия (целостности и структурности образа);
внимания (концентрации и устойчивости);
памяти (зрительной и кинестетической);
мышления (пространственного, креативного).
Мы ставим себе целью всемерно способствовать произрастанию указанных качеств.
2. Профессиональная
Освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п.
3. Общекультурная.
Предметно обсудить понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. Отметить связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности (на доступных примерах в соответствии с готовностью, интересами и возрастом учащихся).
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Подготовка подробного учебного плана с учётом необходимого разнообразия (по тематике, сложности и трудоёмкости) и доступности техники выполнения моделей, постепенного нарастания их сложности и трудоёмкости, доступного бюджета времени на занятия.
2. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-развёрток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).
3. Обеспечение тематической литературой занимающихся (прежде всего через школьную библиотеку).
4. Обеспечение цветной и обычной бумагой в наборе, клеем и другими расходными материалами.
5. Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах.
6. Непрерывное самообразование и творческая работа педагога (знакомство с новинками тематической литературы, а по возможности - и непосредственное общение с ведущими специалистами, внимание и стремление к разработке собственных фигурок, методик, программ, попытка профессионально и доступно изложить их для разных категорий читателей, участие в конкурсных отборах на профильные выставки, различные творческие проекты, педагогические конференции...)
Программа рассчитана на 1 (третий год обучения) год. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается “по спирали”, изменяется степень сложности выполнения задания.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом:
* учебные занятия групповые - за одним большим общим столом 2 часа в неделю.
* учебные группы формируются по возрасту;
* учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий. В начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой. Затем, в зависимости от конкретного выбора заданий, учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель какой-то определённой группой или воплощают в жизнь своё индивидуальное решение.
Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:
* в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).
* знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;
* обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;
* знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.
* обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;
* объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.
Воспитательный процесс организован путём:
* совместного обсуждения с учащимися возможного применения отдельных моделей или композиций из них, места каждого учащегося в этой общей работе: или в роли “солиста” (учащийся делает одну какую-то модель от начала до конца самостоятельно), или участника общего “хора” (каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему группу деталей и тоже выполняет её самостоятельно);
* поиска аналогий с занятиями по другим предметам. Например, по теме “модульное оригами” из модуля делаем Пушкинского Учёного Кота, который сейчас же потребует своего особого антуража - дуба с резными листочками, золотую цепь и т.д. Учащиеся вспоминают стихи, откуда взята цитата, как заглавие выполняемой композиции. А всё стихотворение с массой других ярких образов даёт учащимся толчок к созданию следующих отдельных моделей или целых композиций из них.
* выявления возможностей и необходимости применения в быту полученных навыков, знаний и умений. Наработка умений сложить из подручных материалов для своих друзей, сестрёнок и братишек, модели, необходимые им здесь и сейчас. Например, стаканчик для воды, пилотку, которая в отличие от треуголки прочно сидит на голове в солнечный день. Коробочку для красок, уметь красиво сложить салфетки на праздничном столе, сделать в технике оригами на столе разметки для гостей, сложить вазы, блюда для печенья и фруктов. Коробочку для мусора не только для работы с бумагой, но и материей, деревом и т.д.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Годовая учебная программа рассчитана на 70 часов. В состав программы входят следующие части:
* теория техники моделирования;
* практические задания;
* знания, с которыми учащиеся знакомятся в процессе обучения;
* умения и навыки, которыми учащийся овладевает при применении полученных знаний;
* техническое задание, упражнения и практические задачи, которые учащийся выполняет, применяя полученные знания, умения и навыки.
* наглядные пособия и оборудование;
* межпредметные связи.
На год:
N
Количество часов
п/п
Разделы
всего
в том числе
теория
практика
I
Введение
2
1
1
II
Плоскостные композиции:
20
2
18
А.
Аппликация
10
1
9
Б.
Художественное вырезание
10
1
9
III
Модульное оригами
28
2
26
IV
Бумагопластика или объемное конструирование
22
2
20
А.
Объемные изделия из коробков
6
6
Б.
Конструирование изделий из цветной бумаги
16
1
12
Всего
72 ч.
6 ч.
66 ч.
На каждый из разделов:
Введение
N
занятия
Тема
Количество часов
всего
2
в том числе
теория
практика
1(1)
Вводное занятие. Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям.
1
1
-
2(2)
Повторение приемов складывания, вырезания. Повторение графического языка схем.
1
-
1
II. Плоскостные композиции
N
Количество часов
занятия
Тема
всего
в том числе
20
теория
практика
А. Аппликация
3(1)
Технология аппликации. Какие бывают аппликации.
1
1
-
4(2)
Аппликация из полосок
1
-
1
5(3)
Аппликация из геометрических фигур
1
-
1
6(4)
Обрывная аппликация
1
-
1
7,8(5,6)
Аппликация из скрученных салфеток
2
-
2
9,10(7,8)
Сюжетная аппликация
2
-
2
11(9)
Симметричная аппликация
1
-
1
12(10)
Аппликация из серпантина
1
-
1
Б. Художественное вырезание
13(1)
Теоретические аспекты художественного вырезания. Материалы и инструменты
1
1
-
14(2)
Ажурное вырезание бабочки
1
-
1
15(3)
Ажурное вырезание цветов
1
-
1
16(4)
Создание композиции с бабочками и цветами
1
-
1
17(5)
Ажурный веночек
1
-
1
18(6)
Цветочный хоровод
1
-
1
19,20(7,8)
Ажурный слоник
2
-
2
21,22(9,10)
Ажурная ёлочка
2
-
2
III. Модульное оригами
N
занятия
Тема
Количество часов
всего
28
в том числе
теория
практика
23(1)
История модульного оригами
1
1
-
24(2)
Техника выполнения треугольного модуля
1
1
-
25(3)
Отработка техники выполнения треугольного модуля
1
-
1
26-29(4-7)
Зайчик из модулей
4
-
4
30-32(8-10)
Лебедь из модулей
3
-
3
33-40(11-18)
Фрукты из модулей
8
-
8
41-50(19-28)
Дед Мороз из модулей
10
-
10
IV. Бумагопластика
N
занятия
Тема
Количество часов
всего
22
в том числе
теория
практика
А. Объемные изделия из коробков.
51(1)
Способы работы с коробками. Варианты склеивания
1
52-53(2-3)
Мебель из коробков
2
-
2
54(4)
Насекомые и животные из коробков
1
-
1
55(5)
Автомобили из коробков
1
-
1
56(6)
Создание композиции
1
-
1
Б. Конструирование изделий из цветной бумаги.
57(1)
Объемные игрушки. Способы склеивания и складывания
1
1
-
58(2)
Методы выполнения объемных игрушек из цветной бумаги
1
1
-
59-61(3-5)
Растения , цветы
3
-
3
62-66(6-10)
Животные, птицы
5
-
5
67,69(11-13)
Объемная архитектура
6
-
6
Учащиеся могут пользоваться следующей литературой по оригами и бумажному моделированию:
1. В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.
2. В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.
3. В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.
4. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги” номера за 96-99 год.
5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97.
6. Т.В. Хлямова “Звёздное небо” , М.: Аким, 97.
7. В.П.Пудова, Л.В. Лежнёва “Легенды о цветах”, М.: Аким, 97. и другие тематич. издания
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы необходимы следующие условия:
* материально-технические условия
- кабинет
- Наборы бумаги для занятий.
- Клей, ножницы, карандаши, ручки, линейки и т.п.
- В качестве дополнительного оборудования могут использоваться видеомагнитофон и компьютеры для просмотра и работы соответственно с имеющимися видеоплёнками и CD-ROM, Internet- материалами по оригами.
* методические условия
- Набор моделей по основным темам курса
- Шаблоны
- Выкройки-развёртки
- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
- Тематическая литература
- Видеоматериалы (если есть возможность использовать)
* кадровые условия
- Квалифицированная поддержка, если используются ПЭВМ, видеомагнитофон и т.п.
* внешние условия
- наличие тематического учебно-методического журнала
- проведение тематических выставок
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (КНИГИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ)
1. “Оригами и педагогика”, материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.
2. Материалы II Сибирской конференции “Оригами в учебном процессе”, (Омск, 3-5 ноября 1998 г.), Омск.: 98 г., 48 с.
3. Материалы I и II Сибирских конференций по оригами. Вкладка в журнал “Оригами” № 16 (1/2 за 99 г.), 32 с.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).
5. Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 97, 64 с.
6. Афонькин С.Ю. и др. “Рождественское оригами” М.: Аким, 98, 64 с.
7. Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л “Оригами”.
8. Белим С.Н. и др. “Задачи по геометрии, решаемые методом оригами” М.: Аким, 97, 64 с.
9. Валявский А.С., “Как понять ребёнка”, СПб.: 98, 752 с.
10. М. Веннинджер “Модели многогранников”, М.: Мир, 1974, 236 с.
11. В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.
12. В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.
13. В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.
14. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к 7.11.00 вышло 24 выпуска).
15. Кумарин В.В. “Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе”, Чехов.: 96, 64 с.
16. Пудова В.П., Лежнёва Л.В. “Легенды о цветах”, М.: Аким, 98, 64 с.
17. Сержантова Т.Б. “365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г.
18. Соколова С.В. и др. “Русские народные сказки”, М.: Аким, 97, 64 с.
19. Соколова С.В. “Игрушки-оригамушки”, части I и II. СПб.: Химия, 97 г.
20. Хлямова Т.В. “Звёздное небо”, М.: Аким, 97, 64 с.
21. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. “Полезные предметы и украшения для письменного стола”, М.: Аким, 98, 64 с.
ПОЛЕЗНЫЙ САЙТ
http://stranamasterov.ru/
(приложение 1)
Т/Б при работе с ножницами, иголками, булавками:
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.