kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" модуль « Основы светской этики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Светская этика" для 4 классов. 

 Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373,

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 декабря 2012 г. N 1060 г "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373",

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ РП. 2015»

Муниципальное автономное нетиповое общеобразовательное учреждение

"Гимназия №2"


ПРИНЯТО

на педагогическом совете

протокол № от

УТВЕРЖДЕНО

приказом МАНОУ "Гимназия №2

№ от












Рабочая программа

Основы религиозных культур и светской этики

модуль « Основы светской этики»

4 класс







Составитель:

Кравченко А.И.





















Мариинск

2015




Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373,

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 декабря 2012 г. N 1060 г "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373",

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание учащихся, развитие у учащихся таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» знакомит учащихся с основами различных мировоззрений и опирается на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»:

формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного предмета:

  • Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

  • Развитие представлений учащихся о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

  • Формирование у учащихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Учебный предмет является культурологическим и направлен на развитие у учащихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного предмета — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу учебного предмета (религиозную или светскую).

Основной принцип, заложенный в содержании учебного предмета — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью учебного предмета, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в МАНОУ «Гимназия№2» в 2015-2016 учебном году представлен модулем «Основы светской этики», который определен по результатам опроса родителей (законных представителей) учащихся.

Содержание учебного предмета организовано в рамках трёх основных тематических разделов. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Обзорно изучаются духовные ценности и нравственные идеалы религий (православной, иудейской, буддийской, исламской, мировых религиозных культур). Второй тематический раздел – основы светской этики включает истоки нравственных отношений (род, семья) и т.д. Третий раздел представляет духовные традиции многонационального народа России и включает общую характеристику традиционных религий (православной, исламской, буддийской, иудейской). Содержание учебного предмета направлено на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважительное отношение к ближним.

Образовательный процесс в границах учебного предмета и сопутствующей ему системы межпредметных связей обеспечивает

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

  • осмысление педагогами, учащимися и их родителями (законными представителями) актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы учащихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане МАНОУ «Гимназия №2»

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включен в обязательную предметную область учебного плана МАНОУ "Гимназия№2" «Основы религиозных культур и светской этики». На освоение содержания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-ом классе отведено в учебном плане 34 часа (1 час в неделю).

Для реализации рабочей программы применяются современные образовательные технологии: оценивания предметных достижений, проблемно-диалогическую, продуктивного чтения, здоровьесберегающие, проектную, ИКТ-технологии, которые позволяют учителю реализовать в полном объеме деятельностный подход в работе с учащимися.

Формы контроля – безотметочная (зачет/незачёт) - устный опрос (фронтальный, индивидуальный), защита учебного проекта. Для осуществления контроля используется диагностика успешности достижения результатов по темам в ходе проектной работы учащихся. Результаты фиксируются в технологической карте учащихся.

Ход реализации рабочей программы предполагает работу с родителями: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы, открытые уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)

Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами в 4-м классе являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами в 4 классе являются:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения учебного предмета должны быть знания и умения, перечисленные ниже:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого учащегося (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка учащихся друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и презентации их классу. В соответствии с ООП НОО используется технология оценки в виде неперсонифицированных работ. Работы, выполняемые учениками, не подписываются, и таблицы, где собираются эти данные, показывают результаты в целом по классу.

В результате изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)учащийся получает зачет, если:

Знает/понимает:

  • Основные понятия религиозных культур и светской этики

  • Историю возникновения религиозных культур (основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики).

  • Историю развития различных религиозных культур в истории России

  • Особенности и традиции религий

  • Описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

  • Ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России

  • Значение нравственности, морально- ответственного поведения в жизни человека и общества

Умеет:

  • Описывать различные явления религиозных традиций и культур

  • Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

  • Излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества

  • Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

  • Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций

  • Сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции (иудейской культуры, буддийской культуры, исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики).

  • Анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и в различных религиозных традициях

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий

  • Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение

  • Готовить сообщения по выбранным темам.

В результате изучения «Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)

учащийся получает незачет, если:

Не знает/ не понимает:

  • Основные понятия религиозных культур и светской этики

  • Историю возникновения религиозных культур

  • Историю развития различных религиозных культур в истории России

  • Особенности и традиции религий (православной, иудейской, буддийской, исламской, мировых религиозных культур, основы светской этики).

  • Описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

  • Ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России

  • Значение нравственности, морально- ответственного поведения в жизни человека и общества

Не умеет:

  • Описывать различные явления религиозных традиций и культур

  • Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей

  • Излагать своё мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества

  • Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры

  • Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций

  • Сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции (православной, иудейской, буддийской, исламской, мировых религиозных культур, основы светской этики).

  • Анализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и в различных религиозных традициях

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий

  • Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение

  • Готовить сообщения по выбранным темам.



Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» (34 часа)


1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и обществ (1 час)Россия – наша Родина.

2. Основы религиозных культур и светской этики ( 29 часов)Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Нормы морали. Этикет. Человек – то, что он из себя сделал.

3. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа)Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Календарно-тематическое планирование (34 ч)




Тема урока



Кол-во часов



Виды деятельности на уроке


Элементы содержания

Что вы узнаете?


Тип урока

Используемые ресурсы



Домашнее задание



Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Россия – наша родина


1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, тестирование


Богатство России. Малая Родина.Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.


Комбинированный урок

выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей,Программаучебногокурса «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику.

1.Традиции, принятые в вашей семье.

2. Провести интервью с членами семьи по вопросам из учебника




2

Духовные ценности человека. Культура. Религия.

1

беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, тестирование


Культура, мораль, религия, этика


Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики»Электронное приложение к учебнику.

Прочитать статью в учебнике и подготовить вопросы по содержанию статьи.




3

Диалог о философии и этике

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Философия, этика

Комбинированный урок

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Ответить на вопросы.

Придумать философский рассказ.



4

Мораль и нравственность.


1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, тестирование

нравственность, мораль

Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка.




5

Что такое добродетель

2

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, тестирование

Добродетель, порок.

Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Подготовить рассказ с примерами добрых и злых поступков



6

Учение Аристотеля о добродетелях

2

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа, тестирование


Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства

Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Подготовить рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков.



7

Нравственные качества.


1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа, тестирование


Отзывчивость, честность, правдивость

Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.( или подбери примеры из произведений, прочитанных на уроках чтения).



8

Терпение и терпимость

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа, тестирование


терпение, терпимость, тактичность и бестактные поступки


Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Вопросы и задания. Вместе с родителями придумать притчу.




9

Суд над Сократом

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Гражданин, демократия, убеждения

Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Рассказать о том, какую жизнь Сократ считал достойной.




10

Убеждения

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа


Цель жизни

Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Изучить притчу, объяснить слова мудреца






11

Нравственный выбор

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Нравственный выбор

Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Рассказать членам семьи и друзьям о том, что значит «быть честным». Задать им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).




12

Совесть. Долг.

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа, тестирование

Совесть, стыд, долг

Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Написать небольшой рассказ о своем друге, пользуясь составленным планом. Обсудить его с родителями



13

Ответственность

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.


Ответственность, Эзоп, басни Эзопа.


Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Расскажи, за что отвечают родители, учителя, врачи, военные, за что готов отвечать ты.




14

Этика о воспитании самого себя

1

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к созданию творческих проектов


Эпиктет, самосовершенствование, философские учения

Комбинированный урок

Справочники, дополнительная литература,

Обсуди с родителями вопрос «Зачем человеку самосовершенствоваться».




15

Справедливость.

1

Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание


Справедливость, всеобщая любовь

Контрольный урок

выставка творческих работ

Вспомнить пословицы о справедливости, объяснить их смысл



16

Государство, основанное на справедливости.

1

беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи






Конфуций, самообразование, благородство

Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Выполнить задания из пособия для учащихся.




17

Государство. Светская этика


1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Государство, Конституция, гражданин, закон, государственные праздники

Комбинированный урок

иллюстрации в пособи для учащихся. Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Вопросы и задания




18

Нравственный закон

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Нравственный закон, заповеди

Урок изучения нового материала

иллюстрации в пособи для учащихся. Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения нравственности



19

Заповеди любви

1

беседа, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи


Христианство, любовь, Библия

Комбинированный урок

иллюстрации в пособи для учащихся. Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику

Расскажите членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).




20

Любовь – основа жизни

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи


Любовь, семья, взаимоотношения

Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику

Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о семье.





21

Прощение

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи


Прощение

Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику

Прочитать рассказ в приложении с. 157 придумать вопросы для одноклассников





22

Древнегреческие мыслители о дружбе

2

беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Дружба, пифагорейцы

Комбинированный урок

иллюстрации в пособи для учащихся, картина В.М. Васнецова «Три богатыря». Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику

Подготовь рассказ о дружбе



23

Этика об отношении к другим людям и самому себе

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Взаимоотношения, ислам, Коран, буддизм.


Урок изучения нового материала

фрагменты видеофильмов. Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику

Обсуди с родителями, что в человеческих взаимоотношениях осуждается всеми религиозными учениями




24

Мысли и поступки. Слова и речь.

1

беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Речь, мысли, поступки

Комбинированный урок

иллюстрации в пособи для учащихся. Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику

Вместе с родителями прочитать стихотворение в приложении с. 164 выдели основную мысль.




25

Милосердие


1

беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Милосердие, благотворительность

Урок изучения нового материала

Фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов семейных праздников). Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Поговорить с родителями о милосердии, в чем оно заключается .





26

Золотое правило нравственности

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

. Золотое правило нравственности.


Урок изучения нового материала

иллюстрации в пособи для учащихся. Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику.

Вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности



27

Нравственные законы в современном мире

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Милосердие, бескорыстие


Урок изучения нового материала

фрагменты видеофильмов. Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику

Вопросы и задания





28

Альберт Швейцер

2

Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Выбор тем для индивидуальных творческих работ.

человеколюбие

Комбинированный урок

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику

Рассказать о жизни и деятельности Альберта Швейцера




Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.


Выступление обучающихся со своими творческими работами


Этическое учение Л. Н. Толстого, душа, любовь

Урок изучения нового материала

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику

Вместе с родителями прочитать в приложении быль или басню Л. Н. Толстого с. 167 и обсудить их ее смысл



30

Иди дорогою добра

1

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, тестирование

Добро и зло, добрые чувства, мысли и дела, благодарность

Комбинированный урок

Программа учебного курса «Основы светской этики» Электронное приложение к учебнику

Вспомнить пословицы о добре и зле, объяснить их смысл.



31-34





Контрольный урок










Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www.festival.1september.ru

4. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа»: http://lyceum8.com.

5. Образовательный портал «Учеба»: www.uroki.ru

Наглядные пособия:

1. Исторические и географические карты, глобус.

2.Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни.

3. Раздаточный дидактический материал по темам.

Технические средства обучения:

1. ПК с программным обеспечением.

2. Телевизор.

Дополнительная литература

  1. А.  де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

  2. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»

  3. Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»

  4. Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»

  5. Артюхова Н. «Трусиха»

  6. Атнабаев А. «Край мой»

  7. Бабич Ш. «Присяга народу», «Кураю»

  8. Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине»

  9. Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка–добрая душа»

  10. Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин…»

  11. Богданов Н.А «След человека»

  12. Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица»

  13. Бунин И.А. Матери

  14. Винокуров Е.М. «Мальчики»

  15. Волков В. «Волшебник Изумрудного города»

  16. Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише…», «Совесть», «Чук и Гек»

  17. Гарипов Р. «Жаворонок»

  18. Дик И. «Красные яблоки»

  19. Добронравов Н. «Если отец герой!»

  20. Драгунский В.Ю. «Друг детства»,  «Тайное становится явным»

  21. Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова»

  22. Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет…», «Люди сильны друг другом»

  23. Емельянов Б. «Мамины руки», «Зеленая букашина»

  24. Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова»

  25. Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»

  26. Клюев Е. «Сказки простого карандаша»

  27. Крылов И.А. «Демьянова уха», «Стрекоза и муравей»

  28. Маршак С.Я. «Кот и лодыри», «Ежели вы вежливы», «Друзья-товарищи», «Урок вежливости», «Рассказ о неизвестном герое», «Не так»

  29. Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

  30. Милн А. «Вини-Пух и все-все-все» («День рождения Иа»)

  31. Михалков С.В. «Родина-мать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма», «Прогулка», «Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша», «Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Просчитался»

  32. Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше ссориться!»

  33. Носов Н.Н. Рассказы

  34. Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»

  35. Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему», «Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три товарища», «Просто старушка»

  36. Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки», «Трус»

  37. Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы»

  38. Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама»

  39. Пляцковский М. «Мама»

  40. Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»

  41. Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина»

  42. Пушкин А.С. Сказки

  43. Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла»

  44. Симонов К.М. «Родина»

  45. Сутеев В. «Палочка выручалочка», «Разные колеса», «Под грибом»

  46. Толстой Л.Н. «Косточка», «Птичка», «Белка и волк», «Филипок», «Бабка и внучка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котенок», «Кто прав?», «Два товарища», «Правда всего дороже»

  47. Чуковский К.И. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон»

  48. Яковлев Ю. «Мама»



















8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кравченко Анна Иоганесовна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240394

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Рабочая программа «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И  СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ») 4 класс "
    ["seo_title"] => string(104) "rabochaia-proghramma-osnovy-rieligioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki-modul-osnovy-svietskoi-etiki-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121642"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414030726"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaiaproghrammaosnovyrielighioznykhkulturisvietskoietiki"
    ["file_id"] => string(6) "340410"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471941998"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы светской этики. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-orkse-osnovy-svietskoi-etiki-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "131524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416160696"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Светская этика" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "259200"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448687326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства