kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Город мастеров"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для развития личности учащегося, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства, формирования устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Город мастеров"»





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Город мастеров»

4 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:


  • ФГОС НОО, утверждён Приказом Министерства образования и науки №373 от 06.10.2009 г;

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2821-10, зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г №19993;

  • Основная образовательная программа начального общего образования, 2011г;

  • Авторская программа внеурочной деятельности «Город мастеров» Т.М. Рагозина, 2012 г.

  • Положение об организации внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов, 2013 г;

  • Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности учащихся начальной школы, 2014

  • Положение о Портфолио образовательных достижений школьников

  • Годовой календарный график на 2014-2015 уч.г

Цель : создание условий для развития личности учащегося, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства, формирования устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

  • Развивать личностные качества младших школьников: ценностное отношение к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, фантазию, воображение, самостоятельное мышление; творческий потенциал учащихся;

  • Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

  • Формировать необходимые практические умения и навыки на основе знакомства с различными видами художественной деятельности: изготовление игрового материала, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна.


Ценностные ориентиры содержания

  • Патриотизм (активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов);

  • Трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни;

  • Ценностное отношение к прекрасному, формирование представления об эстетических ценностях;

  • Ценностное отношение к природе, окружающей среде;

  • Ценностное отношение к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

  • Взаимопомощь

  • Сотрудничество.


Общая характеристика организации учебного процесса

В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими, которые составляют Город мастеров. Организуются мастерские игротеки, лепки, флористики, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования, дизайна, изонити, мягкой игрушки, волшебной паутинки.

Мастерские лепки, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования расширяют конструкторско- технологические знания и умения аудиторных (урочных) занятий, обеспечивая реализацию основной идеи стандарта второго поколения — взаимосвязи образовательного пространства, обеспечивающего развитие универсальных учебных действий младшего школьника.

Мастерские игротеки, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна, мягкой игрушки, волшебной паутинки знакомят детей с новыми видами художественной деятельности.


Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

  • Формирование информационной грамотности современного школьника;

  • Развитие коммуникативной компетентности;

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Программа позволяет не только реализовать актуальные в настоящее время подходы в обучении, но и тесно связана с существующими программами по данному направлению – программой по изобразительному искусству и технологии.

Для организации творческой деятельности мастерских предлагаются примерные объекты, которые являются для детей ориентиром в работе. Все объекты имеет определенную конструкцию, однако ее подробности ребенку не видны, их ему следует выявить путем мысленного анализа, в ходе которого необходимо выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, сравнить между собой, найти сходство и различия. Кроме анализа, обучающиеся самостоятельно планируют трудовые операции, определяют материалы, подбирают оборудование. В этой деятельности будут задействованы основные познавательные процессы и приемы умственной деятельности ребенка такие, как целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память и др.

В программе многие объекты имеют различные варианты, которые схожи в главном: имеют общую конструкцию, но при этом отличаются в чем-то менее существенном. Как правило, сравнительный анализ вариантов позволяет понять, что именно в конструкции объекта является главным, существенным, а что менее важным; что изменяется в изделии с изменением главных конструктивных частей; что изменяется с изменением деталей. Такой анализ способствует развитию вариативности и гибкости мышления обучающихся, формированию универсальных учебных действий.

Работа в мастерской может быть организована учителем по заданным условиям. При таком способе организации занятий объект работы отсутствует, вместо этого обучающимся предлагается перечень условий (требований), которым должен удовлетворять изготавливаемый предмет. Руководствуясь сформулированными условиями, дети самостоятельно продумывают, какие именно детали и в каком количестве им следует использовать, как их расположить и соединить между собой.

В процессе организации творческой деятельности учитель может включать в работу задачи на изменение или дополнение образца в соответствии с определенными требованиями.

Подход к работе детей в мастерской дизайна будет иным. Ученики должны учитывать основные правила дизайна: для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне; в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид; каждая вещь должна соответствовать

общей обстановке, характеру и облику своего хозяина.

Подобный подход будет применим и целесообразен при выполнении каждого задания. Например, изготовление упаковки предполагает учет того, для чего именно она предназначена: упаковка должна сочетаться с подарком по форме, размеру, декору. Такая работа постепенно позволяет вырабатывать у обучающихся правильное отношение к вещам, стремление избегать ненужной вычурности и бессмысленных излишеств. А значит, формирует истинное понимание дизайнерских правил, хороший эстетический вкус.

Формой организации внеурочной деятельности является клуб по интересам.

Основными формами работы в творческих мастерских являются групповые, коллективные и индивидуальные.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Средства: презентации, средства Интернет

Технологии:

• уровневая дифференциация;

• информационно-коммуникационные технологии;

• здоровьесберегающие технологии.

Методы и приёмы: эвристические беседы, поисковая исследовательская деятельность учащихся с целью «открытия» новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий и определении свойств используемых материалов; поиск правильного или более рационального выполнения технологического приёма, операции или конструкции,

упражнения, практические работы, практикумы

использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

• однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;

• постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

• тематические - по итогам изучения разделов, тем;

• итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Планируемые результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные УУД

Базовый

40%











повышенный

  • Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности

Учащийся получит возможность для формирования:

  • Внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • Выраженной познавательной мотивации;

  • Устойчивого интереса к новым способам познания.


организация на занятии

парно-групповой

работы

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

Базовый

45%











Повышенный

6%

Учащийся научится:

  • Планировать свои действия;

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • Адекватно воспринимать оценку учителя;

  • Различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность научиться:

  • Проявлять познавательную инициативу;

  • Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

•в сотрудничестве с

учителем ставить новые

учебные задачи;

•преобразовывать

практическую задачу в

познавательную;

•проявлять

познавательную

инициативу в учебном

сотрудничестве

Познавательные УУД

Базовый

40%


















Повышенный

6%

Учащийся научится:

  • Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;

  • Анализировать объекты, выделять главное;

  • Осуществлять синтез ;

  • Проводить сравнение и классификацию;

  • Устанавливать причинно-следственные связи;

  • Строить рассуждения об объекте.

Учащийся получит возможность научиться:

  • Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • Осознанно строить сообщения в различных формах;

  • Использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.


осуществлять

расширенный поиск

информации с

использованием

ресурсов библиотек и

Интернета

Коммуникативные

УУД

Базовый

45%




















Повышенный

6%

Учащиеся смогут:

  • Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • Формулировать собственное мнение и позицию;

  • Договариваться, приходить к общему решению;

  • Соблюдать корректность в высказываниях;

Учащийся получит возможность научиться:

  • Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • Владеть монологической и диалогической формой речи;

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность

мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру

необходимую информацию как ориентир для построения действия



В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • Оказывать посильную помощь в оформлении класса, школы, своего жилища;

  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • Сформировать навыки работы с информацией.



Содержание курса

Мастерская игротеки - (2 ч)

Головоломки



Мастерская дизайна - (5 ч)

Декупаж, мозаика,аппликации из ткани



Мастерская деда Мороза - (4 ч )

Новогодние игрушки из цветной бумаги, маски, костюмы



Мастерская коллекции идей - (7 ч)

Аппликации из гофрированного картона, сувениры, игрушки с подвижными деталями из картона и цветной бумаги



Мастерская волшебной паутинки - (5ч)

Сувениры, игрушки из ниток


Мастерская бумагопластики- (8 ч)

Композиции из бумажных цветов в технике квиллинг, оригами



Мастерская лепки- (6 ч)

Лепка фигурок животных, композиции


Режим занятий:

Расписание занятий внеурочной деятельности составлено с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся. С учетом того, что в классе обучаются дети, которые живут в близлежащем населенном пункте ( осуществляется их специальный подвоз), занятия данного курса проводятся в урочное время, 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия составляет от 35 до 45 минут (в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2 1178-02)

На изучение курса по внеурочной деятельности «Город мастеров» в 4 классе отводится 34 часа, в данной программе добавлены 3 часа для проведения занятий во время каникул, итого – 37 часов





Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Название мастерской

Тема занятия

Дата

Форма организации

Кол-во часов

Примечание

1

Мастерская игротеки

(2 ч)

Головоломки из цветной бумаги. Пазлы.


01.09

Групповая

1


2

Головоломки из цветной бумаги. Пазлы



08.09

Групповая

1


3

Мастерская дизайна

(5 ч)

Декупаж «Ваза под конфеты»


15.09

Индивидуальная


1



4

Декупаж «Ваза под конфеты»


22.09

Индивидуальная


1


5

Украшение шкатулки мозаикой



29.09

Групповая


1


6

Украшение шкатулки мозаикой



06.10

Групповая


1


7

Аппликация из ткани



13.10

Групповая


1


8

Мастерская Деда Мороза

(4 ч)

Маски для карнавала в смешанной технике


20.10

Индивидуальная


1




9

Маски для карнавала в смешанной технике


27.10

Индивидуальная


1


10

Идеи новогодних костюмов



10.11

Групповая

1


11

Новогодние игрушки



17.11

Групповая

1


12

Мастерская коллекции идей (7 ч)

Сувениры из пластика




24.11

Групповая



1



13

Сувениры из пластика

01.12

Групповая


1


14

Игрушки

с подвижными деталями

из картона и цветной бумаги



Индивидуальная

1


15


Игрушки

с подвижными деталями

из картона и цветной бумаги



Индивидуальная

1


16

Аппликации из гофрированного картона.


Групповая


1


17

Аппликации из гофрированного картона.


Групповая


1


18

Аппликации из гофрированного картона.


Групповая


1


19

Мастерская волшебной паутинки

(5 ч)

Сувениры из ниток. Подвеска для цветочного горшка (макраме)



Индивидуальная

1


20

Сувениры из ниток. Подвеска для цветочного горшка (макраме)



Индивидуальная

1


21

Сувениры из ниток. Подвеска для цветочного горшка (макраме)



Индивидуальная

1


22

Сувениры из ниток. Игрушка из ниток


Индивидуальная

1


23

Сувениры из ниток. Игрушка из ниток


Индивидуальная

1


24

Мастерская бумагопластики (8 ч)

Композиции из бумажных цветов в технике квиллинг



Групповая

1


25

Композиции из бумажных цветов в технике квиллинг



Групповая

1


26

Композиции из бумажных цветов в технике квиллинг



Групповая

1


27

Композиции из бумажных цветов в технике квиллинг



Групповая

1


28

Оригами


Индивидуальная

1


29

Оригами


Индивидуальная

1


30

Оригами


Индивидуальная

1


31

Оригами






Индивидуальная

1


32

Мастерская лепки

(6 ч)

Декоративное панно из солёного теста «У самовара»



Групповая

1


33

Декоративное панно «У самовара»



Групповая

1


34

Декоративное панно «У самовара»



Групповая

1


35

Лепка сувениров-фигурок животных



Индивидуальная

1


36

Лепка сувениров-фигурок животных




индивидуальная

1


37

Декоративное панно



Индивидуальная

1



Возможные результаты (продукты) работы младших школьников по программе:

  • панно,

  • украшения для праздника,

  • тематическая композиция,

  • игрушка,

  • сувенир,

  • игровой материал


Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы


Перечень оборудования и приборов, дидактического материала


  • интерактивный аппаратно-программный комплекс;

  • компьютерный стол;

  • учительский стол;

  • доска;

  • шкафы с наглядностью и методическими разработками (4 шт.);

  • стулья (22 шт.);

  • парты (11 шт.);

  • стенд: «Поделки-самоделки».

  • презентации, созданные в программах Power Point, Smart Board;

  • электронные ресурсы: энциклопедии Кирилла и Мефодия;

  • противопожарная сигнализация;

  • принтер;

  • ножницы;

  • картон: белый, цветной, гофрированный, упаковочный, коробочный;

  • бумага: цветная, крепированная, бархатная, самоклеющаяся, наждачная;

  • клей-карандаш и клей ПВА;

  • стержень;

  • копировальная бумага;




  • линейки

  • салфетки;

  • гуашь;

  • баночки с водой;

  • проволока: алюминиевая, стальная, медная, покрытая изоляцией;

  • фольга;

  • полуфабрикаты: пенопласт, упаковки от таблеток, заготовки из пластиковых бутылок;

  • ткань разного вида;

  • кисти для клея;

  • степлер;

  • нитки вязальные;

  • солёное тесто;

  • пластилин;

  • тесьма;

  • фломастеры;







Список литературы

Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2002

Большая энциклопедия поделок. — М., 2004.

Васина Н.С. Бумажная симфония / Надежда Васина. —М., 2009.

Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2002

Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста,снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педа-гогов /Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. — Ярославль, 1998.

Гуляева В., Геронимус Т. Волшебная паутинка. — М., 1991.

Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги / Художник А.Ю. Долбишева. — Ярославль, 2000.

Лыкова И.А. Я собираю гербарий. — М., 2008.

Маски для праздника. — М., 2008.

Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010

Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2002

Пицык А.А. Игрушки из соленого теста. М., 2010

Поделки. Мастерим вместе с детьми. — Нижний Новгород,2010.

Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов /Армин Тойбнер, Нелли Болгерт, Ральф Крумбахер. — Ярославль, 2010.

Уолтер Х. Узоры из бумажных лент / Пер. с англ. — М., 2006.

Энциклопедия поделок для детей / Пер. с фр. Д.А. Ш алаевой. — М., 2009.


Интернет- ресурсы:

1.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.     Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.     Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4.   «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Город мастеров"

Автор: Никонова Татьяна Анатольевна

Дата: 14.07.2015

Номер свидетельства: 222827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров""
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_gorod_mastierov"
    ["file_id"] => string(6) "441766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1512221458"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Город мастеров»"
    ["seo_title"] => string(54) "programma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_gorod_mastierov"
    ["file_id"] => string(6) "342996"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473439757"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (базовый уровень) для 1 класса "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-umielyie-ruchki-bazovyi-urovien-dlia-1-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "110879"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406724317"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Программа кружка изобразительного искусства «Город мастеров»"
    ["seo_title"] => string(63) "proghramma-kruzhka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-gorod-mastierov"
    ["file_id"] => string(6) "324043"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462296787"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Смотрю на мир глазами художника"
    ["seo_title"] => string(35) "smotriu-na-mir-ghlazami-khudozhnika"
    ["file_id"] => string(6) "261837"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449216077"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства