Рабочая программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» в 1 классе МБОУ – СОШ №2 города Аркадака Саратовской области. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, - (Стандарты второго поколения).
-Планируемых результатов начального общего образования, оценки достижения планируемых результатов в начальной школе;
-Плана внеурочной деятельности;
-Основной образовательной программы НОО МБОУ – СОШ №2 города Аркадака Саратовской области;
Общая цель курса внеурочной деятельности:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха - в том или ином виде искусства;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Структура рабочей программы:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика
3. Описание места в учебном плане
4. Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
6.Содержание внеурочной деятельности
7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Цели и задачи курса внеурочной деятельности:
Цель предлагаемой программой состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительное искусство)
Задачи:
• развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
• научить приёмам исполнительского мастерства;
• научить правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Смотрю на мир глазами художника»
Администрация муниципального образования
Аркадакского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 города Аркадака Саратовской области
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО учителей начальных классов
___________/Рогачёва И.Г./
Протокол № 1
от « » 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области
_____________/Гроль Е.В./
« » 2015 г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ-СОШ №2 города Аркадака Саратовской области
_____________/Кравцова З.В./
Приказ №
от « » 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
АГАФОНОВОЙ АННЫ НИКОЛАЕВНЫ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»
НАПРАВЛЕНИЕ художественно-эстетическое
ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « » 2015 г.
год составления программы- 2015.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» в 1 классе МБОУ – СОШ №2 города Аркадака Саратовской области. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» создана на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, - (Стандарты второго поколения).
-Планируемых результатов начального общего образования, оценки достижения планируемых результатов в начальной школе;
-Плана внеурочной деятельности;
-Основной образовательной программы НОО МБОУ – СОШ №2 города Аркадака Саратовской области;
Общая цель курса внеурочной деятельности:
развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха - в том или ином виде искусства;
научить приёмам исполнительского мастерства;
научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Структура рабочей программы:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика
3. Описание места в учебном плане
4. Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной деятельности
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
6.Содержание внеурочной деятельности
7. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Цели и задачи курса внеурочной деятельности:
Цель предлагаемой программой состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительное искусство)
Задачи:
• развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
• научить приёмам исполнительского мастерства;
• научить правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьниками знаний о различных
профессиях, элементарных представленийоб эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России, культур народов России,о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, об организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов- развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, стремление к сотрудничеству со старшими детьми, со сверстниками, взрослыми.
Третий уровень результатов-приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности; выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно - полезной деятельности.
Учащиеся должны знать:
названия главных и составных цветов;
правила смешения цветов.
произведения народного декоративно-прикладного искусства (Палех, Городец, Хохлома, Гжель);
жанры изобразительного искусства – батальный и исторический;
о многообразии различных явлений, событий и предметов действительности;
народные традиции, обычаи;
произведения народного декоративно-прикладного искусства;
Учащиеся должны уметь:
разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;
применять приёмы рисования кистью;
рисовать гуашью, тушью, мелками;
правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы.
использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки;
передавать динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги;
анализировать особенности конструктивно-анатомического строения птиц и животных;
самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его;
выделять главное в пейзаже;
определять изменение цвета и различать цветовой тон;
эмоционально воспринимать образ природы;
анализировать содержание и художественные особенности картин;
выполнять панно из цветной бумаги по эскизным рисункам.
выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству.
Актуальность курса внеурочной деятельности, его возможности в достижении личностных, метапредметных, предметных результатов
Обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство и художественно-творческая деятельность занимают одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Роль курса в общем развитии обучающихся
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Новизна программы
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Смотрю на мир глазами художника» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Особенность программы
«Смотрю на мир глазами художника» заключенав том, что педагог сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать своё занятие, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников. Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
На занятиях используется включение детей в работу художника, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, рисуют, красят, создают образ и т.д.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:
Обучающиеся 1 класса МБОУ-СОШ № 2 города Аркадака Саратовской области.
Количество практических и теоретических занятий
Практических занятий: 19 часов
Теоретических занятий: 14 часов
Приоритетные формыи методыработыс обучающимися в ходе реализации программы являются:
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия
Беседа
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Практические занятия
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоговое занятие – Выставка-проект рисунков.
Описание особенностей контингента обучающихся
Дети 7-8 лет. Восприятие осмысленное, целенаправленное, анализирующее. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Большое влияние на развитие восприятия в это время оказывает речь.Дети начинает активно использовать название качеств. Он способен называть и выделять для себя качества и свойства предметов и явлений, отделять их друг от друга и понимать реальные отношения между ними. К концу младшего школьного возраста восприятие становится синтезирующим. Это создаёт возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого.
Изменения в авторскую программу не вносились.
Срок реализации программы-1 год-2015-2016 учебный год.
Продолжительность реализации программы
Общее количество часов по программе: 33 часа
Количество занятий в неделю: 1 час
Продолжительность занятия – 45 минут
2. Общая характеристика
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы:
-Принцип обучения деятельности
-Принцип психологической комфортности
-Принцип целостной картины мира
-Принцип управляемого перехода от деятельности в учебных ситуациях к художественной деятельности.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства и творческой деятельности... всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Принцип обучения деятельности
Научить школьников способам и приемам учебной деятельности
Ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия
Принцип психологической комфортности
Снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
Создание в учебном процессе стимулирующей творческую активность школьника атмосферы
Принцип целостной картины мира
Единое и целостное представление школьника о предметном и социальном мире
Схема мироустройства, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место
Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации
Научиться решать жизненную задачу – значит научиться раскладывать ее на набор уже известных предметных задач.
В авторскую программу Е. И. Коротеевой внесены небольшие изменения: изменено количество учебных часов для прохождения тем.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Живопись
3
2
Графика
5
3
Скульптура
6
4
Аппликация
5
5
Бумажнаяпластика
5
6
Работа с природнымиматериалами
7
7
Организация и обсуждение детских работ, проект-выставка рисунков
2
8
ИТОГО
33
3. Описание места в учебном плане.
Объём учебного времени, отводимого на изучение курса внеурочной деятельности «Театр» во 1-м классе – 1 час в неделю, 33 часа.
Класс
1
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
план
9
14
10
33
факт
Класс
Кол-во часов в
неделю
Кол-во учебных
недель
Всего часов за учебный
год
1 класс
1 час
33
33
4. Описание ценностных ориентиров программы курса внеурочной деятельности Содержание программы позволяетформировать эстетическое отношения к красоте окружающего мира; развивать умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формировать чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.Важное направление в содержании программы «Смотрю на мир художника » уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда идр);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и
др);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника».
При изучении программы курса у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные умения
участвовать в беседе, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать своё и чужое поведение с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение;
соблюдать правила общения и поведения в школе, дома, с друзьями и т. д.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование кабинета: ученические столы и стулья, доска, компьютер, интерактивная доска, проектор, магнитофон.
Материалы и оборудование для обучающегося: альбом; краски художественные (гуашевые или акварельные); кисти круглые (белка, пони) №1,2,3; карандаши простые (М, ТМ), ластик; стаканчики для воды; палитры пластиковые; клей (карандаш, ПВА); цветная бумага, цветной и белый картон; ножницы; пластилин, коврик для лепки, стек; кусочки ткани; природный материал (семена растений, засушенные листья, цветы, ракушки).
ЛИТЕРАТУРА
Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов – М.: «Просвещение» 2010
Аппликационные работы в начальной школе/ И.К.Щеблыкин, В.И.Романина, И.И.Кагакова – М.: «Просвещение» 1990
Уроки детского творчества/ Н.С.Чернякова – М.: Астрель. АСТ 2002
Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М.: «Просвещение» 1991
365 весёлых уроков труда/ М. Левина – М.: АЙРИС ПРЕСС 1999
Как научиться рисовать/ М. Д. Лахути – М.: «РОСМЭН» 2002