Рабочая программа кружка «Умелые руки» составлена на основе авторской программы «Художественное творчество» (Автор: Проснякова Т.Н.)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов (7-11 лет) во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа кружка «Умелые руки» составлена на основе авторской программы «Художественное творчество» (Автор: Проснякова Т.Н.)
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов (7-11 лет) во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Нормативные документы, используемые при разработке рабочей программы
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273- ФЗ от 29.12 2012 г.);
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Направленность программы кружка «Умелые ручки» является художественно-эстетической,по функциональному предназначению — общекультурной,по форме организации — кружковой,по времени реализации — годичной,
Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Актуальность программы.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:
-принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
-принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
-принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
-принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
-принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
Цели программы:
развитие мотивации к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества;
самопознание ребенком своих творческих способностей и возможностей;
обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся;
создание предпосылок для изучения воспитанниками основ народного декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия;
овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами; воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи
Обучающие
· Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития народного декоративно-прикладного творчества.
· Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
· Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Формировать у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
Развивающие
Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
Развивать моторику рук, глазомер.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Важное направление в содержании программы «Художественное творчество» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Объём программы – 34 часа
Срок освоения программы – 2019-2020 учебный год
Режим занятий - 1 раз в неделю, продолжительность занятий 40 мин
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «Умелые руки»
Личностные УУД у обучающихся будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
- самостоятельная организация и выполнение работы по созданию изделия;
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
Предметные УУДВ познавательной сфере:
- оценка технологических свойств тканей, материалов и областей их применения;
-ознакомление с методами решения организационных и технико-технологических задач;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологий;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе тканей, материалов и проектировании объекта труда;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- разработка вариантов рекламы выполнения объекта труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.
Содержание программы кружка «Умелые ручки»
Вводная беседа (2 часа).
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Экскурсия в природу.(2 часа)
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала формирует умение видеть красоту и разнообразность природы и находить практическое применение природному материалу, воспитывает любовь и бережное отношение к природе,
Работа с природным материалом «Волшебница природа!»( 6часов)
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Рассказ о флористике. Природа Владимирского края
Составление композиции. Поделки из кленовых «парашютиков», (коллективная работа).
Панно из осенних листьев.
Аппликация из яичной скорлупы.
Поделки из природного материала (шишки, мох, веточки и т.п.)
Работа с бумагой и картоном (7часов). «Бумажные фантазии»
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами», «Как появились ножницы».
Мозаика из обрывных кусочков бумаги
Изготовление цветов из салфеток.
Изготовление бабочек из гофрированной бумаги.
Поделки из бумажных тарелок.
Контурное вырезание из бумаги.
Работа с пластическими материалами (7 часов). «Пластилиновая страна»
При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.
Рассказ о глине и пластилине, солёном тесте. Некоторые изделия из теста в русской кухне.
Рисование пластилином
Лепка из солёного теста.
Лепка из солёного теста по образцу или замыслу детей.
Аппликация на диске «Веточка».
Аппликация «ЁЖ-грибник с использованием бумаги, семечек.
Аппликация из шариков «Мимоза».
Аппликация с использованием макарон, крупы «На морском дне».
Работа с тканью « В царстве тканей»(5 часа).
Знакомство с наперстком.
Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
•Аппликация «Матрешка». Русский народный сувенир.
Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». НРК «Шерсть».
Аппликация из скрученных ниток. «Улитка».
Работа с бросовым материалом. «Остров ненужных вещей»(4 часа)
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
Изготовление сувенира «Яблоки».
Изготовление вазочек из пластиковых бутылок с использованием бусин.
Композиция «Веточка в инее» (с использованием пенопласта).
Подведение итогов (1 час).
Формы проведения занятий: : групповая, фронтальная, индивидуальная. беседа, рассказ учителя, использование художественного слова, объяснение, игра, упражнения, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения, эксперименты, совместный анализ выполненной работы, похвала, одобрение, благодарность, поощрение, конкурсы, выставки
Виды деятельности используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности: