kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности в группе продленного дня клуба «Умелые ручки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Умелые ручки» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности через занятия трудовой и художественно-прикладной деятельностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в группе продленного дня клуба «Умелые ручки»»


Муниципальное казенное образовательное учреждение

Приволжская Средняя общеобразовательная школа

Светлоярского муниципального района Волгоградской области


Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

Руководитель МО Зам.директора по УВР Директор МКОУ

учителей нач.классов ________А.В. Колесникова Приволжской СОШ

_______Г.А. Авдеева «____»_________2014 г. _________ С.А. Кожина

«___»__________2014г. «____»_________2014 г








Рабочая программа

внеурочной деятельности в группе продленного дня

клуба «Умелые ручки»

(сроком на 4 года)







Автор-составитель:

воспитатель группы продленного дня

Лыкова Светлана Ивановна













2014-2015 уч.год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

Программа кружка «Умелые ручки» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности через занятия трудовой и художественно-прикладной деятельностью.

В рамках этой программы для каждого ребёнка создают­ся оптимальные условия для формирования нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически разви­той, творческой и самостоятельной личности.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Задачи кружка «Умелые ручки»

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

  • формирование информационной грамотности современного школьника;

  • развитие коммуникативной компетентности;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

2.Общая характеристика программы клуба «Умелые ручки»

Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей: изобразительного искусства, технологии, окружающего мира. В процессе обучения по данной программе учащиеся осваивают различные виды и техники прикладного творчества. Программа учит детей работать с различными материалами: природным материалом, бумагой, тестом, пластилином, нитками, тканью и т.д. Дети знакомятся с различными видами и техниками выполнения работ: аппликацией, лепкой, оригами, техниками «квиллинг», «изонить». Все эти виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается положительное отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами в предметных областях». Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приемов при работе разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. В конце каждого года обучения по программе проводится тестирование учащихся на степень сформированности творческого мышления и воображения с целью дальнейшей их коррекции.

Программа курса «Умелые ручки» состоит из следующих разделов:

1 год обучения:

Аппликация и моделирование (16часов):

-аппликация из природных материалов на картоне;

-аппликация из геометрических фигур;

-аппликация из пуговиц;

-аппликация из салфеток;

-объёмная аппликация

Работа с пластическими материалами (10 часов):

-рисование пластилином;

-обратная мозаика на прозрачной основе;

-лепка из солёного теста

Аппликация из деталей оригами (7 часов):

-аппликация из одинаковых деталей оригами;

- композиции в технике оригами

2 год обучения:

Аппликация и моделирование (12 часов):

-аппликация из листьев и цветов;

-аппликация из птичьих перьев;

-аппликация из соломы

Работа с пластическими материалами (8 часов):

-разрезание смешанного пластилина;

-обратная мозаика на прозрачной основе;

-торцевание на пластилине;

-лепка из солёного теста

Поделки из гофрированной бумаги (4 часа):

-цветы из гофрированной бумаги;

-аппликации из гофрированной бумаги

Модульное оригами (10 часов):

-треугольный модуль оригами;

-замыкание модулей в кольцо;

-объёмные фигуры на основе формы «чаша»

3 год обучения:

Работа с природными материалами (4 часа):

-объёмные поделки: фигурки зверей, сказочных персонажей

Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов):

-торцевание гофрированной бумагой на картоне;

-мозаика из ватных комочков;

-аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги;

-многослойная аппликация

Работа с пластическими материалами (6 часов)

-мозаичная аппликация на стекле;

-лепка из солёного теста

Модульное оригами (6 часов):

-игрушки объёмной формы.

4 год обучения:

Работа с природными материалами (4 часа):

-коллективные композиции;

- индивидуальные панно

Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа):

-торцевание гофрированной бумагой на картоне;

-мозаика из ватных комочков;

-аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги;

-многослойная аппликация

Поделки на основе нитяного кокона (6 часов):

-изготовление нитяных коконов;

- оформление объёмных поделок

3.Место курса «Умелые ручки» в плане внеурочной деятельности

Программа клуба «Умелые ручки» реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в общем объеме 135 часов. Количество часов за год: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 45 минут.

4.Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Умелые ручки»

В результате обучения по программе курса учащиеся сформируют следующие УУД:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.

Личностные результаты и универсальные учебные действия

1 год обучения.

Личностные результаты: сформированность у детей любознательности, интереса к занятиям творческой и трудовой направленностью.

Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности с помощью учителя, поиск средств и пути их осуществления.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные УУД: организация взаимодействия в группе, умение договариваться друг с другом, распределять роли; уметь оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с ситуацией.

2 год обучения.

Личностные результаты: формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре своего и других народов через декоративно – прикладное искусство.

Регулятивные УУД: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план выполнения задач, умение решения проблем творческого характера.

Познавательные УУД:  отбор, классификация полученной информации; установление аналогии и причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: умение прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений; уметь оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с ситуацией.

3 год обучения.

Личностные результаты: формирование стремления к творческому решению познавательной задачи.

Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности самостоятельно, поиск средств и пути их осуществления; умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем.

Познавательные УУД: выстраивание логических цепочек суждений; оформление и представление полученной информации из необходимых источников: книги, словари, справочная литература, электронные носители.

Коммуникативные УУД: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами.

4 год обучения.

Личностные результаты: формирование желания участвовать в творческих конкурсах; формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные УУД: формирование умения работать по плану, проверка своих действий, при необходимости исправление ошибок; использование основных и дополнительных средств; оценка результативности работы: успехов и допущенных ошибок.

Познавательные УУД: умение использовать полученную из необходимых источников информацию в ходе творческой самостоятельной работы.

Коммуникативные УУД: формирование умения корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации.

5.Содержание курса «Умелые ручки»

1 класс, 33 часа

Раздел

Материалы

I. Аппликация и моделирование (16часов)


Аппликация из природных материалов на картоне(4 ч). Составление коллажей, панно, портретов с использованием природных материалов.

Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка

Аппликация из геометрических фигур(4ч). Составление фигурок животных, птиц, цветов из геометрических фигур.

Цветная бумага, картон

Аппликация из пуговиц(2ч). Составление портретов, букетов цветов из пуговиц способом пришивания.

Пуговицы, картон

Аппликация из салфеток(2ч). Составление букетов цветов из бумажных салфеток, оформление панно.

Салфетки, картон

Объёмная аппликация(4 ч). Изготовление объемных цветов из гофрированной бумаги, оформление панно.

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон

II. Работа с пластическими материалами (10 часов)


Рисование пластилином(4ч). Изготовление панно, картин способом рисования пластилином.

Пластилин, картон

Обратная мозаика на прозрачной основе(4ч). Изготовление мозаики из пластилина на прозрачной пластиковой основе.

Пластилин, прозрачные пластиковые крышки

Лепка из солёного теста(2ч). Изготовление картин и панно из соленого теста по мотивам русских народных сказок.

Солёное тесто

III. Аппликация основе деталей оригами

(7 часов)


Аппликация из одинаковых деталей оригами(4ч). Изготовление фигурок животных, птиц в технике оригами.

Цветная бумага, картон

Коллективные композиции в технике оригами(3ч). Составление композиций в технике оригами из заранее заготовленных фигурок животных и птиц.

Цветная бумага, картон

2 класс, 34 часа

Раздел

Материалы

I. Аппликация и моделирование (12 часов)


Аппликация из листьев и цветов(4ч) составление коллажей, панно из засушенных цветов и листьев.

Засушенные цветы, листья

Аппликация из птичьих перьев(4ч). Составление панно из перьев птиц, цветного картона.

Птичьи перья, картон

Аппликация из соломы(4ч). Составление панно из соломы на свободную тему.

Солома, картон

II. Работа с пластическими материалами (8 часов)


Разрезание смешанного пластилина(2ч). Смешивание пластилина, получение новых цветов и оттенков, разрезание на кусочки с помощью проволоки.

Пластилин, тонкая проволока, картон

Обратная мозаика на прозрачной основе(2ч). Составление мозаики из пластилина, полученного при смешивании разных цветов, прикрепление мозаики к прозрачной пластиковой основе

Пластилин, прозрачные крышки

Торцевание на пластилине(2ч). Изготовление аппликации путем торцевания на пластилине.

Пластилин, гофрированная бумага

Лепка из солёного теста(2ч). Изготовление панно из соленого теста по мотивам авторских сказок. Раскрашивание панно красками.

Солёное тесто, акварельные краски.

III. Поделки из гофрированной бумаги

(4 часа)


Объёмные аппликации из гофрированной бумаги(4ч). Изготовление панно из объемных изделий из гофрированной бумаги

Гофрированная бумага, картон

IV. Модульное оригами (10 часов)


Треугольный модуль оригами(2ч). Составление треугольных модулей из двусторонней цветной бумаги.

Цветная бумага

Замыкание модулей в кольцо(2ч). Обучение замыканию модулей в кольцо, составление формы «чаша» из модулей

Цветная бумага

Объёмные фигуры на основе формы «чаша»(6ч). Изготовление фигурок животных, птиц, вазы.

Цветная бумага

3 класс, 34 часа

Раздел

Материалы

I. Работа с природными материалами

(4 часа)


Объёмные поделки из природных материалов( 4ч) Изготовление фигурок зверей, сказочных персонажей.

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.

II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)


Торцевание гофрированной бумагой на картоне(6ч). Изготовление плоскостных аппликаций: букеты цветов, цветущий сад.

Гофрированная бумага, картон

Мозаика из ватных комочков(4ч). Изготовление открыток, панно из цветов на основе ватных комочков.

Вата, картон

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги(4ч). Обучение обрывной технике составления аппликаций. Изготовление панно: ваза с цветами, принцесса на балу и т.д.

Картон, цветная бумага

Многослойная аппликация(4ч). Техника выполнения многослойной аппликации. Составление открыток и панно по образцу.

Открытки, картинки, картон

III. Работа с пластическими материалами (6 часов)


Мозаичная аппликация на стекле(4ч). Приемы составления аппликаций из пластилина на стекле. Изготовление панно с изображением русской природы.

Пластилин, стекло

Лепка из солёного теста(2ч). Изготовление объемных фигурок из соленого теста. Раскрашивание фигурок красками.

Солёное тесто, краски акварельные или масляные.

IV. Модульное оригами (6 часов)


Игрушки объёмной формы(6ч). Изготовление объемных фигурок животных, сказочных персонажей по образцу и описанию.

Цветная бумага

4 класс, 34 часа

Раздел

Материалы

I. Работа с природными материалами

(4 часа)


Коллективные композиции, индивидуальные панно(4ч). Изготовление коллективных композиций и панно из природных материалов по мотивам русских народных сказок.

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки

II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа)


Многослойные аппликации(2ч). Изготовление поздравительных открыток.

Открытки, картинки, картон

Мозаика из квадратных модулей(4ч). Изготовление панно на тему «Животные леса»

Картон, цветная бумага

Элементы квиллинга(2ч). Обучение технике «квиллинг», изготовление элементов будущей поделки.

Картон, цветная бумага

Аппликации в технике «квиллинг»(6ч). Изготовление панно «Павлин», «Бабочки на цветах».

Картон, цветная бумага

Техника « изонить». Заполнение круга, угла(4ч).

Картон, цветные нитки

Аппликации в технике «изонить»(6ч). Панно «Паутинка», «Волшебные цветы».

Картон, цветные нитки

III.Поделки на основе нитяного кокона

(6 часов)


Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок(6ч). Изготовление объемных сувениров, игрушек на основе нитяного кокона.

Нитки, напальчник, цветная бумага

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Раздел программы

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Аппликация и моделирование

16

1

15

2.

Работа с пластическими материалами

10

0,5

9,5

3.

Аппликация на основе деталей оригами


7

0,5

6,5

итого

33

2

31

2 класс

Раздел программы

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Аппликация и моделирование

12

0,5

11,5

2.

Работа с пластическими материалами

8

0,5

7,5

3.

Поделки из гофрированной бумаги


4

0,5

3,5

4.

Модульное оригами

10

0,5

9,5

итого

34

2

32

3 класс

Раздел программы

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Работа с природными материалами


4

0,5

3,5

2.

Объёмные и плоскостные аппликации

18

1

17

3.

Работа с пластическими материалами

6

0,5

5,5

4.

Модульное оригами

6

0,5

5,5

итого

34

2,5

31,5

4 класс

Раздел программы

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Работа с природными материалами


4

-

4

2.

Объёмные и плоскостные аппликации

24

2

22

3.

Поделки на основе нитяного кокона

6

0,5

5,5

итого

34

2,5

31,5


7. Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса:


1.Программно-нормативное обеспечение

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.





2.Методические пособия для учителя

1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2009.

3. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2008.

4. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2010.

5. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2009.

6. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2009


3.Электронные образовательные ресурсы

http://stranamasterov.ru- сайт «Страна мастеров».

http://allforchildren.ru- сайт «Все для детей».

























Директор МКОУ Приволжской СОШ ______________ / С. А. Кожина /

29.05.2015




ПРИЛОЖЕНИЕ

к программе «Умелые ручки»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

(изучение уровня творческой активности и воображения у учащихся)

  1. Методы изучения воображения

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у I него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

1. Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин. На придумыва­ние темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

Методика 1.«Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, ку­бик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется неболь­шое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, деталь­но проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Тест. «Особенности творческого воображения».

Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Ход задачи. Дети прослушивают начало рассказа: «Темнело. Шёл нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чём- то разговаривали. Вдруг…».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут.

В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Задача 2. Проследить особенности творческого воображения.

Ход задачи. Учащиеся записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все слова. Оценка рассказов по критерию предыдущей задачи.

Задача 3. Выяснить особенности творческого воображения.

Ход задачи. Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.

Вывод. Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, от умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.

2. Исследование креативности учащихся.

Креативность (или творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью тради­ционных тестов интеллекта, о которых говорилось выше.

Креативность, то есть способность к творчеству, может проявляться в разных видах деятельности и с разным материалом — преимущественно словесным при вербальной креативности и образным (предметами или их изображениями) при образной. Так как уровень развития этих двух видов креативности, как правило, существенно отличается, то при диагностике рекомендуется использовать тесты, измеряющие каждый из них, не ограничиваясь изучением только образной или вербальной креативности. Американские психологи Гилфорд и Торренс разработали различные методики для исследования креативности детей разного воз­раста.

Для исследования образной креативности может быть исполь­зован тест «Дорисовывание» (1), имеющий несколько модификаций в зависимости от возраста детей.

Тест № 1(1-2 класс)

Стимульный материал. Листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры.

Инструкция. Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться, и закончи, пожалуйста, рисунок.

Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5—б контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке, однако при возникновении затруднения взрослый не настаивает на ответе.

Анализ результатов. При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывают с общим количеством ответов (например, дети дают не одно, а два—три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д.). Максимальное количество баллов — 3, минимальное — О (если ребенок отказывается рисовать). Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания — 0 баллов, макси­мальное количество баллов — 3 (при использовании нескольких категорий). Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 — звери, пища, транспорт; 2 — игрушки, человек; 3 — герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 — мебель, рыбы; 5 — насекомые, техника; 6 — предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности.

Кроме беглости, гибкости и оригинальности, оценивают и характер рисунка — важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным, прикреплении овала к бумаге без называния рисунка и дорисовывания — 0 баллов. Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны), — 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человечек, кораблик, дорожка в саду), — 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) — 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторое действие — 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, — 5 баллов.

В норме дети должны набрать 6—9 баллов, получив по 1—2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 3—4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (Ни выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2—3 баллов, фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

При исследовании детей диагностируют и степень развития их планирования, наличие ориентировочной части деятельности. Для детей, которые могут назвать содержание рисунка еще до начала работы, характерно наличие сформи­рованной ориентировки и планирования, что становится нормой только к концу этого периода. Обычно дети этого возраста дают название рисунку только к концу работы, отсутствие же названия даже после наводящих вопросов взрослого говорит не только о невысоком уровне креативности, но и об отсутствии планирования деятельности, которое влияет и на общее познавательное развитие.

Беглость, гибкость и оригинальность названий, данных ребенком своим рисункам, также оценивают по шкале для оценки рисунка. При этом оценивается вербальная креативность, которая может существенно отличаться от образной. Поэтому подсчет этих баллов производят отдельно. При анализе надо обращать внимание и на характер работы, так как некоторые дети с увлечением дори­совывают, создавая оригинальные произведения, однако теряются, когда надо дать им названия. Для этих детей характерна именно образная креативность. Другие ребята, наоборот, плохо рисуют, иногда с трудом дорисовывая даже простые контуры, но могут придумывать оригинальные названия для рисунков и разворачивать целые рассказы о них. Для этих детей, соответственно, характерна высокая вербальная креативность.


Тест № 2(3-4 класс)

Существует еще один тест, с помощью которого исследуют одновременно и образную, и вербальную креативность, его используют при диагностике детей постарше.

Стимульный материал. 15 кружков, нанесенных рядами, по 5 в каждом на листе белой бумаги.

Инструкция. Посмотри на эти кружочки. Тебе надо дори­совать каждый из них так, чтобы получилась какая—то картинка. Картинки эти должны быть связаны между собой и служит иллюстрацией какого-то рассказа, сюжет которого разво­рачивается в той же последовательности, в которой расположены картинки на бумаге.

Проведение теста. После инструкции детям дают лист бумаги с нанесенными на нем кружочками и простой карандаш. Время работы не должно превышать 15 минут. После окончания работы детей просят дать название рассказу и передать его содержание. При рассказе дети должны пользоваться сделанными рисунками в качестве своеобразной схемы рассказа. Если какой—то кружок пропущен, взрослый должен указать ребенку на эту ошибку и дать ему возможность исправить ее по ходу дела. Если ребенок не может справиться с заданием полностью (нет ни рассказа, ни рисунков) или частично (есть либо рассказ, либо рисунки, или рисунки и рассказ не совпадают между собой), взрослый ему помогает, а может даже прервать тест.

Анализ результатов. Рисунки оценивают так же, как в тесте «Дорисовывание». Рассказ оценивается по показателям — гибкость, беглость и оригинальность, а также по общему содержанию.

Содержание рассказа оценивается следующим образом — при отказе от работы — 0 баллов. Если вместо цельного рассказа ребенок может сказать только о содержании отдельных рисунков — кружочков — 1 балл. При наличии нескольких не связанных друг с другом эпизодов, каждый из которых объединяет в единое целое несколько рисунков, — 2 балла. Использование заимствованного сюжета (известного рассказа, сказки) для увязывания рисунков во всех 15 кружочках — 3 балла. Оригинальный сюжет, объединяющий все рисунки, — 4 балла.

Баллы, набранные при подсчете вербальной и образной креативности, не суммируют, а сравнивают между собой. При этом, как и в предыдущем тесте, уровни вербальной и образной креативности могут не совпадать между собой.



15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Лыкова Светлана Ивановна

Дата: 05.08.2015

Номер свидетельства: 224379


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства