Цель программы:формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Юные экологи»»
Рабочая программа кружка
«Юные экологи»
Составила: Порошина С. А.
учитель начальных классов
2014 – 2015 уч. год
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе методической литературы, Интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Поэтому в образование был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) для использования различных форм и способов ведения образовательной деятельности.
ФГОС является нормативным правовым актом, разработанным и утвержденным Правительством Российской Федерации.Он разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и является одним из стратегических ресурсов устойчивого развития многонационального народа России.
Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий, предусмотренных Стандартом для индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечит рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития детей.
В основе Стандарта лежит признание ценностно-нравственного и системообразующего значения образования современного российского общества, удовлетворение актуальных и перспективных потребностей личности и общества.
В основу Стандарта положен системно - деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Он предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества на основе толерантности, ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Системно - деятельностный подход создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Одним из направлений ФГОС для организации образовательного процесса в начальной школе является внеурочная деятельность, которая ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
Одним из направлений внеурочной деятельности является научно – познавательное, в частности одна из его частей «Познание окружающего нас мира».
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.
Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.
Задачи программы:
Образовательные:
Сформировать систему эколого-биологических знаний.
Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.
Развивающие:
Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
Развивать индивидуальные способности детей.
Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.
Воспитательные:
Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Отличительная особенность программы состоит в повышении эффективности экологической и краеведческой работы с младшими школьниками, что позволяет подготовить их к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования.
Сроки реализации программы и возраст воспитанников
Программа рассчитана на детей 8-9 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Реализация программы рассчитана на 68 часов в год. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Осуществляются как групповые занятия так и индивидуальные консультации.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера.
Ожидаемые результаты
и способы определения их результативности
По итогам Программы ожидаются следующие результаты:
Привлечение учащихся к просветительской деятельности;
Участие кружковцев в проектной деятельности различного уровня;
Организация и проведение школьных экологических акции;
Знакомство с целями, задачами, планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности. Экология-наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Экологические факторы, их взаимодействие. Роль экологии в деле охраны природы.
Тема 2. Природоохранная деятельность осенью.(36 часов)
Осенние явления в природе. Операция «Озеленение». Заготовка природного материала для дальнейшего использования его в беседах для учащихся 1-4 классов на тему «Лесная аптека». Работа над индивидуальными проектами: «Не проходите мимо» и групповыми «Экологическая почта»
Влияние сельскохозяйственной, промышленной, градостроительной, транспортной и других видов деятельности человека на окружающую среду. Сознательные и случайные, положительные и отрицательные воздействия. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор.
Практическая деятельность
Экскурсии в окрестности города с целью изучения экологического состояния природных объектов.
Работа над проектом: «Влияние хозяйственной деятельности местного населения на окружающую среду».
Тема 3. Природоохранная деятельность зимой (12 часов)
Животные и растения зимой. Зимующие птицы, их польза. Корма для зимующих птиц. Значение зимней подкормки. Техника изготовления кормушек., способы их прикрепления. Акция «Кормушка». Творческая работа «Они зимуют с нами».
Акция «Новогодняя Елка».
Тема 4. Природоохранная деятельность весной (18 часов)
Весенние явления в природе. Фенологические наблюдения. Просветительско-агитационная деятельность кружковцев среди учащихся 1-2 классов «Березкины слезки», «Нерыночные отношения или майский лес».
Акция «Пернатый гость» - Агитационная стенгазета. Экскурсия в краеведческий музей. Акция «Чистый лес - чистая совесть». Операция «Озеленение».
Календарно - тематическое планирование
Название разделов, тема
кол-во
часов
теоре-тич.
практи-ческих
проект-ная
Экскурс.
Тема 1.
Введение
2
2
Тема 2.
Природоохранная деятельность
36
6
10
14
6
2.1. Осенние явления в природе
2
2
2.2. Операция «Озеленение»
2
2
2.3.Заготовка природного материала для дальнейшего его использования в беседах с учащимися 1-3 классов на тему: « Лесная аптека».
2
2
2. 4.Работа над индивидуальными проектами: «Не проходите мимо».
4
2
2
2.5.Работа над групповым проектом «Экологическая почта»
6
2
4
2.6.Экскурсии в лес
6
6
2.7.Раболта над коллективным проектом «Влияние хозяйственной деятельности местного населения на окружающую среду города Покачи и его окрестностей»
14
4
2
8
Тема 3.
Природоохранная
деятельность зимой.
12
4
8
3.1.Растения и животные зимой. Зимующие птицы.
2
3.2.Значение зимней подкормки для птиц. Техники изготовления кормушек для птиц и способы их прикрепления.
2
3.3.Школьная акция «Кормушка»
2
3.4.Творческая коллективная работа-школьная стенгазета «Они зимуют рядом с нами».
2
3.5.Акция «Новогодняя елка»
2
3.6.Участие в школьном «Элемарафоне»
2
Тема 4.
Природоохранная
деятельность весной.
18
2
8
4
4
4.1.Весенние явления в природе. Фенологические наблюдения.
2
4.2.Просветительские беседы для учащихся 1-4 классов на темы: «Березкины слезки».
4
2
4.3.Акция «Пернатые друзья»
2
4.4.Экскурсия в музей «Птицы нашего округа»
2
4.5. Акция «Чистый лес - чистая совесть»
2
4.6. Операция «Озеленение»
2
4.7.Экскурсии для учащихся 1-4 классов в лес.
2
Итого:
68 часов
14
22
18
14
Предполагаемые результаты реализации Программы
Результативность.Организация внеурочной деятельности по экологическому направлению «Моя первая экология» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Результаты изучения курса представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
Личностными результатами являются:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой
с точки зрения экологической допустимости;
установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события, происходящие в природе.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям. Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.
Второй уровень результатов проявляется в активном использовании школьниками своих знаний, приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных природоведческих конкурсах, викторинах, выполнение творческих работ и проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях.
Учащиеся должны знать:
наиболее типичных представителей животного мира России,
какую пользу приносят представители животного мира;
планета Земля - наш большой дом;
Солнце - источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология - наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
ухаживать за домашними животными и птицами;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Формы контроля
Творческие работы представляются в виде:
Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
Отчётов по наблюдению за природными объектами;
Оформленных исследовательских работ;
Экологических сказок;
Стихотворений;
Книг-раскладушек и т.д.
Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.
Методическое обеспечение Программы
Среди основных способов и форм работы с детьми в рамках реализации программы планируется использование групповых и индивидуальных занятий:
Проектная деятельность учащихся
Озеленение территории школы
Лекционная деятельность учащихся
Организация и участие в экологических акциях различного уровня.
Учитывая возрастные, психолого-педагогические возможности учащихся, отобраны следующие методы работы по данной Программе:
Беседы
Метод наблюдения
Исследовательская работа
Экскурсия
Метод проектов
Условия реализации Программы
Для реализации Программы необходимо:
Мотивационная готовность учащихся к работе
Организация планомерных, систематических занятий с учащимися
Условия для проведения занятий
Оснащенность кабинета мультимедийным и компьютерным оборудованием.
Необходимая литература для осуществления проектной деятельности.
Список использованной литературы
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.
Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.
Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.
Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.
Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.
Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты Ярославль: «Академия развития», 1997.
Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.
Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.