kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка «Юные экологи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Юные экологи»»















Рабочая программа кружка

«Юные экологи»













Составила: Порошина С. А.

учитель начальных классов











2014 – 2015 уч. год



Пояснительная записка.

Программа составлена на основе методической литературы, Интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14.

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Поэтому в образование был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) для использования различных форм и способов ведения образовательной деятельности.

ФГОС является нормативным правовым актом, разработанным и утвержденным Правительством Российской Федерации. Он разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и является одним из стратегических ресурсов устойчивого развития многонационального народа России.

Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий, предусмотренных Стандартом для индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечит рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития детей.

В основе Стандарта лежит признание ценностно-нравственного и системообразующего значения образования современного российского общества, удовлетворение актуальных и перспективных потребностей личности и общества.

В основу Стандарта положен системно - деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Он предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества на основе толерантности, ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Системно - деятельностный подход создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Одним из направлений ФГОС для организации образовательного процесса в начальной школе является внеурочная деятельность, которая ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.

Одним из направлений внеурочной деятельности является научно – познавательное, в частности одна из его частей «Познание окружающего нас мира».

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе.

Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература.

Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.

Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.

Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Сформировать систему эколого-биологических знаний.

  2. Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.

  3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.

  4. Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.

Развивающие:

  1. Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.

  2. Развивать индивидуальные способности детей.

  3. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.

  4. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.

Воспитательные:

  1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.

  2. Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.

  3. Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.

  4. Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.

  5. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.

Отличительная особенность программы состоит в повышении эффективности экологической и краеведческой работы с младшими школьниками, что позволяет подготовить их к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования.

Сроки реализации программы и возраст воспитанников

Программа рассчитана на детей 8-9 лет. Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Реализация программы рассчитана на 68 часов в год. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Осуществляются как групповые занятия так и индивидуальные консультации.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера.

Ожидаемые результаты

и способы определения их результативности


По итогам Программы ожидаются следующие результаты:

  • Привлечение учащихся к просветительской деятельности;

  • Участие кружковцев в проектной деятельности различного уровня;

  • Организация и проведение школьных экологических акции;

  • Оформление памяток, листовок, стенгазет, буклетов, презентаций;

  • Работа по озеленению территории школы


Содержание Программы.


Девиз:

Я познаю природу!

Я выступаю в защиту природы!

Я помогаю природе!


Тема 1.Введение (2 часа)

Знакомство с целями, задачами, планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности. Экология-наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Экологические факторы, их взаимодействие. Роль экологии в деле охраны природы.


Тема 2. Природоохранная деятельность осенью.(36 часов)

Осенние явления в природе. Операция «Озеленение». Заготовка природного материала для дальнейшего использования его в беседах для учащихся 1-4 классов на тему «Лесная аптека». Работа над индивидуальными проектами: «Не проходите мимо» и групповыми «Экологическая почта»

Влияние сельскохозяйственной, промышленной, градостроительной, транспортной и других видов деятельности человека на окружающую среду. Сознательные и случайные, положительные и отрицательные воздействия. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор.

Практическая деятельность

Экскурсии в окрестности города с целью изучения экологического состояния природных объектов.

Работа над проектом: «Влияние хозяйственной деятельности местного населения на окружающую среду».


Тема 3. Природоохранная деятельность зимой (12 часов)

Животные и растения зимой. Зимующие птицы, их польза. Корма для зимующих птиц. Значение зимней подкормки. Техника изготовления кормушек., способы их прикрепления. Акция «Кормушка». Творческая работа «Они зимуют с нами».

Акция «Новогодняя Елка».


Тема 4. Природоохранная деятельность весной (18 часов)

Весенние явления в природе. Фенологические наблюдения. Просветительско-агитационная деятельность кружковцев среди учащихся 1-2 классов «Березкины слезки», «Нерыночные отношения или майский лес».

Акция «Пернатый гость» - Агитационная стенгазета. Экскурсия в краеведческий музей. Акция «Чистый лес - чистая совесть». Операция «Озеленение».




















Календарно - тематическое планирование


Название разделов, тема

кол-во

часов

теоре-тич.

практи-ческих

проект-ная

Экскурс.

Тема 1.

Введение

2

2




Тема 2.

Природоохранная деятельность

36

6

10

14

6

2.1. Осенние явления в природе

2

2




2.2. Операция «Озеленение»

2


2



2.3.Заготовка природного материала для дальнейшего его использования в беседах с учащимися 1-3 классов на тему: « Лесная аптека».

2


2



2. 4.Работа над индивидуальными проектами: «Не проходите мимо».

4


2

2


2.5.Работа над групповым проектом «Экологическая почта»

6


2

4


2.6.Экскурсии в лес

6




6

2.7.Раболта над коллективным проектом «Влияние хозяйственной деятельности местного населения на окружающую среду города Покачи и его окрестностей»

14

4

2

8


Тема 3.

Природоохранная

деятельность зимой.

12

4


8



3.1.Растения и животные зимой. Зимующие птицы.


2




3.2.Значение зимней подкормки для птиц. Техники изготовления кормушек для птиц и способы их прикрепления.


2




3.3.Школьная акция «Кормушка»



2



3.4.Творческая коллективная работа-школьная стенгазета «Они зимуют рядом с нами».



2



3.5.Акция «Новогодняя елка»



2



3.6.Участие в школьном «Элемарафоне»



2



Тема 4.

Природоохранная

деятельность весной.

18

2

8

4

4

4.1.Весенние явления в природе. Фенологические наблюдения.


2




4.2.Просветительские беседы для учащихся 1-4 классов на темы: «Березкины слезки».



4

2


4.3.Акция «Пернатые друзья»




2


4.4.Экскурсия в музей «Птицы нашего округа»





2

4.5. Акция «Чистый лес - чистая совесть»



2



4.6. Операция «Озеленение»



2



4.7.Экскурсии для учащихся 1-4 классов в лес.





2

Итого:

68 часов

14

22

18

14


Предполагаемые результаты реализации Программы

Результативность. Организация внеурочной деятельности по экологическому направлению «Моя первая экология» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Результаты изучения курса представлены следующим образом:

предметные;

метапредметные;

личностные.

Личностными результатами являются:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой

с точки зрения экологической допустимости;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события, происходящие в природе.

Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов

Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям. Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.

Второй уровень результатов проявляется в активном использовании школьниками своих знаний, приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.

Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных природоведческих конкурсах, викторинах, выполнение творческих работ и проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях.




Учащиеся должны знать:

  • наиболее типичных представителей животного мира России,

  • какую пользу приносят представители животного мира;

  • планета Земля - наш большой дом;

  • Солнце - источник жизни на Земле;

  • неживое и живое в природе;

  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

  • человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

  • способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;

  • экология - наука об общем доме;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

  • ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Формы контроля

Творческие работы представляются в виде:

  • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;

  • Отчётов по наблюдению за природными объектами;

  • Оформленных исследовательских работ;

  • Экологических сказок;

  • Стихотворений;

  • Книг-раскладушек и т.д.

Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.

Методическое обеспечение Программы

Среди основных способов и форм работы с детьми в рамках реализации программы планируется использование групповых и индивидуальных занятий:

  • Проектная деятельность учащихся

  • Озеленение территории школы

  • Лекционная деятельность учащихся

  • Организация и участие в экологических акциях различного уровня.

Учитывая возрастные, психолого-педагогические возможности учащихся, отобраны следующие методы работы по данной Программе:

  • Беседы

  • Метод наблюдения

  • Исследовательская работа

  • Экскурсия

  • Метод проектов

  • Условия реализации Программы

  • Для реализации Программы необходимо:

  • Мотивационная готовность учащихся к работе

  • Организация планомерных, систематических занятий с учащимися

  • Условия для проведения занятий

  • Оснащенность кабинета мультимедийным и компьютерным оборудованием.

  • Необходимая литература для осуществления проектной деятельности.

  • Список использованной литературы

  1. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.

  2. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

  3. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

  4. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  5. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.

  6. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.

  7. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.

  8. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.

  9. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.

  10. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.

  11. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.

  12. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты Ярославль: «Академия развития», 1997.

  13. Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.

  14. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

  15. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

  16. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

  17. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

  18. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

  19. Интернет-ресурсы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа кружка «Юные экологи»

Автор: Порошина Светлана Алексеевна

Дата: 27.06.2016

Номер свидетельства: 336336

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Кружок "Юный эколог""
    ["seo_title"] => string(21) "kruzhok_iunyi_ekologh"
    ["file_id"] => string(6) "383409"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1485279014"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программ по внеурочной деятельности кружок "Юный эколог" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramm-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-iunyi-ekologh"
    ["file_id"] => string(6) "235024"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443577876"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по неаудиторной занятости "Юный эколог""
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia_proghramma_po_nieauditornoi_zaniatosti_iunyi_ekologh"
    ["file_id"] => string(6) "345451"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474636288"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства