kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по неаудиторной занятости "Юный эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе курса «Юный эколог». 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю. В. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по неаудиторной занятости "Юный эколог"»





Рабочая программа

неаудиторной занятости

«Юный эколог»

(3-4 класс)



















Составила: учитель начальных классов

I квалификационной категории

Склюева Ольга Сергеевна











Пояснительная записка

Программа разработана на основе курса «Юный эколог» . 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю. В. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.

Программа «Юный эколог» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Программа кружка внеурочной деятельности рассчитана на 34 занятия и предназначена для учащихся 3-4 класса (1 занятие в неделю). Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.

Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.

Задачи программы «Юный эколог»:

1. Формирование у школьников знания основ экологии;

2. Научить использовать полученные знания об экологии;

3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

Формы организации внеурочной деятельности:

- учебные занятия;

- познавательные беседы;

- экологические игры;

- викторины;

- поиск информации в читальном зале библиотеки;

- экскурсии;

- наблюдения;

- опыты;

- эксперименты;

- организация выставок, фотовыставок, презентаций;

- защита проектов;

- совместная деятельность обучающихся и родителей.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:

  • русский язык;

  • литературное чтение;

  • окружающий мир;

  • технология;

  • изобразительное искусство

Формы и виды контроля

  • наблюдение за детьми в ходе работы;

  • экологические игры;

  • проведение практических работ;

  • проведение конкурсов;

  • выставки, презентации;

  • акции;

  • викторины;

  • разработка и защита творческих проектов.


Материально-техническое обеспечение курса

Технические средства обучения:

1)Компьютер;

2) Интерактивная доска.

























Требование к результатам обучения учащихся

      Выпускники познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

      В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, освоят элементарные нормы адекватного природо  и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

      У детей выработается бережное отношение ко всему живому, сформируются новые природоведческие, природоохранительные и нравственные знания и умения.

      Учащиеся будут использовать приобретённые знания в практической деятельности.

    Учащиеся должны знать/ понимать:

- что такое экология,

- способы охраны природы,

- роль живой природы в жизни человека,

- многообразие природы,

- экологические катастрофы,

- влияние экологии на здоровье человека.

- представителей редких организмов,                                                                                        

- правила поведения в природе,

- особенности природы родного края.

- знать растительный и  животный мир родных мест, охраняемые виды.

     Учащиеся должны уметь:

- устанавливать цепи питания, - выявлять характерные отличительны и похожие признаки животного и растительного мира,

- оформлять собственные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе,

- распознавать растения и животных родного края.

- распознавать растения и животных родного края.

- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

-  называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями;

- участвовать в исследовательской и практической деятельности по охране природы. 






















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение – 3 часа

  1. Вводное занятие. История Земли

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведение наблюдений в природе, экскурсий. Беседа о целях кружка в новом году. Рассказ о рождении планеты. Понятие – земная кора. Фантазии в рисунках детей «Репортаж из прошлого Земли». Анализ работ.

  1. Где растения и животные живут сегодня?

Работа с картой полушарий на которой изображён растительный и животный мир. Сравнение животных одного вида, которые живут на разных материках. (на примере верблюдовых)

  1. Наблюдение в природе

Живая-неживая природа. Найти и назвать объекты живой и неживой природы


Среда обитания – 2 часа

  1. Среда обитания. Природные зоны

Определение среды обитания. Просмотр видеофрагментов различных природных зон. Разнообразие живых организмов

  1. Сообщества. Изменения сообществ

Взаимосвязь растительности, потребителей её и хищников. Изменение природы после пожара. Изменение природы после вмешательства человека


Жизнь животных – 3 часа

  1. Динозавры – вымерший вид

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

  1. Красная книга – способ защите редких видов животных и растений

Знакомство с Красной книгой. Красная книга области. Редкие животные

  1. Наблюдения в живой природе

Изменения в жизни птиц, насекомых. Взаимосвязь в природе


Моря и океаны – 3 часа

  1. Моря и океаны. Круговорот воды

Понятия «океан», «море», «озеро», «пруд», «река». Опыты с водой на выявление её свойств: прозрачность, растворяемость, испарение, замерзание, таяние.

  1. Мир рыб

Многообразие рыб. Жизнь в поверхностном слое океана. Животные обитающие на дне. Аквариумные рыбки

  1. Экологический проект «Чистый берег»

Подготовка и защита проектов


Природные зоны – 9 часов

  1. Равнины. Обитатели равнин

Понятие «равнина». Луга и пастбища. Животный мир равнин. Приспособленности к среде обитания.

  1. Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебание температур

Жители жаркой пустыни. Приспосабливаемость к перепадам температур и засухе. Верблюд – корабль пустыни.

  1. Растущие пустыни. Роль человека

Важность растений для сухих районов. Увеличение пустынь вдвое за последние 100 лет.

  1. Экологический проект «Нет продвижению пустынь!»

Что делать человеку, чтобы остановить рост пустынь.

  1. Леса. Жители лесов

Вечнозелёные, лиственные, хвойные, горные леса. Обитатели лесов.

  1. В верхнем ярусе леса

Жизнь насекомых и птиц. Их многообразие.

  1. Лесная подстилка

Живые организмы в лесной подстилке, их роль в жизни леса.

  1. Животный мир полярных районов

Общие черты и различия видов животных. роль человека в освоении и покорении холода.

  1. Жизнь в горном климате

Горные цепи. Африканские горы, Альпы, скалистые горы в Северной Америке, Анды, Гималаи – своеобразие животного мира.


Реки и озёра – 3 часа

  1. Путь реки

Схема: исток, русло, устье. Знаменитые реки мира (Конго, Нил, Амазонка, Волга, Лена)

  1. Животный мир возле рек и озёр области

Природа области – благоприятная среда обитания животных возле водоёмов. Работа с Красной книгой области

  1. Животный мир Амазонки

Хищники и ядовитые животные.


Человек и животные – 9 часов

  1. Жизнь среди людей

Жизнь в городах. Человек и животное

  1. Весенний день птиц!

Проведение акции

  1. Домашние животные

Рассказы детей о своих питомцах

  1. Викторина «Собаки – наши друзья»

Игра – викторина по породам собак

  1. Люди и паразиты

Понятие – паразиты. Питание за счёт других

  1. Бактерии и вирусы

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии.

  1. Исчезающие виды животных

Почему исчезают животные?. Диалог.

  1. Защита животных

Организация заповедников, национальных парков. Выращивание редких видов животных в зоопарках и возвращение их в дикую природу

  1. Насекомые

Экскурсия. Наблюдение за насекомыми


Заключение – 2 часа

  1. Начни с себя!

Акция (по классам). Выступление детей по воспитанию экологически сообразного поведения в природе. Работа с экознаками, выставка творческих работ

  1. Круглый стол

Беседа о необходимости беречь и защищать природу (совместно с родителями). Обсуждение и оценка результатов работы с детьми.















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Форма организации

Кол-во часов

ВВЕДЕНИЕ – 3часа


1

Вводное занятие. История Земли

Беседа. Работа с картой. Рисунок «Репортаж из прошлого Земли»

1

2

Где растения и животные живут сегодня?

Диалог. Рисунок животных одного вида, живущих на разных континентах

1

3

Наблюдение в природе

Экскурсия. Игра «Живое - неживое»

1

СРЕДА ОБИТАНИЯ - 2 часа

4

Среда обитания. Природные зоны

Просмотр видеофрагментов. Рисунок животного, объяснение связи внешнего вида со средой обитания

1

5

Сообщества. Изменения сообществ

Беседа. Рассматривание иллюстраций. Выпуск листовок «Береги природу!»

1

ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ – 3 часа

6

Динозавры – вымерший вид

Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Обсуждение. Рисунок «Динозавр – гость из прошлого»

1

7

Красная книга – способ защите редких видов животных и растений

Акция «Знай и сохраняй!»

1

8

Наблюдения в живой природе

Экскурсия. Зарисовка прилетевших на участок птиц

1

МОРЯ И ОКЕАНЫ - 3 часа

9

Моря и океаны. Круговорот воды

Работа с картой полушарий. Игра – путешествие.

Опыты с водой. Составление схемы круговорота

1

10

Мир рыб

Занятие – игра.

1

11

Экологический проект «Чистый берег»

Подготовка и защита проектов. Работа со статьями по экологии

1

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ –9 часов

12

Равнины. Обитатели равнин

Беседа. Рассматривание иллюстраций. Разукрашивание альбома животные Африки

1

13

Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебание температур

Сообщения детей

1

14

Растущие пустыни. Роль человека

Работа с экологической литературой. Подготовка проекта

1

15

Экологический проект «Нет продвижению пустынь!»

Диалог . Акция

1

16

Леса. Жители лесов

Мини-сочинение «Зачем мы сажаем леса?»

1

17

В верхнем ярусе леса

Диалог. Разукрашивание альбома «Птицы»

1

18

Лесная подстилка

Беседа

1

19

Животный мир полярных районов

Игра «Кто где живёт?»

1

20

Жизнь в горном климате

Сообщения детей

1

РЕКИ И ОЗЁРА–3 часа

21

Путь реки

Географическая игра «Покажи на карте»

1

22

Животный мир возле рек и озёр области

Игра «Кто больше назовёт?». Работа с картой и атласом области

1

23

Животный мир Амазонки

Рисунок «Удивительные животные»

1

ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ – 9 часов

24

Жизнь среди людей

Беседа. Изготовление кормушек для птиц

1

25

Весенний день птиц!

Конкурс знатоков

1

26

Домашние животные

Конкурс рисунков «Мой питомец»

1

27

Викторина «Собаки – наши друзья»

Игра

1

28

Люди и паразиты

Беседа. Работа со справочной литературой

1

29

Бактерии и вирусы

Мини-сочинение «Защити себя». Работа с микроскопом


30

Исчезающие виды животных

Диалог


31

Защита животных

Диалог. Работа с Красной книгой. Выпуск листовки

1

32

Насекомые

Экскурсия

1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 2 часа

33

Начни с себя!

Акция. Подведение итогов

1

34

Круглый стол

Диалог - обсуждение

1

Итого:
















































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

- «Юный эколог» . 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю. В. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.

- Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы / авт.-сост. Л.Д. Ласкина и (др.). – Волгоград: Учитель, 2011

- Экологическое воспитание и образование в школе: по результатам областного конкурса учебно-методических материалов / редкол.: Г.И. Саренко (и др.) – Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2008

- Прядко К.А. Понятия и определения: Экология / Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006

- Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

- Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.

- Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.

- Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

- Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по неаудиторной занятости "Юный эколог"

Автор: Склюева Ольга Сергеевна

Дата: 23.09.2016

Номер свидетельства: 345451


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства