Рабочая программа кружка «Юный эколог» составлена для поддержки практической части курса биологии. Программа является одним из этапов эколого-биологического образования. Основная идея программы – знакомство, изучение и практическое использование доступных для учащихся методов биологических наук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок "Юный эколог"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Куанпамашская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор МБОУ
«Купанпамашская ООШ»
Маркова Л.В. _________
Программакружка «Юный эколог»
Руководитель:
учитель биологии
Таныгина А.А.
Куанпамаш
2016-2017 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Юный эколог» составлена для поддержки практической части курса биологии. Программа является одним из этапов эколого-биологического образования. Основная идея программы – знакомство, изучение и практическое использование доступных для учащихся методов биологических наук. Занятие проводится в разновозрастных группах.
Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения - двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.
Экологическое образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных. Эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек - часть живой природы; его назначение-познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодоление экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса.
В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому кружок «Юный эколог» является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом.
Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области экологии. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.
Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
Экологическая культура включает:
культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.
Занятия проводятся для учащихся 4-8 классов, 1 раз в неделю, 34 часов в год.
Основная цель – развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные задачи:
- научить практическим умениям и навыкам рационального природопользования;
- научить работать со справочниками и определителями;
уважения к мнению другого человека, коллективизма;
- воспитывать аккуратность, вежливость;
- формировать стремление к активной деятельности
по улучшению и сохранению природной среды,
пропаганде природоохранительных знаний,
нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе.
Развивающие задачи:
- развивать способность оценивать состояние природной
среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- развивать духовную потребность в общении с природой,
осознание ее облагораживающего воздействия;
- развивать понимание многосторонней ценности
природы как источника материального и духовного развития общества.
Достижение цели возможно при использовании основных принципов экологического образования:
Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;
Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;
Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Система экологических умений осуществляется путем ориентации школьников на экологические проблемы той местности, где они живут. Приемом обучения является работа в “поле”. Полевая экология занимает важное место в изучении школьного курса экологии, так как способствует более глубокому и осмысленному изучению этой науки, формирование практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала. Теоретические знания, полученные учеником на уроках должны стать базой для самостоятельной исследований, наблюдений, умение обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Формы проведения занятий
- традиционная
- беседа
- экскурсия
- лекция
- консультация
- мониторинг
- исследовательская работа
- полевые исследования
Формы организации занятий
коллективная (фронтальная)
групповая (более 2-х человек)
Формы подведения итогов
выставка
тест
оформление гербариев
письменный отчет
конкурс
экологическая викторина
защита творческого проекта
Для успешной деятельности важно не ограничиваться только одним видом экологической работы, а выбрать несколько направлений, сочетающихся между собой:
Работа ведется по следующим направлениям:
Экологический мониторинг;
Экология леса;
Экология луга;
Экология водоема.
Сроки реализации образовательной программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы, от 10 до 15 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы - 1 года.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Отличительной особенностью данной программы заключается в организации жизнедеятельности подросткового коллектива как исследовательской команды, где каждый из обучающихся занимался своим проектом, и в тоже время работал на общий результат группы.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать :
Что изучает экология;
Простейшие примеры взаимодействия природы и человека;
Права и обязанности граждан России по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;
Правила поведения в природе;
Правильно выбирать линию поведения, соответствующую законам природы и общества;
Главные особенности природы своей местности;
Элементарные меры охраны окружающей среды и способы поддержания ее чистоты;
Различные виды загрязнений и их влияние на окружающую среду и на здоровье человека;
Меры предупреждения вредных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
Понятие об экологическом кризисе;
Важнейшие глобальные проблемы и причины их возникновения
Учащиеся должны уметь:
Видеть, выделять прекрасное в природе из художественных произведений и из природы в целом;
Анализировать увиденное, прочитанное или услышанное о красоте природы;
Оценить правильность отношения человека к природе в конкретном случае;
Подобрать наиболее подходящий способ и меры по охране природы своей местности;
Приводить примеры загрязнения окружающей среды;
Работать с различными источниками информации, раскрывающими проблему экологического состояния окружающей среды, готовить выступления по этой проблеме;
Выполнять исследовательские проекты. Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.
Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитии креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
Участие в районных и республиканских конкурсах.
Методическое обеспечение
Наряду с теоретическими знаниями большое внимание уделяется проектной работе, а также большое внимание уделяется практическим, исследовательским работам.
Разнообразие и оптимальное сочетание форм занятий поддерживает интерес школьников к данному направлению воспитательной работы.
Существует множество подходов к классификации форм. В целом все формы и методы работы по экологическому воспитанию можно разделить на группы:
по направленности: на вербальные (воздействующие на сознание и чувства) и невербальные (формирующие у школьников опыт личного участия в работе по оказанию помощи природе);
по использованию в практике работы школы: традиционные и инновационные;
по характеру деятельности школьников: познавательные, исследовательские, практические, игровые, развлекательные, творческие;
по целевой установке: организационные, благотворительные, теоретические, практические, исследовательские, заключительные и т.п.
Используемые группы методов обучения, наиболее полно решают задачи развивающего обучения:
Объяснительно-иллюстративные
Репродуктивные
Методы проектного обучения
Методы проблемного обучения:
Проблемное изложение
Частично-поисковые, или эвристические
исследовательские
Практические: самостоятельная трудовая деятельность, самостоятельная работа с литературой, опыты, тренинги, эксперименты, исследования.
Ожидаемый результат и способы определения его результативности. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Основными критериями оценки эффективности реализации дополнительной образовательной программы являются:
• мотивационно-ценностный критерий (отношение к природе и осуществление научно-исследовательских работ);
• информационный критерий (степень сформированности знаний о природе);
• инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков проектной деятельности);
• деятельностный критерий (участие в конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и т.д.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
1. Основные виды диагностики результата:
∙ входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
∙ текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
∙ промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита проектов;
∙ итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: фестиваль «Калейдоскоп проектов».
2. В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося по определенным критериям:
выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов;
выполнение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингов (количество баллов за тест и практические работы);
подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
система награждения и поощрения обучающихся. Лучшие обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами.
Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку.
План кружка «Юный эколог»
№
Тема занятий
1.
Введение. ТБ во время экскурсий и практических работ в природе, на УОУ.
2.
Осеннее обследование пришкольного участка
3.
Осеннее обследование деревьев на территории школьного двора.
4.
Простейший мониторинг окружающей среды
5.
Экологический мониторинг леса. Биоиндикация
6.
Мониторинг почвы, воды, воздуха
7.
Обобщение по теме. Экологическая игра «Тропа загадок»
8.
Биоценоз леса.
9.
Типы лесов нашей местности.
10.
Растительный состав лесов нашей местности.
11.
Многообразие животных леса нашей местности.
12.
Грибы.
13.
Насекомые – вредители леса.
14
Антропогенные влияние на развитие лесного биоценоза.
15.
Обобщение по теме «Лес».
16.
Биоценоз луга.
17.
Растения луга.
18.
Лекарственные растения.
19.
Животные луга.
20.
Обобщение по теме «Биоценоз луга»
21.
Водоемы нашей местности.
22.
Географическое описание водоема.
23.
Физико-химическая характеристика воды в водоемах
24.
Видовой состав водоема. Растения водоемов.
25.
Животные водоемов нашей местности.
26.
Загрязнение водоемов. Очистка родников, берегов рек.
27.
Очистка родников, берегов рек.
28.
Обобщение по теме «Водоемы нашей местности»
29.
Экскурсия в березовый лес
30.
Экскурсия в еловый лес
31.
Экскурсия «Видовое разнообразие луга весной»
32.
Экскурсия в местный водоем
33.
Изучение растительного и животного многообразия на территории школьного двора.