kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Путешествия в прошлое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружковой работы. В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких  и показательных явлений  такого рода являются народные  обычаи и традиции. Для того чтобы понять их истоки, надо,  прежде всего,   изучить историю  народа, его  культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они  как результат  духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане  жизни народа,  которые  он  собрал  на  протяжении  веков как  результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы  традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как  правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам оригинальной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи  и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего  на   планете  Земля. Каждый  этнос  своим существованием  обогащает  её  и  совершенствует.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Путешествия в прошлое" »

Бюджетное учреждение Омской области

"Комплексный центр социального обслуживания населения

Оконешниковского района"





ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Духовно-нравственного направления





Путешествия в прошлое

Для обучающихся 1 – 4 классов

Срок реализации программы - 1 год












Автор- составитель:

Иванова Галина Михайловна

специалист по работе с семьёй














Оконешниково-2015 г.

Пояснительная записка

Программа «Путешествия в прошлое» духовно-нравственного направления разработана для занятий с учащимися 1 – 4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучить историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам оригинальной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.

В своей программе «Путешествия в прошлое» я хочу коснуться обычаев и традиций русского народа. Подойти к раскрытию данной темы через историю обычаев русского народа, так как исторический подход даёт возможность вскрыть наслоения в сложном комплексе народных обычаев, найти в них первичную основу, определить её материальные корни и её первоначальные функции.

Обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе. Обряд, традиция, обычай являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Педагогическая идея

Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, к народным играм. Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Поэтому возникла необходимость в создании кружка по ознакомлению детей не только с традициями, но и с народными играми.
    Игры – своеобразная школа ребёнка. Они развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

В своей программе я выдвинула следующие приоритеты.

1. Знакомство с традициями и старинными праздниками.

2. Знакомство с историей возникновения календарных праздников, подготовка к ним.

3. Знакомство с русскими народными играми.

4. Знакомство с народным промыслом.

Актуальность программы состоит в том, что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение человеческих ценностей:

- мира в семье,

- любви к ближнему,

- сплочённости,

- нравственного добра,

- скромности, красоты, истины,

- патриотизма.

Цель данной программы: приобщение детей к русской культуре и традициям народа.
Задачи:
1. Способствовать ознакомлению детей со старинными народными играми, восстановлению связи времён и утраченных ценностей;
2. Расширять кругозор детей знаниями о народных традициях, промыслах и старинных играх;
3. Воспитывать интерес к самобытности народной культуры и традициям.
4. Формировать чувства национального достоинства


    

Сроки реализации программы.

    Программа рассчитана на 1 год обучения.

Объём реализации программы 2 раза в неделю по 2  часа, 136 часов в год.


Виды организации учебной деятельности:


  • Индивидуальная;

  • индивидуально-фронтальная;

  • фронтальная;

  • игра.


Методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ,)

• наглядный (показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (разучивание и проигрывание игр)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся расширять кругозор знаниями о народных традициях, промыслах и старинных играх, увеличат словарный запас.

В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире;

- учебно-познавательный интерес к истории и культуре русского народа.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  обучающиеся научатся:

- проявлять познавательную инициативность;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета.


Обучающиеся получат возможность научиться:

- организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты;

- анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации;
- различать государственные и духовные праздники;
- используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;

- реализовывать свой творческий потенциал;

- воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)

- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России и своего региона; 

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства, изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.


В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:

- Основные русские календарные и народные праздники и уметь рассказывать о них;

- Особенности традиций народных праздников;

Уметь:

- Играть в народные игры;

- Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.


Учебно – тематическое планирование



Часы

Тема занятий

Количество часов

всего

теории

практики


Сентябрь






1.

Путешествие в старину.

8

Вводное занятие.

Посещение музея.

2

2


Семёнов день. Первая встреча осени. Народная игра «Муха».

2

1

1

Луков день. Вторая встреча осени. Старинные русские игры и забавы.

2

1

1

Воздвижение, третья встреча осени. Народная игра «Капуста».

2

1

1


Октябрь






2.


Хоровод.

2

Вводное занятие.

Хоровод – русский народный танец. Хороводные игры.


2


1


1

3.

Покров.

6

Покров. Народные игры «Углы», «Карусель».

2

1

1

Осенние посиделки. Народные игры «Дрёма», «Золотые ворота».

2

1

1

«Октябрь – свадебник». Игра «Баяре»

2

1

1

4.

Путешествие по русским народным играм.

2

Путешествие по русским народным играм. Игра «Горшок», «Ручеёк», «Волк во рву»


2


2


ноябрь






5.

Кузьминки – об осени поминки.

6

- Кузьминки – об осени поминки. Традиции и игры праздника.

2




1




1



Русские народные игры «Кузнецы», «ремешок»

2


2

- Ноябрьские занятия в старину. Игрушки из лучины, кудельная кукла.

2





2




Русские богатыри.Русская народная игра: «Бабка – Ёжка», состязания богатырей.

2


2


декабрь






6.

«Зимушка – сударушка»

4

- «Никола зимний». - Народные игры и забавы связанные со снегом.

2




1

1




«Спиридон - Солнцеворот». Народные приметы. Кукла – оберег.

2



7.

«Новый год – у ворот»

2

Новогодние традиции. Как украшали новогоднюю ёлку в старину. Русская народная игра «Два Мороза».

2

1

1


январь






8.

«Зимние святки»

6

Рождество. Песни-колядки, озорные колядки. Рождественский ангелок.

2

1

1

Новый год, или Васильев день. Русские народные игры «Прялица», «В смолу».


2






2





Крещение. Традиции и обряды. Игры «Орешки», «В жребий».

2


2


февраль






9.

Зимние развлечения детей и молодёжи.


4

«Катание с гор», «Катание на санях», «Береги руки».

2


2

«Царь горы», «Быстрые и меткие», «Цапки».

- «Сретенье Господне».

2




2



10.

Герои народного эпоса.


4

В гостях у домового.

2



2

Что такое нечистая сила?

Народные игры «Водяной», «Бог и чёрт»

2


2


март






11.

Масленица.


2

«Как на масленой неделе». Русские народные игры «Горшки», «Гори, гори ясно». «Водить козла», «Горелки».


2





1

1





12.

«Ждём весну!»

4

«Сороки». Традиции и обряды. Изготовление жаворонков из солёного теста.

2

1

1

«Алексей – с гор потоки». Русские народные игры «Кораблик», «Родничок»

2

1

1


апрель






13.

Благовещенье


2

Благовещенье: традиции, обряды. Заклички. Русская народная игра «Бабочки и ласточки»

2

1

1

14.

Вербное воскресенье


2


- Вербное воскресенье. Русские народные игры «Курилка», «Ерыкалице», «Верба – вербочка»

2




1

1




15.

Пасха


6

Пасха. Пасхальное яйцо.


4


1

3


Красная горка. Весну встречаем – игры затеваем.

2


2


май






16.


6

Ляльник. Русская народная игра «Ляля».

2

1

1

Вспомним забытые игры.

2



2

Троица. Русские народные игры «Венок», «В кресты».


2



1

1





Содержание работы


  1. Вводное занятие. Сентябрь.

Знакомство с правилами поведения в объединении.

Познакомить детей с предметами быта, одежды в старину.

Рассказать о праздниках: Семёнов день, Луков день и Воздвижение, о народных приметах и обычаях, с ними связанных.

Знакомство с русскими народными играми и забавами.

  1. Октябрь.

Знакомство со значением хоровода в старину; разучивание хороводных игр.

Знакомство с праздником – Покров, народными приметами и обычаями, с ним связанными; с осенними посиделками.

Знакомство с предметами старинного быта.

Знакомство с приметами октября «октябрь – свадебник», со свадебными играми.

Разучивание русских народных игр: «Углы». «Карусель», «Заря – зарница», «Баяре», «Горшок», «Ручеёк», «Волк во рву».

  1. Ноябрь.

Знакомство с праздником «Кузьминки – об осени поминки». Обряды и обычаи, народные наблюдения, связанные с этим праздником.

Знакомство с народным промыслом, со старинными игрушками для девочек и мальчиков. Игрушки из лучины, кудельная кукла.

Разучивание русских народных игр: «Кузнецы», «Ремешок», «Бабка - Ёжка».

На примере русских богатырей показать, чем славен народ.

  1. Декабрь.

Знакомство с праздником «Никола зимний». Традиции праздника. Народные игры и забавы, связанные со снегом.

Знакомство с днём святого Спиридона, народными приметами, с куклой – оберегом.

Знакомство с календарным праздником Новым годом, с новогодними традициями, изготовление подарков, новогодних игрушек, подготовка к мероприятию. Разучивание русской народной игры «Два Мороза».

  1. Январь.

Знакомство с праздниками, которые отмечают в период зимних святок (Рождество, Васильев день, Крещение). Традиции и обряды зимних святок.

Разучивание русских народных игр: «Прялица», «Орешки», «Жребий».

Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенки.

  1. Февраль.

Знакомство с зимними развлечениями детей и молодёжи в старину. Зимние забавы: «Катание с гор», «Катание на санях», «Береги руки», «Царь горы», «Быстрые и меткие», «Цапки», «Кулачный бой», «Клюшкование».

Знакомство с героями народного эпоса. Домовой, Нечистая сила.

  1. Март.

Знакомство со старинным народным праздником Масленицей, с ритуальной едой на Масленице – блином – символом солнца.

Разучивание русских народных игр: «Горшки», «Гори, гори ясно», «Водить козла», «Горелки».

Знакомство с праздниками «Сороки», «Алексей – с гор потоки». Традиции, обряды и приметы праздников. Изготовление жаворонков, корабликов.

  1. Апрель.

Знакомство с русским народным праздником - Благовещенье. Традиции и обряды, заклички.

Знакомство с русским народным праздником - Вербное воскресенье. Традиции праздника.

Знакомство с русским народным праздником - Пасха, Красная горка. Пасхальное яйцо.

Разучивание русских народных игр: «Бабочки и ласточки», «Курилка», «Ерыкалице», «Верба – вербочка».

  1. Май.

Знакомство с народными праздниками «Ляльник», «Троица». Традиции праздников.

Разучивание русских народных игр: «Ляля», «Венок», «В кресты».


Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

Результаты фиксируются и измеряются с помощью следующих методик:

- Диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н. П.Капустиной)

-  Изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н. Е.Богуславской);

-  Диагностика и исследование нравственной среды школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г. М.Фридмана);

-  Опрос – диагностика «Какие качества вы цените в людях?»

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фотоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества.






Перечень материалов, инструментов и оборудования, литературы


Для учителя:


Список литературы:


  1. Домострой /Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова: Подгот. текстов В. В. Рождественской, В. В. Колесова и М. В. Пименовой: Худож. А. Г. Тюрин. – М.: Сов. Россия, 1990. – 304 с.

  2. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях / Н. И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / И.Е. Забелин. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – Смоленск: «Русич», 2002. – 560 с.

  3. Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. / Авт.: О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – 672 с.

  4. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранное М. Забылиным репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: «Книга-Принтшоп» 1990 - 519 с.

  5. Народные праздники на Святой Руси. Н.П.Степанов. М.: Российский раритет. 1992.

  6. Полная энциклопедия быта русского народа. И. А. Панкеев. Тт. 1,2. М.: ОЛма-Пресс, 1998

  7. Интернет ресурсы.


Для ученика:

  1. Дидактический материал, разработанный педагогом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Путешествия в прошлое"

Автор: Иванова Галина Михайловна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Занимательной грамматики" "
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-putieshiestviie-v-stranu-zanimatiel-noi-ghrammatiki"
    ["file_id"] => string(6) "170981"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423624922"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока «Математическая география, или Путешествие по родному краю» "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-matiematichieskaia-ghieoghrafiia-ili-putieshiestviie-po-rodnomu-kraiu"
    ["file_id"] => string(6) "151121"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420638115"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "мероприятие "Путешествие в мир цветов" "
    ["seo_title"] => string(45) "mieropriiatiie-putieshiestviie-v-mir-tsvietov"
    ["file_id"] => string(6) "110791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406625091"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Интегрированное занятие - игра "Путешествие к радуге""
    ["seo_title"] => string(56) "intieghrirovannoiezaniatiieighraputieshiestviiekradughie"
    ["file_id"] => string(6) "265690"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450013177"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Тематическая  разработка «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ! ДОРОГА В БУДУЩЕЕ.»"
    ["seo_title"] => string(70) "tiematichieskaiarazrabotkaputieshiestviievproshloiedorogavbudushchieie"
    ["file_id"] => string(6) "265935"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450066544"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства