Программа кружковой работы. В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучить историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам оригинальной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Путешествия в прошлое" »
Бюджетное учреждение Омской области
"Комплексный центр социального обслуживания населения
Оконешниковского района"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Духовно-нравственного направления
Путешествия в прошлое
Для обучающихся 1 – 4 классов
Срок реализации программы - 1 год
Автор- составитель:
Иванова Галина Михайловна
специалист по работе с семьёй
Оконешниково-2015 г.
Пояснительная записка
Программа «Путешествия в прошлое» духовно-нравственного направления разработана для занятий с учащимися 1 – 4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучить историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам оригинальной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.
В своей программе «Путешествия в прошлое» я хочу коснуться обычаев и традиций русского народа. Подойти к раскрытию данной темы через историю обычаев русского народа, так как исторический подход даёт возможность вскрыть наслоения в сложном комплексе народных обычаев, найти в них первичную основу, определить её материальные корни и её первоначальные функции.
Обращение к духовным ценностям русской культуры достаточно актуально в современном обществе. Обряд, традиция, обычай являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?
Педагогическая идея
Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, к народным играм. Народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Поэтому возникла необходимость в создании кружка по ознакомлению детей не только с традициями, но и с народными играми. Игры – своеобразная школа ребёнка. Они развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.
В своей программе я выдвинула следующие приоритеты.
1. Знакомство с традициями и старинными праздниками.
2. Знакомство с историей возникновения календарных праздников, подготовка к ним.
3. Знакомство с русскими народными играми.
4. Знакомство с народным промыслом.
Актуальность программы состоит в том, что общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Страна переживает духовный подъём, начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение человеческих ценностей:
- мира в семье,
- любви к ближнему,
- сплочённости,
- нравственного добра,
- скромности, красоты, истины,
- патриотизма.
Цель данной программы:приобщение детей к русской культуре и традициям народа. Задачи: 1. Способствовать ознакомлению детей со старинными народными играми, восстановлению связи времён и утраченных ценностей; 2. Расширять кругозор детей знаниями о народных традициях, промыслах и старинных играх; 3. Воспитывать интерес к самобытности народной культуры и традициям. 4. Формировать чувства национального достоинства
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объём реализации программы 2 раза в неделю по 2 часа, 136 часов в год.
Виды организации учебной деятельности:
Индивидуальная;
индивидуально-фронтальная;
фронтальная;
игра.
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ,)
• наглядный (показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (разучивание и проигрывание игр)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся расширять кругозор знаниями о народных традициях, промыслах и старинных играх, увеличат словарный запас.
В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- учебно-познавательный интерес к истории и культуре русского народа.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
- проявлять познавательную инициативность; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- организовывать поиск необходимой информации, находить в тексте необходимые сведения, факты;
- анализировать, сравнивать полученные объекты информации, сопоставлять и обобщать разные части информации; - различать государственные и духовные праздники; - используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
- реализовывать свой творческий потенциал;
- воплощать художественно-образное содержание и особенности народного творчества (в пении, слове, движении, играх)
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России и своего региона;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность), сравнивать различные виды декоративно – прикладного искусства, изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:
- Основные русские календарные и народные праздники и уметь рассказывать о них;
- Особенности традиций народных праздников;
Уметь:
- Играть в народные игры;
- Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.
Учебно – тематическое планирование
№
Часы
Тема занятий
Количество часов
всего
теории
практики
Сентябрь
1.
Путешествие в старину.
8
Вводное занятие.
Посещение музея.
2
2
Семёнов день. Первая встреча осени. Народная игра «Муха».
2
1
1
Луков день. Вторая встреча осени. Старинные русские игры и забавы.
2
1
1
Воздвижение, третья встреча осени. Народная игра «Капуста».
2
1
1
Октябрь
2.
Хоровод.
2
Вводное занятие.
Хоровод – русский народный танец. Хороводные игры.
2
1
1
3.
Покров.
6
Покров. Народные игры «Углы», «Карусель».
2
1
1
Осенние посиделки. Народные игры «Дрёма», «Золотые ворота».
2
1
1
«Октябрь – свадебник». Игра «Баяре»
2
1
1
4.
Путешествие по русским народным играм.
2
Путешествие по русским народным играм. Игра «Горшок», «Ручеёк», «Волк во рву»
2
2
ноябрь
5.
Кузьминки – об осени поминки.
6
- Кузьминки – об осени поминки. Традиции и игры праздника.
2
1
1
Русские народные игры «Кузнецы», «ремешок»
2
2
- Ноябрьские занятия в старину. Игрушки из лучины, кудельная кукла.
2
2
Русские богатыри.Русская народная игра: «Бабка – Ёжка», состязания богатырей.
2
2
декабрь
6.
«Зимушка – сударушка»
4
- «Никола зимний». - Народные игры и забавы связанные со снегом.
2
1
1
«Спиридон - Солнцеворот». Народные приметы. Кукла – оберег.
2
7.
«Новый год – у ворот»
2
Новогодние традиции. Как украшали новогоднюю ёлку в старину. Русская народная игра «Два Мороза».
Новый год, или Васильев день. Русские народные игры «Прялица», «В смолу».
2
2
Крещение. Традиции и обряды. Игры «Орешки», «В жребий».
2
2
февраль
9.
Зимние развлечения детей и молодёжи.
4
«Катание с гор», «Катание на санях», «Береги руки».
2
2
«Царь горы», «Быстрые и меткие», «Цапки».
- «Сретенье Господне».
2
2
10.
Герои народного эпоса.
4
В гостях у домового.
2
2
Что такое нечистая сила?
Народные игры «Водяной», «Бог и чёрт»
2
2
март
11.
Масленица.
2
«Как на масленой неделе». Русские народные игры «Горшки», «Гори, гори ясно». «Водить козла», «Горелки».
2
1
1
12.
«Ждём весну!»
4
«Сороки». Традиции и обряды. Изготовление жаворонков из солёного теста.
2
1
1
«Алексей – с гор потоки». Русские народные игры «Кораблик», «Родничок»
2
1
1
апрель
13.
Благовещенье
2
Благовещенье: традиции, обряды. Заклички. Русская народная игра «Бабочки и ласточки»
2
1
1
14.
Вербное воскресенье
2
- Вербное воскресенье. Русские народные игры «Курилка», «Ерыкалице», «Верба – вербочка»
2
1
1
15.
Пасха
6
Пасха. Пасхальное яйцо.
4
1
3
Красная горка. Весну встречаем – игры затеваем.
2
2
май
16.
6
Ляльник. Русская народная игра «Ляля».
2
1
1
Вспомним забытые игры.
2
2
Троица. Русские народные игры «Венок», «В кресты».
2
1
1
Содержание работы
Вводное занятие. Сентябрь.
Знакомство с правилами поведения в объединении.
Познакомить детей с предметами быта, одежды в старину.
Рассказать о праздниках: Семёнов день, Луков день и Воздвижение, о народных приметах и обычаях, с ними связанных.
Знакомство с русскими народными играми и забавами.
Октябрь.
Знакомство со значением хоровода в старину; разучивание хороводных игр.
Знакомство с праздником – Покров, народными приметами и обычаями, с ним связанными; с осенними посиделками.
Знакомство с предметами старинного быта.
Знакомство с приметами октября «октябрь – свадебник», со свадебными играми.
Разучивание русских народных игр: «Углы». «Карусель», «Заря – зарница», «Баяре», «Горшок», «Ручеёк», «Волк во рву».
Ноябрь.
Знакомство с праздником «Кузьминки – об осени поминки». Обряды и обычаи, народные наблюдения, связанные с этим праздником.
Знакомство с народным промыслом, со старинными игрушками для девочек и мальчиков. Игрушки из лучины, кудельная кукла.
Разучивание русских народных игр: «Кузнецы», «Ремешок», «Бабка - Ёжка».
На примере русских богатырей показать, чем славен народ.
Декабрь.
Знакомство с праздником «Никола зимний». Традиции праздника. Народные игры и забавы, связанные со снегом.
Знакомство с днём святого Спиридона, народными приметами, с куклой – оберегом.
Знакомство с календарным праздником Новым годом, с новогодними традициями, изготовление подарков, новогодних игрушек, подготовка к мероприятию. Разучивание русской народной игры «Два Мороза».
Январь.
Знакомство с праздниками, которые отмечают в период зимних святок (Рождество, Васильев день, Крещение). Традиции и обряды зимних святок.
Разучивание русских народных игр: «Прялица», «Орешки», «Жребий».
Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенки.
Февраль.
Знакомство с зимними развлечениями детей и молодёжи в старину. Зимние забавы: «Катание с гор», «Катание на санях», «Береги руки», «Царь горы», «Быстрые и меткие», «Цапки», «Кулачный бой», «Клюшкование».
Знакомство с героями народного эпоса. Домовой, Нечистая сила.
Март.
Знакомство со старинным народным праздником Масленицей, с ритуальной едой на Масленице – блином – символом солнца.
Разучивание русских народных игр: «Горшки», «Гори, гори ясно», «Водить козла», «Горелки».
Знакомство с праздниками «Сороки», «Алексей – с гор потоки». Традиции, обряды и приметы праздников. Изготовление жаворонков, корабликов.
Апрель.
Знакомство с русским народным праздником - Благовещенье. Традиции и обряды, заклички.
Знакомство с русским народным праздником - Вербное воскресенье. Традиции праздника.
Знакомство с русским народным праздником - Пасха, Красная горка. Пасхальное яйцо.
Разучивание русских народных игр: «Бабочки и ласточки», «Курилка», «Ерыкалице», «Верба – вербочка».
Май.
Знакомство с народными праздниками «Ляльник», «Троица». Традиции праздников.
Разучивание русских народных игр: «Ляля», «Венок», «В кресты».
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Результаты фиксируются и измеряются с помощью следующих методик:
- Диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н. П.Капустиной)
- Изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н. Е.Богуславской);
- Диагностика и исследование нравственной среды школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г. М.Фридмана);
- Опрос – диагностика «Какие качества вы цените в людях?»
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фотоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества.
Перечень материалов, инструментов и оборудования, литературы
Для учителя:
Список литературы:
Домострой /Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова: Подгот. текстов В. В. Рождественской, В. В. Колесова и М. В. Пименовой: Худож. А. Г. Тюрин. – М.: Сов. Россия, 1990. – 304 с.
Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях / Н. И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях/ И.Е. Забелин. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – Смоленск: «Русич», 2002. – 560 с.
Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. / Авт.: О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – 672 с.
Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранное М. Забылиным репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: «Книга-Принтшоп» 1990 - 519 с.
Народные праздники на Святой Руси. Н.П.Степанов. М.: Российский раритет. 1992.
Полная энциклопедия быта русского народа. И. А. Панкеев. Тт. 1,2. М.: ОЛма-Пресс, 1998