Цель: познакомить детей с разнообразием цветов в природе.
Задачи: пополнить знания детей интересными сведениями о цветах, окружающих нас; научить учащихся бережно относиться к цветам; привлекать родителей к активному участию в жизни класса; развивать творческие способности фантазию; воспитывать любовь к цветам, к добру.
Я считаю, что выбранная мной тема внеклассного мероприятия была актуальна, так как в наше время особенно важно обращать внимание на экологическое воспитание детей. Нужно учить ребенка видеть красоту природы, которая рядом с нами. Дети, которые воспитываются в любви к природе, вырастают добрыми и умными людьми.
Форма мероприятия: Игра- путешествие
Такая форма проведения мероприятия существенно повышает мотивацию учения, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
При подготовке к занятию мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся.
К данному мероприятию дети готовились активно: рисовали, делали аппликации, разучивали стихи.
Предварительно были разбиты дети на две команды. При этом я учитывала их умственные и творческие способности.
Дети путешествовали по страничкам. Они узнали о вестниках весны, расширили представления о редких растениях, познакомились с растениями – врачевателями, правилами поведения и охраны растений в природе.
Задания были разного характера и сложности, так на мышление чередовались с заданиями на память, на движение, на сообразительность
Каждый этап путешествия оценивался. На сарафане Королевы Цветов распускались цветы: ромашки и маргаритки. В конце путешествия была выделена команда победительница. В мероприятии принимали участие родители т.е прослеживалась связь учащихся с родителями.
Выбранные мною методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Были использованы словесные методы: объяснение, вопросы, инсценировка; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; частично-поисковый, познавательные задания.
Формы организации деятельности на мероприятии: фронтальная, групповая и индивидуальная Активность учащихся на разных этапах урока была высокой.
Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.
Вывод: путешествие прошло на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать. Путешествие дало детям возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ уйти от ежедневной рутины и скуки. Такие легкие эмоциональные встряски очень полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную систему ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«мероприятие "Путешествие в мир цветов" »
Внеклассное мероприятие
В
Учитель начальных классов,
Куварина Марина Владимировна,
МКОУ"Основная школа №5"
Цель: познакомить детей с разнообразием цветов в природе.
Задачи: пополнить знания детей интересными сведениями о цветах, окружающих нас; научить учащихся бережно относиться к цветам; развивать творческие способности; воспитывать любовь к цветам.
Оформление мероприятия: рисунок королевы Цветов, рисунок книги с названием страниц, выставка рисунков "Мой добрый цветок".
Оборудование мероприятия: , цветок с разноцветными лепестками, на которых написаны с одной стороны задание, а с другой стороны слова со словом ДОБРО, конверты с карточками цветов, карточки-слоги с названием цветов.
Организация мероприятия: дети предварительно разделены на две команды, у каждой команды есть название и жетоны-цветки (ромашка, маргаритка).
Для проведения мероприятия оборудуется цветочная поляна: живые и искусственные цветы, веточки деревьев.
Действующие лица:
-Весна;
-Травница;
- Мальчик;
Ход мероприятия.
Чтец. Есть много праздников веселых
На свете и у нас в стране:
Есть День Учителя, шахтера,
Есть даже праздник- День Земли!
А почему бы не устроить
Нам новый праздник- день Цветов?
Цветам и взрослый и ребенок
Любовь свою отдать готов!
Учитель. -Чему посвящено наше мероприятие?
-Праздник наш посвящен цветам- прекрасным творениям природы. Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках. Приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.
.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир Цветов. А вот и королева Цветов. ( На доске прикреплен рисунок королевы Цветов) Посмотрите на ее наряд. Вам не кажется, что чего-то в нем не хватает? Правильно! На сарафане королевы нет цветов. Помогут нам украсить ее сарафан команды «Ромашки» и «Маргаритки». За каждый правильный ответ на сарафане королевы Цветов будет распускаться цветок: у команды «Ромашки» - ромашка, у команды «Маргаритки» - маргаритка. А за цветами мы отправимся в природу. Природа – это энциклопедия, в которой много неизвестных страниц. Сегодня мы с вами попробуем открыть тайны некоторых страниц.
.
Страница первая:
«Вестники весны».
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
А. С. Пушкин
Учитель.
Прочитайте, пожалуйста, название первой страницы.
- Что значит вестники? (весть)
Ребята, а как узнать, что к нам пришла Весна? По каким признакам? - Молодцы!
-Ярче светит солнышко, тает снег, появляются первые цветы, значит, пришла волшебница -весна
-Наш путь лежит на лесную опушку за первоцветами. - Ребята, что такое первоцветы?
- Первоцветы – это первые цветы, которые появляются после первых холодов зимы, когда еще не совсем растаял снег. Вот на поляне появляются светло-голубые подснежники (галантусы), а на пригорке зацветают нежные прострелы (сон-трава). На опушках забелели ветреницы дубравные, а рядом с подснежниками цветут голубые пролески. Цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силы на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Но они спят и готовятся к новой весне. Задание для команд.
- Какие вы еще знаете первоцветы?
- Составьте из карточек слогов названия первоцветов
Учитель. – Весна, оставайтесь у нас на празднике, а мы отправляемся на цветочную поляну, где растут добрые цветы.
Страница вторая:
«Добрые цветы»
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая.
Как маленькие теплые костры.
Учитель - Следующая страница называется «Добрые цветы»
-На нашей поляне вырос добрый цветок. А где добро всегда побеждает зло? (в сказках)
- На лепестках цветка написано задание. Вы по очереди отрываете лепестки, читаете вопросы и отвечаете на них.
Викторина “По дорогам сказок”
-Назвать героя сказки.
–Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька. Аксаков «Аленький цветочек»)
-Я, несмотря на свой рост в дюйм, появившаяся в чашечке цветка, спасла ласточку. (Дюймовочка. Г.Андерсен «Дюймовочка»)
Розы - любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда. Андерсен «Снежная королева»)
Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из сказки «Цветик-семицветик», В. Катаев)
Кому месяцы помогли в декабре собрать корзину подснежников? ( Падчерице «12 месяцев» С. Маршак)
Кто спас Эллю от макового аромата? ( Дровосек и Страшила А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
-Какие поступки совершали сказочные герои?
Давайте прочитаем слова, образованные от слова доброта, на лепестках цветка.
-Когда цветы будут добрыми? ( Когда люди будут совершать добрые поступки.
Учитель. Нет на земле языка более понятного сердцу, чем язык цветов. Как часто один- единственный цветок может сказать человеку больше, чем самое красноречивое послание! Говорят, если даришь цветы, слов не надо: в цветах и чувства твои, и доброта, и счастье . На доске ваши рисунки. Кому вы подарите нарисованный вами добрый цветок?
Чтец.
Цветы-душа людей,
Открытая добру,
Цветы- глаза детей, не тронутые плачем.
В дни радости они смеются на миру,
В дни бедствия мы их от горя прячем!
Душа цветов чутка на горе и беду,
Они уходят с глаз, чтоб их не замечали.
Цветы, кода беда, всегда не на виду,
Но и тогда они – как музыка в печали.
Цветы умеют ждать, у них терпенье есть.
Как людей труда, встающих до рассвета.
И в дни великих бед они умеют цвесть,
Чтоб радость нам дарить, когда придет победа.
Учитель. -Цветы украшают нашу жизнь, мы любуемся их красотой. Оказывается, цветы приносят большую пользу людям. Они лечат.
Страница третья:
«Цветы – врачеватели».
Учитель.- Следующая страница - «Цветы – врачеватели». От какого слова произошло слово врачеватели ? (врач) Что делает врач? Чем лечит врач людей? А можно лечить еще и травами.
-Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Сегодня к нам в гости пришла одна травница.
(Входит травница)
Травница. Здравствуйте, ребята, меня зовут тетушка Ведунья. Я много лет живу в лесу, собираю полезные травки и коренья и помогаю людям.
С некоторыми травами я вас сейчас познакомлю. (Травница загадывает загадки, а дети отгадывают).
Стоит в лесу кудряшка –
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
(Ромашка).
Ромашка применяется при желудочных заболеваниях, при простуде. Она обладает и противоаллергическим действием.
Даже ночью муравьишки
Не пропустят свой домишко.
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
(Ландыш).
С лечебной целью у ландышей используют листья и цветки. Все части ландышей содержат сильные вещества сердечного действия.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник).
Подорожник лечит ранки ног и рук. Если вдруг заболел зуб, глаз воспалился, сердце болит, десны кровоточат, беги ко мне срочно. Я помогу!
Сверху листик гладкий, но с байковой подкладкой.
(Мать-и-мачеха).
Если кашель вас замучил, воспаленье началось, подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет.
Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка – и нет цветка!
(Одуванчик).
В народной медицине используют одуванчик при заболеваниях желчного пузыря, при заболевании желудка при авитаминозе.
Это растение, внешне похоже на василек.
(Цикорий). (Слайд №19)
В народной медицине цикорий широко применяется при заболеваниях печени и желчного пузыря, от боли в животе, от ломоты и зубной боли.
- Какие вы еще знаете лекарственные растения?
(Входит мальчик и начинает топтать растения)
Учитель. На поляне появился мальчик, топчет растения. И тут с ним начинают происходить разные неприятности: он натер ногу, порезал руки, начал чихать и кашлить, заболел желудок, заболел зуб, сердце.
Какие растения помогут мальчику выздороветь? ( Ответы дети записывают на листочках. За правильные ответы команда получает жетоны - цветы).
Травница. Прощаясь с вами, я хочу дать вам несколько советов.
1.Не все растения могут нас лечить. Существуют очень много ядовитых растений и после дотрагивания до них, необходимо помыть руки. Надо знать, когда и как собирать лекарственные растения. 2. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. 3.Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.
- Я желаю вам здоровья. Меня ждут другие ребята. До свидания.
Учитель. - Пришло время отдохнуть
Физкультминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.(Потягивание - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх)
Ветер дует - иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускаются лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Четвертая страница:
«Редкие растения».
Учитель. -Теперь настало время рассказать вам самое интересное о царстве Цветов. Посмотрите, на нашей поляне растет цветик – семицветик. На каждом его лепестке – удивительное из жизни цветов. Давайте лепесточки срывать и новое узнавать. (Рассказывают о цветах подготовленные дети с шапочками на голове, на которых нарисованы растения)).
Венерин башмачок. (желтый лепесток)
В переводе с латинского название рода означает «башмачок Киприды». Причудливую форму придает цветку сильно вздутая бледно-желтая губа, которая является ловушкой для насекомых-опылителей. Из нее насекомое выбирается, задевая тычинки, и пыльца прилипает к нему. Так происходит перекрестное опыление. Цветок этот зацветает на 14-18-й год жизни.
Ландыш. (зеленый лепесток)
По легенде царевна Волхова полюбила юношу Садко в то время, когда он отдал свое сердце девушке полей и лугов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны выросли эти цветы – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца.
Подснежник (Галантус).(голубой лепесток)
Светло-голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие. Удивительный характер у него. Зацветает он еще в холода, а в благодатную пору лета прячется в землю. Послушайте легенду о нем.
Давным-давно, когда на земле только начиналась жизнь и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел землю, и на ней появилась жизнь.
Купальница европейская.(синий лепесток)
Цветок этот назван купальницей за то, что растет обычно в очень влажных местах, любит воду, любимые места – берега рек, болотистые луга. Она растет на лесных опушках, любит «купаться» в воде. У купальницы цветы крупные, круглые, а многочисленные лепестки плотно прижаты друг к другу и загнуты внутрь, образуют бутон.
Медуница.(фиолетовый лепесток)
Медуницу еще называют цветок-колдунья. Почему? Наверное, потому что от весны до осени он четырежды меняет окраску своих лепестков. Распускается он вскоре после мать-и-мачехи, колокольчики у него розовые поначалу. Потом они становятся пурпурными. Пурпурная окраска сменяется: фиолетовой. А когда начнут отцветать, они уже синие. Но отцветают тоже поочередно, и в самый зенит лета можно увидеть на одном стебельке цветы сразу 4-х оттенков. Любопытно и то, что насекомые не посещают никаких цветов медуницы, кроме розовых. Удивительный цветок!
Первоцвет (примула).(красный лепесток)
Растет в светлых лесах, на полянах, в лугах. Цветет в апреле – мае. Красивые желтые цветки собраны в виде поникшего зонтика на конце безлистного стебля. Обличьем своим цветок этот похож на связку ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. В пору средневековья о примуле была сложена легенда. Сторожил будто бы апостол Петр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да уже было поздно. Связка упала на Землю и из нее вырос похожий на ключи цветок. Первоцвет, первенец, баранчик, коровьи слезы, божьи ручки, золотянка и просто ключи – каких только ласковых прозвищ не давали этому цветку, с приходом которого начинается весна.
Кувшинка.(оранжевый лепесток)
Когда-то на Руси это растение называли «одолень-трава» и верили, будто она излечивает от многих болезней и обороняет от несчастий. Отправляясь в дальнюю дорогу, люди зашивали в маленькие мешочки-ладанки листья и цветы на счастье. Люди верили в то, будто ночью «одолень-трава» опускается в воду и превращается в русалку, а с рассветом русалка вновь превращается в цветы.
Игровая пауза.
Учитель-Ребята, откройте , пожалуйста, конверты, в них лежат рисунки с цветами. Вам надо найти и написать названия редких цветов. (За правильный ответ команда получает жетон-цветок)
Пятая страница:
«Охраняйте растения».
Учитель. И так незаметно мы подошли к самому главному – необходимости охраны цветов. Прошу вас, любуйтесь цветами! Вдыхайте аромат цветов, но не забывайте о том, что цветы могут плакать. Они «кричат», просят помощи и защиты у людей.
Задание командам.
Перед вами условные знаки. Вам нужно назвать правила друзей природы.
(Каждая команда пишет ответ на листе бумаги и за правильный ответ получает жетон-цветок).
Учитель. Вот и подошло наше путешествие к концу. Весна. - Посмотрите на рисунок королевы Цветов. Она, благодаря вам, в полной красе. Я думаю, что мы дружно потрудились.
Подводится итог путешествия. (Дети подсчитывают количество цветов на сарафане королевы Цветов и объявляется команда-победителей).
Весна. Победила в нашем путешествии Природа.
Природа — наш дом. Цветы — украшение этого дома. Давайте относиться к ним бережно, с любовью. Не срывайте цветов на лугах и полянах, там они у себя дома. В них нуждаются бабочки, пчелы, шмели и стрекозы. Ходите только по тропинкам, чтобы не мять ногами травы и цветы. Выращивайте цветы в саду и огороде. Из них можно составлять букеты. Сейчас я с вами прощаюсь. До новых встреч. Учитель. -Мы надеемся, что праздник был интересным для вас и поучительным.
Дополните предложение. Цветы – это …
Учитель. Ребята, давайте проводим Королеву Цветов по дорожке, которую украсим цветами. Если очень понравилось путешествие – прикрепите красные цветы, не очень- синие, а не понравилось- зеленые.
Учитель. Встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
Закончим свое путешествие песней: "Не рвите цветы".