Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Традиции Отечества"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Традиции Отечества» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-6 классов. Основная миссия курса - обогатить процесс воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех ценностей – нравственность. Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми.
Цель учебного курса – формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к ним.
Задачи учебного курса:
выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества;
развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни человека, семьи, общества;
выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными возможностями детей 11-12 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Дети могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника:
формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире;
воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Личностные результаты:
осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результатыопределяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результатыобучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
различать культовые сооружения разных религий;
формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные: анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
воспроизводитьполученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
сравниватьглавную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
проводить аналогиимежду героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
создаватьпо изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
оцениватьпоступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
использовать информацию,полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
высказывать предположенияо последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
работать с историческими источниками и документами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»,
5 КЛАСС
(34 ЧАСА)
Тема 1. Россия – наша Родина.
Природные и географические особенности России. Форма правления. Органы власти. Форма территориального устройства. Административное деление РФ. Государственная символика РФ. Русский язык – государственный язык РФ. Москва – столица России. РФ – многонациональное и многоконфессиональное государство. Крупные города.
Тема 2. Символы России.
Неофициальные символы России: Красная Площадь, Кремль, лапти, самовар, балалайка, береза, матрешка и другие.
Тема 3. Достопримечательности России.
Московский Кремль. Красная Площадь. Храм Христа Спасителя. Храм Василия Блаженного. Зимний дворец. Медный всадник. Вотчина Деда Мороза. Мамаев курган. Родина-мать. Большой и Малый театры и другие.
Тема 4. Семь чудес России.
Озеро Байкал. Долина гейзеров. Столбы выветривания. Гора Эльбрус. Мамаев курган и Родина – Мать. Собор Василия Блаженного. Дворцовый ансамбль в Петергофе.
Народы, проживающие на территории РФ, их права. Особенности многонационального государства. Особенности национальной политики РФ.
Тема 7. Как все начиналось. Древняя Русь.
Восточно-славянские племена. Их образ жизни, занятия. Формирование русской нации, ее отличительные особенности.
Тема 8. Как все начиналось. Народы Севера.
Народы, населяющие Север России. Их занятия, образ жизни, обычаи, нравы.
Тема 9. Путешествие в Карелию и республику Коми.
Карелия: достопримечательности, культура, традиции. Республика Коми: достопримечательности, культура, традиции.
Тема 10. Как всё начиналось.Народы Поволжья и Приуралья.
Народы, населяющие Поволжье и Приуралье. Их занятия, образ жизни, обычаи, нравы.
Тема 11. Как всё начиналось.Народы Поволжья и Приуралья.Путешествие в Татарию и Калмыкию.
Республика Татарстан: достопримечательности, культура, традиции. Республика Калмыкия: достопримечательности, культура, традиции.
Тема 12. Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа.
Вхождение народов Северного Кавказа в состав России. Народы, населяющие Северный Кавказ. Их образ жизни, занятия, культура, нравы и обычаи.
Тема 13. Путешествие в Карачаево-Черкессию и Северную Осетию.
Карачаево-Черкессия: достопримечательности, культура, традиции. Северная Осетия: достопримечательности, культура, традиции.
Тема 14. Как всё начиналось. Народы Сибири и Дальнего Востока.
Освоение и колонизация Сибири и Дальнего Востока. Народы, населяющие Север, Сибирь и Дальний Восток. Их образ жизни, занятия, культура, нравы и обычаи.
Тема 17. Величие многонациональной российской культуры.Диалог культур.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (К. Брюллов, И. Левитан, К. Станиславский, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.). Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство народов.Уважительное отношение к представителям других культур. Взаимодействие культур. Взаимное обогащение культур.
Тема 18. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Представления о добре и зле. Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Мораль. Нравственность. «Золотое правило нравственности». Долг и совесть. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Справедливость и милосердие. Ценные качества человеческой души. Cмысл жизни.
Тема 19. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Герои русских былин. Князья – защитники Русской земли.
Тема 20. Что значит «быть нравственным» в наше время?
Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Нравственные качества человека.
Тема 21. Воспитание толерантности.
Уважительные отношения с представителями других национальностей и религий.
Тема 22. «Береги землю родимую, как мать любимую».
Защита Родины. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал-батыр и др.). Военная служба. Воинский долг.
Тема 23. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.)
Тема 24. Жизнь ратными подвигами полна.
Понятие «подвиг». Примеры из истории Отечества.
Тема 25. Семья – хранитель духовных ценностей.
Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов.
Тема 26. Бережное отношение к природе.
Необходимость бережного отношения к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России и Орловской области. Животные, птицы, растения, занесенные в Красную Книгу.
Тема 27. В труде – красота человека. Люди труда.
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Тема 28. Что нам стоит дом построить.
Особенности строительства жилищ у разных народов. Зависимость внешнего вида и внутреннего убранства жилища от климатических и географических особенностей жизни народа. Жилища народов Севера, центральной части и юга России.
Тема 29. Приглашаем к праздничному столу.
Кухня народов России. Застольные традиции.
Тема 30. Заглянем в бабушкин сундук.
Национальные костюмы народов России.
Тема 31. Народные промыслы.
Хохломская роспись. Палехская миниатюра. Городецкая роспись. Гжель. Вологодское кружево. Коргопольская игрушка. Матрешка. Павлопосадские платки и другие.
Повторительно-обобщающее занятие, по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
(1 час)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»,
6 КЛАСС
(34 ЧАСА)
Тема 1. Россия – наша Родина.
Природные и географические особенности России. Форма правления. Органы власти. Форма территориального устройства. Административное деление РФ. Государственная символика РФ. Русский язык – государственный язык РФ. Москва – столица России. РФ – многонациональное и многоконфессиональное государство. Крупные города.
Тема 2. Россия – многоконфессиональное государство.
Особенности многоконфессионального государства.
Тема 3. Традиционные религии народов России.
Христианство. Ислам. Буддизм. Иудаизм. История возникновения и распространения мировых религий на территории России. Народы, исповедующие эти религии.
Тема 4. Жизнь Иисуса Христа.
Библейские истории о рождении и жизни Иисуса Христа.
Тема 5. Крещение Руси.
История принятия христианства князем Владимиром. Распространение православной веры.
Владимирская икона Божией матери. Казанская икона Божией материи и другие.
Тема 10. Жизнь великого Будды.
Рождение и детство Будды. Особенности его воспитания.
Тема 11. Войдем в буддийский храм.
Буддийский храм – место ритуальных обрядов и молений. Внешний и внутренний вид буддийского храма.
Тема 12. Культурные традиции буддизма.
Культурные особенности буддизма.Искусство танка.
Тема 13. Жизнь пророка Мухаммеда.
Основные факты и события из жизни Пророка Мухаммеда.
Тема 14. Войдем в мечеть.
Исповедующие ислам приходят в мечеть для молитвы и поклонения Всевышнему. Внешний вид и внутреннее убранство мечети.
Тема 15. Культура ислама.
Вклад мусульман в развитие культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Исламский календарь.
Тема 16. Войдем в синагогу.
Синагога – место молитвенных собраний евреев. Особенности внешнего вида и внутреннего убранства синагоги.
Тема 17. Иудаизм и культура.
Тора – Пятикнижие Моисея. Еврейский календарь.
Тема 18. Народные праздники.
Масленица. Троица. Иван – Купала. Праздник Коляды. Святки. Новый год. Шмуэль-тряпичник. Цаган Сар – калмыцкий праздник весны. Навруз – день встречи Нового года и праздник весны. Пурим – еврейский праздник радости и ликования.
Тема 19. Религиозные праздники.
Рождество – праздник рождения Иисуса Христа . Пасха – день Святого воскресения. Курбан-байрам. День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота. Весак – день рождения, просветления и ухода из человеческой жизни Будды.
Тема 20. Государственные праздники.
День России. День защитника Отечества. Международный женский день. День народного единства и согласия. День Конституции.
Тема 21. Дни воинской славы России.
Памятные даты в истории России.
Тема 22. Знаменитые сражения Великой Отечественной войны.
Московская битва. Сталинградская битва. Сражение на Курской дуге. Героическая блокада Ленинграда.
Тема 23. Герои войны – наши земляки.
Герои ВОВ – уроженцы Комсомольского района.
Тема 24. Великая Отечественная война в стихах.
Стихи о Великой Отечественной войне.
Тема 25. Песни Великой Отечественной войны.
Песни о Великой Отечественной войне.
Тема 26-27. Великие имена в истории культуры России.
Тема 28. Вклад наших земляков в Отечественную культуру.
Знакомство с деятельностью известных людей нашего края. Хабаровский край – Родина и место жительства многих известных писателей, художников, внесших свой вклад в развитии отечественной культуры.
Тема 29. Достопримечательности Хабаровского края.
Знаменитые памятники культуры в Хабаровском крае.
Тема 30. Исторические места Комсомольского района.
Амурские столбы, нанайские поселения, петроглифы и другие.
Тема 31. Олимпийские игры.
Стадионы и спортивные площадки. Талисманы Олимпиад. Российская сборная. Призеры Олимпиад.
Тема 32. Хранить память предков.
Восстановление и сохранение памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Знаменитые музеи и картинные галереи России.
Тема 33. Защита проектов
Повторительно-обобщающее занятие, по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 6 класс
(1 час)
Темы проектов:
5 класс
Мое любимое село
Памятники всемирного наследия в России
Национальные костюмы коренных народов Хабаровского края
Красная книга Хабаровского края
Подвиг наших соотечественников
Герои русских былин
Правила поведения, отраженные в народных сказках
Народный музыкальный инструмент - хомус
Необычные памятники России
Амурские столбы
6 класс
Мой любимый праздник
Герои ВОВ в моей семье
Олимпиада в Сочи 2014
Награды ВОВ
Храмы и церкви Хабаровского края
Религиозные тотемы коренных народов Хабаровского края
Мой знаменитый земляк
Православные святые
Знаменитые полководцы России
Военный орден в моей семье
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
№ п/п
Дата проведения
Кол-во часов
Тема урока
№
п/п
Дата проведения
Кол-во часов
Тема урока
1
2
3
4
1
2
3
4
5 КЛАСС
6 КЛАСС
1
07.09
1
Россия – наша Родина
1
02.09
1
Россия – наша Родина
2
14.09
1
Символы России
2
09.09
1
Россия – многоконфессиональное государство
3
21.09
1
Достопримечательности России
3
16.09
1
Традиционные религии России
4
28.09
1
Семь чудес России
4
23.09
1
Жизнь Иисуса Христа
5
05.10
1
Города воинской славы России
5
30.09
1
Крещение Руси
6
12.10
1
Россия – многонациональная держава
6
07.10
1
Войдем в православный храм
7
19.10
1
Как все начиналось. Древняя Русь
7
14.10
1
Храмы России
8
26.10
1
Как всё начиналось. Народы Севера
8
21.10
1
Монастыри России
9
1
Путешествие в Карелию и Республику Коми
9
28.10
1
Православные иконы
10
1
Как всё начиналось. Народы Поволжья и Приуралья
10
1
Жизнь великого Будды
11
1
Путешествие в Татарию и Калмыкию
11
1
Войдем в буддийский храм
12
1
Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа
12
1
Культурные традиции буддизма
13
1
Путешествие в Карачаево-Черкессию и Северную Осетию
13
1
Жизнь пророка Мухаммеда
14
1
Как всё начиналось. Народы Сибири и Дальнего Востока
14
1
Войдем в мечеть
15
1
Путешествие в Бурятию и Якутию
15
1
Культура ислама
16
1
Путешествие в Биробиджан
16
1
Войдем в синагогу
17
1
Величие многонациональной российской культуры. Диалог культур
17
1
Иудаизм и культура
18
1
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
18
1
Народные праздники
19
1
Образцы нравственности в культуре Отечества
19
1
Религиозные праздники
20
1
Что значит «быть нравственным» в наше время?
20
1
Государственные праздники
21
1
Воспитание толерантности
21
1
Дни воинской славы России
22
1
«Береги землю родимую, как мать любимую»
22
1
Знаменитые сражения Великой Отечественной войны
23
1
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
23
1
Герои войны – наши земляки
24
1
Жизнь ратными подвигами полна
24
1
Великая Отечественная война в стихах
25
1
Семья – хранитель духовных ценностей
25
1
Песни Великой Отечественной войны
26
1
Бережное отношение к природе
26
2
Великие имена в истории культуры России
27
1
В труде – красота человека. Люди труда
27
28
1
Что нам стоит дом построить
28
1
Вклад наших земляков в Отечественную культуру
29
1
Приглашаем к праздничному столу
Достопримечательности Хабаровского края
30
1
Заглянем в бабушкин сундук
30
1
Исторические места Комсомольского района
31
1
Народные промыслы
31
1
Олимпийские игры
32
1
Народное творчество: танцы, былины, стихи, песни
32
1
Хранить память предков
33
1
Защита проектов
33
1
Защита проектов
34
1
Итоговое занятие
34
1
Итоговое занятие
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФГОС основного общего образования;
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
Примерная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: авторы Н В. Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков, издательский центр « Вентана-Граф», 2012.
Студеникин М.Т. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, Русское слово, 2012;
Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Вентана- Граф, 2012-2013.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с;
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9;
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Список литературы для обучающихся:
1. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка»;
2. Сказки народов мира;
3. Сказки А.С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
4. Сказки Г.Х. Андерсена: «Гадкий утенок», «Бабушка», «Девочка, которая наступила на хлеб», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик»;
5. Былины об Илье Муромце;
6. П.П. Ершов, «Конек-горбунок»;
7. Сельма Лагерлеф, «Удивительные путешествия Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции»;
8. Киплинг Редьярд Джозеф, « Маугли»;
9. Марк Твен, «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»;
10. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;
11. В.В. Маяковский, «Что такое хорошо и что такое плохо»;
12. В. Драгунский, «Денискины рассказы»;
13. В. Астафьев, «Васюткино озеро»;
14. С. Михалков, «Песенка друзей», «Хорошие товарищи»;
15. Ю. Ермолаева, «Лучший друг»;
16. Е. Благинина, «Подарок», «Песенка о колоске»;
17. Е. Емельянова, «Расскажи детям о хлебе»;
18. М. Пришвин, «Лисичкин хлеб»;
19. К. Паустовский, «Теплый хлеб»;
20. Ю. Яковлев, «Цветок хлеба», «Тяжелая кровь»4
21. Е. Усович, «Чудесные пряники»;
22. Н. Носов, «Витя Малеев в школе и дома»;
23. «Домострой», Свод житейских правил периода правления Ивана Грозного;