kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки доброты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенной обстановки и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Реализация данного воспитательного направления проходит через предметы основой образовательной программы и через внеурочную деятельность.  Поэтому  содержание  программы внеурочной деятельности соответствует  целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном образовательном учреждении.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Уроки доброты» »

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа им. С.А. Суркова с. Богословка Пензенского района Пензенской области




Утверждено на заседании МО учителей начальных классов


Протокол № ___ от _________



Утверждено на педагогическом совете


Протокол № ___ от _________



Утверждаю

Директор школы


Г.А. Рамзайцева __________






Программа курса внеурочной деятельности


«Уроки доброты»






Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов

Срок реализации программы – 4 года







Составитель программы:

Радаева Ольга Викторовна,

учитель начальных классов





2014

Содержание



1.Пояснительная записка

2.Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Уроки доброты»

3.Учебно-тематический план

4.Содержание программы

5.Список литературы

6.Приложение


Пояснительная записка


Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенной обстановки и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Реализация данного воспитательного направления проходит через предметы основой образовательной программы и через внеурочную деятельность. Поэтому содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном образовательном учреждении.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа «Уроки доброты» может быть реализована учителем начальной шко­лы в сотрудничестве с родителями. Учитель про­водит занятия во внеурочное время один раз в неделю.

Занятия данного кружка должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания (при необходимости в редких случаях, не создавая перегрузки) можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями. Важно от­метить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях важна активность школьника, его уча­стие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

По ФГОС образовательная программа начального обучения ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) и на комплексное решение следующих задач:

1. Формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС.

2. Развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.

3. Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной.

Именно в ответ на этот запрос и была разработана программа внеурочной деятельности для млад­ших школьников «Уроки доброты».


Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.


Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.


Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.






Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки доброты».


Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.


В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся узнают:

1. Чем отличаются понятия «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Научатся:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.


В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся

узнают:

1. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Пре­данный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

4. Афоризмы.

Научатся:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании.


В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся узнают:


1. Каким должен быть воспитанный человек.

2. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

3. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

4. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

5. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

Научатся:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся узнают:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

Научатся:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.

  2. Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

  4. Исполнять заповеди.

  5. Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;


Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки доброты » рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»., авторы- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. , Москва «Просвещение» 2011 год.



Критерии

Показатели

Измерители


Сформированность моральных норм и правил поведения


Знает основные моральные нормы и правила поведения


Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.


Соблюдает моральные нормы и правила поведения


Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей


Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей


Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.



Для оценки результативности программы «Уроки доброты» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.

Учебно-тематический план

1 класс

Задачи:

1. Познакомить детей с об­щечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и пра­вилам ведения дискуссии, ува­жать себя и своего товарища.

3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым.

п/п


Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Аудитор-ные

Внеау-

дитор-ные

Характеристика деятельности

обучающихся



Раздел № 1

Правила поведения в школе

6



Знакомятся с правилами речевого поведения во время знакомства. Отрабатывают правила на практике-

работают в паре.

1

1

Знакомство.

1

+


2

2

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

+


Знакомятся с правилами, учатся применять их на практике, оценивать умение одноклассника выполнять правила. Самооценка.

Знакомятся с ТБ при проведении подвижных игр, учатся вежливому приглашению в игру.

3

3

Правила поведения в школь­ном дворе.

1

+


4

4

Правила поведения в школь­ном дворе.

1


+

Практические упражнения в организации совместных игр и применении правил по ТБ во время подвижных игр.

5

5

Поведение за столом.

1

+


Знакомятся с понятием о хороших манерах; этикетными выражениями приглашения. Благодарности; с правилами угощения.

6

6

Правила поведения в столо­вой.



+

Упражняются в правильном поведении за столом.



Раздел № 2

Правила поведения в общественных местах



Освоение предметной ситуации- умение войти, выйти, оплатить проезд; правила общения с другими пассажирами, умение не причинять неудобство тем, кто рядом.

7

1

Правила поведения в общественном транспорте.

1

+


8

2

Правила поведения в общественном транспорте.

1


+

Упражнение в выполнении правил поведения в общ. транспорте: уступать место старшим, мальчики уступают место девочкам, не разговаривать громко, не мусорить.


9

3

Правила поведения в библио­теке.

1

+


Освоение предметной ситуации: читательский абонемент, условия выдачи книг на дом, бережное отношение к книге, умение соблюдать тишину.

10

4

Правила поведения в библио­теке.

1


+

Речевое поведение в читальном зале, сопутствующие этикетные формулы благодарности, приветствия, прощания.

11

5

Правила поведения в театре, (кино, цирке)

1


+

Освоение предметной ситуации: гардероб, фойе, туалет, буфет, зрительный зал. Поведение зрителей до спектакля, во время и после.

12

6

Правила поведения в театре, (кино, цирке)

1


+

Упражнение в применении на практике полученных знаний о правилах поведения. Беседа о просмотренном спектакле (сеансе, представлении)

13

7

Правила поведения в театре, (кино, цирке)

1


+

Упражнение в применении на практике полученных знаний о правилах поведения. Беседа о просмотренном спектакле (сеансе, представлении)

-


Раздел №3.

О добром отношении к лю­дям.

10




14

1

Понятие о толерантности.

1

+


Знакомятся с понятием толерантности, необходимостью умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно. Приходят к пониманию, что человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей.


15

2

Об уступчивости.

1

+


Осваивают понятие уступчивости как формы поведения в кругу друзей, семье; речевые формулы, помогающие избежать конфликтов.

16

3

Вежливая просьба.

1

+


Речевые формы выражения просьбы в разных ситуациях: дома, на улице, в магазине и т.д.

17

4

Вежливая просьба.

1


+

Учатся применять на практике этикетные формулировки при просьбе, использовать ровный вежливый тон, негромкий голос, нерезкие жесты.

18

5

Утешение

1

+


Учатся сопереживать, сочувствовать, выражать словами ободрение, поддержку; как помочь словом и делом

19

6

У постели больного

1

+


Учатся проявлять деликатность( не хвастаться своим здоровьем и силой), знакомятся с этикетными рекомендациями: не огорчать больного, отвлекать его от неприятных мыслей, правилам поведения в доме, где есть больной

20

7

Разговор с младшим

1

+


Заботливое отношение к младшим, формулы внимания, помощь и защита.

21

8

Поздравления и пожелания

1


+

Стиль поздравления, как выбрать подарок , создать праздничную атмосферу, традиционные праздничные игры.

22

9

Добрые дела.

1


+

Учатся понимать суть добрых дел: « Не делай другим того, что не хочешь себе»

23

10

С чего начинается дружба?

1

+


Учатся ценить друзей, понимать важность и ценность настоящей дружбы, на примерах из жизни приходят к пониманию, что дружба начинается с улыбки.

-


Раздел №4.Я и природа.






Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций,

практическая помощь делом

24

1

«Бездомные животные»


1

+


25

2



«Будем друзьями птиц»


1


+

26

3



Проект «Покормите птиц зимой»

1



Учатся работать над проектом, совместная деятельность с родителями- изготовление кормушек для птиц

27

4

Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая Шейка» по произведению Д. Н. Мамина Сибиряка

1



Учатся толерантному отношению к другим , умению сопереживать , понимать мир живой природы .

Раздел №5.

Правила опрятности и ак­куратности.





формирование привычки содержать в порядке вещи, следить за аккуратностью внешнего вида, не опаздывать

28

1

Культура внешнего вида.

1

+


29

2

Каждой вещи своё место.

1


+

30

3

Умейте ценить своё и чужое время.

1


+



Раздел № 6.

Как стать трудолюбивым.



Учатся приёмам самоконтроля и само­воспитания, получать радость от труда.

31

1

Ученье и труд - всё перетрут.

1

+


32

2

Наш труд в классе.

1

+


33

3

Мой труд каждый день дома.

1


+


2 класс

Задачи:

1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер, с правами ребёнка.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету, экологической культуре.

3. Научить правилам толерантного поведения.


п/п


Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Ауди-торные

Внеауди-торные

Характеристика деятельности обучающихся




Раздел № 1. Моё Я.

10



Формируются установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей


Просмотр и обсуждение




Участие в викторине


Творческая лаборатория



Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

1.

1

Урок доброты

1


+

2.

2

Тренинг. «Ни капельки не страшно!»

1

+


3.

3

Я учусь управлять своим телом

1


+

4.

4

Азбука прав ребенка.

1

+


5.

5

Мы и наши права.

1


+

6.

6

Просмотр и обсуждение мультфильма «Ивашка из Дворца пионеров».

1


+

7.

7

Викторина «Права литературных героев»

1

+


8.

8

В. Осеева «Плохо». Изготовление книжки - малышки

1



9.

9

Чтобы не бояться, надо знать.

1

+


10.

10

Обобщение по разделу.

1

+




Раздел 2. Я и природа.

10




11.

1

Такие разные соседи по планете.

1


+

Экскурсия (например, на выставку бабочек)


12.

2

Проблемы экологии.

1


+

Экологические наблюдения учащихся


13.

3

Как решать проблемы экологии.

1


+

Проектная деятельность

14.

4

Защита проектов.

1

+


15.

5

«Экологический БРЕЙН-РИНГ»

1

+


Викторина


16.

6

Растительный мир Новороссийска

1


+

Экскурсия в краеведческий музей


17.

7

Животный мир Новороссийска

1


+

18.

8

Изготовление книжки-малышки «Эти забавные животные!»

1

+


Конкурс-выставка

19.

9

Наведение порядка в зоне отдыха.

Акция «Чистый двор»

1


+

Трудовые дела


20.

10

Обобщение по разделу

1

+




Раздел № 3 . Дружеские отношения


8




21.

1

Дружба начинается с улыбки.

1


+

Просмотр мультфильма про крошку-енота. Обсуждение

22.

2

О доброте и бессердечии.

1

+


Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

23.

3

Старших надо уважать, малышей - не обижать.

1



24.

4

О зависти и скромности. Сказка «Морозко»

1


+

Чтение и обсуждение

25.

5

В мире мудрых мыслей- пословицы, поговорки, афоризмы о дружбе.

1


+

Сбор информации, оформление портфолио.

26.

6

Просмотр мультфильма о дружбе.

1


+

Обсуждение, учатся делать выводы.

27.

7

Чтение рассказов о дружбе

1


+

Посещение библиотеки, обсуждение прочитанного.

Мини-сочинения.

28.

8

Примеры настоящей дружбы.

1


+

Раздел №4. Понять другого.


6




29.

1

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

+


Просмотр отрывков из мультфильма про Винни-Пуха, обсуждение.

30.

2

О тактичном и бестактном по­ведении.

1

+


Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

31.

3

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1


+

Просмотр кинофильма.

Обсуждение.

32.

4

Правила честного спора.

1



Тренинг

33.

5

Не надо кричать на человека! Добрым быть совсем непросто…


1

+


Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

34


Обобщение по разделу. Путешествие в страну Вежливости.

1

+


игровая


3 класс

Задачи:

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, да­вать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного веж­ливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Ауди-торные

Внеауди-торные

Характеристика деятельности обучающихся


Раздел №1

Культура общения

9




1.

Этикет разговора.

1

+


Ролевая игра

2.

Обращение к разным лю­дям.

1

+


Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

3.

Обращение к разным лю­дям.

1

+


4.

Вежливый отказ, несогла­сие.

1

+


5.

Этикетные ситуации.

1


+

Практикуются в выполнении изученных норм поведения

6.

Этикетные ситуации.

1


+

7.

10 заповедей культурного человека.

1

+


Проектная деятельность

8.

Разговор по телефону.

1


+

Ролевая игра

9.

Играем роль воспитанного человека.

1


+

Ролевая игра


Раздел № 2

Самовоспитание

8




10.

Что значит быть вежли­вым?

1


+

Групповая работа

11.

Мои достоинства и недос­татки.

1


+

самонаблюдение

12.

Мои достоинства и недос­татки.

1


+

Самооценка, самокритика

13.

Большое значение малень­ких радостей.

1

+


диспут

14.

О хороших и дурных при­вычках. Примеры из книг.

1


+

Получение информации, обсуждение.

Викторина.

15.

О хороших и дурных при­вычках. Пр0смотр фильмов по данной теме.

1


+

16.

Афоризмы , высказывания мудрых людей о самовоспита­нии.

1


+

17.

Эмоции и чувства. Я учусь управлять своими эмоциями

1



Тренинг.


Раздел № 3

Общечеловеческие нор­мы нравственности

9




18.

Заповеди: как мы их ис­полняем.

1

+


Ролевые игры

19.

О сострадании и жестоко­сердии.

1

+


Просмотр фильма.


20.

Акция милосердия.

1

+


Помощь нуждающимся

21.

Может ли быть ложь во благо?


1

+


Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

22.

Всегда ли богатство сча­стье?

1

+


23.

Всегда ли богатство сча­стье?

1


+

Просмотр фильма, обсуждение.

24.

Спешите делать добро.

1


+

Акции помощи пожилым, детям сиротам, тем, кто рядом

25.

Спешите делать добро.

1


+

Помогают добрыми делами природе

26.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


1


+

Трудовой десант


Раздел № 4

Как сердцу высказать себя.

Другому как по­нять тебя?

8




27.

«Как сердцу высказать себя?»


1


+

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

28.

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


+

29.

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1


+

30.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

+


Чтение литературных произведений, обсуждение

31.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1


+


32.

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.


1


+


33.

Взаимопонимание.

1

+


Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

34.

Чему мы научились на уроках этики.


1


+

викторина


4 класс

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректно­го и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и само­воспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступ­ков, поведения и отношений между людь­ми, положительных моральных качеств в достойном поведении.


п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Ауди-торные

Внеауди-торные

Характеристика деятельности обучающихся


Раздел №1

Культура общения

9




1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1


+


2.

Культура общения в современной семье.

1


+

Наблюдение, обобщение

3.

Культура общения в современной семье.

1

+


Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

4.

Книги о терпимости к ближним.

1


+

Получение информации, обсуждение.

Викторина.

5.

Фильмы о терпимости к ближним.

1


+

6.

Культура спора.

1


+

7.

Этикетные ситуации.

1

+


8.

В мире мудрых мыслей.

1

+


9.

В мире мудрых мыслей.

1

+



Раздел №2

Самовоспитание

7




10.

«Познай самого себя».

1

+


Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

11.

Самовоспитание.

1

+


12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

+


13.

Как я работаю над собой.

1


+

Самонаблюдение и самооценка

14.

О терпении. Притчи. Пословицы.

1

+


Получение информации, обсуждение.

15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1


+

Просмотр фильма, обсуждение.

16.

«Хочу» и «надо»

1


+

Тренинг.


Раздел №3

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

10




17.

Об источниках наших нравственных знаний.


1

+


Получение информации, обсуждение.

18.

Совесть - основа нравственности.

1

+


19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1


+

Акции помощи, милосердия.

20.

«Досадно мне, что слово честь забы­то».

1

+


Чтение книг, обсуждение.

21.

Заветы предков.

1

+



22.

Россияне о любви к Родине.

1


+


23.

Твоя малая родина.

1


+

Проектная деятельность.

24.

«Мой первый друг, мой друг бес­ценный».

1


+


25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

+


Групповая работа, творческая- оформление книжки-малышки

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1


+

тренинг


Раздел №4.

Искусство и нравственность

8




27.

Нравственное содержание древних мифов.


1

+


Чтение книг, просмотр фильмов, обсуждение.

Творческая работа- конкурс рисунков, мини-сочинений.

28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

+


29.

Положительные герои в былинах и сказках.


1


+

30.

Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.

1


+

31.

«Зло, как и добро, имеет своих геро­ев».


1


+

32.

Искусство и нравственность.


1

+


33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»


1


+

34.

Обзор курса этикета.


1


+

Содержание программы


1 класс (33 часа)


Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: Правила поведения в общественных местах.(7ч)

Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в кино, театре, цирке.

Раздел 3: О добром отношении к людям (10ч)

Понятие о толерантности. Вежливая просьба. Утешение. У постели больного. Разговор с младшим. Поздравления и пожелания. Добрые дела. С чего начинается дружба.

Раздел 4. Я и природа.(4ч)

Бездомные животные. Будем друзьями птиц. Проект «Покормите птиц зимой»

Раздел 5: Правила опрятности и аккуратности (3ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 6:

Как стать трудолюбивым (3ч)

Ученье и труд- всё перетрут. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.


2 класс (34 часа)

Раздел 1: Моё Я.

Урок доброты. Тренинг «Ни капельки не страшно!»Я учусь управлять своим телом. Азбука прав ребёнка. Мы и наши права. Викторина «Права литературных героев». Изготовление книжки- малышки по рассказу Осеевой «Плохо». Чтобы не боятся ,надо знать.

Раздел 2: Я и природа.

Такие разные соседи по планете. Проблемы экологии. Экологический «Брейн-ринг», растительный и животный мир Новороссийска. Изготовление книжки –малышки»Эти забавные животные». Наведение порядка в зоне отдыха. Акция «Чистый двор.

Раздел 3: Дружеские отношения (8ч)

Дружба начинается с улыбки. О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. В мире мудрых мыслей. Чтение рассказов о дружбе. Примеры настоящей дружбы.

Раздел 4: Понять другого (6ч)

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Правила честного спора. Не надо кричать на человека! В мире мудрых мыслей. Путешествие в страну Вежливости.


3 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (8ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (9ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Акция милосердия. Может ли быть ложь во благо. Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.


4 класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.



Список литературы


  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  6. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2009. -41 с.

  8. Богуславская Н.Е – Весёлый этикет. -Екатеринбург: «АРД ЛТД» , 1997. - 192 с.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-в образования и науки РФ. - 2-е изд. - М.:, Просвещение, 2011. - 31с. - (Стандарты второго поколения).

  10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с. - (Стандарты второго поколения).

  11. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий: в 3 ч: Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. Просвещение, 2011. -215 с. - (Стандарты второго поколения).



Приложение


Тест на знание правил поведения в общественных местах (1 класс)

Этот тест покажет Вам, насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.

Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?

1) следует, если их принимают в гардероб

2) не следует, если они тебе не мешают

3) следует

Можно ли трогать руками музейные экспонаты?

1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены

2) нежелательно

3) нельзя ни в коем случае

Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?

1) допустимо

2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность

3) шумное поведение допустимо везде

Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?

1) нужно

2) не нужно

3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен

Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

1) не нужно

2) нужно

3) желательно, но не обязательно

В какой одежде ходят в кино?

1) в нарядной

2) в спортивной

3) в будничной

Что лучше надеть, собираясь в театр?

1) свитер и джинсы

2) легкую декольтированную одежду

3) нарядную одежду по сезону

4) желательно брючный костюм

Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?

1) да

2) нет, платье может иметь декольте только спереди

3) для театра предпочтительнее платье без декольте

Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

1) и юноше, и девушке обязательно

2) на усмотрение юноши и девушки

3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)

4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)

Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

1) нет

2) сколько угодно

3) в любом, кроме меховой шапки

4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма

Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену

лицом к сидящим

2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену

Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?

1) следует

2) не следует

3) желательно

Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?

1) обязательно

2) желательно

3) не следует

Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?

1) можно, если успеешь это сделать первым

2) желательно

3) нежелательно

Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?

1) можно — ничего в этом особенного нет

2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам

3) на ваше усмотрение

Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

1) можно

2) нельзя

3) нежелательно

Можно ли аплодировать, когда занавес поднят, и спектакль вот-вот начнется?

1) нельзя

2) нежелательно

3) можно — в знак одобрения декораций

Можно ли вслух комментировать спектакль?

1) можно, если это интересно вашим соседям

2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей

3) нельзя — подождите антракта

Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

1) можно, если у вас хорошие слух и голос

2) желательно — чтобы подбодрить артистов

3) нельзя

Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?

1) можно

2) нежелательно

3) нельзя

Как выразить свой восторг от концерта?

1) громким свистом и топаньем ног

2) криками «браво» и вставанием

Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?

1) свистеть и топать ногами

2) немедленно встать и покинуть зал

3) молчать и не аплодировать

Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?

1) можно

2) нельзя

3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус

4) на ваше усмотрение


Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)

1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).

Графы. 1. Слова приветствия.

2. Про­щальные слова.

3. Слова извинения.

4. Слова благодарности.

5. Слова просьбы.

1

2

3

4

5


Слова на карточках

Спасибо

Пожалуйста

Благодарю

Здравствуйте

Добрый день

Извините

Будьте добры

До свидания

Простите

Добрый вечер

Будьте любезны

Жаль

Очень признателен

Доброе утро

До встречи

Если Вас не затруднит

Не могли бы Вы мне помочь

Я рад Вас видеть

Мне очень жаль

Прощайте


У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:

— отдашь все открытки сестре;

— отдашь ей одну открытку;

— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;

— выберешь себе открытки, а оставши­еся отдашь сестре;

— _________________________________________ .

2. Запиши ответы.

2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?

____________________________________________________________ .

2.2. Дома ты рассказал про этот слу­чай. Что сказали бы твои близкие:

мама ____________________________________ ;

папа _____________________________________ ;

бабушка __________________________________ ;

дедушка __________________________________ .

3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.

Каким ты бываешь чаще всего:

радостным

• злым

• спокойным

• плачущим

• смеющимся

• недовольным

(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).


Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)

1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.

Доброжелательность — это:

доброе отношение к окружающим, же­лание им помочь;

желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или това­рищу;

желание и стремление оказать помощь любому человеку;

умение ничего не делать;

нежелание быть добрым.

2. Закончи предложение:

Доброжелательный человека всегда __.

Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________.

3. Вспомни сказки, где действуют пер­сонажи (герои), желающие добра другим.

Назови сказку.

Назови добрых героев.

Назови недобрых,

Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.

Покажем, как дети строят свою аргу­ментацию на примере сказки «Золушка».

Фея — добрая. Она порадовала Золуш­ку поездкой на бал.

Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________

Сделай рисунки к сказкам.

4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог дру­гому.

5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. На­зови и запиши имена героев.

6. Вычеркни лишнее:

• желать добра

• сочувствовать

• сопереживать

• воровать

7. Вставь в клеточки пропущенные бук­вы: д_бр_желательный.

8. Придумай маленький рассказ, в ко­тором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё кра­сивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обраще­ние с желанием утешить, реальная по­мощь и т.д.

9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, до­брой.


Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности». ( 1 класс)

1. Закончи предложения:

Бережное отношение к вещам — это ...

Бережливым мы называем человека, который ...

2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.

Что ты сделаешь?

• Буду читать самую интересную кни­гу.

• «Вылечу» все «больные» книги.

• Поищу журнал с комиксами.

... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).

3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в биб­лиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благо­дарили вас?

4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, пред­метов.

4.2. Перечисли профессии людей, ко­торые эти вещи и предметы сделали.

5. Прочитай текст и ответь на во­прос.

Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и до­ставали оттуда школьные вещи.

К концу второй четверти у Маши сум­ка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и ото­рванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»

Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».

Каким словом можно назвать отноше­ние Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?

6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?

7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выво­дом (правилом).

8. Придумай небольшой рассказ, пока­зав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.

Если сможешь, сделай к нему иллюст­рацию, т.е. рисунок.

9. Прочитай стихотворение и найди ос­новное правило, в нём заключённое.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви.


Тест на умение пользования мобильным телефоном? (4 класс)

Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.

Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?

- да - нет

Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?

- да - нет

Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?

- да - нет

У тебя есть наушники к мобильному телефону?

- да - нет

Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?

- да - нет

Говоришь ли ты звонящему, где находишься?

- да - нет

В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?

- да - нет

Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?

- да - нет

Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?

- да - нет

Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?

- да - нет - когда как

Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?

- да - нет - не знаю

Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?

- да - нет - когда как

Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?

- да - нет

После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?

- да - нет - когда как

Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?

- не буду - буду


Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса


Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2


2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2


3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2


4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2


5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2


6

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2


7

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2


8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2


9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

4

3

2


10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2


Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.


Методика № 2. Диагностика этики поведения


Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».


Тексты:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...


Интерпретация:

Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и

грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.


Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям


Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.


п/п

Список желаний

ответов

1.

Быть человеком, которого любят.


2.

Иметь много денег.


3.

Иметь самый современный компьютер.


4.

Иметь верного друга.


5.

Мне важно здоровье родителей.


6.

Иметь возможность многими командовать.


7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.


8.

Иметь доброе сердце.


9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.


10.

Иметь то, чего у других никогда не будет.



Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

1, 0 – низкий уровень.


Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации


Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень;

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.

0





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа курса внеурочной деятельности «Уроки доброты»

Автор: Радаева Ольга Викторовна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 172089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Образовательная программа по внеурочной деятельности "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА" "
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "120508"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413729337"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОЕКТ «Разработка программы курса внеурочной деятельности "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-razrabotka-proghrammy-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "228862"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441538126"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урочная и внеурочная деятельность на уроках литературного чтения «СКАЗКИ» "
    ["seo_title"] => string(84) "urochnaia-i-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "147103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419327267"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "кружок "Детский фольклор" "
    ["seo_title"] => string(25) "kruzhok-dietskii-fol-klor"
    ["file_id"] => string(6) "158638"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421770336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства