kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "Экология и мы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Экология и мы", предназначена для учеников 9 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Экология и мы"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11» г. Альметьевска Республики Татарстан




СОГЛАСОВАНО» «УТВЕЖДАЮ»

Заместитель директора по ВР Директор МБОУ «СОШ №11»

МБОУ «СОШ №11» _______________ Р.Р.Беляева

_________ Э.И.Насртдинова Приказ №_193

«28» августа 2021 г. от «1» сентября 2021 г.









Программа дополнительного образования

«Экология и мы»

Зинатовой Рашиды Рашидовны







«Принято»

Педагогическим советом

Протокол

от 27 августа 2021 г. № 1









2021 год




Пояснительная записка

К рабочей программе дополнительного образования «Экология и мы»


Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часов в год. Срок реализации данной программы 2021-2022 учебный год.


Цель программы: воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.

Задачи программы:

  • Изучение методов краеведческой, этнографической и другой исследовательской деятельности.

  • Усвоение знаний о взаимоотношении человека и природы, отражении природных явлений в быту, традициях, обрядах и обычаях различных народностей.

  • Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся.

  • Привитие любви к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды.

  • Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, природосообразное поведение)

Ожидаемый результат:

- Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.

- Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.

-Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитии креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.

- Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.

- Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.

- Участие в различных экологических акциях и конкурсах.

Ожидаемые результаты:

1.Предметные:

  1. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой при­роде, уверенное пользование экологической терминологией и символикой;

  2. владение основными методами научного познания, используемыми при научных исследованиях экосистем: описанием, из­мерением, проведением наблюдений, научного эксперимента; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

  3. сформированность умений объяснять результаты научно-исследовательских эксперимен­тов

  4. сформированность собственной позиции по отношению к ин­формации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


2.Метапредметные:

  1. повышение интеллектуального уровня в процессе изучения экологических явлений;

  2. способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

  3. способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способ­ность к системному анализу глобальных и локальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  4. способность применять экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

  5. способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных тех­нологий для решения научных и профессиональных задач;

  6. способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

  7. развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез.

3.Личностные:

  1. привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе.

  2. осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.

  3. способность использовать полученные знания о современной экологической обстановке в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

  4. владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприя­тию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

  5. способность руководствоваться в своей деятельности современными принци­пами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

  6. обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного обо­рудования;

  7. способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики от­равлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (ку­рения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  8. готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами.

Содержание программы

Введение. Цели и задачи кружка. Роль этноэкологии и краеведения в развитии личности. История развития этнической экологии как науки на стыке экологии и краеведения. Инструктаж по ТБ.


Мифы как способ познания мира. Мифологический способ познания мира. Представление о мира в древнегреческой, древнеримской, скандинавской, кельтской, славянской мифологии. Мифологические представления детства и их отражение в мировоззрении взрослого человека. Мифы Древней Греции и Древнего Рима о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Скандинавские и кельтские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Сравнение с Мифами Древней Греции. Объяснений особенностей мировоззрения в вязи с климатическими условиями и образом жизни. Славянские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Отражение традиций, обрядов и быта древних славян в мифологии. Социологический опрос населения «Миф о том, что мифы были только в Древнем мире».


Экологические традиции и обряды в фольклоре. Фольклор. Виды фольклора. Роль фольклора в человеческом обществе. Отражение обрядов в фольклоре. Отражение явлений природы в фольклорных произведениях. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа.

Экологическая этика в истории и современности местного населения. История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт. Связь исторически традиционных занятий населения, ремесел с природными объектами и явлениями. Взаимоотношения человека и природы: исторический экскурс.


Законы человеческого общества как отражение законов природы. Законы природы. Законы человеческого общества. Экологический императив как основа для построения социальных отношений в культурном обществе. Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. Ноосферное мышление.


Земля любит заботу. Что изучает экология. Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы». Физико-георафическое, эколого-географическое положение Республики Адыгея. Краткая характеристика природы родного края. Экологическая оценка состояния окружающей среды Республики Адыгея. Экологическое состояние и проблемы атмосферного воздуха Республики Адыгея. Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод Республики Адыгея. Экологическое состояние и проблемы использования земельных ресурсов Республики Адыгея.

Использование и охрана недр Республики Адыгея. Экологическое состояние и проблемы рационального использования растительных ресурсов. Рациональное использование и охрана животного мира Республики Адыгея. Особо охраняемые природные территории. Региональные экологические проблемы Адыгеи.


Среда обитания и здоровье человека. Экология человека. Влияние природных факторов на здоровье населения. Формирование потребностей здорового образа жизни. Среда жизнедеятельности человека.


Экология человека. Гигиена тела. Гигиена полости рта. Гигиена труда и отдыха. Профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП).


Экология квартиры. Экологические свойства строительных и отделочных материалов. Интерьер. Микроклимат в квартире. Растения - индикаторы воздуха в квартире. Дом без пыли. Домашняя санстанция. Осторожно! Бытовая химия. Стоит ли выносить сор из избы?


Экология питания. Экологическое качество продуктов питания. Есть или не есть, пить или не пить. Трансгенные продукты питания - за и против. Витамины - чудесные вещества. Вода. Состав и качество питьевой воды. Жесткость воды.


Химчистка на дому. Несколько слов о стирке. Да здравствует мыло душистое! Синтетические моющие средства (СМС) – что это? Химчистка на дому.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности учащихся

план

факт

Введение (1ч.)

1

Введение. Роль этноэкологии и краеведения в развитии личности

1

Введение. Цели и задачи кружка. Роль этноэкологии и краеведения в развитии личности. История развития этнической экологии как науки на стыке экологии и краеведения. Инструктаж по ТБ.

02.09.

21


Мифы как способ познания мира (3ч.)

2

Мифы как способ познания мира.

1

Знакомство с мифами, мифы как способ познания мира. Мифологический способ познания мира.

9.09.

21


3

Представление о мира в древнегреческой, древнеримской, скандинавской, кельтской, славянской мифологии.

1

Формирование представления о мире в древнегреческой, древнеримской, скандинавской, кельтской, славянской мифологии.

16.09.21


4

Объяснений особенностей мировоззрения в связи с климатическими условиями и образом жизни.

1

Объяснение особенностей мировоззрения в вязи с климатическими условиями и образом жизни. Славянские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Отражение традиций, обрядов и быта древних славян в мифологии. Социологический опрос населения «Миф о том, что мифы были только в Древнем мире».

23.09.

21


Экологические традиции и обряды в фольклоре (2ч.)

5

Экологические традиции и обряды в фольклоре.

1

Знакомство с экологическими традициями и обрядами в фольклоре. Фольклор. Виды фольклора. Роль фольклора в человеческом обществе. Отражение обрядов в фольклоре.

30.09.

21


6

Отражение явлений природы в фольклорных произведениях.

1

Изучение отражения явлений природы в фольклорных произведениях, отражения в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа.

6.10.

21


Экологическая этика в истории и современности местного населения (2ч.)

7

Экологическая этика в истории и современности местного населения.

1

Знать, что такое потребности; иерархическая теория потребностей.

Уметь характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности. Анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения

13.10.21


8

Взаимоотношения человека и природы: исторический экскурс.

1

Знать, что такое потребности; иерархическая теория потребностей.

Уметь характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности.

20.10.21


Законы человеческого общества как отражение законов природы (2ч.)

9

Законы человеческого общества как отражение законов природы.

1

Законы человеческого общества как отражение законов природы. Законы природы. Законы человеческого общества. Экологический императив как основа для построения социальных отношений в культурном обществе.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

27.10.21


10

Экологическая культура.

1

Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. Ноосферное мышление.

10.11.21


Земля любит заботу (7ч.)

11

Земля любит заботу. Что изучает экология.

1

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

17.11.21


12

Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы».

1

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


24.11.21


13

Экологическая оценка состояния окружающей среды Республики Татарстан.

1

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

1.12.

21


14

Использование и охрана недр Республики Татарстан.

1

Понимать связь и взаимозависимость государства и права.

Знать и уметь различать основные теории природоохранного законодательства РТ


8.12.

21


15

Рациональное использование и охрана животного мира Республики Татарстан.

1

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


15.12.21


16

Особо охраняемые природные территории.

1

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы


22.12.21


17

Региональные экологические проблемы Республики Татарстан..

1

Знать и уметь различать основные теории происхождения государства и права:

теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая

12.01.22


Среда обитания и здоровье человека (3ч.)

18

Среда обитания и здоровье человека.

1

Среда обитания и здоровье человека. Формирование потребностей здорового образа жизни.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

19.01.22


19

Влияние природных факторов на здоровье населения.

1

Влияние природных факторов на здоровье населения. Формирование потребностей здорового образа жизни.

26.01.22


20

Среда жизнедеятельности человека.

1

Среда обитания и здоровье человека. Экология человека. Влияние природных факторов на здоровье населения. Формирование потребностей здорового образа жизни. Среда жизнедеятельности человека.

2.02.

22


Экология человека (3ч.)

21

Гигиена тела. Гигиена полости рта.

1

Анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы. Высказывают собственную точку зрения или обосновывают известные

09.02.22


22

Гигиена труда и отдыха.

1

Узнают особенности структуры личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личности; уметь осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные вопросы

16.02.22


23

Профилактика инфекционных заболеваний.

1

Профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП).

23.02.22


Экология квартиры (5ч.)

24

Экологические свойства строительных и отделочных материалов. Интерьер.

1

Экология квартиры. Экологические свойства строительных и отделочных материалов. Интерьер.

2.03.

22


25

Микроклимат в квартире. Растения - индикаторы воздуха в квартире.

1

Экология квартиры. Микроклимат в квартире. Растения - индикаторы воздуха в квартире.

9.03.

22


26

Дом без пыли. Домашняя санстанция.

1

Экология квартиры. Дом без пыли. Домашняя санстанция.

16.03.22


27

Осторожно! Бытовая химия.

1

Экология квартиры. Домашняя санстанция. Осторожно! Бытовая химия.

6.04.

22


28

Стоит ли выносить сор из избы?

1

Экология квартиры. Стоит ли выносить сор из избы?

13.04.22


Экология питания (3ч.)

29

Экология питания.

1

Формирование экологии питания. Знать: экологическое качество продуктов питания.

20.04.22


30

Есть или не есть, пить или не пить.

1

Формирование экологии питания. Знать: экологическое качество продуктов питания.

27.04.22


21

Трансгенные продукты питания - за и против.

1

Формирование экологии питания. Знать: экологическое качество продуктов питания.

4.05.

22


Химчистка на дому (3ч.)

32

Химчистка на дому.

1

Анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы. Высказывают собственную точку зрения или обосновывают известные

11.05.22


33

Синтетические моющие средства (СМС) – что это?

1

Анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы. Высказывают собственную точку зрения или обосновывают известные

18.05.22


34

Защита исследовательских проектов.

1

Анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы. Высказывают собственную точку зрения или обосновывают известные

25.05.22





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Программа дополнительного образования "Экология и мы"

Автор: Зинатова Рашида Рашидовна

Дата: 01.11.2021

Номер свидетельства: 590168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования «Экология. Зеленый мир вокруг нас» "
    ["seo_title"] => string(121) "avtorskaia-piedaghoghichieskaia-razrabotka-proghrammy-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-ekologhiia-zielienyi-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "165079"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422742016"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Авторская педагогическая разработка программы курса дополнительного образования «Экология. Зеленый мир вокруг нас» "
    ["seo_title"] => string(127) "avtorskaia-piedaghoghichieskaia-razrabotka-proghrammy-kursa-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-ekologhiia-zielienyi-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "165076"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422739570"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект занятия дополнительного образования "Вода""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt_zaniatiia_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_voda"
    ["file_id"] => string(6) "352641"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1477555585"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог» "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-siektsii-khimichieskaia-ekologhiia-nou-dialogh"
    ["file_id"] => string(6) "191256"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427287703"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Программа дополнительного образования "Лыжная подготовка""
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-lyzhnaia-podghotovka"
    ["file_id"] => string(6) "260569"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448979252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства