kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская педагогическая разработка программы курса дополнительного образования «Экология. Зеленый мир вокруг нас»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская педагогическая разработка программы курса дополнительного образования «Экология. Зеленый мир вокруг нас» рассчитана на 216 часов, из расчета 6 часов в неделю для обучающихся 7 – 9-летнего возраста. Программа направлена на изучение растительного богатства родного края, его разнообразия и уникальности. Обучающиеся познакомятся с дикорастущими растениями своей местностии и культурными, культивируемыми в регионе овощными, зерновыми и садовыми растениями. А также с имеющими лекарственное значение растениями родного края. Узнают об их распространении, способах и времени сбора, об обработке и хранение, об применение в народной медицине и научатся культуре чаепития. Программой предусмотрена разнообразная практическая, исследовательская, экскурсионная и общественно-полезная деятельность обучающихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская педагогическая разработка программы курса дополнительного образования «Экология. Зеленый мир вокруг нас» »

Авторская педагогическая разработка программы курса дополнительного образования «Экология. Зеленый мир вокруг нас» учителя биологии и химии, ПДО ЦДТ «Ирбис» Кировского района г.о. Самара Черновой Натальи Александровны

Пояснительная записка

Программа внеурочного курса рассчитана на 216 часов, из расчета 6 часов в неделю для обучающихся 7 – 9-летнего возраста. Программа направлена на изучение растительного богатства родного края, его разнообразия и уникальности. Учащиеся познакомятся с дикорастущими растениями Самарской области и культурными, культивируемыми в регионе овощными, зерновыми и садовыми растениями. А также с имеющими лекарственное значение растениями родного края. Узнают об их распространении, способах и времени сбора, об обработке и хранение, об применение в народной медицине и научатся культуре чаепития. Программой предусмотрена разнообразная практическая, исследовательская, экскурсионная и общественно-полезная деятельность учащихся. Внеурочный курс по экологии способствует широкому развитию творчества школьников посредством работы над проектами, написания рефератов, экологических сказок, создания презентаций, оформления выставок рисунков и плакатов экологической направленности, фотографий и поделок из природного материала, сбора и оформления тематических гербариев, изготовление кормушек для птиц.

Важно научить школьников осознанному безопасному и экологически грамотному обращению с природой, применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи и вести просветительскую работу по охране окружающей среды.

Принципы построения курса, его цели и задачи и концептуальная основа.

Биология является одним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества.

Но школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся в области биологии, в частности флоры родного края и экологии. Изучение теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой из-за нехватки времени, а также рамками урока ограничивается творческая деятельность обучающихся.

Найти пути решения указанных проблем, нельзя, не учитывая и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования и системно-деятельностного подхода к образованию.

Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Каждый предмет, в том числе и биология с экологией, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Жизнь – самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Вся жизнь и деятельность людей осуществляется в биосфере. Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию мы получаем при посредстве биосферы и, в частности, зеленых растений. Поэтому знание основ организации и функционирования живого, окружающего нас зеленого мира растений, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.

Всем природным объектам свойственна та или иная форма развития. Роль биологии и экологии в формировании исторического взгляда на природу многократно возрастает. Наконец, экология, как никакая другая учебная дисциплина, позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.

Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о естественнонаучных основах всех отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных эколого-биологических знаний.

Ближайшим итогом овладения программой курса должно быть овладение главными понятиями науки экологии и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни. Главный экзамен по биологии и экологии человек сдает всю жизнь, сознавая, например, что заложенный нос является следствием отека, что мороз, ударивший до выпадения снега, уничтожает озимые и заставляет пересевать поля весной.

Важна оценка эколого-биологического риска взаимоотношений человека и природы на основе овладения системой экологических и биосферных знаний, определяющих граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Могущество современного человечества, а нередко и отдельного человека настолько высоки, что могут представлять реальную угрозу окружающей природы, являющейся источником благополучия и удовлетворения всех потребностей людей. Поэтому вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием (императивом) сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.

Первым условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение – личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Биологические и экологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.

Цель курса: Содействие успешной социализации обучающихся средствами экологического образования через формирование биологических знаний, умений и навыков, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

- ознакомление обучающихся с положительным влиянием растений на все живые организмы для осознания исключительной роли зеленых растений жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества;

- формирование представления о природе как развивающейся системе;

- ознакомление обучающихся с элементарными биологическими основами медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии;

- формирование у обучающихся наиболее употребительных понятий и законов биологии и экологии для их использования в практической жизни;

- ознакомление обучающихся с дикорастущими и с культивируемыми в регионе полезными овощными, зерновыми и садовыми растениями;

- ознакомление обучающихся с культурой растениеводства и садового и комнатного цветоводства;

- осуществление исследовательской и общественно-полезной деятельности учащихся в кабинете биологии и на пришкольном участке;

- формирование оценки поведения человека с точки зрения здорового образа жизни;

- формирование у обучающихся предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения своей местности через систему лабораторных работ и экскурсий.

- создание условий для формирования и развития у обучающихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

Концептуальной основой данного курса являются идеи:

- преемственности дополнительного и основного общего образования;

- интеграции учебных предметов (экология, биология, география, физика, химия, краеведение и др.);

- гуманизации образования;

- соответствия содержания дополнительного образования возрастным закономерностям развития обучающихся;

- личностной ориентации содержания дополнительного образования;

- деятельностного характера дополнительного образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности;

- формирование у обучающихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности (универсальные учебные действия) в реальной жизни для решения практических задач, в общении и в познавательной деятельности.

Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного внеурочного курса.

Программа курса включает следующие разделы:

  • Общие сведения о растениях и их значении.

  • Уникальность флоры самарского края.

  • Полезные дикорастущие растения.

  • Опасно! Ядовитые растения нашей местности.

  • Культивируемые пищевые растения.

  • Зеленые растения – украшение Земли. Декоративные растения сада и дома.

  • Зеленая аптека. Лекарственные растения Самарской области.

  • Заготовка и хранение лекарственного растительного сырья.

  • Способы приготовления лекарственных препаратов.

  • Лекарственные сборы и чаи.


Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Личностными результатами изучения предмета «Экология. Зеленый мир вокруг нас» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Экология. Зеленый мир вокруг нас» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных вариантов и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на занятиях элементов технологии продуктивного чтения.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе (зачет/незачет) и направлен на проверку выполнения учащимися проектов, презентаций и других работ практической направленности.



Организация педагогического сопровождения обучающихся направлена на:


- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.



Тематическое планирование занятий курса дополнительного образования «Экология. Зеленый мир вокруг нас»



п/п

Раздел (тема)

Общее количество часов

1

Общие сведения о растениях и их значении.


10

2

Уникальность флоры самарского края


7

3

Полезные дикорастущие растения


7

4

Опасно! Ядовитые растения нашей местности


6

5

Культивируемые пищевые растения


14

6

Зеленые растения – украшение Земли. Декоративные растения сада и дома

17

7

Зеленая аптека. Лекарственные растения Самарской области.

14

8

Заготовка и хранение лекарственного растительного сырья

7

9

Способы приготовления лекарственных препаратов


6

10

Лекарственные сборы и чаи


12


Резервное время


4




Список литературы для учителя:

1. Арский Ю. М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать / Ю. М. Арский, В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов и др. – М.: МНЭПУ, 1997.

2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-029959-6.

3. Дидактические игры по экологии: [сб.] / Санкт-Петербург. гос. ун-т пед. мастерства. – СПб.: СПбГУПМ, 1992.

4. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. - М.: Просвещение, 2009.

5. Кавтарадзе Д. Н. Экологические игры / Д. Н. Кавтарадзе. – М.: Просвещение, 1998.

6. Мамедов Н. М. Экология: что должен знать и уметь школьник / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина. – М., 1997.

7. Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. Экологическая культура и устойчивое развитие. 9 класс / Е.Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, Л.И. Колесникова и др. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-023282-1.

8. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: Учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. – М.: ТетраСистемс, 2008.



Список литературы для учащихся:

1. Александрова В. П. Изучаем экологию города: экологический практикум / В. П. Александрова, А. Н. Гусейнов, Е. А. Нифантьева и др. – М.: Бином, 2009.

3. Хабарова Е. И. Экология: краткий справочник школьника / Е. И. Хабарова. – М.: Дрофа, 1997.

4. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. – М.: Либирея-Биб-информ, 2007.

5. www.priroda.samregion.ru/environmental_protection/red_book/‎ Красная книга растений Самарской области.

Календарно-тематическое планирование

курса дополнительного образования “Экология. Зеленый мир вокруг нас”

ПДО Черновой Натальи Александровны.

Целевая аудитория: обучающиеся 7 — 9-летнего возраста

(6 часов в неделю, всего 216 часов)




№ п/п

Тема

Планируемые результаты обучения / личностные, регулятивные, метапредметные

Кол-во часов

Вид занятий

Раздел I. Общие сведения о растениях и их значении (24 часа)

1 - 2


Растение – живой организм




Р: Умение высказать предположение и его доказать;

умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при выполнении исследовательских заданий.

Л: Формирование мотивации (учебной, социальной )

Развитие навыков сотрудничества ; развитие самостоятельности.

Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

2

Вводное занятие. Работа в группах, дискуссия, обсуждение.

3 - 6

Жизненные формы растений. Знакомство с растениями нашей местности.

4

Экскурсия в школьном дворе. Т.Б. Обсуждение.

7 - 10

Многообразие видов растений. Знакомство с классификациями растений.

4

Беседа с элементами лекции. Составление схемы

11 - 14

Растения дикорастущие и культурные.

4

Комбинированное занятие. Составление таблицы.

15 - 16

Клеточное строение растений.

Хлорофилл – зеленый пигмент растений.

2

Комбинированное занятие

Практическая работа. ТБ

17 - 20

Гербарий. Работа со справочниками.

4

Комбинированное занятие.

Практическая работа. ТБ

21 - 24

Значение растений в природе и для человека

4

Комбинированное занятие.

Составление кроссворда «Растения»

Раздел II. Уникальность флоры самарского края (14 часов)

25 - 26

Охраняемые территории Самарской области.



Р:Умение осуществлять взаимоконтроль при работе в паре; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий,

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в паре; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.

2

Комбинированное занятие.

Беседа с элементами лекции. Работа с картой.

27 - 30

Особенности лиственного леса. Лес в народном творчестве

4

Комбинированное занятие.

Беседа. Стихи и песни о лесе.

31 - 34

Особенности хвойного леса.

4

Беседа с элементами лекции. Викторина. Загадки, ребусы о лесе.

35 - 36

Красная книга растений Самарской области. Жигулёвский заповедник

2

Комбинированное занятие.

Беседа с элементами лекции. Работа с книгой.

37 - 38

Правила поведения в лесу, заповедниках и др. уголках природы

2

Комбинированное занятие.

Беседа с элементами лекции. ТБ. Создание памятки. (Мини-проект)

Раздел III. Полезные дикорастущие растения (18 часов)

39 - 40

Растения - источник жизни. Фотосинтез.



Р:Умение высказывать предположение и его доказать.

П: Структурирование знаний из личного опыта

К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при сборе информации на основе практических опытов

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение толерантного и межкультурного взаимодействия в паре



.

2

Беседа. Мини-лекция. Просмотр видеофрагмента.

41 - 44

Что даёт лес человеку.


4

Беседа. Самостоятельная работа в группах, мини-проект, Поделки из дерева.

45 - 48

Жизненные формы растений, их значение.

4

Комбинированное занятие.

Беседа с элементами лекции. Экскурсия.

49 - 52

Полезные свойства деревьев. Полезные кустарники и травы нашего края.

4

Самостоятельная работа в группах. Работа с гербарием.

53 - 56

Использование растений человеком.

4

Мини-лекция. Самостоятельное написание рассказа.

Раздел IV. Опасно! Ядовитые растения нашей местности (12 часов)

57 - 60

Ядовитые растения.

Меры предосторожности при сборе ядовитых растений. Правила сбора.



Р: Умение высказывать предположение и его доказать.

П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями Структурирование знаний из личного опыта

К: Умение задавать вопросы,

Л: Формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)

4

Мини-лекция, беседа, работа с гербарием в группах.

61 - 64

Воздействие ядовитых растений на организм человека (Группы ядовитых растений)

4

Работа с гербарием. Работа со справочником. Мини-проект. Составление памятки.

65 - 68

Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями

4

Мини-лекция, ТБ. Самостоятельная работа со справочником.

Раздел V. Культивируемые пищевые растения (30 часов)

69 - 72

Значение культурных растений для человека. Группы культурных растений.



Р: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью,

П: Использовать приёмы работы с информацией

К: определение целей, способов взаимодействия, использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции

Л: Проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

4

Беседа. Самостоятельная работа учащихся, ролевая и ситуационная игра

73 -74

Злаковые культуры, их свойства. Использование и переработка злаков

2

Мини-лекция, беседа. Работа в группах, мини-проект — рисунок. Обсуждение.

75 - 76

Овощные культуры. Особенности выращивания и переработки.

2

Мини-лекция, беседа. Работа в группах, мини-проект - рисунок.

77 - 78

Плодовые деревья. Сады Самарской области. Переработка плодов.

2

Мини-лекция, беседа. Работа в группах, мини-проект - рисунок.

79 - 80

Ягодные кустарники. Использование и переработка ягод

2

Мини-лекция, беседа. Работа в группах, мини-проект - рисунок.

81 - 82

Климатические условия нашего края

2

Комбинированное занятие. Мини-лекция, беседа.

83 - 86

Грибы: съедобные и несъедобные.

Культивируемые грибы нашего края.

4

Мини-лекция, беседа, работа со справочником грибника. Тест.

87 - 90

Что дают человеку растительные продукты питания

4

Комбинированное занятие. Беседа. Тест.

91 - 94

Витамины в растениях

4

Игровое занятие. Работа в группах. Мини-проект.

95 - 98

Минеральные и органические удобрения. Подкормка растений.

4

Мини-лекция, беседа. Практическая работа. Т.Б.

Раздел VI. Зеленые растения – украшение Земли. Декоративные растения сада и дома (34 часов)

99 - 100

Тенелюбивые и светолюбивые комнатные растения



Р: свободно ориентироваться в содержании текстаа, находить нужную информацию

П: осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе


2

Мини-лекция, беседа. Самостоятельная работа учащихся в группах.

101 - 104

Растения классного кабинета. Определение растений и изготовление этикеток.

4

Беседа. Практическая работа в группах. Т.Б.

105 - 108

Уход за растениями дома и в школе. Обработка листьев (обрезка).

4

Практическая работа. Т.Б.

109 - 110

Подготовка почвы для растений. Составные части почвенной смеси.

2

Практическая работа. Т.Б.

111 - 112

Постановка эксперимента по оптимальному соотношению компонентов почвенной смеси

2

Практическая работа. Т.Б.

113 - 114

Пересадка луковичных растений. Отделение деток от материнской луковицы.

2

Практическая работа. Т.Б.

115 - 118

Пересадка растений в горшки при густом зарастании.

4

Беседа. Практическая работа. Т.Б.



119 - 120

Режим полива разных комнатных растений.

2

Мини-лекция, беседа. Самостоятельная работа учащихся в группах.

121 - 122

Подкормка и рыхление комнатных растений.

2

Беседа. Практическая работа. Т.Б.

123 - 126

Декоративные растения дач, садов, клумб, парков города и пришкольного участка.

4

Мини-лекция, беседа. Самостоятельная работа учащихся в группах.

127 - 130

Подготовка семян и почвы для рассады цветов на пришкольный участок.

4

Мини-лекция. Беседа. Практическая работа. Т.Б.

131 - 132

Посев долгопрорастающих цветочных семян на рассаду (петунья, клематисы и др.)

2

Беседа. Практическая работа. Т.Б.

Раздел VII. Зеленая аптека. Лекарственные растения Самарской области (30 часов)

133 - 136

Лекарственные растения Самарской области



Р: выполнять задания по алгоритму, свободно ориентироваться в содержании текста,

П: Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку.

К: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации

Л: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.






4

Работа в группах, мини-лекция, викторина.

137 - 138

Лекарственные растения двора и пришкольного участка

2

Экскурсия. Т.Б.

139 - 142

Травянистые лекарственные растения: подорожник, мята, тысячелистник, календула, зверобой, шалфей, полынь, пижма, ромашка, девясил…

4

Беседа. Ролевая и ситуационная игра, работа в группах.

143 - 146

Лекарственные растения – кустарники. Малина, смородина, шиповник, черника, барбарис - и вкусно и полезно.

4

Практическая работа. Составление таблицы.

147 - 150

Лекарственные растения – деревья. Липа, дуб, береза, сосна, пихта, кедр.

4

Беседа. Доклады обучающихся.

151 - 152

Заготовка и хранение лекарственного растительного сырья

2

Мини-лекция, беседа.

153 - 154

Формы лекарственных препаратов из растений: настой, настойка, чаи, отвары

2

Мини-лекция, беседа. Доклады.

155 - 156

Лекарственное действие растительных соков: березовый, апельсиновый, свекольный, морковный и др.

2

Практическая работа. Приготовление мультивитаминных напитков из овощных, фруктовых и ягодных соков.

157 - 160


Секреты народной медицины (тыква, кабачки, огурцы, томаты, дыня, арбуз).

4

Мини-лекция, беседа. Доклады.

161 - 162

Профилактика заболеваний (лук, чеснок, лимон)

2

Мини-лекция, беседа. Доклады.

Раздел VIII. Заготовка и хранение лекарственного растительного сырья (12 часов)

163 - 166


Заготовка трав. Время сбора, хранение зеленой массы




Р:Умение высказывать предположение и его доказать.

П: Структурирование знаний из личного опыта

К: Умение задавать вопросы, сотрудничать в группе при сборе информации на основе практических опытов

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение толерантного и межкультурного взаимодействия в паре

4

Мини – лекция. Беседа. Работа с интернет – ресурсами и справочниками.

167 - 170

Заготовка ягод. Способы консервирования и др. видов заготовок: сушение, варенья, компоты, заморозка

4

Рецепты приготовления и хранения плодов бабушек и мам. Мини-проект: Своя «Копилка рецептов». Составление буклета.

171 - 174

Подготовка к посадке на участке лекарственных растений: рассада календулы, ромашки, шиповника и др.

4

Практическая работа. Т.Б. Оформление и ведение дневника наблюдений.

Раздел IX. Способы приготовления лекарственных препаратов (12 часов)

175 - 178

Разные способы приготовления лекарственных препаратов: настои, настойки, мази.



Р: выполнять задания по алгоритму, свободно ориентироваться в содержании текста,

П: Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку.

К: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации

Л: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

4

Мини-проект: Изготовление карточек по изготовлению лекарственных форм растений.

179 - 180

Отвары лекарственных растений. Наружное и внутреннее применение.

2

Беседа. Самостоятельная работа с литературой.

181 - 186

Стенд «Лекарственные растения»

6

Практическая работа. Изготовление стенда «Лекарственные растения»

Раздел X. Лекарственные сборы и чаи (26 часов)

187 - 190

От каждой хвори – своё растение



Р: выполнять задания по алгоритму, свободно ориентироваться в содержании текста,

П: Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку.

К: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации

Л: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

4

Самостоятельная работа. Составление таблицы: болезнь – лекарственное растение.

191 - 192

Урок – презентация «Лекарственные чаи и напитки»

2

Урок – презентация.

193 - 196

Культура чаепития. Травяные чаи


4

Комбинированное занятие. Просмотр видеофрагмен та. Беседа.

197 - 198

Урок – чаепитие «Лекарственные растения»

2

Урок – чаепитие. Т.Б.

199 - 202

Лекарственные сборы.

4

Мини-проект: Составление таблицы: Соотношени е компонентов лекарственного сбора.

203 - 204

Аптечные лекарственные сборы: почечный чай, противоглистный сбор, грудной сбор и др.

2

Работа с оригиналами из аптеки. Беседа. Обсуждение.

205 - 208

Приготовление лекарственного сбора в домашних условиях

4

Практическая работа. ТБ

209 - 212

Обобщающее занятие

4

Урок – чаепитие с просмотром презентаций. Викторина.

Резервное время 4 часа: Повторение пройденного. Задание на лето.





15






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Чернова Наталья Александровна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования «Экология. Зеленый мир вокруг нас» "
    ["seo_title"] => string(121) "avtorskaia-piedaghoghichieskaia-razrabotka-proghrammy-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-ekologhiia-zielienyi-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "165079"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422742016"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства