ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к классному коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для некоторых детей школьные требования оказываются трудными, а распорядок слишком строгим. Для этих первоклассников период адаптации к школе может протекать дольше и сложнее.
Адаптация – многофакторный процесс включения ребенка в новые для него условия школы, в новую систему требований и контроля, в новый колектив. Это приспособление (привыкание) к новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его дальнейшее отношение к школе и учению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ »
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
в ЗГ № 11
ВВЕДЕНИЕ
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к классному коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для некоторых детей школьные требования оказываются трудными, а распорядок слишком строгим. Для этих первоклассников период адаптации к школе может протекать дольше и сложнее.
Адаптация– многофакторный процесс включения ребенка в новые для него условия школы, в новую систему требований и контроля, в новый колектив. Это приспособление (привыкание) к новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его дальнейшее отношение к школе и учению.
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование поведения адекватного ситуации
• овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности прохождения процесса школьной адаптации являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность, снижение активности, плаксивость, жалобы на боли в животе, головные боли, нарушения сна. Также может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.п.
Между 6-ю и 7-ю годами наступает новый уровень социального развития ребёнка. Он пытается выйти за рамки дошкольного возраста. На этой стадии ещё характерна доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребёнка, но значимым взрослым уже также выступает учитель. Поэтому, взаимодействие семьи и гимназии в учебно-воспитательном процессе является необходимым условием. Так, работа с будущими первоклассниками начинается именно со знакомства с семьёй. Это происходит задолго до того, как ребёнок станет первоклассником, во время родительських собраний, лекториев в «Школе будущого первоклассника», действующей с октября по май в Гимназии №11.
Также в течение года проводятся родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации специалистами Запорожской гимназии № 11 по актуальным вопросам обучения и воспитания детей и вопросам адаптации/дезадаптации.
Деятельность педагогического коллектива Запорожской гимназии № 11 по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно-пространственной среды.
Организация оздоровительно-профилактической работы.
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.
Организация внеучебной жизни первоклассников.
Взаимодействие со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Изучение уровня социально-психологической адаптации детей к школе.
Создание психолого-педагогические условий благоприятной адаптации первоклассников к школьной жизни.
Успешной адаптации первоклассников к школьному обучению в гимназии способствует рациональная организация учебно-воспитательного процесса, а именно:
наличие материальной базы (классные и игровая комнаты, раздевалка, просторная столовая, чистые туалеты, умывальники, спортивный и актовый зал);
четкое следование режиму дня (двигательная активность сменяется спокойным времяпрепровождением, поход в столовую, прогулки, игры, отсутствие домашних заданий) этот режим дня соответствует возрастным особенностям учащихся начальных классов;
обеспечение оптимального гигиенического микроклимата учебных комнат (температура и влажность воздуха, освещение, отсутствие посторонних шумов), что положительно влияет на работоспособность детей;
учет в учебной работе возрастных особенностей шестилетних первоклассников, а именно, их способность к активному произвольному восприятию не более чем 10-15 минут, затем расслабление и смена деятельности;
учет уровня развития и состояния здоровья каждого ребенка для обеспечения индивидуального подхода к учащимся;
создание в 1-х классах доверительных отношений учителя с учениками, особого психологического микроклимата, который способствует позитивному эмоциональному состоянию детей.
Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к школьной жизни.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1. Обучение в течении всего учебного года в 1-ю смену с 8.00.
2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному
объему учебной нагрузки. Дневная учебная нагрузка - не более четырёх – пяти уроков по 35 минут.
4. Облегченный (разгрузочный) день в четверг (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).
5. На всех уроках обязательное проведение не менее двух физминуток по 1.5 - 2 минуты каждая. Физминутки рекомендуется проводить на 10-20 минутах уроков.
6. Продолжительность перемен между уроками – 15-20 минут.
После 2 урока для первоклассников организуется горячий сбалансированный завтрак в школьной столовой.
7. Ежедневная 20-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 3-го урока.
8. Возможность взбодриться и проснуться с утра учащиеся 1-х классов получают во время уроков физической культуры, которые проводятся три раза в неделю. В течение первых двух месяцев, по возможности, физкультурой дети занимаются на свежем воздухе с использованием игровых ситуаций.
9. Такие учебные предметы как математика, русский язык, украинский язык, природоведение, основы здоровья, английский язык, музыкальное и изобразительное искусство учителя часто проводят в форме игровых уроков, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций, т.е. на этих уроках обучение и закрепление учебного материала проходит в нетрадиционной форме.
10. Ежедневный спортивный час в ГПД.
11. Превентивные, развивающие занятия «Корисні навички» 1 раз в неделю (середа) с первоклассниками в группе продленного дня, позволяют:
научить детей понимать и контролировать свои эмоциональные состояния, стремиться к пониманию окружающих и критически относиться к собственному поведению;
формировать умения сотрудничать и взаимодействовать;
учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
влиять на уровень притязаний и самооценку детей.
Занятия проводит социальный педагог гимназии.
Кроме того, каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием зрения. Для детей с нарушениями зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.
По возможности, спортивная форма, дидактические пособия и материалы для творческих работ первоклассников хранятся в школе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:
• изучение медицинских карт детей поступивших в 1-й класс медработником гимназии;
мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью;
выявления наиболее часто болеющих детей;
• диагностика развития устной речи и звукопроизношения (учитель – логопед).
2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:
• проведение плановых прививок медработником школы;
• витаминизация;
• создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;
• соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.
3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:
• ежедневная физзарядка в начале занятий;
• 3-х часовая программа по физической культуре;
• согласно ДСанПиН 5.5.2.008-01, физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также минутки отдыха, релаксации в комплексе с музыко- и дельфинотерапией.
• согласно требованиям ДСанПиН 5.5.2.008-01, в середине учебного дня (после трех уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 20 минут;
• подвижные игры на переменах;
• ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;
4. Организация рационального питания первоклассников предусматривает:
-выполнение требований ДСанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях; соблюдение основных принципов рационального питания:
-соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал);
-сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4;
-восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;
- соблюдение оптимального режима питания и питьевого режима;
-100%-ный охват первоклассников горячим питанием, организация горячего питания в группах продлённого дня, бесплатное питание для детей-сирот, детей из малообеспеченных и оказавшихся в трудных жизненных ситуациях семей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.
1. Организация групп продленного дня.
2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей. Конкурсы талантов (рисунков и прочего).
3. Организация походов и экскурсий детей на о. Хортица, в краеведческий музей и музей моторостроения, в театр им. Магара, приглашение актеров театра кукол и аниматоров с театральными детскими постановками на территорию гимназии с целью организации досуга детей, руководствуясь их интересами.
4. Организация экскурсии детей на городские выставки и в районные библиотеки с целью знакомства с информационным пространством города.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Психологическое сопровождение осуществляется психологической службой гимназии № 11 состоящей из двух специалистов: практического психолога и социального педагога.
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации учащихся-первоклассников в Запорожской гимназии №11
Психологическая служба гимназии (практический психолог и социальный педагог):
отвечает за психологический компонент занятий с будущими первоклассниками, посещающими подготовительную группу при Гимназии №11, родительский лекторий, входную и итоговую психодиагностическую работу по выявлению уровня готовности к школьному обучению (Октябрь-май);
проводит занятия с первоклассниками направленные на облегчение адаптации к школьной жизни («Школа и школьные правила», «Сердце класса» (Сентябрь);
выступления на родительских собраниях в рамках психологического просвещения родителей учащихся по темам: «Возрастные особенности младшего школьника», «Школьная адаптация и связанные с ней трудности в обучении первоклассников», «Как распознать дезадаптированного ребенка?». (Сентябрь-ноябрь)
проводят ряд диагностических процедур с целью выявления дезадаптированных учеников и детей с неполной адаптацией (средний уровень). (Жовтень, грудень).
Для этого используют следующие методы и методики:
психолого-педагогическое наблюдение во время уроков и во внеурочное время;
проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А.Ореховой;
анкета для родителей первоклассников;
методика „Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе" (Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.). Схема изучения социально-психологической адаптации детей к школе (для учителя). Для получения более объективных данных, проводится дважды: в октябре и в декабре.
По результатам проведенных психологом и социальным педагогом исследований: (Октябрь-январь):
проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей учащихся 1-х классов, испытывающих трудности в адаптационном процессе;
карта адаптации первоклассника (заполняется в конце первой четверти педагогами, с учётом наблюдений психолога, социального педагога, логопеда, медицинского работника);
корекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия с детьми;
профилактические, развивающие занятия с первоклассниками, посещающими ГПД («Корисні навички»);
даются адресные рекомендации родителям и педагогам по оптимизации дальнейшего взаимодействия с детьми, у которых выявлены проявления школьной и/или социальной дезадаптации;
принимают участие в психолого-педагогическом консилиуме по проблеме прохождения адаптационного периода учащимися 1-х классов (Декабрь). Во время консилиума обсуждаются полученные результаты, проведенные мероприятия по облегчению адаптационного процесса детей к школьной жизни, планируются дальнейшие совместные действия класоводов, учителей-предметников, родителей, психологической службы гимназии.
Учителя начальных классов:
строят свою работу с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей поведения детей;
предварительное знакомство детей с учителями и гимназией происходит еще во время «Школы будущего первоклассника», потому что занятия проводят именно те учителя начальных классов, которые будут набирать учащихся в следующем учебном году;
в адаптационный период педагоги проводят игры, направленные на знакомство детей друг с другом, формирование дружественного классного коллектива;
проводятся, так называемые, «Утренние встречи», которые помогают создать позитивную атмосферу в классе на весь период пребывания детей в школе.Такие занятия дают возможность детям ближе познакомиться, овладеть разнообразными социальными и учебными навыками, объединяют учебный коллектив;
уже с начала учебного года организовываются выезды на природу, экскурсии, что, безусловно, способствует сплочению классного коллектива, стимулирует познавательный интерес и налаживание отношений между детьми в классе;
во время уроков используется много правил в стихотворной форме, которые призваны помочь определить вид деятельности на уроке и запомнить основные правила поведения в школе;
для физической и эмоциональной разгрузки первоклассников учителями обязательно проводятся физкультминутки (в зависимости от вида деятельности на уроке: двигательные, дыхательные упражнения, упражнения для глаз и т.п.) игровые блоки;
учебный материал даётся в игровой форме, виды деятельности меняются через каждые 7-10 минут, то есть уроки являются динамичными, что обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями учащихся 1-х классов;
обязательными являются ритуал приветствия и минутки рефлексии в конце урока.
уроки проводят согласно санитарно-гигиенических требований: 35 минут, 20 минут - игры, прогулки на свежем воздухе; домашние задания не задаются. В расписании для первоклассников вводят разгрузочный день – четверг.
учителя также постоянно используют вербальные и невербальные средства стимулирования учебных успехов первоклассников, такие как: проявление внимания, одобрительный кивок, улыбка, похвала, признание успехов ученика, поддержка каждого ребенка, а также коллективные формы оценивания: «Аплодисменты», «Умнички!», «Молодцы!».
Указанное выше, способствует формированию у учащихся умения объективно оценивать ход и результаты своей деятельности, стимулирует развитие учебных и познавательных мотивов, создаёт в классе атмосферу доброжелательности. Это необходимо для поддержания в первоклассниках желания трудится, имеет непосредственное влияние на эмоциональное состояние детей, их настрой на учебу, существенно облегчает процесс школьной адаптации учащихся 1-х классов.
Контроль за сопровождением адаптационных процессов посредством посещения уроков, занятий, внеклассных и воспитательных мероприятий, осуществляют заместители директора по УВР и ВР Запорожской гимназии №11.