kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к классному коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для некоторых детей школьные требования оказываются трудными, а распорядок слишком строгим. Для этих первоклассников период адаптации к школе может протекать дольше и сложнее.

Адаптация – многофакторный процесс включения ребенка в новые для него условия школы, в новую систему требований и контроля, в новый колектив. Это приспособление (привыкание) к новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его дальнейшее отношение к школе и учению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ »

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

в ЗГ № 11



ВВЕДЕНИЕ


Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к классному коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для некоторых детей школьные требования оказываются трудными, а распорядок слишком строгим. Для этих первоклассников период адаптации к школе может протекать дольше и сложнее.

Адаптация – многофакторный процесс включения ребенка в новые для него условия школы, в новую систему требований и контроля, в новый колектив. Это приспособление (привыкание) к новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его дальнейшее отношение к школе и учению.

Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

• установление контакта с учащимися, с учителем;

• формирование поведения адекватного ситуации

• овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности прохождения процесса школьной адаптации являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность, снижение активности, плаксивость, жалобы на боли в животе, головные боли, нарушения сна. Также может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.п.

Между 6-ю и 7-ю годами наступает новый уровень социального развития ребёнка. Он пытается выйти за рамки дошкольного возраста. На этой стадии ещё характерна доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребёнка, но значимым взрослым уже также выступает учитель. Поэтому, взаимодействие семьи и гимназии в учебно-воспитательном процессе является необходимым условием. Так, работа с будущими первоклассниками начинается именно со знакомства с семьёй. Это происходит задолго до того, как ребёнок станет первоклассником, во время родительських собраний, лекториев в «Школе будущого первоклассника», действующей с октября по май в Гимназии №11.

Также в течение года проводятся родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации специалистами Запорожской гимназии № 11 по актуальным вопросам обучения и воспитания детей и вопросам адаптации/дезадаптации.

Деятельность педагогического коллектива Запорожской гимназии № 11 по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

  1. Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно-пространственной среды.

  2. Организация оздоровительно-профилактической работы.

  3. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в

адаптационный период.

  1. Организация внеучебной жизни первоклассников.

  2. Взаимодействие со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

  3. Изучение уровня социально-психологической адаптации детей к школе.

Создание психолого-педагогические условий благоприятной адаптации первоклассников к школьной жизни.

Успешной адаптации первоклассников к школьному обучению в гимназии способствует рациональная организация учебно-воспитательного процесса, а именно:

  • наличие материальной базы (классные и игровая комнаты, раздевалка, просторная столовая, чистые туалеты, умывальники, спортивный и актовый зал);

  • четкое следование режиму дня (двигательная активность сменяется спокойным времяпрепровождением, поход в столовую, прогулки, игры, отсутствие домашних заданий) этот режим дня соответствует возрастным особенностям учащихся начальных классов;

  • обеспечение оптимального гигиенического микроклимата учебных комнат (температура и влажность воздуха, освещение, отсутствие посторонних шумов), что положительно влияет на работоспособность детей;

  • учет в учебной работе возрастных особенностей шестилетних первоклассников, а именно, их способность к активному произвольному восприятию не более чем 10-15 минут, затем расслабление и смена деятельности;

  • учет уровня развития и состояния здоровья каждого ребенка для обеспечения индивидуального подхода к учащимся;

  • создание в 1-х классах доверительных отношений учителя с учениками, особого психологического микроклимата, который способствует позитивному эмоциональному состоянию детей.

Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к школьной жизни.


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1. Обучение в течении всего учебного года в 1-ю смену с 8.00.

2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному

объему учебной нагрузки. Дневная учебная нагрузка - не более четырёх – пяти уроков по 35 минут.

4. Облегченный (разгрузочный) день в четверг (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).

5. На всех уроках обязательное проведение не менее двух физминуток по 1.5 - 2 минуты каждая. Физминутки рекомендуется проводить на 10-20 минутах уроков.

6. Продолжительность перемен между уроками – 15-20 минут.

После 2 урока для первоклассников организуется горячий сбалансированный завтрак в школьной столовой.

7. Ежедневная 20-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 3-го урока.

8. Возможность взбодриться и проснуться с утра учащиеся 1-х классов получают во время уроков физической культуры, которые проводятся три раза в неделю. В течение первых двух месяцев, по возможности, физкультурой дети занимаются на свежем воздухе с использованием игровых ситуаций.

9. Такие учебные предметы как математика, русский язык, украинский язык, природоведение, основы здоровья, английский язык, музыкальное и изобразительное искусство учителя часто проводят в форме игровых уроков, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций, т.е. на этих уроках обучение и закрепление учебного материала проходит в нетрадиционной форме.

10. Ежедневный спортивный час в ГПД.

11. Превентивные, развивающие занятия «Корисні навички» 1 раз в неделю (середа) с первоклассниками в группе продленного дня, позволяют:

  • научить детей понимать и контролировать свои эмоциональные состояния, стремиться к пониманию окружающих и критически относиться к собственному поведению;

  • формировать умения сотрудничать и взаимодействовать;

  • учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

  • влиять на уровень притязаний и самооценку детей.

Занятия проводит социальный педагог гимназии.


Кроме того, каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием зрения. Для детей с нарушениями зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

По возможности, спортивная форма, дидактические пособия и материалы для творческих работ первоклассников хранятся в школе.


ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

• изучение медицинских карт детей поступивших в 1-й класс медработником гимназии;

  • мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью;

выявления наиболее часто болеющих детей;

• диагностика развития устной речи и звукопроизношения (учитель – логопед).

2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

• проведение плановых прививок медработником школы;

• витаминизация;

• создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

• соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

• ежедневная физзарядка в начале занятий;

• 3-х часовая программа по физической культуре;

• согласно ДСанПиН 5.5.2.008-01, физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также минутки отдыха, релаксации в комплексе с музыко- и дельфинотерапией.

• согласно требованиям ДСанПиН 5.5.2.008-01, в середине учебного дня (после трех уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 20 минут;

• подвижные игры на переменах;

• ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;

• внеклассные спортивные мероприятия, соревнования.

4. Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

-выполнение требований ДСанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях; соблюдение основных принципов рационального питания:

-соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал);

-сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4;

-восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки;

- соблюдение оптимального режима питания и питьевого режима;

-100%-ный охват первоклассников горячим питанием, организация горячего питания в группах продлённого дня, бесплатное питание для детей-сирот, детей из малообеспеченных и оказавшихся в трудных жизненных ситуациях семей.


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ


Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.

1. Организация групп продленного дня.

2. Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников. Воспитание в процессе игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей. Конкурсы талантов (рисунков и прочего).

3. Организация походов и экскурсий детей на о. Хортица, в краеведческий музей и музей моторостроения, в театр им. Магара, приглашение актеров театра кукол и аниматоров с театральными детскими постановками на территорию гимназии с целью организации досуга детей, руководствуясь их интересами.

4. Организация экскурсии детей на городские выставки и в районные библиотеки с целью знакомства с информационным пространством города.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Психологическое сопровождение осуществляется психологической службой гимназии № 11 состоящей из двух специалистов: практического психолога и социального педагога.


Алгоритм психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации учащихся-первоклассников в Запорожской гимназии №11


Психологическая служба гимназии (практический психолог и социальный педагог):

  • отвечает за психологический компонент занятий с будущими первоклассниками, посещающими подготовительную группу при Гимназии №11, родительский лекторий, входную и итоговую психодиагностическую работу по выявлению уровня готовности к школьному обучению (Октябрь-май);

  • проводит занятия с первоклассниками направленные на облегчение адаптации к школьной жизни («Школа и школьные правила», «Сердце класса» (Сентябрь);

  • выступления на родительских собраниях в рамках психологического просвещения родителей учащихся по темам: «Возрастные особенности младшего школьника», «Школьная адаптация и связанные с ней трудности в обучении первоклассников», «Как распознать дезадаптированного ребенка?». (Сентябрь-ноябрь)

  • проводят ряд диагностических процедур с целью выявления дезадаптированных учеников и детей с неполной адаптацией (средний уровень). (Жовтень, грудень).

Для этого используют следующие методы и методики:

  • психолого-педагогическое наблюдение во время уроков и во внеурочное время;

  • проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А.Ореховой;

  • анкета для родителей первоклассников;

  • методика „Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе" (Чирков В.И., Соколова О.Л., Сорокина О.В.). Схема изучения социально-психологической адаптации детей к школе (для учителя). Для получения более объективных данных, проводится дважды: в октябре и в декабре.

По результатам проведенных психологом и социальным педагогом исследований: (Октябрь-январь):

  • проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей учащихся 1-х классов, испытывающих трудности в адаптационном процессе;

  • карта адаптации первоклассника (заполняется в конце первой четверти педагогами, с учётом наблюдений психолога, социального педагога, логопеда, медицинского работника);

  • корекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия с детьми;

  • профилактические, развивающие занятия с первоклассниками, посещающими ГПД («Корисні навички»);

  • даются адресные рекомендации родителям и педагогам по оптимизации дальнейшего взаимодействия с детьми, у которых выявлены проявления школьной и/или социальной дезадаптации;

  • принимают участие в психолого-педагогическом консилиуме по проблеме прохождения адаптационного периода учащимися 1-х классов (Декабрь). Во время консилиума обсуждаются полученные результаты, проведенные мероприятия по облегчению адаптационного процесса детей к школьной жизни, планируются дальнейшие совместные действия класоводов, учителей-предметников, родителей, психологической службы гимназии.


Учителя начальных классов:

  • строят свою работу с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей поведения детей;

  • предварительное знакомство детей с учителями и гимназией происходит еще во время «Школы будущего первоклассника», потому что занятия проводят именно те учителя начальных классов, которые будут набирать учащихся в следующем учебном году;

  • в адаптационный период педагоги проводят игры, направленные на знакомство детей друг с другом, формирование дружественного классного коллектива;

  • проводятся, так называемые, «Утренние встречи», которые помогают создать позитивную атмо­сферу в классе на весь период пребывания детей в школе. Такие занятия дают возможность детям ближе познакомиться, овладеть разнообразными социальными и учебными навыками, объединяют учебный коллектив;

  • уже с начала учебного года организовываются выезды на природу, экскурсии, что, безусловно, способствует сплочению классного коллектива, стимулирует познавательный интерес и налаживание отношений между детьми в классе;

  • во время уроков используется много правил в стихотворной форме, которые призваны помочь определить вид деятельности на уроке и запомнить основные правила поведения в школе;

  • для физической и эмоциональной разгрузки первоклассников учителями обязательно проводятся физкультминутки (в зависимости от вида деятельности на уроке: двигательные, дыхательные упражнения, упражнения для глаз и т.п.) игровые блоки;

  • учебный материал даётся в игровой форме, виды деятельности меняются через каждые 7-10 минут, то есть уроки являются динамичными, что обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями учащихся 1-х классов;

  • обязательными являются ритуал приветствия и минутки рефлексии в конце урока.

  • уроки проводят согласно санитарно-гигиенических требований: 35 минут, 20 минут - игры, прогулки на свежем воздухе; домашние задания не задаются. В расписании для первоклассников вводят разгрузочный день – четверг.

  • учителя также постоянно используют вербальные и невербальные средства стимулирования учебных успехов первоклассников, такие как: проявление внимания, одобрительный кивок, улыбка, похвала, признание успехов ученика, поддержка каждого ребенка, а также коллективные формы оценивания: «Аплодисменты», «Умнички!», «Молодцы!».


Указанное выше, способствует формированию у учащихся умения объективно оценивать ход и результаты своей деятельности, стимулирует развитие учебных и познавательных мотивов, создаёт в классе атмосферу доброжелательности. Это необходимо для поддержания в первоклассниках желания трудится, имеет непосредственное влияние на эмоциональное состояние детей, их настрой на учебу, существенно облегчает процесс школьной адаптации учащихся 1-х классов.


Контроль за сопровождением адаптационных процессов посредством посещения уроков, занятий, внеклассных и воспитательных мероприятий, осуществляют заместители директора по УВР и ВР Запорожской гимназии №11.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Автор: Жучкова Стелла Артуровна

Дата: 04.06.2015

Номер свидетельства: 217629

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «вместе»"
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_orghanizatsii_protsiessa_adaptatsii_piervoklassnikov_k_shkol_nomu_obu"
    ["file_id"] => string(6) "401606"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489941528"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "ПРОГРАММА   ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ  «Малышкина школа» "
    ["seo_title"] => string(82) "programma-priedshkol-noi-podgotovki-budushchikh-piervoklassnikov-malyshkina-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "172957"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423906293"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе" "
    ["seo_title"] => string(63) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-piervoklassnikov-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "191291"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427290148"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Сценарий собрания для родителей первоклассников по теме "Введение в школьную жизнь""
    ["seo_title"] => string(84) "stsienariisobraniiadliaroditielieipiervoklassnikovpotiemievviedieniievshkolnuiuzhizn"
    ["file_id"] => string(6) "276975"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452817635"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рекомендации родителям по адаптации  первоклассника к новым условиям. "
    ["seo_title"] => string(75) "riekomiendatsii-roditieliam-po-adaptatsii-piervoklassnika-k-novym-usloviiam"
    ["file_id"] => string(6) "172630"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423842532"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства