Просмотр содержимого документа
«Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «вместе»»
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
«ВМЕСТЕ»
Пояснительная записка
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру, сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, выполнять домашние задания. Период адаптации ребенка к школе длится от 2 – 3 недель до полугода. Именно в этот период ребенку необходима поддержка взрослых для успешной адаптации.
Эффективным методом предупреждения дезадаптации первоклассника может служить данная программа, т.к. она предназначена для создания комфортных психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого класса.
Отличительной особенностью программы «Вместе» является достаточно широкий охват участников учебно-воспитательного процесса: мероприятия адаптационного периода (см. Приложение 1) предполагают не только психологическое сопровождение школьников, начиная с группы кратковременного пребывания, но так же консультативную помощь их родителям и педагогам до момента поступления детей в школу и в течение первого года обучения.
Цель: Осуществление психологического сопровождения участников образовательного процесса в период адаптации к школе первоклассников.
Задачи:
Создание благоприятных условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников;
Создание условий для сплоченности классного коллектива;
Помощь детям в осознании различия в позициях «дошкольник» и «школьник»;
Помощь первоклассникам в усвоении школьного распорядка и школьных правил;
Знакомство педагога с особенностями детей данного класса и с рекомендациями по профилактике и коррекции дезадаптации учащихся;
Знакомство родителей с особенностями воспитания детей данного возраста и с рекомендациями по профилактике и коррекции их дезадаптации.
Ожидаемые результаты:
Повышение интереса к школьной жизни у обучающихся;
Снижение уровня тревожности от школы у детей;
Формирование позитивного “Образа Я” у школьников;
Активизация интереса родителей и педагогов к проблемам адаптации и воспитания детей данного возраста;
План мероприятий адаптационного периода
№
Мероприятие
Содержание
Срок
Участники
Ответственный
1
Диагностика психологической готовности детей, посещающих ГКП
(приложение 1)
Апрель
Воспитанники ГКП
Педагог-психолог
2
Общее собрание
(приложение 2)
1)Знакомство с результатами диагностики;
2)Рекомендации психолога родителям по подготовке детей к школе;
3)Рекомендации воспитателя учителю по взаимодействию с детьми.
Май
Родители,
воспитатель ГКП, учитель начальных классов
Педагог-психолог, воспитатель ГКП
3
Занятия для снятия тревожности от школы
(приложение 3)
Сентябрь, октябрь
Обучающиеся 1 класса
Педагог-психолог
4
Консультация для родителей: «Помощь ребенку в адаптации к школе»
(приложение 4)
1) Особенности адаптационного периода;
2) Рекомендации психолога
Сентябрь
Родители
Педагог-психолог
5
Консультация для педагога: «Помощь ребенку первого класса в адаптации к школе»
(приложение 5)
Рекомендации психолога
Сентябрь
Учитель 1класса
Педагог-психолог
6
Диагностика уровня адаптации обучающихся
(приложение 6)
Октябрь
Обучающиеся 1 класса
Педагог-психолог
7
Индивидуальные занятия по коррекции дезадаптации (по необходимости)
I полугодие
Обучающиеся 1 класса
Педагог-психолог
8
Повторная диагностика уровня адаптации обучающихся
Декабрь
Обучающиеся 1 класса
Педагог-психолог
9
Консультация для родителей и учителя 1 класса
(приложение 7)
1)Знакомство с результатами диагностики уровня адаптации детей;
2)Рекомендации психолога по помощи детям с дезадаптацией.
Январь
Родители, учитель 1 класса
Педагог-психолог
10
Индивидуальные занятия по коррекции дезадаптации (по необходимости)
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1. – М.: Генезис, 2003. – 160 с., ил.
Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе. М.: 2003.
Акимова М.К., Борисова Е.М., Дубровина И.В. и др. Рабочая книга школьного психолога. М., Просвещение, 1991.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Занятия для снятия тревожности от школы
Занятие №1
Тема: «Знакомство. Сплочённость группы»
Цель: Создать положительный настрой в группе, атмосферу психологической комфортности для каждого ребенка, настрой детей на сотрудничество.
Ход занятия:
Дети рассажены в круг.
Знакомство. Каждый ребенок называет своё имя по принципу «снежного кома», первый называет своё имя, следующий – имя предыдущего, а потом своё и т.д.
«Барометр настроения». Детям раздаются карточки, на которых они отмечают своё настроение. Плохое – облачко, хорошее – солнышко.
Ласковое имя. Ребенок называет ласково соседа, который должен поблагодарить говорящего, сказав: «Спасибо!», и т.д.
«Варежки». В случайном порядке детям раздаются парные варежки. Задача – найти свою пару, договориться и вместе раскрасить варежки.
«Ладушки». Дети разбиваются на пары. Играя с партнёром в «Ладушки», необходимо достичь высокого темпа, не сбиваясь и не разговаривая.
Прощание. Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и начиная с шёпота и постепенно переходя на более громкий голос три раза говорят: «Мы молодцы!»
Занятие №2
Тема: «Сплоченность группы. Это Я!»
Цель: Создать положительный настрой в группе, настроить детей на сотрудничество, показать детям, что все люди разные и что это естественно и нормально.
Ход занятия:
Дети рассажены в круг.
Приветствие. Дети передают друг другу любой предмет со словами: «…я рад(а) тебя видеть».
«Барометр настроения». Детям раздаются карточки, на которых они отмечают своё настроение. Плохое – облачко, хорошее – солнышко.
«Цыпленок».
Слова ведущего: «Сегодня к нам в гости пришёл цыпленок, который совсем недавно вылупился из яйца. Он никогда не видел детей и удивляется».
Цыпленок: «Какие вы все одинаковые. У вас у всех есть носы, глаза, руки, ноги, туловище. Как же мне вас различать?».
Слова ведущего: «Ребята, назовите ему свои имена». Дети называют свои имена.
Цыпленок: «Подождите, у некоторых из вас похожие имена. Я ничего не понимаю. Как же вы отличаете друг друга?».
Слова ведущего: «Давайте расскажем цыпленку, чем же вы отличаетесь». Дети отвечают.
Слова ведущего: «Теперь ты понял, что дети совершенно разные?»
Цыпленок: «Да, вы действительно разные и от этого с вами интересно».
Слова ведущего: «Давайте попрощаемся с цыпленком».
«Дотронься до…». Водящий (ими становятся все участники по очереди) называет какой-то цвет, и все дотрагиваются до этого цвета друг на друге.
«Узнай меня». Дети строятся в ряд. Выбирается водящий, который поворачивается к детям спиной. Остальные дети по очереди подходят к водящему и, изменив голос, что-то шепчут ему. Задача водящего – узнать, кто это был.
«Красивое имя». Ребёнок пишет своё имя яркими цветами, а затем украшает его так, чтобы получилось ярко и красиво.
Прощание. Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и начиная с шёпота и постепенно переходя на более громкий голос три раза говорят: «Мы молодцы!»
Занятие №3
Тема: «Кто такой школьник?»
Цель: Осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник».
Ход занятия:
Дети рассажены в круг.
Приветствие. Дети кладут руки ладошками вверх себе на колени. Первый кладет свои руки сидящему слева соседу со словами: «Привет, …!». Приветствие идёт по кругу.
«Барометр настроения». Детям раздаются карточки, на которых они отмечают своё настроение. Плохое – облачко, хорошее – солнышко.
Дискуссия.
Загадка: «Стоит дом: кто в него войдёт, тот ум приобретет» (школа).
Вопрос для обсуждения: «Зачем детям нужно ходить в школу?»
Высказываться должны все.
Рисунок. Детям раздаются листы, разделённые пополам. На одной половине они должны нарисовать себя дошкольником, на второй половине – школьником. Из рисунков детей организуется выставка.
Обсуждение. Чем школьник отличается от дошкольника?
Прощание. Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и начиная с шёпота и постепенно переходя на более громкий голос три раза говорят: «Мы молодцы!»
Занятие №4
Тема: «Наши чувства»
Цель: Обращение к собственным чувствам, чувствам окружающих, вербализация собственных трудностей, связанных со школой.
Ход занятия:
Дети рассажены в круг.
Приветствие. Дети приветствуют друг друга пожатием руки со словами: «Здравствуй, …!». Приветствие идёт по кругу.
«Барометр настроения». Детям раздаются карточки, на которых они отмечают своё настроение. Плохое – облачко, хорошее – солнышко.
«Как ты себя чувствуешь?». Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа и пытается догадаться, как тот себя чувствует, затем рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет.
«Мои школьные трудности». Ведущий предлагает собрать «копилку трудностей первоклассника»: «Что может быть трудным в школе?», «Что может расстроить в школе?». Все трудности складываются в «копилку». Далее ведущий вместе с детьми пытаются разобраться с этими трудностями. Затем детям предлагается нарисовать свою трудность, а другие дети дают советы – как выйти из этой ситуации.
«Клеевой дождик». Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и таким «паровозиком», склеившимся дождевыми капельками, начинают движение. На пути им встречаются разные препятствия: пройти по импровизированному мосту, обойти предмет, перейти болото и т.д.
Прощание. Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и начиная с шёпота и постепенно переходя на более громкий голос три раза говорят: «Мы молодцы!»
Занятие №5
Тема: «Школьный распорядок»
Цель: Закрепление представлений о школьном распорядке, о уроках и переменах.
Ход занятия:
Дети рассажены в круг.
Приветствие. Давайте представим, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас мы поприветствуем друг друга по кругу словами «Привет,…!», которые нужно пропеть.
«Барометр настроения». Детям раздаются карточки, на которых они отмечают своё настроение. Плохое – облачко, хорошее – солнышко.
«Школьный распорядок».(в приложении 3.1) Ведущий показывает картинки со схематическим изображением различных этапов. Участники обсуждают каждый этап, высказывают свои трудности по каждому этапу и схематически изображают график школьного дня.
«Загадки».(в приложении 3.2) Детям загадываются загадки о школе, школьных предметах. Дети говорят отгадку и где нужен этот предмет.
Прощание. Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и начиная с шёпота и постепенно переходя на более громкий голос три раза говорят: «Мы молодцы!»
Занятие №6
Тема: «Школьные правила»
Цель: Закрепление представлений о правилах, и о последствиях их нарушения.
Ход занятия:
Дети рассажены в круг.
Приветствие. Дети передают друг другу любой предмет со словами: «…я рад(а) тебя видеть».
«Барометр настроения». Детям раздаются карточки, на которых они отмечают своё настроение. Плохое – облачко, хорошее – солнышко.
«Школьные правила».(в приложении 3.3) Детям рассказывается сказка. Далее идёт обсуждение: «Чем закончится такая сказка?», «Научатся ли чему-нибудь ученики такой школы?», «Зачем нужны правила в школе?». Затем ведущий, советуясь с детьми схематично изображает самые важные правила, которые вывешиваются в классе.
«Дотронься до…». Водящий (ими становятся все участники по очереди) называет какой-то цвет, и все дотрагиваются до этого цвета друг на друге.
Прощание. Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и начиная с шёпота и постепенно переходя на более громкий голос три раза говорят: «Мы молодцы!»
Занятие №7
Тема: «Вербализация школьной тревожности»
Цель: Вербализация детьми собственных тревожащих ситуаций в безопасной форме, создание психологической комфортности.
Ход занятия:
Дети рассажены в круг.
Приветствие. Дети кладут руки ладошками вверх себе на колени. Первый кладет свои руки сидящему слева соседу со словами: «Привет, …!». Приветствие идёт по кругу.
«Барометр настроения». Детям раздаются карточки, на которых они отмечают своё настроение. Плохое – облачко, хорошее – солнышко.
«Сказка».(в приложении 3.4) Детям предлагается картинка, по которой нужно сочинить сказку. Сказка сочиняется по кругу – каждый говорит по одному предложению. Необходимо сочинить счастливый финал.
«Доброе животное». Дети берутся за руки и представляют, что они одно животное. Прислушиваются к его дыханию. Вместе делают вдох-выдох, прислушиваются, как бьется его сердце: «тук» - шаг вперёд, «тук» - шаг назад (три раза).
«Цыпленок в школе».(в приложении 3.5) Слова ведущего: «Дети, наш знакомый цыпленок пошел в школу, но мы с вами не знаем, как он там себя чувствует. Давайте посмотрим на его фотографии и попробуем догадаться». Дети высказываются.
Прощание. Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и начиная с шёпота и постепенно переходя на более громкий голос три раза говорят: «Мы молодцы!»
Занятие №8
Тема: «Тренировка гибкости поведения»
Цель: Помочь детям развивать гибкость поведения в ситуации урока.
Ход занятия:
Дети рассажены в круг.
Приветствие. Дети приветствуют друг друга пожатием руки со словами: «Здравствуй, …!». Приветствие идёт по кругу.
«Барометр настроения». Детям раздаются карточки, на которых они отмечают своё настроение. Плохое – облачко, хорошее – солнышко.
«Что лежит в портфеле?». Детям предлагается поиграть. Водящий бросает кому-то из ребят мяч и называет какой-то предмет. Если, по мнению ребенка, он должен лежать в портфеле, мяч нужно ловить, если нет, мяч ловить не нужно.
«Школа для животных». Дети играют в ролевую игру. Каждый участник выбирает животного, которого он будет изображать. Характер животных обсуждается. Моделируется ситуация урока. Учителем может быть любой из участников. Учитель ведёт урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью. Потом дети меняются ролями.
«Насос и мяч». Дети образуют пары. Один – «насос», другой – «мяч». «Мяч» сдут (полностью расслаблен, голова опущена, ноги полусогнуты). По мере надувания, которое сопровождается звуком «сссс», «мяч» распрямляется, а потом опять сдувается со звуком «сссс». Затем участники меняются ролями.
Прощание. Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и начиная с шёпота и постепенно переходя на более громкий голос три раза говорят: «Мы молодцы!»
Занятие №9
Тема: «Наша школа»
Цель: Закрепление позитивного отношения к школе.
Ход занятия:
Дети рассажены в круг.
Приветствие. Давайте представим, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас мы поприветствуем друг друга по кругу словами «Привет,…!», которые нужно пропеть.
«Барометр настроения». Детям раздаются карточки, на которых они отмечают своё настроение. Плохое – облачко, хорошее – солнышко.
«Урок и перемена». Ведущий называет какое-то дело, а ребята отвечают, когда его делают: на уроке или на перемене.
«Школа для людей». Обсуждаются вопросы: Что интересного в школе? Чем полезна школа? Что мне нравится в школе? (отвечает каждый ребенок). Затем детям предлагается нарисовать рисунок на тему: «Что мне нравится в школе». Рисунки вывешиваются в классе.
Прощание. Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и начиная с шёпота и постепенно переходя на более громкий голос три раза говорят: «Мы молодцы!»
Занятие №10
Тема: «Заключительное занятие»
Цель: Создать положительный настрой в группе, настроить детей на сотрудничество, показать детям, что все люди разные и что это естественно и нормально.
Ход занятия:
Дети рассажены в круг.
Приветствие. Дети передают друг другу любой предмет со словами: «…я рад(а) тебя видеть».
«Барометр настроения». Детям раздаются карточки, на которых они отмечают своё настроение. Плохое – облачко, хорошее – солнышко.
«Вспоминаем». Детям предлагается вспомнить, что обсуждалось на прошлых занятиях, повторить школьный распорядок, школьные правила и т.д.
«Экскурсия». Ведущий, совместно со старшеклассниками, проводит первоклассников по различным помещениям школы, а старшеклассники объясняют и в некоторых случаях демонстрируют, что происходит в кабинетах (например, показывают, как в кабинете физики работают приборы).
«Подарки». Дети по кругу дарят друг другу подарки, которые рисуют и подписывают на фигурках-заготовках (это могут быть сердечки, цветочки, листочки и т.д.).
Подведение итогов. Обсуждаются вопросы: Понравилось ли вам заниматься со всей группой? Что нового вы узнали? Понравились ли вам занятия? (отвечает каждый).
Прощание. Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и начиная с шёпота и постепенно переходя на более громкий голос три раза говорят: «Мы молодцы!»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Первый раз, в первый класс!»
(общее собрание с участием родителей будущих первоклассников, воспитателя ГКП, учителя начальных классов, психолога)
Цель: способствовать лучшей адаптации детей в 1 классе через знакомство участников образовательного процесса с возрастными особенностями детей, особенностями подготовки к школе, а также с особенностями образовательного процесса в 1 классе.
Ход занятия:
Вступительное слово ведущего: «Ваш ребенок взрослеет, у него начинается новый этап в жизни! Счастье иметь детей, радость видеть, как они растут! Поможем своей поддержкой нашим детям стать успешными, уверенными в себе счастливыми людьми. Пусть школа им запомнится увлекательным путешествием в мир знаний и верными друзьями на всю жизнь».
Знакомство с Уставом школы:с документом знакомит директор школы.
Знакомство с Учебным планом:с документом знакомит заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Знакомство с учителем: учитель рассказывает о предметах, о требованиях и т.д.
Знакомство с особенностями детей: 1) воспитатель ГКП знакомит учителя, который будет обучать детей с их индивидуальными особенностями; 2) воспитатель ГКП знакомит родителей с особенностями подготовки к школе.
Знакомство с результатами мониторинга готовности к школе: педагог-психолог знакомит присутствующих с результатами мониторинга психологической готовности детей к школьному обучению.
Знакомство с особенностями подготовки детей к школе: знакомит педагог-психолог
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Всесторонняя подготовка к школьному обучению:
Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными и спокойными. Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.
Подготовка к письму:
Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Дети устают от этих занятий, не переутомляйте ребенка, время занятий должно возрастать постепенно.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках
и шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
- Резать ножницами.
- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами
(кольца, перекладина и другие).
Подготовка к грамматике:
Ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы «кто», «что» и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
Подготовка к математике:
Успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: «вверх-вниз», «вправо-влево», «прямо, по кругу, наискосок», «больше-меньше», «старше-моложе», «горизонтально-вертикально» и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
Ваши собственные наблюдения:
Если ребенок может без особого труда и подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, - рисует, лепит, собирает конструктор и т.п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: "Хочешь пойти в школу?" - ребенок отвечает: "Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.". Тогда ваш ребенок готов к школьному обучению.
Знакомство с возрастными особенностями: знакомит педагог-психолог.
Тема: “Возрастные особенности первоклассников”.
СЛАЙД 1
Мы все и учителя, и тем более, вы - родители, с нетерпением и волнением ждали того дня, когда наш ребёнок пойдёт в первый класс, станет школьником. Это очень важное событие в жизни ребёнка. Оно и для взрослых очень значимо.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. СЛАЙД 2
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного образования кардинальным образом меняет весь уклад его жизни. Трудности подстерегают ребёнка уже в самые первые дни обучения в школе. Они многолики и прячутся за каждым углом. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.
Так вот, чтобы было поменьше тревог и трудностей родители должны быть очень внимательны на переходе дошкольного и школьного возраста.
Школьный возраст - это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. СЛАЙ Д3
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено.
Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.
Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
СЛАЙД 4
В этот период жизни меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Появляется острое желание быть успешным в учебе. Для первоклассника это означает то же, что быть хорошим и любимым. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первое время (от нескольких недель до полугодия) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
У детей резко изменяется весь уклад жизни ребёнка, его социальное положение в коллективе, семье. СЛАЙД 5 Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе, важнейшей обязанностью – обязанность учиться. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться, взрослеть на протяжении 11 лет.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.
СЛАЙД 6
Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. Отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш еще умеет плохо. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.
СЛАЙД 7
Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала.
Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.
СЛАЙД 8
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений. Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность. В первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей.
Младшие школьники очень эмоциональны. СЛАЙД 9
Во-первых: всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
Во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
В-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
СЛАЙД 10
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
СЛАЙД 11
К концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
СЛАЙД 12
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.
СЛАЙД 13
Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка.
СЛАЙД14
Педагог-психолог: Петросян Жанна Гамлетовна
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Консультация для родителей: «Помощь ребенку в адаптации к школе»
Цель: способствовать лучшей адаптации детей в 1 классе через знакомство родителей с особенностями адаптационного периода, а также с рекомендациями по помощи детям в этот период.
Участники: родители обучающихся 1 класса.
Ход занятия:
Вступительное слово: «Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры».
Знакомство с понятием «адаптация»:
Что такое адаптация? «Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление.
Адаптация – перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация может длиться от двух до шести месяцев. Самое трудное время для организма ребенка – первые две-три недели.
Условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе:
меняется социальная позиция (у первоклассников - с дошкольника на ученика; у пятиклассников – с младшего школьника, на школьника среднего звена);
появляются новые и сложные обязанности;
смена ведущей деятельности (с игровой на учебную);
меняется социальное окружение.
Виды адаптации:
Физиологическая адаптация - первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники и пятиклассники болеют.
Социально-психологическая адаптация - изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности ребенка, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным. Для первоклассника более ценным становится учёба, мнение учителя (в дошкольном возрасте игра и родители), для пятиклассника – общение и мнение сверстников.
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Наиболее типичные проявления дезадаптации:
нарушение сна;
нарушение аппетита;
жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
навязчивые движения (подергивание мышц, покашливание, обкусывание ногтей )
нарушение темпа речи (запинки).
невротические расстройства,
астенические состояния (снижение массы тела, бледность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость )
снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).
снижение учебной мотивации.
снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.
Признаки успешной адаптации:
положительное отношение к школе;
адекватно воспринимает требования учителя;
легко усваивает новый учебный материал;
прилежно выполняет задания без внешнего контроля;
проявляет самостоятельность;
имеет хороший статус в коллективе.
Знакомство с рекомендациями:
Как помочь ребенку?
1.Соблюдайте режим дня: Ребенок должен иметь полноценный сон и питание, прогулки, посильную физическую нагрузку (упражнения, игры, интересную для него домашнюю работу), а также отдых и свободное время. Постарайтесь выделить ребенку в доме его личную территорию – свою комнату или, хотя бы, свой уголок, где он хозяин. Также ребенку необходимо личное время, в которое он может заниматься тем, чем хочется именно ему.
2. Провожайте ребенка в школу доброжелательно: Старайтесь провожать ребенка в школу добрыми словами и пожеланиями удачи и успехов, не предъявляя при этом требований. Встречая ребенка после школы, не приставайте к нему с расспросами, но дайте понять, что вас интересует его школьная жизнь и вы всегда можете поговорить и выслушать.
3. Учите ребенка выражать свои чувства: Когда вы разговариваете с ребенком, в центре ваших высказываний должно быть описание чувств, эмоций, переживаний. Нужно помочь ребенку узнать и понять свои чувства, чтобы он мог самостоятельно оценить их. Умение выразить чувства – условие для того, чтобы держать их под контролем.
4. Не требуйте, а предлагайте:Все, что вы хотите – выражайте в форме предложений и сотрудничества. Обсуждайте все с ребенком и предоставляйте ему возможность самому принять окончательное решение.
5. Хвалите ребенка:Основное поощрение для ребенка – похвала. Когда вы хвалите ребенка, обязательно описывайте последствия и результаты, усилия ребенка. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте только предыдущие достижения. Например: ты сегодня написал намного аккуратнее, чем вчера.
6. Дайте школьнику возможность самому оценить последствия своих поступков:Если ребенок совершил какой-то негативный поступок, постарайтесь дать ребенку возможность самому проанализировать последствия своих действий. Когда вы высказываете свое мнение, не оценивайте личность и характер ребенка. Ни в коем случае не давайте никаких диагнозов и прогнозов на будущее.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований: Завышенные ожидания родителей являются источником повышенной тревожности и для ребенка и для самих родителей. Попробуйте проанализировать свои требования к ребенку и понять, что для вас важнее: отличные оценки или здоровье и хорошее настроение ребенка, ваши доверительные с ним отношения.
8. Спокойствие, только спокойствие:Ваше терпение и оптимизм, ваше спокойствие и уверенность придадут уверенность в своих силах и вашему ребенку.
Психолог отвечает на вопросы, волнующие родителей (индивидуально или в группе – по желанию)
Педагог-психолог: Петросян Жанна Гамлетовна
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Консультация для педагога: «Помощь ребенку первого класса в адаптации к школе»
Общие сведения об адаптации.
Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями личности школьника будет характеризовать весь период школьного возраста.
Адаптация (лат. adapto – приспособляю) – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие «готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам.
Многие родители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать до 100, они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении. Совсем недавно, ребенок хотел идти в школу, в процессе подготовки к школе показывал хорошие результаты и вдруг… При встрече с учителем, вы узнаете, что и в школе не без проблем.
При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка, ведущей деятельностью становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра.
Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.
Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений с людьми.
Этапы школьной адаптации
Процесс физиологической адаптации ребёнка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.
1 этап – это ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго – 3 недели.
2 этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. Продолжается данный период около 2 недели.
3 этап – это период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой.
Поэтому, чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребёнка здоровья. Продолжительность данного этапа – 1 неделя.
Продолжительность всех 3 фаз адаптации приблизительно шесть недель, т.е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются 1-4 недели.
Уровни адаптации детей к школе.
Физический и психологический компонент
Психологами выделено 3 уровня адаптации детей к школе.
Высокий уровень
- обучающийся положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно;
- учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи;
- внимательно слушает учителя;
- выполняет поручения без внешнего контроля;
- проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).
- общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
- занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень
– обучающийся положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;
- школьник понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно;
- усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
- сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны;
- бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
- готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда;
- общественные поручения выполняет добросовестно;
- дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень
- обучающийся отрицательно или индифферентно относится к школе;
- нередко жалуется на здоровье, доминирует подавленное настроение;
- наблюдаются систематические нарушения дисциплины;
- школьный материал усваивает фрагментарно;
- самостоятельная работа с учебником затруднена;
- при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;
- к урокам готовится нерегулярно, за ним необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;
- сохраняется работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха;
- для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи педагогов;
- общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
- в школе имеет мало друзей.
Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности:физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольном учреждении.
Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья.
Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:
– уровень нервно-психического и физического развития;
– показатели функционирования основных систем организма;
– уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.
На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей:
Первая группа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.
Вторая группа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.
Третья группа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.
Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.
По состоянию здоровья ребенка, можно предположить, с какими проблемами адаптации он столкнется и что надо обязательно учитывать, в самом начале процесса обучения.
Родителям, необходимо помнить, что для многих детей, относящихся к группе риска по состоянию здоровья, противопоказано: обучение в школе-гимназии, пребывание в группе продленного дня, активное посещение кружков и секций сразу по нескольким направлениям.
Главная задача родителей - поддерживать здоровый баланс между отдыхом и нагрузкой, в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это предполагает установление режима дня, правильного распределения энергозатрат. Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы.
Психологическая готовность к обучению в школе включает:
– развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой;
– развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);
– саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию;
– вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения);
Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность «внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию.
Данный параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Важно, чтобы школьник не пасовал перед трудностями, не отказывался от достижения намеченной цели, если на пути к ее достижению встречаются препятствия.
Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность.
Поэтому психолог дает рекомендации родителям по сопровождению будущего первоклассника, правильному оказанию помощи в обучении, формированию необходимых умений и навыков, упущенных в период дошкольной подготовки. Родителям не надо бояться услышать, что у ребенка что-то не так, как хотелось бы к школе.
Если вы получите информацию – сможете своевременно принять меры и помочь своему ребенку, не дожидаясь школьной неуспеваемости, не допуская развития школьной тревожности и дезадаптации.
Как показывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо:
– провести диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному обучению;
– определить факторы риска школьной дезадаптации;
– получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей и в случае необходимости - психолога.
Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим возможностям первоклассников.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.
Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры с правилами, также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.
Помните, что шестилетка - маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых. Ребенок - равное нам существо, что он не готовится к жизни, а живет полнокровной жизнью, возможно, гораздо более насыщенной и интересной, чем наша.
Рекомендации:
1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.
обеспечить своевременную смену видов деятельности;
не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.
Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) - залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.
Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.
Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.
Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Консультация: «Дезадаптация. Помощь ребенку с дезадаптацией»
Цель: способствовать преодолению детьми 1 класса дезадаптации через знакомство родителей с данным понятием и методами её коррекции.
Участники: родители обучающихся 1 класса.
Ход занятия:
Вступительное слово.
Знакомство с результатами диагностики уровня адаптации обучающихся 1 класса.
Знакомство с понятием «дезадаптация»
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Его психика в этот период испытывает определенную нагрузку, так как резко изменяется привычный образ жизни ребенка и усиливаются требования, предъявляемые со стороны родителей и учителей. В связи с этим могут возникнуть адаптационные затруднения. Период адаптации в школе обычно составляет от 2 до 3 месяцев. У некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Неудачи в учебной деятельности, плохие отношения со сверстниками, негативные оценки со стороны значимых взрослых приводят к напряженному состоянию нервной системы, у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность, что и ведет к школьной дезадаптации. В последние годы значительное внимание уделяется анализу дезадаптации, возникающей у детей в связи с началом школьного обучения. Эта проблема привлекает к себе внимание, как врачей, так и психологов и педагогов.
В данной статье мы рассмотрим собственно понятие дезадаптации, её причины, типы и основные проявления; подробно раскроем клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации, предложим методика определения уровня дезадаптации первоклассника; определим направление и содержание коррекционной работы.
Понятие дезадаптации.
Проблема дезадаптации давно исследуется в педагогике, психологии и социальной педагогике, но в качестве научного понятия "школьная дезадаптация" пока не имеет однозначного толкования. Остановимся на точке зрения, которая рассматривает школьную дезадаптацию как вполне самостоятельный феномен.
Вроно М.Ш «Под школьной дезадаптацией (ШД) понимают нарушения приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами» (1984).[1]
Северный А.А., Иовчук Н.М. «ШД - это невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» (1995).[1]
С.А. Беличева «Школьная дезадаптация - это совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным» [2].
Можно пользоваться и таким определением:
Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.[7]
Определены периоды обучения, в которые школьная дезадаптация регистрируется наиболее часто:
- начало обучения в школе (1-й класс);
- переход из младшей школы в среднюю (5-й класс);
- окончание средней школы (7-й – 9-й классы).
По Л.С. Выготскому временные границы возрастных «кризов» сопоставимы с двумя периодами обучения (1-й класс и 7-й – 8-й классы), «…в которые преимущественно наблюдается школьная несостоятельность, а увеличение количества не справившихся с обучением в 5-м классе обусловлено, по-видимому, не столько онтогенетически-кризисным, столько психогенным («смена жизненного стериотипа») и прочими причинами». [3]
Причины школьной дезадаптации.
Независимо от определения выявляют основные причины школьной дезадаптации.
Общий уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья, развитие психических функций. По психофизиологическим характеристикам ребенок может быть просто не готов к обучению в школе.
Особенности семейного воспитания. Это и отвержение ребенка родителями и гиперопека ребенка. Первое влечет за собой негативное отношение ребенка к школе, непринятие норм и правил поведения в коллективе, второе – неприспособленность ребенка к школьным нагрузкам, непринятие режимных моментов.
Специфика организации учебного процесса, не учитывающего индивидуальные различия детей и авторитарный стиль современной педагогики.
Интенсивность учебных нагрузок и сложность современных образовательных программ.
Самооценка младшего школьника и стиль взаимоотношений с близкими значимыми взрослыми.
Типы школьной дезадаптации
В настоящее время рассматриваются три основных типа проявления ШД:
1. Когнитивный компонент ШД. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту ребенка (хроническая неуспеваемость, недостаточность и отрывочность общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков).
2. Эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД. Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогами, а также перспективам, связанным с учебой .
3. Поведенческий компонент ШД. Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (конфликтность, агрессивность).
У большинства детей, имеющих школьную дезадаптацию, достаточно четко могут быть прослежены все три приведенных компонента. Однако преобладание среди проявлений школьной дезадаптации того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и этапов личностного развития, а с другой – от причин, лежащих в основе формирования школьной дезадаптации. [4]
Основные проявления школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация у ребенка имеет ряд проявлений. Одно или совокупность их дает тревожный сигнал родителям и педагогам.
1.Неуспешность в обучении, отставание от школьной программы по одному или нескольким предметам.
2.Общая тревожность в школе, боязнь проверки знаний, публичного выступления и оценивания, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность, растерянность при ответах.
3. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками: агрессия, отчужденность, повышенная возбудимость и конфликтность.
4.Нарушения во взаимоотношениях с учителями, нарушения дисциплины и неподчинение школьным нормам.
5. Личностные нарушения (чувство собственной неполноценности, упрямство, страхи, сверхчувствительность, лживость, уединенность, угрюмость).
6. Неадекватная самооценка. При высокой самооценке - стремление к лидерству, обидчивость, высокий уровень притязаний одновременно с неуверенностью в себе, уклонение от трудностей. При низкой самооценке: нерешительность, конформизм, безынициативность, несамостоятельность.
Любое проявление ставит ребенка в тяжелые условия и, как следствие, ребенок начинает отставать от своих сверстников, его талант не может раскрыться, нарушается процесс социализации. Зачастую в таких условиях закладывается фундамент будущих "трудных" подростков.
Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации.
Причины ШД изучали путем неврологического и нейропсихологического обследования.
Одним из основных факторов, способствующих формированию ШД, являются нарушения функций ЦНС (центральной нервной системы), возникающие вследствие различных неблагоприятных воздействий на развивающийся мозг. В ходе неврологического обследования проводили беседы с ребенком и его родителями, анализ патологии во время беременности и родов у матери ребенка, характер его раннего психомоторного развития, сведения о перенесенных им заболеваниях, изучение данных поликлинических карт. Во время нейропсихологического обследования у детей оценивали общий уровень интеллектуального развития и степень сформированности высших психических функций: речи, памяти, мышления. В основе нейропсихологического исследования лежала методика А.Р.Лурии, адаптированная для детского возраста.[5]
Согласно результатам проведенного обследования выявили следующие причины ШД:
1.Наиболее распространенной причиной ШД оказались минимальные мозговые дисфункции (ММД) и дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).
2. Неврозы и невротические реакции. Ведущими причинами невротических страхов, различных форм навязчивостей, соматовегетативных нарушений, острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками.
3. Неврологические заболевания, в том числе с мигренью, эпилепсией, детским церебральным параличом, наследственными заболеваниями, перенесенный менингит.
4. Дети, страдающие психическими заболеваниями, в том числе умственной отсталостью (особое место среди первоклассников, которая не была диагностирована в дошкольном возрасте), аффективными расстройствами, шизофренией.
Проведенное исследование показало высокую информативность комплексного неврологического и нейропсихологического исследований в объективизации причин школьной дезадаптации. Не вызывает сомнения, что основная часть детей, имеющих ШД, нуждается в наблюдении и лечении у невролога. Лечение ММД и СДВГ, являющихся самой частой причиной ШД, должно проводиться в комплексе и быть комплексным и обязательно включать методы психотерапии и психолого-педагогической коррекции.
Психологическая дезадаптация.
Существует проблема психологической дезадаптации. Она связана с особенностями организации психических процессов ребенка. В условии урока ребенок оказывается в ситуации дезадаптации, так как успешное выполнение заданий происходит у ребенка только в тех условиях выполнения, к которым адаптирована его психика. На уроке такие дети чувствуют себя плохо, так как они не готовы к усвоению знаний в условиях обычного урока, а предъявляемые требования он не в состоянии выполнять.
Рассмотрев положения Л.С. Выготского «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва – социальном, потом – психологическом , сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли... За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей» [3] можно рассмотреть и процесс формирования подобных психологических проблем детей. Психика ребенка адаптируется к существующему типу взаимодействия со взрослыми (прежде всего с родителями), т.е. произвольные психические процесс ребенка так организуются, чтобы обеспечивать успешное выполнение его деятельности именно в условиях существующих социальных взаимоотношений.
Психологические проблемы дезадаптации ребенка могут сформировать и способствовать любые индивидуальные занятия с ним, если методика их проведения существенно отличается от урочных.
Для повышения эффективности обучения ориентир только на индивидуальные особенности его личности (внимание, усидчивость, утомляемость, своевременные замечания, привлечение внимания, помощь в организации ребенку организоваться и т.д.). Психика ребенка адаптируется к подобному процессу обучения и в условиях массового обучения в классе ребенок не может самостоятельно организовывать себя и нуждается в постоянной поддержке.
Гиперопека и постоянный контроль родителей при выполнении домашних заданий нередко приводят к психологической дезадаптации. Психика ребенка адаптировалась к такой постоянной помощи и дезадаптировалась по отношению к урочным взаимоотношениям с учителем.
Важную роль играет обеспечение комфортности обучения.С точки зрения психологов, комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате его взаимодействия с внутренней средой. Педагоги считают комфорт характеристикой организации внутришкольной среды и образовательной деятельности школьника в результате реализации его способностей и возможностей, удовлетворения от учебной деятельности, полноценное общение с учителем и ровесниками. В психологическом педагогическом процессе у всех его участников возникают положительные эмоции, которые становятся движущей силой поведения ученика и благоприятно влияют на учебную среду и коммуникативное поведение ребенка. Если же эмоция неприятия постоянна для первоклассника, то у него формируется стойкая дезаптация к школьной жизни в целом..
Психологическая дезадаптация детей может сформироваться при групповых занятиях, если на занятиях слишком много игровых моментов, они полностью построены на интересе ребенка, позволение слишком вольного поведения и др. У выпускников логопедических детских садов, дошкольных учреждений, занимающихся по методикам Марии Монтессори, «Радуга». Эти дети имеют лучшую подготовку, но практически все из них испытывают проблемы в адаптации к школе, и вызвано это прежде всего их психологическими проблемами. Эти проблемы сформированы так называемыми льготными условиями обучения - обучению в классе с малой численностью учащихся. Они привыкли к повышенному вниманию педагога, ждут индивидуальной помощи, практически не способны самоорганизовываться и ориентироваться на учебный процесс. Можно сделать вывод, что если для обучения детей на какой-то период им создаются льготные условия, то происходит их психологическая дезадаптация к обычным условиям обучения.
Детям, находящимся в ситуации психологической дезадаптации необходима помощь родителей, учителя и психолога.
Методика определения уровня дезадаптации.
Современные психологи предлагают различные методики определения уровня дезадаптации первоклассников. Одним из интереснейших опросников предлагает методика Л.М.Ковалевой и Н.Н.Тарасенко, адресованная учителям начальной школы. Опросник помогает систематизировать представления о ребенке, начинающем учиться в школе. Он состоит из 46 утверждений, 45 из которых касаются возможных вариантов поведения ребенка в школе, а один – участия родителей в воспитании. [6]
Вопросы опросника:
Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками.
Ученик не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (дни недели, сказки и т.д.)
У первоклассника плохо развиты мелкие мышцы рук (испытывает трудности при письме)
Ученик пишет правой рукой, но со слов родителей переученный левша.
Первоклассник пишет левой рукой.
Часто бесцельно двигает руками.
Часто моргает.
Ребенок сосет пальцы или ручку.
Ученик иногда заикается.
Грызет ногти.
У ребенка маленький рост и хрупкое телосложение.
Ребенок явно «домашний», любит когда его гладят, обнимают, нуждается в доброжелательной обстановке.
Ученик очень любит играть, играет даже на уроках.
Складывается впечатление, что ребенок младше других, хотя по возрасту их ровесник.
Речь инфантильна, напоминает речь 4*5 летнего ребенка.
Ученик чрезмерно беспокоен на уроке.
Ребенок быстро примирятся с неудачами.
Любит шумные, подвижные игры на перемене.
Не может долго сосредотачиваться на одном задании. Всегда старается сделать все побыстрее, не заботясь о качестве.
После физпаузы или интересной игры ребенка невозможно настроить на серьезную работу.
Ученик долго переживает неудачи.
При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, то он может ответить хорошо.
Очень долго выполняет любое задание.
Домашние задания выполняет намного лучше классных работ (очень существенная разница по сравнению с другими детьми).
Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
Ребенок часто не может повторить за учителем самый простой материал, хотя демонстрирует отличную память , когда речь идет об интересующих его вещах (знает марки машин, но не может повторить простое правило).
Первоклассник требует к себе постоянное внимание со стороны учителя. Почти все делает после персонального обращения «Пиши!»
Допускает много ошибок при списывании.
Чтобы отвлечься от задания, достаточно малейшей причины (скрипнула дверь, что-то упало и т.д.)
Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
Ученик никогда ничего не сделает сверх положенного минимума, не стремиться что-то узнать, рассказать.
Родители жалуются, что с трудом усаживают ребенка за уроки.
Такое впечатление, что на уроках ребенку плохо, он оживает только на переменах.
К выполнению заданий ребенок не любит прилагать никаких усилий. Если что-то не получается, бросает, находит себе оправдания (болит живот).
У ребенка не совсем здоровый вид (худенький, бледный).
К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
Если что-то не получается, то ребенок раздражается, плачет.
Ученик плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем отключиться, бросить работу.
Первоклассник часто жалуется на головную боль, на усталость.
Ребенок почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно и требует сообразительности.
Ответ ученика становиться лучше, если есть опора на внешние объекты (считает пальцы и т.д.).
После объяснения учителем не может выполнить аналогичное задание.
Ребенок затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
Первоклассник часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
Такое впечатление, что ученику трудно понять объяснение так как основные понятия и навыки у него не сформированы.
По данной методике учитель заполняет бланк ответов, в котором вычеркиваются номера фрагментов поведения, характерных для конкретного ребенка.
При обработке вычеркнутый номер слева – 1 балл, справа – 2 балла. Максимальная сумма – 70 баллов. Коэффициент дезадаптации рассчитывается по формуле: К=n/ 70 х 100, где n- количество баллов первоклассника. Анализ полученных результатов:
0-14 - соответствует нормальной адаптации первоклассника
15-30 – свидетельствует о средней степени дезадаптации.
Выше 30 – указывает на серьезную степень дезадаптации. При показателе выше 40 ученик, как правило, нуждается в консультации психоневролога.
Коррекционная работа.
Научные исследования показали, что в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых воникают трудности в период адаптации. Как помочь этим детям? Как построить коррекционную работу с дезадаптированными детьми? Для решения проблемы школьной дезадаптации ребенка в социально-педагогическую деятельность должны включиться и родитель, и психолог, и учитель.
Психолог, исходя из выявленных конкретных проблем ребенка составляет индивидуальные рекомендации по коррекционной работе с ним.
Родителямнеобходимо соблюдать контроль за усвоением им учебного материала и индивидуальное объяснение дома того, что ребенок упустил на уроках, так как психологическая дезадаптация проявляется прежде всего в том, что ребенок не может эффективно усваивать учебный материал на уроке, поэтому, пока его психика не адаптировалась к условиям урока, важно не допустить его педагогического отставания.
Учительсоздает ситуацию успеха на уроке, комфортность в ситуации урока, помогает организовать в классе личностно-ориентированный подход. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Необходимо создание доверительной, искренней эмоциональной обстановки в классе.
В обеспечение комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса – учителя и родители. Личностные качества педагога, сохранение тесных эмоциональных контактов детей с близкими взрослыми, дружелюбное конструктивное взаимодействие педагога и родителей – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве – в школе.
Сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у ребенка. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим.
Общие рекомендации:
1. Уделять ребенку больше внимания: наблюдать, играть, советовать, но меньше воспитывать.
2. Устранять недостаточную подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика -следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя). Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.
3. Завышенные ожидания родителей формируют низкую самооценку, неуверенность в себе. У ребенка возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность , а это путь к хронической неуспешности, к торможению развития. Любой реальный успех должен быть оценен искренне и без иронии родителями.
4. Не сравнивать посредственные результаты ребенка с достижениями других, более успешных, учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.
5. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.). В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.
6. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя: если ты научился делать это хорошо, то постепенно научишься всему остальному.
7. Помнить, что любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение ребенка.
Заключение.
Адаптацияк школе - многоплановый процесс. ШД — весьма распространенное явление среди учащихся начальных классов. В случае успешной адаптации к школе ведущей деятельностью младшего школьника постепенно становится учебная, пришедшая на смену игровой. В случае дезадаптации ребенок оказывается в дискомфортном состоянии, он буквально исключает себя из учебного процесса, испытывает отрицательные эмоции, блокирует познавательную активность, и, в итоге, тормозит его развитие.
Поэтому, одной из основных задач по обеспечению благополучного протекания адаптационного периода ребенка для учителя является обеспечение преемственности в развитии умений, навыков и способов деятельности, проведения анализа сформированных умений и определения, в случае необходимости, необходимых путей коррекции.
При правильном определении конкретных индивидуальных проблем дезадаптированного ребенка и совместных усилий психолога, учителя и родителей, изменения у ребенка обязательно происходят и он действительно начинает адаптироваться к условиям обучения в школе.
Самый важный результат помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя). Когда учеба приносит детям радость, тогда школа не является проблемой.