Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к новым условиям.
Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к новым условиям.
Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к новым условиям.
Для успешного обучения необходимо учитывать особенности адаптации детей к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному.
Большинство детей (70-80 %) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. За это время ребенок привыкает к новому коллективу, лучше узнает своих одноклассников, обретает друзей; У него преобладает положительное отношение к школе: хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 20-10 %) требуется больше времени для адаптации. У них в течение 4-5 месяцев пребывания в школе преобладает игровая деятельность, а не учебная. Эти дети часто ссорятся со сверстниками, капризничают, жалуются, плачут; не выполняют требования учителя. Им тяжело дается усвоение школьной программы.
Так же есть дети (5-10 %) у которых процесс адаптации более длительный (до одного года). У таких детей отрицательно-негативное отношение к школе: негативные формы поведения, устойчивые отрицательные эмоции, нежелание учиться и посещать школу. Одноклассники с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать. Такое отношение вызывает новую реакцию протеста. Дети ведут себя вызывающе, мешают проводить урок, задирают других детей и т.д.
Наиболее напряженными для всех первоклассников является первый месяц обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.
Рекомендации родителям:
Не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее необходимо делать перерыв не менее 15 минут.
Учите ребенка не переписывать несколько раз домашнее задание, а работать сразу чисто и аккуратно. Так как ребенок на первой стадии выполнения задания вкладывает все силы и старания.
Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Будьте помощником ребенку, но не выполняйте за него задание. Поощряйте успехи. Неудачи обсуждайте позитивно («Ты молодец, у тебя обязательно получится, если ты постараешься и.т.д)
Если ребенок не оправдал ваших ожиданий – не наказывайте его, не сравнивайте с другими детьми (особенно в присутствии других детей).
Детям очень сложно дотянуться до той планки, которую мы им ставим. Бесспорно, проще требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!»
Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.
Помощь детям должна осуществляться по трем направлениям:
• организация режима дня;
• контроль за выполнением домашних заданий;
• развивайте самостоятельность.
Организация режима дня.
Организация режима дня позволяет ребенку:
• легче справиться с учебной нагрузкой;
• защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; в течение дня бывал на свежем воздухе, занимался спортом. Так же желательно, чтобы ребенок, читал книги. Читающий ребенок быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей.
Важный вопрос в организации режима дня — это организация досуга. Необходимо не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.
Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.
2- Контроль за выполнением домашнего задания.
Контроль должен быть систематическим, ненавязчивым, тактичным.
На первых порах ребенок нуждается в вашей помощи (напомнить об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним). Необходимо своевременно оказывать помощь. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться. Важно контролировать не конечный продукт его труда, а сам процесс.
Интересуйтесь школьной жизнью ребенка: что изучал, как понял материал, как может объяснить, доказать те действия, что выполнял и.т.д.
Важно учить ребенка анализировать, доказывать, размышлять самостоятельно, приучать к планированию предстоящей работы. Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком- следите за тем, что бы он ни в коем случае не отвлекался во время работы. Вы должны приободрить его: « Не торопись. Смотри, как ты красиво и хорошо написал. Молодец! Ну-ка еще постарайся одну написать, чтобы еще лучше вышло» и.т.д. Не раздражайтесь, не нервничайте, проявите терпение. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учитель видел, что ребенок старался. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.
3- Развитие самостоятельности.
При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. Учите выделять учебную задачу. Т.к выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая ребенку помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как надо преодолевать трудности в учении и приучать ребенка ко все большей и большей самостоятельности.
Помните: ребенок - это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям по адаптации первоклассника к новым условиям. »
Рекомендации родителям по адаптации
первоклассника к новым условиям.
Для успешного обучения необходимо учитывать особенности адаптации детей к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному.
Большинство детей (70-80 %) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. За это время ребенок привыкает к новому коллективу, лучше узнает своих одноклассников, обретает друзей; У него преобладает положительное отношение к школе: хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 20-10 %) требуется больше времени для адаптации. У них в течение 4-5 месяцев пребывания в школе преобладает игровая деятельность, а не учебная. Эти дети часто ссорятся со сверстниками, капризничают, жалуются, плачут; не выполняют требования учителя. Им тяжело дается усвоение школьной программы.
Так же есть дети (5-10 %) у которых процесс адаптации более длительный (до одного года). У таких детей отрицательно-негативное отношение к школе: негативные формы поведения, устойчивые отрицательные эмоции, нежелание учиться и посещать школу. Одноклассники с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать. Такое отношение вызывает новую реакцию протеста. Дети ведут себя вызывающе, мешают проводить урок, задирают других детей и т.д.
Наиболее напряженными для всех первоклассников является первый месяц обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.
Рекомендации родителям:
Не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее необходимо делать перерыв не менее 15 минут.
Учите ребенка не переписывать несколько раз домашнее задание, а работать сразу чисто и аккуратно. Так как ребенок на первой стадии выполнения задания вкладывает все силы и старания.
Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Будьте помощником ребенку, но не выполняйте за него задание. Поощряйте успехи. Неудачи обсуждайте позитивно («Ты молодец, у тебя обязательно получится, если ты постараешься и.т.д)
Если ребенок не оправдал ваших ожиданий – не наказывайте его, не сравнивайте с другими детьми (особенно в присутствии других детей).
Детям очень сложно дотянуться до той планки, которую мы им ставим. Бесспорно, проще требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!»
Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.
Помощь детям должна осуществляться по трем направлениям:
• организация режима дня;
• контроль за выполнением домашних заданий;
• развивайте самостоятельность.
Организация режима дня.
Организация режима дня позволяет ребенку:
• легче справиться с учебной нагрузкой;
• защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; в течение дня бывал на свежем воздухе, занимался спортом. Так же желательно, чтобы ребенок, читал книги. Читающий ребенок быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей.
Важный вопрос в организации режима дня — это организация досуга. Необходимо не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.
Необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.
2- Контроль за выполнением домашнего задания.
Контроль должен быть систематическим, ненавязчивым, тактичным.
На первых порах ребенок нуждается в вашей помощи (напомнить об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним). Необходимо своевременно оказывать помощь. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться. Важно контролировать не конечный продукт его труда, а сам процесс.
Интересуйтесь школьной жизнью ребенка: что изучал, как понял материал, как может объяснить, доказать те действия, что выполнял и.т.д.
Важно учить ребенка анализировать, доказывать, размышлять самостоятельно, приучать к планированию предстоящей работы. Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком- следите за тем, что бы он ни в коем случае не отвлекался во время работы. Вы должны приободрить его: « Не торопись. Смотри, как ты красиво и хорошо написал. Молодец! Ну-ка еще постарайся одну написать, чтобы еще лучше вышло» и.т.д. Не раздражайтесь, не нервничайте, проявите терпение. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учитель видел, что ребенок старался. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.
3- Развитие самостоятельности.
При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. Учите выделять учебную задачу. Т.к выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая ребенку помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как надо преодолевать трудности в учении и приучать ребенка ко все большей и большей самостоятельности.
Помните: ребенок - это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.