kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Юный экскурсовод"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу программы «Юный экскурсовод» заложена идея воспитания школьников, формирования чувства сопричастности к экскурсионной и анимационной деятельности. Познание детьми азов  экскурсионной деятельности – не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями и умениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Юный экскурсовод"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Гимназия № 30 имениМузалеваН.Д.»





Рабочая программа

развивающего курса,

реализующегося в рамках внеурочной деятельности




«Юный экскурсовод»


6 класс

1 год

(срок реализации)





Автор программы:

Литвинова А.В.,

Учитель истории и обществознания








Обсуждена и согласована

На методическом объединении

Учителей истории и обществознания

Протокол №1


Принята на педагогическом совете

Протокол № 1

От «____»_________________2016 г.







ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


В основу программы «Юный экскурсовод» заложена идея воспитания школьников, формирования чувства сопричастности к экскурсионной и анимационной деятельности в туризме. Познание детьми азов экскурсионной деятельности – не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями; это труд не только творческий, наполненный радостью, но и упорный, направленный на достижение определённого результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относиться к достижениям и поражениям.

Программа «Юный экскурсовод» нацеливает ребят на освоение знаний о героическом прошлом России, истории родного края и школы, о духовных ценностях, о музеях, театрах, ораторском мастерстве, экскурсионном деле, которое требует умения владеть собой, прислушиваться к мнению окружающих, демонстрировать свой творческий потенциал.



Пояснительная записка


Одной из важнейших задач любого государства является формирование личности, будущего гражданина. Подростковый период – лучшая пора жизни человека. Это время отведено ему для познания основ наук, формирования гражданских и нравственных качеств, общения, дружбы и развития личности. Одним из методов формирования личности является привлечение школьников к экскурсионной деятельности. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – умственное, эстетическое, нравственное. Экскурсия - это и инструмент социализации, культурной адаптации, профессиональной ориентации юных граждан. Развитие экскурсионного дела в нашей стране непрерывно связано с дальнейшим совершенствованием форм и средств социального культурно-нравственного воспитания личности.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. На занятиях особое место отводится правильному показу экскурсионного объекта, рассказу, развитию речи, дикции, темпа и ее ритма. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.


Настоящая образовательная программа ставит перед собойцель – формировать личность через организацию экскурсионной деятельности. Задачами программы являются:

- расширить кругозор учащихся в определенных отраслях знаний;

- воспитать гражданственность, любовь к своей малой Родине;

- приобщить учащихся к культурно-историческим ценностям;

- развить мотивацию личности к познанию и творчеству;

- повысить уровень научности обучения;

- укрепить научную связь с практикой;

- научить последовательно и правильно излагать изучаемый материал;

- повысить культуру общения;

- выработать достаточно прочные знания грамотного письма и изложения текста;

- применение полученных знаний в социальной жизни,

- утверждение личности школьников.


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

По завершении освоения программы «Юный экскурсовод» выпускник ДОЛЖЕН:


Знать:


  • основные понятия и определения сферы экскурсионной деятельности;


  • различные экскурсионные маршруты.


Уметь:



  • приобретать первоначальные навыки экскурсионной деятельности;


  • работать с информационными источниками;


  • отбирать экскурсионные объекты;


  • составлять экскурсионный маршрут;


  • составлять тексты экскурсий.


Приобрести навыки:


  • работы с объектами краеведения;


  • работы с краеведческой литературой;


  • проведения анализа роли ораторского мастерства и актерского искусства в анимационной программе.


Формы работы по программе:

  • беседы;

  • экскурсии;

  • исследовательская работа;

  • поисковая работа;

  • практикумы;

  • конкурсы








Тематическое планирование программы





Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Экскурсия, ее сущность, введение в профессию экскурсовод


1

1

-

-

2

Экскурсионные маршруты


2

1

1

3

Музеи моего города

3

-

3

4

Методика проведения экскурсий

2

1

1

5-6

 «Я поведу тебя в музей»:

Подготовка экскурсий в школьном музее

Проведение экскурсий в школьном музее


3

1


2

6-

7

ораторское мастерство и актерское искусство

Методы подготовки к публичному выступлению

3

1

2

8

Методика сбора источников

2

1

1

9

Краеведение и экскурсионное дело

2

1

1

10

Что дает наш край (промышленные и сельскохозяйственные объекты Карелии)

2


2

11

Разработка экскурсии «Память» (по памятникам погибшим воинам-землякам в годы войны)

3


3

12

Топонимика и экскурсионное дело

Творческая работа «Загадочный мир названий».

2


2

13

Разработка экскурсии «И у нас были храмы» (по церквям и соборам Карелии)

2


2

14

Разработка заочной экскурсии «В русской избе»

2


2

14

История набережной Петрозаводска

3

1

2

15

Коллективная работа «На память музею от нас»

1


1



«Учимся передавать свои знания другим ребятам»

2


2


ИТОГО: при нагрузке 1 ч. в неделю


35

8

27


























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




1.Экскурсия, ее сущность, введение в профессию экскурсовод


Экскурсия как целенаправленное изучение объектов в естественной среде под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода).

Признаки экскурсии: наличие объектов, экскурсионной группы, экскурсовода, продолжительность во времени.

Классификация экскурсий: по содержанию (обзорные и тематические); по способу передвижения (пешеходные, автобусные, теплоходные и т. д.); по месту проведения (городские, загородные); по составу участников (для местного населения, иногородних школьников, пенсионеров, молодежи и т. д.); по продолжительности (однодневные, многодневные).


2. Экскурсионные маршруты

Экскурсионный маршрут как путь следования экскурсионной группы (пешеходный, автобусный), связанный с процессом показа.

Особенности построения маршрута в зависимости от темы экскурсии. Требования, предъявляемые к составлению маршрута: экономия времени, недопустимость повторных проездов по одному и тому же месту, переход от одного объекта к другому не должен превышать 10 минут. Обход маршрута, задачи при организации обхода (объезда): ознакомление с улицами, площадями, с экскурсионными объектами, определение места, где и как поставить группу по отношению к объекту, определение места остановки автобуса и места стоянки автобуса, хронометраж времени.

Схема экскурсионного маршрута: составление индивидуального плана экскурсии по маршруту.


Тема семинарного занятия

Составление маршрута экскурсии «Мой город родной». Разработка экскурсии «По тихой улице пройду». В процессе занятия учащиеся рисуют план Петрозаводска, отбирают экскурсионные объекты по теме экскурсии, наносят их на схему, определяют начало, остановки и место окончания экскурсии, указывают на схеме направление движения экскурсионной группы. Составляют варианты маршрутов в зависимости от погоды, состава группы, непредвиденных обстоятельств.


Практическое занятие: знакомятся с улицами, площадями города, изучают экскурсионные объекты, определяют места остановки группы у объекта




3.Музеи моего города

Учащиеся готовят доклады о каком-либо музее города (профиль музея, история создания, экспозиция музея, самый интересный объект экспозиции).


Практическое занятие: по выбору преподавателя для учащихся проводится экскурсия в музей.

4. Методика проведения экскурсий

Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы экскурсии.

Изучение литературных, архивных, статистических источников информации.

Составление карточек об объектах.

Знакомство с материалами музеев.

Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Составление маршрута. Объезд (обход) маршрута.

Подготовка контрольного текста экскурсии.

Практическое занятие:Игра «Турфирма»составление маршрута экскурсии по объектам Карелии

5.Подготовка экскурсий в школьном музее. Проведение экскурсий в школьном музее

Знакомство с школьными экспозициями, музейными фондами.

По выбору преподавателя с учетом интересов учащихся распределяются темы, и учащиеся самостоятельно проводят экскурсию по музею с использованием анимационных элементов (чтение стихов, использование музыкальных произведений, русских народных песен, демонстрация народных костюмов края, исполнение отрывков театральных постановок и т.д.).


6.ораторское мастерство и актерское искусство. Методы подготовки к публичному выступлению

История и традиции ораторского мастерства и актерского искусства

Актер – носитель специфики театрального искусства. Отличительные особенности театрального искусства античной Греции, эпохи Средних веков, Возрождения, Классицизма, Просвещения. Российское актерское искусство: скоморохи, народная драма, раек, вертеп, медвежья забава, Петрушка.

Изучение ораторских выступлений.Профессиональные требования к специалисту-экскурсоводу.

Развитие уверенности в себе

Природа человеческого действия. Искусство владения эмоциями. Логика действий. Задача на физическое действие. Развитие интуиции. Техника сохранения уверенности в себе. Методы преодоления страха. Виды подготовки к выступлению. Преимущества и недостатки заученной наизусть речи или речи по записи. Зависимость от текста. Методы развития импровизации. Методы развития интуиции. Артистический тренинг (психологический)

Практическое занятие:

Работа над выступлением, ролью – работа по перевоплощению в ху-дожественный образ. Приемы внутреннего перевоплощения: изменение логики поступков, манеры поведения. Фантазия и копирование поведения прототипов как средства внутреннего перевоплощения.

8. Методика сбора источников

Основной метод краеведения – сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых, произведений фольклора, местных карт, газет, журналов, других источников. Изучение и обобщение полученной информации, обработка библиографических данных, составление докладов, рефератов, подготовка и проведение звукозаписей, выступлений участников и очевидцев исторических событий, поисковая и исследовательская деятельность и др.

Практическое занятие:

Составление коллажа, стенгазеты по туристическому объекту с использованием различных источников информации.

4. Краеведение и экскурсионное дело

Использование краеведческих материалов в экскурсионной деятельности

Краеведческий характер экскурсий. Связь содержания экскурсий с историей, развитием народного хозяйства, культурой, наукой, природой родного города, села, района, области, края, страны. Экскурсовод как знаток своего края, специалист по краеведению.

Практическое занятие:

Подбор, создание музейных экспонатов, раскрывающих культуру Карелии (народные промыслы, национальная одежда и т.п.)

5.«Что дает наш край»

-Знакомство с промышленными предприятиями, сельским хозяйством Карелии.

-Экскурсии на предприятия.


6.Разработка экскурсии «Память» (по памятникам погибшим воинам-землякам)

Практическое занятие:

Выбор памятных объектов и экскурсия по ним, Творческая работа «Расскажи о своем герое», посещение мест боевой славы.

6.Разработка экскурсии «И у нас были храмы» (по церквям и соборам Карелии)

7. Разработка заочной экскурсии «В русской избе»

8. История набережной Петрозаводска

Практическое занятие:

Знакомство с основными культурными объектами набережной г. Петрозаводска, составление маршрута экскурсии, сопровождается посещением данных объектов.

9. «Учимся передавать свои знания другим ребятам»

Практическое занятие:

Составление правил, памяток, отражающих основные знания, полученные в ходе изучения курса.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Юный экскурсовод"

Автор: Литвинова Анастасия Викторовна

Дата: 15.06.2016

Номер свидетельства: 334705

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Программа внеурочной деятельности  "Юные экскурсоводы""
    ["seo_title"] => string(59) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyie-ekskursovody"
    ["file_id"] => string(6) "255640"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447955912"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юные экскурсоводы»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_programma_sotsia_5"
    ["file_id"] => string(6) "618786"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1669799331"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Юный экскурсовод"
    ["seo_title"] => string(17) "iunyi_ekskursovod"
    ["file_id"] => string(6) "561334"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1603714247"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Авторская программа "Юный натуралист""
    ["seo_title"] => string(37) "avtorskaia_programma_iunyi_naturalist"
    ["file_id"] => string(6) "554201"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1593343836"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Программа работы кружка музейного дела  "Истоки" "
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-raboty-kruzhka-muzieinogho-diela-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "237249"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444253848"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства