В основу программы «Юный экскурсовод» заложена идея воспитания школьников, формирования чувства сопричастности к экскурсионной и анимационной деятельности. Познание детьми азов экскурсионной деятельности – не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями и умениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Юный экскурсовод"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Гимназия № 30 имениМузалеваН.Д.»
Рабочая программа
развивающего курса,
реализующегося в рамках внеурочной деятельности
«Юный экскурсовод»
6 класс
1 год
(срок реализации)
Автор программы:
Литвинова А.В.,
Учитель истории и обществознания
Обсуждена и согласована
На методическом объединении
Учителей истории и обществознания
Протокол №1
Принята на педагогическом совете
Протокол № 1
От «____»_________________2016 г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В основу программы «Юный экскурсовод» заложена идея воспитания школьников, формирования чувства сопричастности к экскурсионной и анимационной деятельности в туризме. Познание детьми азов экскурсионной деятельности – не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями; это труд не только творческий, наполненный радостью, но и упорный, направленный на достижение определённого результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относиться к достижениям и поражениям.
Программа «Юный экскурсовод» нацеливает ребят на освоение знаний о героическом прошлом России, истории родного края и школы, о духовных ценностях, о музеях, театрах, ораторском мастерстве, экскурсионном деле, которое требует умения владеть собой, прислушиваться к мнению окружающих, демонстрировать свой творческий потенциал.
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач любого государства является формирование личности, будущего гражданина. Подростковый период – лучшая пора жизни человека. Это время отведено ему для познания основ наук, формирования гражданских и нравственных качеств, общения, дружбы и развития личности. Одним из методов формирования личности является привлечение школьников к экскурсионной деятельности. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – умственное, эстетическое, нравственное. Экскурсия - это и инструмент социализации, культурной адаптации, профессиональной ориентации юных граждан. Развитие экскурсионного дела в нашей стране непрерывно связано с дальнейшим совершенствованием форм и средств социального культурно-нравственного воспитания личности.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. На занятиях особое место отводится правильному показу экскурсионного объекта, рассказу, развитию речи, дикции, темпа и ее ритма. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Настоящая образовательная программа ставит перед собойцель – формировать личность через организацию экскурсионной деятельности. Задачами программы являются:
- расширить кругозор учащихся в определенных отраслях знаний;
- воспитать гражданственность, любовь к своей малой Родине;
- приобщить учащихся к культурно-историческим ценностям;
- развить мотивацию личности к познанию и творчеству;
- повысить уровень научности обучения;
- укрепить научную связь с практикой;
- научить последовательно и правильно излагать изучаемый материал;
- повысить культуру общения;
- выработать достаточно прочные знания грамотного письма и изложения текста;
- применение полученных знаний в социальной жизни,
- утверждение личности школьников.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
По завершении освоения программы «Юный экскурсовод» выпускник ДОЛЖЕН:
Знать:
основные понятия и определения сферы экскурсионной деятельности;
проведения анализа роли ораторского мастерства и актерского искусства в анимационной программе.
Формы работы по программе:
беседы;
экскурсии;
исследовательская работа;
поисковая работа;
практикумы;
конкурсы
Тематическое планирование программы
№
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Экскурсия, ее сущность, введение в профессию экскурсовод
1
1
-
-
2
Экскурсионные маршруты
2
1
1
3
Музеи моего города
3
-
3
4
Методика проведения экскурсий
2
1
1
5-6
«Я поведу тебя в музей»:
Подготовка экскурсий в школьном музее
Проведение экскурсий в школьном музее
3
1
2
6-
7
ораторское мастерство и актерское искусство
Методы подготовки к публичному выступлению
3
1
2
8
Методика сбора источников
2
1
1
9
Краеведение и экскурсионное дело
2
1
1
10
Что дает наш край (промышленные и сельскохозяйственные объекты Карелии)
2
2
11
Разработка экскурсии «Память» (по памятникам погибшим воинам-землякам в годы войны)
3
3
12
Топонимика и экскурсионное дело
Творческая работа «Загадочный мир названий».
2
2
13
Разработка экскурсии «И у нас были храмы» (по церквям и соборам Карелии)
2
2
14
Разработка заочной экскурсии «В русской избе»
2
2
14
История набережной Петрозаводска
3
1
2
15
Коллективная работа «На память музею от нас»
1
1
«Учимся передавать свои знания другим ребятам»
2
2
ИТОГО: при нагрузке 1 ч. в неделю
35
8
27
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Экскурсия, ее сущность, введение в профессию экскурсовод
Экскурсия как целенаправленное изучение объектов в естественной среде под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода).
Признаки экскурсии: наличие объектов, экскурсионной группы, экскурсовода, продолжительность во времени.
Классификация экскурсий: по содержанию (обзорные и тематические); по способу передвижения (пешеходные, автобусные, теплоходные и т. д.); по месту проведения (городские, загородные); по составу участников (для местного населения, иногородних школьников, пенсионеров, молодежи и т. д.); по продолжительности (однодневные, многодневные).
2. Экскурсионные маршруты
Экскурсионный маршрут как путь следования экскурсионной группы (пешеходный, автобусный), связанный с процессом показа.
Особенности построения маршрута в зависимости от темы экскурсии. Требования, предъявляемые к составлению маршрута: экономия времени, недопустимость повторных проездов по одному и тому же месту, переход от одного объекта к другому не должен превышать 10 минут. Обход маршрута, задачи при организации обхода (объезда): ознакомление с улицами, площадями, с экскурсионными объектами, определение места, где и как поставить группу по отношению к объекту, определение места остановки автобуса и места стоянки автобуса, хронометраж времени.
Схема экскурсионного маршрута: составление индивидуального плана экскурсии по маршруту.
Тема семинарного занятия
Составление маршрута экскурсии «Мой город родной». Разработка экскурсии «По тихой улице пройду». В процессе занятия учащиеся рисуют план Петрозаводска, отбирают экскурсионные объекты по теме экскурсии, наносят их на схему, определяют начало, остановки и место окончания экскурсии, указывают на схеме направление движения экскурсионной группы. Составляют варианты маршрутов в зависимости от погоды, состава группы, непредвиденных обстоятельств.
Практическое занятие: знакомятся с улицами, площадями города, изучают экскурсионные объекты, определяют места остановки группы у объекта
3.Музеи моего города
Учащиеся готовят доклады о каком-либо музее города (профиль музея, история создания, экспозиция музея, самый интересный объект экспозиции).
Практическое занятие: по выбору преподавателя для учащихся проводится экскурсия в музей.
4. Методика проведения экскурсий
Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы экскурсии.
Изучение литературных, архивных, статистических источников информации.
Составление карточек об объектах.
Знакомство с материалами музеев.
Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Составление маршрута. Объезд (обход) маршрута.
Подготовка контрольного текста экскурсии.
Практическое занятие:Игра «Турфирма»составление маршрута экскурсии по объектам Карелии
5.Подготовка экскурсий в школьном музее. Проведение экскурсий в школьном музее
Знакомство с школьными экспозициями, музейными фондами.
По выбору преподавателя с учетом интересов учащихся распределяются темы, и учащиеся самостоятельно проводят экскурсию по музею с использованием анимационных элементов (чтение стихов, использование музыкальных произведений, русских народных песен, демонстрация народных костюмов края, исполнение отрывков театральных постановок и т.д.).
6.ораторское мастерство и актерское искусство. Методы подготовки к публичному выступлению
История и традиции ораторского мастерства и актерского искусства
Актер – носитель специфики театрального искусства. Отличительные особенности театрального искусства античной Греции, эпохи Средних веков, Возрождения, Классицизма, Просвещения. Российское актерское искусство: скоморохи, народная драма, раек, вертеп, медвежья забава, Петрушка.
Изучение ораторских выступлений.Профессиональные требования к специалисту-экскурсоводу.
Развитие уверенности в себе
Природа человеческого действия. Искусство владения эмоциями. Логика действий. Задача на физическое действие. Развитие интуиции. Техника сохранения уверенности в себе. Методы преодоления страха. Виды подготовки к выступлению. Преимущества и недостатки заученной наизусть речи или речи по записи. Зависимость от текста. Методы развития импровизации. Методы развития интуиции. Артистический тренинг (психологический)
Практическое занятие:
Работа над выступлением, ролью – работа по перевоплощению в ху-дожественный образ. Приемы внутреннего перевоплощения: изменение логики поступков, манеры поведения. Фантазия и копирование поведения прототипов как средства внутреннего перевоплощения.
8. Методика сбора источников
Основной метод краеведения – сбор информации, предметов материальной культуры, образцов полезных ископаемых, произведений фольклора, местных карт, газет, журналов, других источников. Изучение и обобщение полученной информации, обработка библиографических данных, составление докладов, рефератов, подготовка и проведение звукозаписей, выступлений участников и очевидцев исторических событий, поисковая и исследовательская деятельность и др.
Практическое занятие:
Составление коллажа, стенгазеты по туристическому объекту с использованием различных источников информации.
4. Краеведение и экскурсионное дело
Использование краеведческих материалов в экскурсионной деятельности
Краеведческий характер экскурсий. Связь содержания экскурсий с историей, развитием народного хозяйства, культурой, наукой, природой родного города, села, района, области, края, страны. Экскурсовод как знаток своего края, специалист по краеведению.
Практическое занятие:
Подбор, создание музейных экспонатов, раскрывающих культуру Карелии (народные промыслы, национальная одежда и т.п.)
5.«Что дает наш край»
-Знакомство с промышленными предприятиями, сельским хозяйством Карелии.
-Экскурсии на предприятия.
6.Разработка экскурсии «Память» (по памятникам погибшим воинам-землякам)
Практическое занятие:
Выбор памятных объектов и экскурсия по ним, Творческая работа «Расскажи о своем герое», посещение мест боевой славы.
6.Разработка экскурсии «И у нас были храмы» (по церквям и соборам Карелии)
7. Разработка заочной экскурсии «В русской избе»
8. История набережной Петрозаводска
Практическое занятие:
Знакомство с основными культурными объектами набережной г. Петрозаводска, составление маршрута экскурсии, сопровождается посещением данных объектов.
9. «Учимся передавать свои знания другим ребятам»
Практическое занятие:
Составление правил, памяток, отражающих основные знания, полученные в ходе изучения курса.