Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный экскурсовод»
для учащихся 8 класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Селевко Г.К. «Школа юного экскурсовода» и предполагает обучение учащихся 8 класса основам экскурсионного дела в системе внеурочной деятельности. Программа «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное развитие школьников, познакомить детей с музейным пространством, привить интерес к культурному наследию своей Родины. Углубленное знакомство учащихся с историей своего края, страны, деятельностью знаменитых людей расширяет кругозор, оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов школьников. Приобретенные в ходе музейной работы знания и навыки будут полезны в любой деятельности.
Место проведения теоретических занятий: школьный музей. Наличие школьного музея даёт возможность школьникам попробовать свои силы в экскурсионной деятельности. Выполнение ролевой функции экскурсовода обогащает жизненный опыт учащихся, у них формируются навыки лидерства, готовность к активной жизни в гражданском обществе.
Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания ребенка, а также восприятия ими музейной культуры. При проведении экскурсий за пределами школы возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него. При помощи экскурсии можно научить детей школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. В ходе обучения ведется также работа по развитию мышления, познавательных способностей и творческих сил, формированию мировоззрения и нравственных качеств.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана на обучающихся 8 класса из расчёта 1 час в неделю, 35 часов в год и составлена для 2го года курса по внеурочной деятельности «Юный экскурсовод», является продолжением курса для 7 класса. Отдельные темы занятий повторяются, но углубляется материал и усложняются формы работы.
Цель программы: сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала.
Задачи:
содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
воспитание патриотизма и любви к родному краю;
формирование способности самостоятельно оценивать исторические события;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО программа направлена на:
создание условий для развития личности ребёнка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
создание условий для творческой самореализации.
Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе, подготовке и проведению экскурсий. Обучающиеся собирают, систематизируют, исследуют материалы. Работа на
занятиях строится как исследовательская: дети находят дополнительную литературу, систематизируют материал.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Реализация программы предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему своего народа. Программа призвана расширить кругозор по истории страны и родного города, обучить навыкам работы с разнообразными источниками. Значительное место в программе занимает изучение материалов музейного фонда, музейных экспозиций, литературы, предполагается сотрудничество с музеями города.
Форма организации занятий:
Программа предусматривает такие формы работы как:
проведение теоретических и практических занятий, беседы, дискуссии;
работа в группах, парах, индивидуальная работа;
экскурсионная и поисково-исследовательская деятельность, самостоятельное проведение
экскурсий в школьном музее и по улицам города;
виртуальные путешествия по музеям мира;
творческая работа (рисунки, стенгазеты, статьи в школьную газету);
чтение художественной и научно-познавательной литературы;
викторины, конкурсы (для подведения итогов деятельности по разделу).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Для учащихся важно не просто пассивно усваивать знания, но уметь обработать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. В результате формирования личностных УУД к окончанию обучения по программе будут сформированы:
Личностные действия:
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность для формирования: |
| мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с культурой народов мира; чувства гордости за свой город, успехи и подвиги своих земляков. |
Регулятивные действия:
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. | анализировать и синтезировать необходимую информацию; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при проведении экскурсий, работе над проектом, исследованием. |
Познавательные действия:
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность: |
используя дополнительные источники информации, находить факты необходимые для подготовки индивидуального проекта или презентации; описывать достопримечательности города; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу с целью поиска и извлечения познавательной информации. | самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета. |
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность: |
рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение экскурсий в школьном музее, по улицам города. | готовить и выступать с сообщениями; формировать навыки коллективной и организаторской деятельности. |
Содержание курса:
Темы | Содержание |
| Основы музейных знаний. Профили музеев. Музеи мира. Музеи города Москвы. Музеи Балашихи. |
| Задачи школьного музея. История школьного музея. Профиль музея и его основные разделы. Экспозиции, выставочные экспонаты. Экспонаты, подаренные музею ветеранами войны и труда. Фотоэкспонаты. |
| Обзорная, тематическая, игровая. Зависимость текста и маршрута экскурсии от ее вида. |
| Роль экскурсовода в работе экспозиции. Имидж экскурсовода. Одежда экскурсовода. Этикет. Речь экскурсовода. Умение вести беседу. Ораторское искусство. |
| Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Составление плана экскурсии. Отбор и систематизация материала. Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии по вопросам темы. |
| Сбор материала для исследовательской работы. Работа с газетами, журналами, книгами. Использование ресурсов интернета и библиотек. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подбор художественной, мемуарной, справочной литературы для чтения по теме экскурсии. Изучение текста. Составление выписок. Представление результатов исследовательской деятельности. (Презентация, защита проекта, проведение виртуальных экскурсий). |
4