Программа внеурочной деятельности "Юные экскурсоводы"
Программа внеурочной деятельности "Юные экскурсоводы"
Жизнь современного подростка качественно отличается от той, которой жили люди старших поколений. Сегодняшний ученик имеет доступ к большому числу источников информации, пользуется интернетом. Подрастающее поколение живет в быстроизменяющемся, сложном, противоречивом мире пути, развития которого порой непредсказуемы. Прямо или через средства связи и информации школьники общаются с огромным количеством людей, имеющих разные взгляды и подходы к жизни, нередко принадлежащих к разным культурным средам. Сегодня на них оказывают мощное влияние культурные и исторические традиции, сформировавшиеся как в нашей стране, так и за ее пределами. Как помочь ребенку найти свое место в этом многоликом мире? Как пробудить в нем интерес к активному жизнетворчеству? Как научить его бесконфликтно сосуществовать в социуме с иными людьми, уметь общаться, понимать и ценить традиции своего народа и одновременно обладать достаточно гибким мышлением, быть открытым к историческому опыту иных народов, отстаивая свои взгляды, свою точку зрения? В какой-то мере эти вопросы решает кружок «Юные экскурсоводы». Всякая экскурсия предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, поэтому экскурсанты получают на ней определенные знания, навыки, умения. Иногда на хорошей экскурсии человек получает ответы на вопросы, которые мучают его давно, когда ни книги, ни телевидение, ни кино - никто и ничто не помогли их разрешить. Занимаясь в кружке экскурсоводов, школьник расширяет свой кругозор, оказывает помощь другим в освоении действительности. Воспитательная цель будет достигнута, если школьник станет чуточку добрее, милосерднее, терпимее к ближнему, к природе, к той среде, в которой он живет.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности социального направления обучающихся на ступени среднего общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.
Цели и задачи:
Цель программы: «Юные экскурсоводы» — помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юные экскурсоводы"»
Программа внеурочной деятельности «Юные экскурсоводы»
5-8 классы
Пояснительная записка
Актуальность программы
Жизнь современного подростка качественно отличается от той, которой жили люди старших поколений. Сегодняшний ученик имеет доступ к большому числу источников информации, пользуется интернетом. Подрастающее поколение живет в быстроизменяющемся, сложном, противоречивом мире пути, развития которого порой непредсказуемы. Прямо или через средства связи и информации школьники общаются с огромным количеством людей, имеющих разные взгляды и подходы к жизни, нередко принадлежащих к разным культурным средам. Сегодня на них оказывают мощное влияние культурные и исторические традиции, сформировавшиеся как в нашей стране, так и за ее пределами. Как помочь ребенку найти свое место в этом многоликом мире? Как пробудить в нем интерес к активному жизнетворчеству? Как научить его бесконфликтно сосуществовать в социуме с иными людьми, уметь общаться, понимать и ценить традиции своего народа и одновременно обладать достаточно гибким мышлением, быть открытым к историческому опыту иных народов, отстаивая свои взгляды, свою точку зрения? В какой-то мере эти вопросы решает кружок «Юные экскурсоводы». Всякая экскурсия предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, поэтому экскурсанты получают на ней определенные знания, навыки, умения. Иногда на хорошей экскурсии человек получает ответы на вопросы, которые мучают его давно, когда ни книги, ни телевидение, ни кино - никто и ничто не помогли их разрешить. Занимаясь в кружке экскурсоводов, школьник расширяет свой кругозор, оказывает помощь другим в освоении действительности. Воспитательная цель будет достигнута, если школьник станет чуточку добрее, милосерднее, терпимее к ближнему, к природе, к той среде, в которой он живет.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности социального направления обучающихся на ступени среднего общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса.
Цели и задачи:
Цель программы: «Юные экскурсоводы» — помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.
Задачи программы — знакомство с историей музея 6-й Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.); развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы. Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей — это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. Программа «Юные экскурсоводы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа имеет интегрированный характер.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Юные экскурсоводы» предназначена для обучающихся 5-8 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут.
Занятия проводятся в музее и учебном кабинете, закрепленном за классом.
Формы и методы работы.
словесные, наглядные, практические
проектно-исследовательская деятельность
активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет
В зависимости от содержания программы, состава занимающихся, необходимо намечать объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет учащимся сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.
Форма учебной работы:
лекционной (обзорные беседы, доклады педагога и участников кружка );
семинарской (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала;
научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов);
оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных фотографиями, создание презентаций);
организаторско - массовой (проведение игр, конкурсов).
Итоги работы (виды и форма контроля):
- проведение экскурсий в школьном музее,
- встречи с интересными людьми,
- выступления членов кружка на занятиях,
- обсуждение работы кружка,
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Юные экскурсоводы» предназначена для обучающихся 5-8 классов.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Программа предусматривает каждый год повторение пройденных тем, что облегчает вновь прибывшим на занятия кружка детям легче включиться в музейную деятельность. Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся основной средней школы.
Участники программы:
обучающиеся;
педагоги;
родители;
ветераны ВОВ;
Основные направления работы с детьми:
совместная деятельность взрослого и ребенка;
самостоятельная деятельность ребенка;
экскурсии и наблюдения;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты предусматривают умения:
- расширять знания, полученные детьми при изучении различных школьных курсов.
-в условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открывать реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
-Широко использовать аудиовизуальной и компьютерной техники, что может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя школьного музея и детей.
Метапредметными результатами являются умения:
-формировать устойчивый интерес к музееведческой деятельности. - организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.
- направлять занятия на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей.
Предметными результатами являются представления:
-Создание своего творческого исследовательского проекта (выставку, тематико экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, само выражается и само реализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
Обучающийся должен знать:
Функции музея в целом, в том числе школьного музея;
фондовую работу музея;
направления деятельности музея;
основы выставочной, экскурсионной, оформительской деятельности музея;
методику проектно-исследовательской деятельности и оформление работ;
формы и методы просветительной и образовательной работ в музее
Уметь:
Вести поиск музейных материалов
Классифицировать, систематизировать и описать музейный предмет;
оформить тематическую выставку и разработать экскурсию;
провести экскурсии обзорные, тематические, комплексные;
вести интервьюирование;
работать с источниками исследований;
Писать и оформлять исследовательские работы;
Составлять и оформлять социально-значимые проекты;
Защищать творческие, исследовательские работы перед публикой
Ожидаемые результаты программы
Расширение знаний о родном крае.
Развитие познавательной деятельности.
Привитие любви к своей Родине.
4. Освоение навыков музейного дела.
5. Сохранение культурного наследия для будущих поколений
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Приложение №1
к Программе внеурочной деятельности «Юные экскурсоводы»
Тематический план 8 класс
№ п/п
Дата проведения
Тематика занятий
Количество часов
теория
практика
Сентябрь
Вводное занятие. Основы музейных знаний.
О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы.
2
Школьный музей «6- ой Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады» школы №128
2
Октябрь
Фонды музея. Работа с фондами
2
3
Ноябрь
Музейная экспозиция и её виды
1
3
Январь
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок
1
2
Февраль
Культурно-образовательная деятельность музея
2
2
Март
Историческое прошлое нашего края.
2
3
Апрель
Экскурсия в школьный музей «6- ой Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады»
4
Май
Оформление и защита презентаций.
Анализ проведенных экскурсий
2
2
Содержание программы
Вводное занятие. Музей как феномен культуры, как источник информации и средство образования. Виды музеев. История создания музея (общая краткая характеристика о столичных и городских музеях). Поведение в музее (правила). - 2 часа.
Школьный музей «: - 2 часа.
- История создания, становление и развитие музея;
- Совет и актив музея;
Фонды музея. Работа с фондами Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном музее. Практическая работа: знакомство с фондами школьного музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. - 5 часов.
Музейная экспозиция и её виды. Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т. д.). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном музее. Обновление экспозиций школьного музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам. Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате. – 4 часа.
Выставочная деятельность музея. Классификация выставок Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее. Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном музее; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки. – 4 часа.
Культурно-образовательная деятельность музея. Культурно-образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.
Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея. Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково - исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.). – 4 часа.
Славное прошлое города – героя Волгограда. – 5 часов.
«История создания школьного музея «6-ой Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады», «Боевой путь 6-ой Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады», «Герои 6-ой Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады».
Практические занятия. - 4 часа
- Оформление презентаций
- Защита проектов
- Анализ проведенных экскурсий
Список используемой литературы:
ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» от24 апреля 1996 года
Учебное пособие по музейной педагогике «Я поведу тебя в музей», Москва, 2001г.
Основы музееведения / Отв. ред Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005.
Лысикова О. В. Музеи мира. М., 2004.
Зайцев Г. Б. Музеи мира. Учебный справочник. Екатеринбург, 2001.
Решетников Н. И. Музееведение. Курс лекций. М., 2000.
Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. М., 2005.