kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности: "В мир русской народной культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности: "В мир русской народной культуры"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Явенгская школа»

Вожегодского района Вологодской области









Программа кружка


«В мир русской народной культуры»



















2016 – 2017 уч. год







Программа внеурочной деятельности

«В мир русской народной культуры»

(духовно-нравственное направление)



Программа разработана Кырма О. Г. – учителем

начальных классов, высшей квалификационной категории МБОУ «Явенгская школа»

Вожегодского района, Вологодской области




































Игра-путешествие «В мир русской народной культуры».


Пояснительная записка.


В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, методическим объединением начальных классов школы принято решение строить внеклассную работу первой ступени на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры.


Обоснование выбора.


1. Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.


2. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.


3. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей.


4. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.


5. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.


6. Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях, в работе мастерских) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.


Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи:


— развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;

— воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

— сплочение классного коллектива;

— органичное включение родителей в воспитательный процесс;

— использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.


Изучение традиций русской народной культуры в моём классе реализуется в форме игры-путешествия «В мир русской народной культуры».


Содержание игры-путешествия.

В данном курсе меня привлекает разнообразие, доступность, системность, преемственность, постепенное усложнение материала, а также возможность связать учебную и внеклассную деятельность посредством уроков труда, музыки, ИЗО, ОЗМ, истории определили цель, задачи.


Цель игры-путешествия:

Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).


Задачи игры-путешествия:

— создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;

— развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;

— воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;

— создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нём.


Предмет изучения в ходе игры-путешествия:


Народные детские игры, песни, сказки, загадки, приметы, обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство, одежда, народная медицина, кухня.


Структура игры-путешествия:


Игра-путешествие рассчитана на четыре года. В течение их дети познакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и своё место в нём. Каждая параллель имеет свой сюжет путешествия.


Краткое изложение.


1-й класс. Программа «Зачин дело красит».


Сюжет года «Где жить – тем и слыть».


Программа этого года является пропедевтической. Она вводит ребёнка в круг проблем последующих трёх лет игры-путешествия: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа.


2-й класс. Программа «Человек и природа».


Сюжет года «Вслед за солнышком живём».


Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощённые в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.


3-й класс. Программа «Человек и его семья».


Сюжет года «Жизнь дана на добрые дела».


1-й раздел: Мир крестьянского дома. Дом и мир.


Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село.


2-й раздел: Жизнь человека в доме и мире.


Родовое дерево семьи

В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.


4-й класс. Программа «Человек и история его народа».


Сюжет года «Велика святорусская земля».


1-й раздел: «В каждом посаде в своём наряде».


Многообразие культурных традиций России и культура своего края. Предмет изучения – народный костюм и песня.


2-й раздел: «Не продажное, а заветное».


Образ русского человека через историю его семьи.


3-й раздел: «Откуда Русская земля стала и есть…»


История России в произведениях древнерусской литературы, в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история своего края.


Организация игры-путешествия.


Участниками игры-путешествия становятся учащиеся 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов. Путешествие продолжается в течение учебного года. Так, второй класс отправляется в путешествие по временам года. В пути их ждёт встреча с Хозяйкой каждого времени года (Осенью, Зимой, Весной, Летом). Хозяйка вручает путешественникам карту, на которой нанесён маршрут путешествия и препятствия, встречающиеся на пути. Препятствием могут быть злые сказочные герои, которые не пропускают ребят. Чтобы их преодолеть, надо выполнять различные задания. Например, сыграть с Медведем в русские народные игры, подарить свои поделки Козе-Дерезе, показать сказки избушке на курьих ножках. Только после этого возможно продвижение вперёд. Если же задание не выполнено, и прямой путь закрыт, придётся двигаться в обход, выполняя специально подобранные дополнительные задания.


Помогает детям не сбиться с пути подаренная Хозяйкой времени года волшебная вещь (клубок, хрустальный конёк, весенний жаворонок).


Учащиеся четвёртого класса отправляются в путешествие из прошлого (старт игры-путешествия – представление «Откуда Русская земля стала и есть…») в будущее (станция прибытия «Что было, то видели, что будет – увидим»). Открыть дверь в будущее можно при помощи волшебной фразы. Чтобы узнать эту фразу, нужно побывать на трёх станциях» «Посиделкино», «Рассказы старого альбома», «Хоровод городов». После знакомства с каждой станцией на заключительном празднике путешественники узнают одно волшебное слово, а по завершении маршрута будут знать всю фразу, с которой и прибудут на заключительное дело.


Учащиеся третьих классов отправляются на фольклорный фестиваль. Для участия в нём на предусмотренных маршрутом остановках разучивают игры, хороводы, знакомятся с обрядами, песнями, готовят поделки. Свои знания и умения они покажут во время проведения фестиваля.


Маршрут, сюжет и ход игры отражаются на настоящей карте. Такая организация игры-путешествия позволяет поддерживать интерес её участников.


Важной частью оформления игры-путешествия является народный календарь, на страницах которого идёт рассказ о народных праздниках.


Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность.


Прохождение каждой конкретной, относительно законченной темы организуется как коллективная творческая деятельность. Отправной точкой служит сбор – старт, где определяется участие каждого, даётся задание группам. Подводится итог на ключевом деле, которое завершает освоение отдельной темы. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника или викторины. Это может быть и школьная выставка.


Пример ключевого дела – «Масленица», для учащихся вторых классов, «Зимние святки» для учащихся третьих классов, «На всякий случай, свой обычай» для учащихся четвёртых классов.


Завершает год заключительный праздник, который представляет собой конкурс на лучшего знатока народной культуры.


От года к году усложняется форма проведения ключевых дел. К четвёртому году обучения используются в большей степени, чем раньше, различные соревнования между классами: «Конкурс семьи», спортивный праздник. Здесь часто свой класс представляет команда. Так как в ходе игры-путешествия в первом и во втором классе ребята получают достаточные навыки коллективной деятельности, в третьем классе появляется возможность делить детей на постоянные команды, организовывать соревнования между ними внутри класса.


Организацией игры-путешествия занимаются классные руководители совместно с методистом по воспитательной работе. Они обсуждают программу и план работы, осуществляют проведение игры-путешествия, отслеживают результаты и на их основании вносят коррективы в программу и ход игры.


Для детей разработаны и оформлены правила игры-путешествия.


Правила игры-путешествия.


1. Получите маршрутный лист.

2. Проведите в классе сбор – старт, где каждый ученик (группа) выберет для себя задание.

3. Выполните все задания.

4. Занесите в дневник путешествия всё, что узнали и увидели.

5. Подведите итоги. Назовите активных, добросовестных, старательных ребят.

6. Расскажите о проделанном пути и передайте дневник путешествий в штаб игры.

7. Перейдите на следующий пункт игры-путешествия на карте.

8. На конечной станции путешествия вас ждёт конкурс на звание «Знаток русской народной культуры».

9. Преодолеть все трудности вам помогут книги, «рассказы старого альбома», встречи с интересными людьми, старшие товарищи.


Предполагаемые результаты.


Эффективность игры-путешествия оценивается по следующим критериям:

— знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;

— перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;

— охотное, без принуждения, участие во всех видах деятельности, связанной с игрой-путешествием;

— развитие личности учащихся;

— удовлетворённость детей и родителей школьной жизнедеятельностью;

— нравственная ориентация школьников (восприятие ценностей народной культуры);

— степень соответствия реального облика учащихся образцу выпускника 1-й ступени школы.


Для изучения результативности возможно использование различных методик, разработанных для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:

- педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооценка учащихся;

- тесты и методики для изучения нравственной направленности, удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью;

- ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа путешествия;

- мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передаёт своё мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Всё это составляет систему воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности их формирования.


Формирование личности ребёнка школьного возраста происходит в условиях детского коллектива. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребёнок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Воспитание в коллективе ставит школьника перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых невозможно развитие.

Понимая, что реальная жизнь ребёнка есть многообразие форм воспитания и развития личности, мы постарались, чтобы жизнь в нашем общеобразовательном учреждении стала полноценной жизнью, в которой есть место действиям, поступкам, выбору.

Целенаправленная работа, проводимая в форме игры-путешествия «В мир русской народной культуры» учителями начальных классов способствует повышению уровня воспитанности учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.

Этой работой мы подтверждаем закономерность воспитания, которую сформулировал В. А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро».

И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к окружающему миру.


Не это ли главная цель работы учителя?
























ПРОГРАММА

Игры-путешествия для учащихся первых классов

«Зачин дело красит!»


Сюжет года «Где жить – тем и слыть»


1-й раздел. В гостях у матушки-Природы.


1. «О чём рассказала рябинка».


Старт игры-путешествия. Рассказ о начале игры. Знакомство с правилами игры, с тем, что предстоит сделать. Понятие о народной культуре. (См. приложение №1)Узнаем, каким наши предки видели мир вокруг себя. (Вводное занятие: «Человек и природа»). Прогулка по микрорайону. Ищем приметы осени в природе, собираем листья и рябину. (См. приложение №2) Рисуем осенний парк.


2. «Тётушка Акулина рассказывает…»


Классный час. Собираем с родителями пословицы, приметы об осени; понравившиеся записываем и оформляем рисунками в самодельной книжке.


3. «Весёлая карусель».


Мастерим поделки из природного материала. Учим и играем в старинные детские игры, используя для этого перемены и уроки физкультуры.


4. Ключевое дело: «Что осенью соберёшь, с тем и зиму проживёшь».

Праздник в классе. Варианты: «Рябинкины именины», «Праздник русских овощей» (См. приложение№3)


5. «Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит». (Зиновий-синичник – 12 ноября.)


Развешиваем кормушки для птиц, собираем ранее заготовленный для них корм. Подводим итоги 1-го этапа путешествия, получаем задание на зимний период.


2-й раздел. «Зима на мороз, а мужик на праздники».


1. Сказочная слобода. Конкурс на лучшего рассказчика.


Совместно с библиотекой читаем сказки о животных (разных народов), сравниваем, ищем общее. Расспрашиваем родителей о сказках их детства. Лепим фигурки животных для рождественского стола (на уроках труда).


2. Народный праздник «Коляда». Зимние святки. (См. приложение №4)


Слушаем рассказ об этом празднике. Разучиваем колядки, учимся величать всю семью (хозяина и хозяйку дома, их детей) (на уроках музыки). Готовим вместе с родителями маски, элементы святочных костюмов, ёлочные украшения. Участвуем в рождественской ярмарке.


3. Ключевое дело: «Пришла Коляда».


Разыгрываем обряд колядования (колядуем в школе, у соседей, у одноклассников).


3-й раздел. Тепло домашнего очага.


1. «Человек без роду – что дерево, без корней».


Изучаем родословную, расспрашиваем родителей, родственников об истории рода, знакомимся с традициями семьи.


2. «Семейный сад». Выставка в классе.


Представляем своё дерево рода (можно семейные фотографии). По желанию можно провести экскурсию в этом саду.


3. «Молодецкие забавы». Игротека на свежем воздухе.


Строим горку, катаемся на санках с горы, лепим снежную крепость и «берём её». Подводим итоги этого этапа игры, получаем задание на следующий этап.


4-й раздел. Сокровища бабушкиного короба.


1. Мастера и умельцы.


Всякий человек на земле работник, да не каждого мастером величают. Узнаём о разных народных промыслах России.


2. Город мастеров.


Учимся рукоделию дома и на уроках труда, готовимся к выставке в классе.


3. Ключевое дело: «Мамин праздник».


4. Богатство земли Вологодской.


Отправляемся на экскурсию в музей. Узнаём о мастерах и умельцах, о том, что было ранее и сохранилось сейчас.


5. Заключительный праздник.

Подведение итогов игр









































ПРОГРАММА

Игры-путешествия для учащихся вторых классов

Сюжет года «Вслед за солнышком живём»


1-й раздел. Осень.


1. «Мир глазами наших предков». Старт игры-путешествия.


Рассказ о начале игры. Знакомимся с понятием народной культуры, с правилами игры, с тем, что предстоит сделать.

Знакомство (вводное) с тем, как жили наши предки, каким видели мир вокруг себя.


2. Спортивный праздник.


Русские народные игры, состязания, забавы.


3. «Осенние вечёрки». Осенний праздник.


Знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в земледельческих праздниках. Использование на осенних вечёрках элементов праздников «Встреча матушки - Осенины», «Капустки» (См. приложение №5) «Покров» и др.


4. «Тётушка Арина рассказывает». Классный час.


Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками. Что расскажут они о жизни людей в далёком прошлом?


5. Мастерская детских народных игрушек.


На уроках труда и ИЗО знакомство с народной игрушкой. Игрушка как символ представлений о мире. Техника исполнения. Готовим поделки к выставке.


6. «У медведя во бору». Игротека.


Во время классного часа разучивание старинных детских игр. Использование для этого перемены и уроков физкультуры.


7. Ключевое дело: «У Козы-Дерезы».


Школьная выставка «Русские народные игрушки».


2-й раздел. Зима.


1. «Здравствуй, Зимушка-Зима». Школьный праздник.


Подведение итогов осеннего путешествия. Рассказываем и показываем, чему научились. Встречаем зиму. Получаем задание для зимнего путешествия.


2. «В гостях у Василисы Премудрой». Викторина по сказкам.

Организуется в библиотеке. Что расскажут русские народные сказки о жизни наших предков?

3. «Праздник сказок».


Встречаемся с героями сказок. Отвечаем на их вопросы. Помогаем разобраться в трудных ситуациях.


4. «Готовимся к зимним святкам». Классный час-беседа.


Знакомимся с праздником. Разучиваем колядки. Для этого используем уроки музыки.


5. «Мастерская Деда Мороза».


Готовим украшение класса, подарки, костюмы для новогоднего праздника, поделки для рождественской ярмарки.


6. Ключевое дело: «Зимние святки».


Готовимся к Масленице.

} Разучиваем масленичные песни, приговоры.

} Конкурс фигур из снега.

} «Богатырская застава» - спортивные состязания.


Строительство и взятие снежной крепости. Катание на санях.


«Ой, блины, блины, блины…». Классный час – дегустация.


Приносим приготовленные совместно с родителями блины и угощаем друг друга. Слушаем рассказ о символическом значении блинов.


7. Ключевое дело: «Прощай, Масленица». Праздник для вторых классов.



3-й раздел. Весна.


1. «Великий пост всем прижмёт хвост».


Урок этической грамматики.

Уроки и обычаи Великого поста.


2. «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная.


Слушаем концерт русских народных инструментов. Знакомимся с этими инструментами. Слушаем и сами поём русские народные песни. На уроках музыки разучиваем весенние заклички.


3. Ключевое дело в классе: «Встреча Весны».


Печём жаворонков. Поём заклички для весны. Наряжаем деревья «путами». Закликаем весну.


4. «Что было, что будет». Подведение итогов игры в классе.

5. Заключительный праздник: «Прощай, Весна, здравствуй, Лето красное!»






























ПРОГРАММА

Игры-путешествия для учащихся третьих классов

Сюжет года «Жизнь дана на добрые дела»


1-й раздел. Мир крестьянского дома. Дом и мир.


1. «Что нам стоит дом построить». Игра-викторина. Старт игры-путешествия.

Знакомство с маршрутом и сюжетом путешествия на этот год. Через загадки, пословицы вспоминаем, как устроен крестьянский дом с подворьем.


2. «Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия в музей на выставку «Декоративно-прикладное искусство».

Знакомимся с интерьером и утварью крестьянского дома. Магическая, охранительная роль украшений, их символика.


3. «Волшебный мир ремёсел». Праздник.


4. Мастерская народных ремёсел.

На уроках труда и ИЗО знакомимся с народными ремёслами. Пробуем свои силы в изготовлении и росписи поделок из доступных материалов.


5. «Ходи, Бука, под сарай, коням сена задавай».

Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними.


6. «Обряды и обычаи». Классный час.

Подготовка театрализованного представления на заданную тему.


7. «Балаган». Театрализованное представление.

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.


8. Ключевое дело: «Рождественская ярмарка-выставка».


2-й раздел. Жизнь человека в доме и мире.


1. «Шурин, брат, сват…». Классный час.

Термины родства и свойства. Обряды и обычаи взаимоотношений.


2. «Вся семья вместе – так и душа на месте». Уроки этической грамматики.

Внутренний строй большой семьи. Место в нём каждого.


3. «Семейно-бытовые обряды». Урок этической грамматики.

Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью.


4. «В гостях у скоморохов». Игротека.

Разучиваем и разыгрываем хороводно-игровые песни. Готовим задания к празднику-хороводу.


5. «Хожу я гуляю вдоль по хороводу…». Праздник-хоровод.

Играем в хороводные игры. Узнаём, как строились взаимоотношения между девушками и парнями.


6. Ключевое дело: «Русский человек без родни не живёт». Конкурс семей.


7. Готовимся к фольклорному фестивалю.

Вспоминаем, что узнали за этот год. Готовим своё выступление.


8. Фольклорный фестиваль.


Выступаем с песнями, танцами, сказками. Конкурс знатоков русской народной культуры.


Подведение итогов года.
























ПРОГРАММА

Игры-путешествия для учащихся четвёртых классов


Сюжет года «Живи для людей, поживут люди для тебя»


1-й раздел. Многообразие культуры России и культура края.


1. «Где жить, тем и слыть». Старт игры-путешествия.


Знакомство с маршрутом и сюжетом игры на этот год.


Заглянем в историю Новоорска. Вспомним имена известных людей.


2. «Ума палата». Экскурсия в музей, библиотеку.


Знакомимся с костюмом своего края.


3. «Мастерская Марьи-искусницы».


Готовимся к школьной выставке-конкурсу на лучшую модель русского народного костюма. Это может быть эскиз – панно, одежда для куклы, головной убор, образец вышивки, элемент отделки костюма. Работаем на уроках труда, ИЗО, классных часах.


Выпускаем книжки-малышки с рассказами о деталях, украшениях костюма.


4. Викторина знатоков народного костюма.


Группы представляют свои работы, организуется выставка моделей в классе. Проводится викторина. (Загадки, ребусы, кроссворды, Поле чудес и т.д.).


5. «В гостях у Леля». Музыкальная гостиная.


Слушаем былины, песни. Знакомимся с разными жанрами народного песенного искусства (солдатские, частушки, свадебные и др.).


6. Ключевое дело: «Русский народный костюм». Школьная выставка-конкурс.



2-й раздел. «Не продажное, а заветное».


1. «Моя семья». Клуб интересных встреч.


На классных часах, «огоньках» организуем встречу с родителями. Тема встречи «Семья в истории Отечества».


2. Творческая мастерская.


Готовим фоторепортажи, рисунки, сочинения, родословные таблицы, рассказы об истории фамилий и т.д. Тема: «Моя семья в истории страны».


3. «Родословное дерево». Выставка работ в классе.

4. Ключевое дело: «Праздник семьи».



3-й раздел. «Откуда Русская земля стала есть…»


1. Заочное путешествие по русским городам.


Москва, Новгород и др. Познакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов. Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанных с этими городами.


2. «Велика святорусская земля, а всюду солнышко». Устный журнал.


Ключевое дело в классе. Группы представляют работу.


3. Путешествие по Вологде.


Посещение музея, знакомство с преданиями, легендами, экскурсии по городу.


4. Ключевое дело: «Колесо истории». Театрализованная игра-викторина.


5. Конечная станция путешествия «Что было, то видели, что будет – увидим».


Праздник прощания с начальной школой.











Приложение №1.


Народная культура – основа национальной культуры.

Изучение русской народной культуры способствует развитию личности ребёнка и формирует навыки межличностного общения, помогает в сплочении классного коллектива.































































Приложение №2.










































Приложение №3.













































Приложение №4.


ЗИМНИЕ СВЯТКИ


СВЯТКИ (сценарий праздника Нового года)


На авансцене ведущий и пятеро учеников. Все участники спектакля в стилизованных деревенских костюмах.


Ведущий:


Все на святки, все на святки


Приходите-ка, ребятки!

И овсень и коляда

Будут вместе с нами. Да?


Один из детей: Это что такое – святки?


Ведущий:

Вы не слышали, ребятки?!

Что ж, придётся рассказать

И, конечно, показать.


1-й ученик: Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые исстари отмечали наши предки.


2-й ученик: Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья и радости.


3-й ученик: В святки дня прибыло на куриную ногу.


4-й ученик: Зима – за морозы, а мужик – за праздники.


5-й ученик: Самым весёлым на святках было колядование, или колядки. А начинались они в рождественский сочельник, т.е. в ночь с 24-го на 25-е декабря. Вот, примерно, как это было.


Открывается занавес. На сцене – деревенская горница: домотканые половички, прялка в углу, часы с кукушкой, свечи в подсвечниках, ёлка, на скамьях вдоль длинного стола сидят хозяин с хозяйкой и дети мал, мала меньше. За окном звучит колядка. Ряженые колядники с пением идут через зал к сцене.



Колядники:


Ай, во боре, во боре

Стоит сосёнка на горе.

Ой, овсень, ой, коляда,

Приходите к нам сюда.

Ехал сударь по бору,

Срубил сосёночку одну,

На дощечки распилил

И мосточки замостил.

Мост сукном он укрывал

И гвоздями прибивал.

Ой, овсень, ой, коляда,

Приходите к нам сюда.

Кому ж ехать по мосту

К нам в родную сторону.

Эй, овсень, эй, коляда,

Новый год идёт сюда!


Младший сын: Матушка, колядники пришли. Звать?


Мать: Сядь, на место сядь!


Колядник (входя): Хозяева, овсень кликать?!


Хозяйка: Не кличьте, расходитесь по домам,

Ничего я вам не дам.


Колядники (поют):


У Федула жена

Очень жадная была,

У ней шуба не защита

И рубаха не помыта.

Да и муж не дюж –

Лентяй, неуклюж.

Золовушка – неудаха,

Не ткачиха и не пряха.

Деверёк – картинка,

В голове – мякинка.

Ха – ха – ха! (Собираются уходить).


Хозяин:


Что вы, что вы? Оставайтесь!

Чем хотите, угощайтесь! (Хозяйке):

Что придумала, жена?

Ишь, какая сатана!


Колядники возвращаются.


1-й колядник:


Скок на крылечко?

Бряк во колечко?

Дома ли хозяйка?

Хозяйка:

Просим в избу:

Красному гостю – красное место.


2-й колядник:


Ехал бы мимо,

Да завернул до дыма.


Хозяйка:

Нежданный гость

Лучше жданных двух.


Хозяин:

Что есть в печи –

Всё на стол мечи.

Хозяйка, дети быстро уставили стол кушаньями.


Хозяйка:

Пироги, печенья –

Для вашего угощенья.

Девочка – колядница: Сначала блины! Где блины?


Звучит песня про блины.


1. Мы блинов давно не ели,

Мы блиночков захотели.


Припев:


Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои! (2 раза).


2. В квашне новой растворили

Два часа блины ходили.

Припев.


3. Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Припев.


4. Напекла она поесть

Сотен пять, наверное, есть.

Припев.


5. На поднос она кладёт

И к столу сама несёт!

Припев.


6. Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.


Хозяйка и дети обносят всех блинами.


Мальчик:

А загадать ли вам,

ударыни красны девки,

Красные попевки,

Да семь загадок.


Девки:

Ой, загадайте, судари,

Добры молодцы!


1-й молодец: Уж как что это выше леса?


Девки: Выше леса светит месяц.


2-й молодец: В воде родится, а воды боится. (Соль).


3-й молодец:

И комковато, и ноздревато,

И мягко, и ломко,

А всех милей? (Хлеб).


4-й молодец:

Залезла Варвара

Выше амбара.

Не ест, не пьёт,

Всё в небо глядит. (Труба на крыше).


5-й молодец:

В лавке пятак –

Не вынешь никак. (Сучок).


6-й молодец:

По сеням ходит,

А в избу не идёт. (Дверь).


7-й молодец:

Маленько, кругленько,

А за хвост не поднять. (Клубок).


Входит ещё одна группа колядников:

Как пришла к нам коляда

Накануне Рождества,

Дайте нам коровку,

Маслену головку!

дай Бог ещё тому,

Кто живёт в этом дому!

Ему рожь будет густа,

Рожь ужи – и – ни – и – ста!

Ему с колоса осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И богатством во всём.

И дай Бог вам, господа,

Здоровья долгие года.

Хозяйка:

Мимо не проходите,

В дом заходите.

Гости входят.


Мальчик:

Эй, сударыни-вострушки,

Запевай, давай частушки!


Девочки:

Хорошо коляда пелась,

Милые подружки,

Только что за посиделки

Без нашей частушки.

Баяниста Петю я

Давно заприметила.

Играет он старательно,

Моргает завлекательно.


Мальчики:

Дай, Бог, снежку,

Неудача чтоб ушла

От мово окошка.

Я приду с гармошечкой

Под твоё окошечко,

Погляди, гармошечка,

Откроется ль окошечко.

Замечательно поёшь

Трелью соловьиною,

Только сердце не обманешь –

Завлекла и кинула.


Девочки:

Вася нам загадки гнул,

А теперь, поди, заснул.

Проснись, протри глазёночки,

Смотри, каки девчоночки.


Мальчики:

Не дремлю я, замечаю

Ту, котора всех бойчей.

Ту, которая девчата,

Всех танцует веселей.


Девочки:

Ты прости, дружочек Федя,

Что тебя обидела,

Я пирог твой откусила,

А тебя не видела.

Ой, пол, провались,

Потолок, обвались.

На доске остануся,

С колядой не расстануся!


Колядник: А не помериться ли нам силой и ловкостью, судари добры молодцы?


Колядники: Ай, что и не померяться!


Начинаются игры «Петухи» и «Перетягивание каната».

Скоморохи:

Хватит силой похвалять!

Ну-ка, все айда плясать.


Пляшут «Камаринскую» под балалайку, ложки, трещотки.


Хозяин: Не пора ли побаловать наших гостей чайком?


Хозяйка: Ой, давно пора. К столу, гости дорогие!


Звучит песня «Русский чай».


1. А я чай накачаю,

Сладкий сахар наколю.

Приходите, заходите,

Я вас чаем угощу.


Припев: Ой, чай, чай, чай,

Русский сладкий чай.


2. Ой, чай, самовар

Золотого цвету.

За присест 12 чашек

Усталости нету.


Припев.

3. Всё полезно, скажем прямо,

Молочко и масличко,

Чай со сливками покрепче –

Вот оно, здоровичко.


Припев.


4. Если холодно – согреет,

Жарко – жажду утолит.

Заболеешь, иль устанешь,

Крепкий чай надо попить.


Все пьют чай с пирогами.


Звучит хороводная песня «Ой, Паранюшка, Параня».

Девушки выходят в хоровод с песней.


1. Ой, ты, Полюшка – Параня,

Ты за что любишь Ивана?

Ой, да я за то люблю Ивана,

Что головушка кудрява.


2. Что головушка кудрява,

Бородушка кучерява,

Кудри вьются до плеча,

Люблю Ваню-молодца.


Колядники:

Чай попили, поплясали,

Что ж, хозяева устали,

Надобно домой идти,

Там гаданье провести.

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье.


Звучит колядка:

Сею, сею, посеваю.

С Новым годом поздравляю!

Счастье будет вам горой!

Урожая воз большой!

Уродилась у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

На столе всегда пирог

Лёгких вам всегда дорог.


Колядники (хором): С Новым годом, с новым счастьем, хозяин и хозяюшка! (К зрителям) Жить нам вместе лет до двести! Всё!



Приложение №5.

Сочинение – отзыв

Осенний праздник «Капустки»

Праздник осени удался на славу.

Я много узнал про осеннюю пору.


На празднике каждый класс представит свою овощную команду, костюм, загадки, сценку, поделки и овощное меню. Каждый костюм представлялся загадкой и рассказом о полезности этого овоща. Было очень красивое выступление команд.


Пели песни об осени, об урожае. Рассказывали чудесные стихи. Загадывали загадки. Пели смешные частушки. Играли в игры. Проводили викторину на осеннюю тему. Конкурс, кто больше знает пословиц и поговорок. Рассказывали, как должен вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек. После завершения праздника всем подарили полезные, витаминные призы.


Я познакомился с календарно-бытовой культурой, в дальнейшем это всё мне пригодится.



Список литературы:


  1. В. И. Белов «Лад» Москва «Молодая гвардия» 1989 год.

  2. «Русская изба» - иллюстрированная энциклопедия. Санкт – Петербург «Искусство – СПБ» 2001 год.

  3. М. В. Короткова «Традиции русского народа» Москва 2008 год.

  4. «Русский праздник» - иллюстрированная энциклопедия. Санкт – Петербург «Искусство – СПБ» 2001 год.

  5. С. Ю. Баранов, А. А. Глебова, Ю. В. Розанов «Культура Вологодского края» Москва. Истоки. 2004 год.

  6. М. Семёнова «Быт и верования древних славян» Издательство «Азбука» Санкт – Петербург 2001 год.

  7. Иван Полуянов «Деревенские Святцы» Москва «Технологическая школа бизнеса» 1998 год.

  8. Д. И. Латышина «Живая Русь» в 2 книгах. Москва. Центр гуманитарного образования 1995 год.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности: "В мир русской народной культуры"

Автор: Кырма Ольга Григорьевна

Дата: 10.02.2017

Номер свидетельства: 390389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб чтецов" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-chtietsov"
    ["file_id"] => string(6) "146398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419171337"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Программа внеурочной деятельности "Театр рисованных кукол" Направление -общекультурное. "
    ["seo_title"] => string(98) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatr-risovannykh-kukol-napravlieniie-obshchiekul-turnoie"
    ["file_id"] => string(6) "190379"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427140673"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа внеурочной деятельности  «Волшебные узелки» "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnyie-uzielki"
    ["file_id"] => string(6) "122582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414300205"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Программа внеурочной деятельности «Донские узоры» (общекультурное направление художественной деятельности)"
    ["seo_title"] => string(112) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostidonskiieuzoryobshchiekulturnoienapravlieniiekhudozhiestviennoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "263485"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449559775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства