Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебные узелки»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебные узелки»
Цель программы:
· Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
Предметные:
· овладение основами техники вязания крючком;
· углубление и расширение знаний об истории и развитии вязания крючком;
· формирование знаний и умений по оформлению выполненной работы, по основам композиции, цветоведения и материаловедения.
Метапредметные:
· развитие образного и пространственного мышления, творческих способностей, фантазии, наблюдательности;
· формирование эстетического вкуса и художественного вкуса;
· развитие моторных навыков.
Личностные:
· привитие интереса к истокам народного творчества;
· воспитание эстетического отношения к действительности;
· формирование трудолюбия, самоконтроля, взаимопомощи при выполнении работы, усидчивости, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца;
· воспитание экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Обучение проводится в двух направлениях:
· усвоение теоретических знаний;
· формирование практических навыков.
В рамках данной программы реализуются следующие
педагогические идеи:
· формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия;
· опора на личностно - ориентированный подход в образовании;
· исторический аспект, учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), а так же особенностей местной региональной культуры, связь с современностью.
Форма организаций учебных занятий:
· групповые,
· индивидуальные.
Методы организации процесса обучения
На занятиях обычно используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), сочетая их.
Рассказом руководитель начинает новую тему (об истории, особенностях и применении). Рассказом сопровождается демонстрация связанных изделий, презентаций по текущей теме.
В форме беседы проводится обсуждение наиболее интересных образцов вязки, схем, а также ошибок, наиболее часто встречающихся в работе. В беседе преподаватель дает возможность ученикам высказать свое мнение. Спрашивая детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать руководитель выясняет степень знаний кружковцев, их подготовленности к работе, а также степень усвоения материала.
Основное место отводится практической работе. Это графические работы, различные упражнения, все виды практической работы, сам процесс практического выполнения изделия.
В процессе выполнения практических работ учитель проводит инструктаж (вводный, текущий, заключительный; групповой, индивидуальный.), который включает как словесные, так и практические методы обучения.
Инструктаж применяется при обучении детей практическим действиям. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения петель, последовательности выполнения работы, при ознакомлении с правилами работы с крючком, ножницами, иголкой.
Занятия по вязанию требуют большой индивидуальной работы с кружковцами. Как правило, большинству детей при фронтальном показе все кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с трудностями. Так бывает при выполнении новых технических приемов вязания.
Руководитель проводит индивидуальный инструктаж с каждым кружковцем, такой инструктаж необходим на занятиях.
Программа предполагает коллективные задания по изготовлению изделий, к примеру, для выставок детского творчества. Коллективный труд значительно ускоряет процесс изготовления, позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого воспитанника
Методы, которые используются в кружковой работе, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста большой эффект в обучении дает:
· внедрение проблемных задач;
· следует предлагать детям сравнивать, находить общие и
отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно -следственные связи, делать выводы;
· большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься;
· Разнообразие видов работы способно стать весьма результативным средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической утомляемости.
· Необходимо акцентировать внимание подростков на связь приобретаемых знаний с практической жизнью.
Особую роль в приобщении школьников к русской культуре занимает проектная деятельность учащихся.
При организации творческой и проектной деятельности учащихся акцентируется внимание на назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Межпредметные связи
Содержание данной программы, позволяет учащимся интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях (литература, история, краеведение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.)
Знания и умения, полученные детьми в кружке, ощутимо дополняют школьный минимум.
Принципы построения программы:
· разноуровневость;
· постепенность;
· дифференциация;
· системность;
· открытость;
· доступность;
· важность (социальная и личностная);
· отбираемая информация должна обеспечить достижение определенного уровня образованности.
Ожидаемые результаты
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки чащегося.
В результате обучения ученик должен:
знать/понимать
· общие сведения по истории вязания;
· правила техники безопасности при работе с крючком и работе с режущими и колющими инструментами;
· основы материаловедения, классификацию и свойства волокон;
· основные способы вывязывания петель;
· условные обозначения, понятие «раппорт»;
· с основами цветоведения и материаловедения.
уметь
· давать характеристику материалам, выполнять влажно-тепловую обработку;
чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли;
· составлять орнамент (ритмический ряд), подбирать нитки по цвету;
· определять размер и место узора в изделии;
· гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
· пользоваться описаниями и схемами из журналов;
· организовать и содержать в порядке свое рабочее место.
личностные качества:
· усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели, желание добиваться хорошего результата;
· умение работать в коллективе;
· взаимопомощь
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебные узелки» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Вязьмы
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению
«Волшебные узелки»
Составила:
Курченкова Ю.А.,
учитель начальных классов
2014-2015 уч.год
Пояснительная записка
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Жизнь показала, что утрачена связь духовных и нравственных ценностей у детей между сегодняшним днём и жизнью наших предков.
Духовное возрождение невозможно без ознакомления с культурными ценностями, тем богатейшим материалом, который передаётся от поколения к поколению, как великое достояние нации.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Работа в кружке является органической частью всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно- воспитательным задачам.
В последние годы можно наблюдать следующую особенность -чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.
Вязание крючком – прекрасное, древнее, но нестареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание постоянно развивается и совершенствуется, поэтому ни одна работа по вязанию не может быть исчерпывающе полной и законченной. Увлекает сам процесс, открывающий, при условии овладения всеми его секретами, безграничный простор для фантазии и творчества. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения
Занимаясь вязанием, постигая свойства вещей, дети невольно сами формируют себя и образ окружающего мира, приобщаются к ремеслу, которое пригодится им в жизни.
Творческая личность - это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями мастеров, традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ кружковцев. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения
технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах.
Приобщение школьников к художественному вязанию по данной программе, создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся; формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком.
Цель программы:
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
Предметные:
овладение основами техники вязания крючком;
углубление и расширение знаний об истории и развитии вязания крючком;
формирование знаний и умений по оформлению выполненной работы, по основам композиции, цветоведения и материаловедения.
Метапредметные:
развитие образного и пространственного мышления, творческих способностей, фантазии, наблюдательности;
формирование эстетического вкуса и художественного вкуса;
развитие моторных навыков.
Личностные:
привитие интереса к истокам народного творчества;
воспитание эстетического отношения к действительности;
формирование трудолюбия, самоконтроля, взаимопомощи при выполнении работы, усидчивости, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца;
воспитание экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Программа « Волшебные узелки» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер. Она направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания крючком, разработана с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России.
Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.
Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Вязание крючком развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении изделий.
Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Программа предназначена для обучения детей 9-10 лет и рассчитана на 1 учебный год (34 учебных часа). Занятия в кружке целесообразно проводить один раз в неделю по одному академическому часу.
Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 30% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе.
Обучение проводится в двух направлениях:
усвоение теоретических знаний;
формирование практических навыков.
В рамках данной программы реализуются следующие
педагогические идеи:
формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия;
опора на личностно - ориентированный подход в образовании;
исторический аспект, учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), а так же особенностей местной региональной культуры, связь с современностью.
Педагогические принципы, положенные в основу программы:
Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
учебная деятельность и личностное общение в школьном возрасте: на занятиях принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;
потребности, интересы учащихся;
уровень развития первичного коллектива;
уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями мастеров, традициями народных ремёсел, образцами
дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ кружковцев. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения
технологических приёмов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественное вязание требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим оно предоставляет
ребенку уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах.
Программа курса по художественному вязанию включает в себя систематический курс знаний, навыков и приёмов работы.
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.
Одним из способов развития творческой активности учащихся являются творческие задания с элементами исследований. При решении этих задач учащемуся предоставляется возможность проявить инициативу, творчество, исследовательский подход в ходе переработки учебного материала.
Поставленные цели имеют практическую направленность, дают возможность полученные навыки применить в конкретно-бытовых нуждах.
Форма организаций учебных занятий:
групповые,
индивидуальные.
Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между детьми разных возрастов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.
Методы организации процесса обучения
На занятиях обычно используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), сочетая их.
Рассказом руководитель начинает новую тему (об истории, особенностях и применении). Рассказом сопровождается демонстрация связанных изделий, презентаций по текущей теме.
В форме беседы проводится обсуждение наиболее интересных образцов вязки, схем, а также ошибок, наиболее часто встречающихся в работе. В беседе преподаватель дает возможность ученикам высказать свое мнение. Спрашивая детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать руководитель выясняет степень знаний кружковцев, их подготовленности к работе, а также степень усвоения материала.
Основное место отводится практической работе. Это графические работы, различные упражнения, все виды практической работы, сам процесс практического выполнения изделия.
В процессе выполнения практических работ учитель проводит инструктаж (вводный, текущий, заключительный; групповой, индивидуальный.), который включает как словесные, так и практические методы обучения.
Инструктаж применяется при обучении детей практическим действиям. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения петель, последовательности выполнения работы, при ознакомлении с правилами работы с крючком, ножницами, иголкой.
Занятия по вязанию требуют большой индивидуальной работы с кружковцами. Как правило, большинству детей при фронтальном показе все кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с трудностями. Так бывает при выполнении новых технических приемов вязания.
Руководитель проводит индивидуальный инструктаж с каждым кружковцем, такой инструктаж необходим на занятиях.
Программа предполагает коллективные задания по изготовлению изделий, к примеру, для выставок детского творчества. Коллективный труд значительно ускоряет процесс изготовления, позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого воспитанника
Методы, которые используются в кружковой работе, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.
Однако в виду особенностей мышления, характерных для данного возраста большой эффект в обучении дает:
внедрение проблемных задач;
следует предлагать детям сравнивать, находить общие и
отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно -следственные связи, делать выводы;
большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься;
Разнообразие видов работы способно стать весьма результативным средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической утомляемости.
Необходимо акцентировать внимание подростков на связь приобретаемых знаний с практической жизнью.
Особую роль в приобщении школьников к русской культуре занимает проектная деятельность учащихся.
При организации творческой и проектной деятельности учащихся акцентируется внимание на назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Межпредметные связи
Содержание данной программы, позволяет учащимся интегрировать в практической деятельности знания, полученные в других образовательных областях (литература, история, краеведение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.)
Знания и умения, полученные детьми в кружке, ощутимо дополняют школьный минимум.
Принципы построения программы:
разноуровневость;
постепенность;
дифференциация;
системность;
открытость;
доступность;
важность (социальная и личностная);
отбираемая информация должна обеспечить достижение определенного уровня образованности.
Форма контроля
Подведение итогов работы является необходимым элементом в работе творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Характеристика исходного уровня знаний и умений учащихся,
занятых в кружке «Волшебные узелки»
Высокий уровень:
знаком с историческими сведениями из истории развития вязания крючком;
знает условные обозначения петель, может легко пользоваться схемами, зарисовывать узоры.
знает приемы и способы вязания крючком, выполняет работу самостоятельно;
технически верно выполняет все приемы вязания;
работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
обладает высокой скоростью выполнения работы.
Средний уровень:
имеет представление об исторических сведениях из истории развития вязания крючком;
имеет представление об условных обозначениях петель, может пользоваться схемами;
имеет представление о способах и приемах вязания крючком, выполняет работу с помощью педагога или товарищей;
технически не все приемы вязания выполняет верно;
работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
обладает невысокой скоростью выполнения работы.
Низкий уровень:
не знает об исторических сведениях из истории развития вязания крючком;
плохо знает условные обозначения петель и других приемов вязании;
работы выполнены на недостаточном уровне;
не может выполнить работу, почти не имеет представление о приемах вязания крючком.
Ожидаемые результаты
Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки чащегося.
В результате обучения ученик должен:
знать/понимать
общие сведения по истории вязания;
правила техники безопасности при работе с крючком и работе с режущими и колющими инструментами;
основы материаловедения, классификацию и свойства волокон;
основные способы вывязывания петель;
условные обозначения, понятие «раппорт»;
с основами цветоведения и материаловедения.
уметь
давать характеристику материалам, выполнять влажно-тепловую обработку;
чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли;
составлять орнамент (ритмический ряд), подбирать нитки по цвету;
определять размер и место узора в изделии;
гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
пользоваться описаниями и схемами из журналов;
организовать и содержать в порядке свое рабочее место.
личностные качества:
усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели, желание добиваться хорошего результата;
умение работать в коллективе;
взаимопомощь
Учебно-тематическое планирование
No п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие. История вязания.
Образцы пряжи, крючков, изделий
1
1
-
2.
Основные элементы техники вязания крючком.
4
1
3
3.
Основные приемы вязания крючком.
6
1
5
4.
Ажурное вязание. Его применения.
4
1
3
5.
Чтение схем ажурного вязания.
2
-
2
6.
Запуск мини-проекта. Основы проектирования.
1
1
-
7.
Выполнение мини-проекта “Выполнение изделий ажурным вязанием”. Возможные варианты: салфетка (по кругу, из мотивов), прихватка, вазочка, воротничок
7
-
7
8.
Филейное вязание . История возникновения.
1
1
-
9.
Филейное вязание прямоугольной формы
1
-
1
10.
Филейное вязание круглой формы
1
-
1
11.
Мини-проект “Выполнение изделий в технике филейного вязания”. Возможные варианты: салфетка прямоугольная, салфетка круглая, подзоры, наволочка для диванной подушки.
5
-
5
12.
Итоговое занятие. Выставка детских работ
1
-
1
Всего:
34
6
28
Условия реализации программы
Психологические условия реализации программы: реализация программы предполагает создание ситуации успеха для каждого обучающегося через формирование способности интегрировать ранее полученные знания, опыт; через усвоение общезначимых ценностей и норм; владение навыками самообразования; через умение сформировать личную позицию творца.
Педагог ориентирует обучающегося на высокое качество, помогает определиться с выбором своего увлечения, приобрести первоначальные навыки в мастерстве и открывает для него мир в творчество.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной
программы:
1. Помещение для занятий должно быть достаточно светлым и хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением.
2. Рабочее место обучающегося–ученические столы с легко моющимся покрытием, должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга.
3. Стол для учителя
4. Инструменты:
•крючки (от 1.5 до 8 мм);
•ножницы;
•сантиметровая лента;
•булавки;
•швейные иглы;
•штопальная игла.
5.Основные материалы:
•пряжа и нитки разной толщины и цветов;
•фурнитура;
•калька;
•миллиметровая бумага.
6. Оснащение- шкаф для материалов, инструментов и методических
пособий, образцов изделий, выставочный стенд работ кружковцев.
7. Технические средства - мультимедийный проектор, экран, компьютер.
8. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: схемы, фотографии, технологические карты, инструкционные карты, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, диски, журналы, проектные работы учащихся, таблицы по технике безопасности.
Специальная литература.
Литература для учителя.
1. Волынкина Л.В. Энциклопедия вязания крючком.- М.: «Мода и рукоделие», 2002.
2. Еременко Т.И. Кружок вязания Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. Пособие для учителя. – М.: Школьная пресса, 2005
6. http://blog.kp.ru/users/3993024/rubric/1758914/ - аудио и видео. Вязание крючком .
7. www.sangela.de/wjasanie/wjasanie1.html - Основы вязания крючком
8. http://crochet-story.ru – Вязаная история начинается ...
Приложение
Правила безопасности и санитарно- гигиенические требования.
• При вязании сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
• Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см.
•При меньшем расстоянии развивается близорукость и в глаза попадаютчастички пыли, пряжи.
• Перед началом и после окончания работы следует мыть руки с мылом, чтобы нить и полотно оставались всегда чистыми.
• Во время вязания, клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзинке или коробочке, стоящей на полу с левой стороны.
• По окончании работы крючок следует вколоть в клубок и вместе с начатой работой положить в целлофановый или тканевый мешок, который хранят в шкафу, на полке.