Пояснительная записка.
Каждый ребенок от природы художник. Эффект оживленной куклы – основной показатель эстетического воспитания.
Театр рисованных кукол - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.
Театр рисованных кукол доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
Занятия в кружке « Театр рисованных кукол» развивают воображение и творческие возможности учащихся, пробуждают инициативность и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Это таит в себе богатые возможности не только в плане развития творческих способностей, но и для духовного и личного развития учащихся, пробуждения у них интереса, для формирования и воспитания эстетических эмоций и чувств. Спектакль рисованного театра способен быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Кукла как наиболее близкое ребенку творение, оживает на ширме не просто, а чтобы придать большую доступность нравственной идее и морали, а рисуя куклу, ребенок способен естественно воплотить в своем творчестве образность театра кукол.
Цель программы.
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра;
Задачи программы:
Образовательные:
*Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра;
*Формировать умения использовать различные средства выразительной устной речи;
*Формировать потребность в постоянном чтении художественной литературы;
*Научить детей самостоятельно рисовать куклы.
Развивающие:
*Развивать индивидуальные творческие способности детей;
*Тренировать память, творческое воображение и мышление;
*Способствовать развитию мелкой моторики;
*Развивать способность ориентироваться в окружающей обстановке, чуткость по отношению друг к другу;
*Развивать смелость и выразительность во время выступлений, восприимчивость к произведению литературы, кино, живописи;
*Заложить умение свободно держаться, входить в роль, импровизировать.
Воспитательные:
*Учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;
*Воспитывать коммуникативные навыки.
*Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
*Добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Режим занятий.
Кружок рассчитан на 4 года обучения в начальном звене. Занятия проводятся 1 час в неделю. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей образовательного учреждения.
Прогнозируемые результаты.
В результате изучения данной программы учащиеся приобретут представления:
• об истории театральной куклы;
• о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер и т.д.);
• об устройстве театра.
научатся:
• изготавливать рисованную куклу из бумаги и картона;
• водить рисованную куклу над ширмой;
• создавать декорации и афиши для спектаклей.
разовьют:
*способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, образно мыслить, творческого и воссоздающего воображения.
сформируют:
*потребность в постоянном чтении книги, речевые умения и артистизм.
обеспечат:
*развитие речи.
Формы организации занятий.
беседа, практические занятия, творческие задания.
Содержание программы.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Творческая мастерская.
Изготовление рисованных кукол, создание декораций и афиш для спектаклей.
Структура занятий.
№Основные блоки.
Содержание.
Характеристика деятельности уч-ся.
1.Вводное занятие.1ч
-Инструктаж по технике безопасности.
-Основы театральной культуры.
- Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
- знакомиться с техникой безопасности во время проведения занятий.
- знакомиться с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).
- получить первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.
2.Работа над выбранной для спектакля пьесой.1ч
-Культура и техника речи.
- Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
- слушать выразительное чтение пьесы учителем, анализировать пьесу в зависимости от эмоционального состояния и характера;
- отвечать на вопросы:. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении.
-работать над выразительностью собственной речи в зависимости от характера героя пьесы;
- соблюдать правила дыхания; определять логические ударения, паузы; стараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.3.Изготовление кукол и бутафории.2ч
-Творческая мастерская.
- Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
-изготавливать кукол и бутафорию.
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения
4.Работа над спектаклем.3ч
-Театральная игра.
*Распределение ролей;
*Отработка чтения каждой роли;
*Обучение работе над ширмой;
*Генеральная репетиция.
- Понимать учебную задачу. Стремиться ее выполнить;
- работа в группе: репетиция за столом (учиться вживаться в сою роль, учиться интонации: передавать настроение, чувства персонажа);
- соблюдать правила дыхания; определять логические ударения, паузы; стараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
- проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с соседом по парте.
- читать кукловодом собственную роль, действовать на ширме согласно своей роли; помогать друг другу в управлении куклами, озвучивать спектакль;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.5.Презентация пьесы. 1ч
Программа.
Класс 1.№ Содержание.Сроки.
1.Б.Заходер «Два и три».сентябрь
2.С. Михалков «Урок чистописания».октябрь - ноябрь
3.В.Драгунский «Заврались».декабрь - январь
4.Б.Заходер «Буква – Я».февраль - март
5.Ильин «Две книги».апрель - май
Класс 2
1.Н.Семёнова «Спор овощей».сентябрь
2.Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».октябрь - ноябрь
3.С.Маршак «Багаж».декабрь - январь
4.А.Соколовский «Подарок маме».февраль - март
5.В.Корытько «Кому горшок мыть?»апрель - май
Класс 3
1.Л.Воронкова «Маша – растеряша».сентябрь
2.Ильин «Домашние уроки».октябрь - ноябрь
3.Сутеев «Новогодняя история».декабрь - январь
4.А.Барто «Ку – ку».февраль - март
5.Сказка на новый лад «Золотое яичко»апрель - май
Класс 4
1.С. Михалков «Как мужик корову продавал».сентябрь
2.Сказка на новый лад «Как петушок пёк колобок».октябрь - ноябрь
3.С.Я.Маршак «Сказка про козла» декабрь - январь
4.Сказка собственного сочинения «Ну, погоди!»февраль - март
5.«Помогла»апрель - май
Список литературы.
1Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте».
С.Л. Ершова «Методы театральной педагогики», ж. Начальная школа. №7/2000г.
А.Н. Михайлова «Ребенок – художник и театр кукол». ж. Начальная школа. №12/2002г.
М.А. Наумова «Кукольный театр в школе». ж. Начальная школа. №3/2007г.
А.А. Павлова «Работа классного театра кукол». ж. Начальная школа. №1 2009г.
Г.А. Смоляк «Как мы работали над спектаклем». ж. Начальная школа. №7/2010г.
С.Л. Рубинштейн «Проблемы общей психологии», М. Просвещение.
Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.
Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2007г.
Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2005г.