Программа внеурочной деятельности «Народные игры» для 3 класса
Программа внеурочной деятельности «Народные игры» для 3 класса
Программа внеурочной деятельности "Народные игры" имеет спортивно-оздоровительное и кареведческое направление. Цель: формирование у обучающихся основ здорового образа жизни; создание условий для овладения школьниками необходимых двигательных умений и навыков через изучение народных игр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
от «….»……….2016 г. «…….»………..2016 г. Приказ №………………
от «……»…………….2016 г.
Программа внеурочной деятельности
«Народные игры»
для 3 класса
на 2016-2017 учебный год
Руководитель кружка
Коколева Екатерина Николаевна,
классный руководитель 3 класса
2016 г.
Пояснительная записка
Программа кружка «Народные игры» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы внеурочной деятельности «Подвижные игры. Путешествие по тропе здоровья» (авторы Л.Д.Глебова, И.А.Валькова, Е.А. Долженко и др. Журнал «Завуч начальной школы» № 2, 3, 4, 2012 г.) и в соответствии с программой внеурочной деятельности МБОУ «Пелымская СОШ».
Направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, краеведческое.
Формы и режим занятий: Основными формами занятий являются теоретические и практические занятия в помещении, на улице или в спортивном зале (в зависимости от погодных условий) во время проведения народных игр. Занятия кружка проводятся во второй половине дня.
Технологии, используемые на занятиях: здоровьесберегающая, игровая, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная, соревновательная, технология проектно-исследовательской деятельности и т.д.
Формы подведения итогов реализации программы: Результативность обучения определяется умением играть и самостоятельно проводить народные игры, в том числе и на различных мероприятиях в классе, в школе и дома, умением записывать игры, умением использования жанров устного народного творчества во время подвижных народных игр, участием в проектно-исследовательской деятельности, в организации и проведении игровых программ для воспитанников детского сада и для обучающихся начальной школы.
Проверка результатов обучения осуществляется посредством наблюдения руководителя кружка за практической работой обучающихся, ведения учёта частоты участия обучающихся в празднично-игровых мероприятиях, в соревнованиях по народным играм, представления проектно-исследовательских работ на учебно-исследовательских конкурсах и конференциях разного уровня, создания картотеки подвижных народных игр родного села.
Общая характеристика курса: Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Срок реализации программы один год. Занятия проводятся 1 раз в две недели (17 занятий в год).
Цель: формирование у обучающихся основ здорового образа жизни; создание оптимальных условий для овладения школьниками необходимых двигательных умений и навыков через изучение народных игр; приобщение обучающихся к традиционной народной и игровой культуре народов России на основе изучения народных игр и использования устного народного творчества (считалки, зазывалки, загадки, частушки, игровые песни).
Программный материал спланирован на основе подвижных игр и игр в помещении. Алгоритм работы с подвижными играми: знакомство с содержанием игры; объяснение содержания игры; объяснение правил игры; разучивание игр; проведение игр. При ознакомлении обучающихся с народными играми следует учитывать культурно-исторические и национальные традиции региона, его климатические и географические условия; состояние здоровья обучающихся, возрастные особенности младших школьников, интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Обучающихся следует привлекать к проектно-исследовательской деятельности по изучению, сохранению и возрождению традиционной игровой культуры народов России, к изготовлению инвентаря для игр из бросового материала, к участию в классных и общешкольных мероприятиях. .
Занятия следует проводить в спортивном зале или на игровой площадке образовательного учреждения
Учебно-методическое обеспечение внеурочной деятельности:
1.Журнал «Завуч начальной школы» № 2,3.4, 5 – 2011. г. Глебова Л.Д., Валькова И.А.. Ляхова И.И. и др. «Народные игры».
2.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России. Советы. Игры. Обряды. – М.: «Школьная пресса», 2001.
3.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: «Школьная пресса», 2003.
4.Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов сред. И высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 1999.
5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1984.
6. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. – Кудымкар, Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2005.
7.Методика собирания и изучения народных игр. Автор-составитель Григорьев В.М. – М., 1992.
8. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. – Санкт-Петребург, «Искусство-СПб», 2001.
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности:
Репродукции картин: И.Суриков «Взятие снежного городка», А.Степанов «Хоровод», К.Маковский «Народное гуляние во время Масленицы», В.Маковский «Игра в бабки», Б.Кустодиев «Масленица».
Игровой инвентарь для проведения народных игр (мячи, скакалки, камешки (гальки) одного размера, тканые пояса, платочки, оборудование для игр «Двенадцать палочек», «Шар-палка», свисток, флажки).
Настольные игры.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к культуре народов России;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты;
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
-формирование потребности и умения выражать себя в игре и использовать накопленные знания.
Предметные результаты:
-формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
-овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
-знать необходимые сведения о видах изученных народных игр, правилах народных игр;
-умение работать в группе, в коллективе, самостоятельно организовывать подвижные игры с обучающимися;
-умело использовать в играх, в общении со сверстниками изученные жанры устного народного творчества.
Содержание программы
Вводные занятия. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка в помещении и на свежем воздухе. Мир народных игр. Особенности народной игры. Значение народной игры в жизни наших предков. Классификация народных игр. Секреты считалок. Роль считалок в игре. Разучивание считалок. Режим дня и личная гигиена, значение физических упражнений для здоровья человека. Соответствие одежды и обуви обучающихся температурному режиму.
Игры народов России. Отражение в играх семейных отношений, повседневной трудовой жизни наших предков, взаимоотношений между людьми, бережное отношение к природе, быт народа и т.д. разучивание и совершенствование игр народов России. Сбор и обработка информации о народных играх, которые бытуют в родном селе. Игры с камушками (галькой).
Календарь народных игр. Роль народных игр на народных праздниках. Масленичные народные игры и забавы. Пасхальные народные игры и забавы. Участие в народных праздниках. Подготовка инструкторов по собиранию и проведению народных игр. Сбор и обработка информации о народных играх, которые бытуют в родном селе.
Итоговые занятия. Праздник «День любимых народных игр». Составление и проведение игровых программ для воспитанников детского сада и обучающихся начальной школы.
Тематическое планирование
Название раздела
Количество часов
Вводные занятия
3
Игры народов России
6
Календарь народных игр
5
Итоговое занятие
3
Итого
17
Календарно-тематическое планирование
№ занятия
Дата
Название раздела. Тема занятия
Содержание
1
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности.
Ознакомить обучающихся с целью организации кружка «Народные игры» и с планом работы.
Режим дня и личная гигиена, значение физических упражнений для здоровья человека. Соответствие одежды и обуви обучающихся температурному режиму.
Ознакомить обучающихся с правилами безопасного поведения во время подвижных игр в помещении и на улице (на игровой площадке образовательного учреждения).
2
Вводное занятие. Мир народной игры. Значение игры в жизни наших предков.
Особенности народной игры. Значение игры в жизни наших предков. Классификация народных игр (настольные; в помещении; хороводные игры, игры с плясками, сюжетно-ролевые игры; состязательные; сезонно-обрядовые; игры-ловишки; бытовые; игры, отражающие отношение человека к природе и т.д.)
3
Вводное занятие. Секреты считалки.
Роль считалки в игре. Разучивание считалок. Секреты считалки.
4-9
Игры народов России. Знакомство с особенностями народных игр, с правилами народных игр. Разучивание и совершенствование народных игр.
Сбор и обработка информации о народных играх родного села.
Знакомство с особенностями народных игр; разучивание и совершенствование игр. Учимся соблюдать правила игры.
Отражение в играх семейных отношений, повседневной трудовой жизни крестьян, отношения к окружающей природе, быт народа,
Подготовка инструкторов по собиранию и проведению народных игр. Сбор и обработка информации о народных играх родного села.
Игры народов России: «Два мороза» (р.н.и.), «Краски» (р.н.и), «Кушман» (коми-перм.н.и.), «Кашниккез» (коми-перм.н.и.), «Двенадцать палочек» (р.н.и.), «Шар-палка» (коми-перм.н.и.), «Ястреб и утки» (бурятская н.и.), «Липкие пеньки» (башкирская н.и.), «Чур, все» (прятки со скороговорками) (игра народа коми), «Биляша» (марийская н.и.), «Кушак» (коми-перм.н.и.) и др.
Игры с камушками (галькой).
10-14
Календарь народных игр. Игры в обрядах и народных праздниках. Разучивание и совершенствование масленичных и пасхальных игр и забав.
Знакомство с особенностями народных игр; разучивание и совершенствование народных игр.
Роль игры в обрядах, в народных праздниках.
Сбор и обработка информации о народных играх родного села.
Масленичные игры и забавы.
Пасхальная игротека.
15
Итоговое занятие: проведение игровой программы для воспитанников детского сада.
На основе изученных народных игр, собранного материала по народным играм родного села оставление и проведение игровой программы для воспитанников детского сада.
16
Итоговое занятие: проведение игровой программы для обучающихся начальной школы.
На основе изученных народных игр и собранного материала по народным играм родного села составление и проведение игровой программы для обучающихся начальной школы.
17
Итоговое занятие: праздник «День любимых народных игр».
Играем в любимые народные игры. Защита проектно-исследовательских работ.