Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 1 класс ФГОС
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" 1 класс ФГОС
Данная программа внеурочной деятельности по споривно - оздоровительной направленности разработана для обучающихся 1 кл. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Новизна программы заключается в использование игровых технологий. Данные подвижные и народные игры оказывают комплексное воздействие на развитие двигательных качеств, а также положительно влияют на формирование двигательных умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Основная цель программы: содействие укреплению здоровья и создание условий для гармоничного физического развития обучающихся средствами подвижных игр.
Актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что система физического воспитания в школе требует увеличения двигательной активности учащихся за счет введения дополнительных занятий. Подвижные игры являются прекрасным средством физического развития школьников. Они не требуют специальной подготовки детей, доступны всем ученикам и знакомы по урокам физической культуры. В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма, многогранно упражняются и развиваются важные качества и способности, накапливается ценный опыт использования своих возможностей, и формируются общественно значимые черты поведения. Подвижных игры воспитывают такое ценное качество, как стремление к взаимопомощи, приучают к разумному риску, преодолению эгоистических наклонностей, согласованию своих действий с действиями других.
В процессе реализации программы решаются задачи:
- познакомить детей с подвижными играми, их правилами,
- содействовать взаимодействию взаимопониманий;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- формировать организаторские навыки, обретать и расширять диапазон навыков, связанных с двигательной активностью учащегося, готовить к дальнейшему совершенствованию двигательных способностей.
- содействовать социальной адаптации гиперактивных детей.
Принципы:
- оздоровительная направленность;
- научность;
- систематичность и последовательность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- создание положительного эмоционального фона;
- единство психического и физического здоровья.
Ожидаемый результат:
укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр
развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств
формирования у детей и уверенности в своих силах.
Содержание обучения.
Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами – потому являются самыми универсальными и незаменимым средством физического воспитания детей.
Игры бывают разные по воздействию на организм, педагогической направленности и другим признакам. Поэтому важно правильно подбирать их в определенной последовательности.
К уроку «Подвижные игры» предъявляются те же основные требования, что и к занятиям физической культурой: организованное их начало, постепенное нарастание физиологической нагрузки и снижение ее в конце занятий, т.е. делится на 3 части.
1 часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению более активной деятельности (условно называется вводной).
2 часть – основная, нарастание физиологической нагрузки (игры без значительных перерывов).
3 часть – заключительная. Снижение физической и эмоциональной нагрузки (облегчение условий игры, уменьшение нагрузки, малоподвижные игры).
Установить для каждой игры, для учащихся какого класса она предназначается, невозможно. Многолетний опыт показал, что есть подвижные игры, которые нельзя отнести к определенному возрасту.
Подвижные игры подразделяются на:
1. Групповые игры (без разделения на команды) «Пятнашки», «Салки», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Два Мороза», «Совушка» и т.д.
2. Командные игры. Успей взять кеглю. Точный удар. Перестрелка. Квадрат. Бег за флажками и т.п.
3. Игры-эстафеты. Бег по кочкам. Эстафеты. Передал – садись. Пингвин с мячом. Передача мячей…
4. Соревнования – поединки. «Петушиный бой», «Не теряй равновесия», «Перетягивание с веревкой».
5. Общеразвивающие игры.
«Пустое место», «Салки: ноги от земли», «Ловля обезьян».
6. Игры со скакалками, мячами.
«Удочка», «Зеркало», «Забегалы», «Снайпер», «Не давай мяч водящему»…
7. Игры с бегом, прыжками, метанием.
«Прыгающие воробьи», «Волк во рву», «Мяч соседу», «Метка в цель».
8. В зимнее время на воздухе.
«Попади снежком в цель», «Гонки снежных комов», «Салки со снежками», «Эстафеты на санках», «Кто быстрей»…
9. Народные игры.
Русские народные игры. Украинские народные игры. Татарские народные игры и т.д.
Организация учебного процесса.
Организация и методика проведения урока в начальной школе во многом зависит от возрастных особенностей учащихся. При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. При проведении занятий с учащимися особенно важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно связаны между собой. Одну и ту же игру можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития координационных и кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие определяется только методической направленностью урока. Умелое сочетание развития координационных, кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам — отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере того как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который должен сочетаться с широким применением игрового и доступного для младших школьников соревновательного метода. Это повышает нагрузку и содействует тренировочной направленности занятий.
Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию таких координационных способностей, как точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие, согласование движений, ритм, ориентирование в пространстве, а также скоростных способностей (реакции и частоты движений), скоростно-силовых и выносливости к умеренным нагрузкам.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо широко использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры.
Младших школьников отличает большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность, поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, с заданиями, стимулирующими творчество и инициативу.
На уроках «подвижные игры» в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи с природоведением (например, в таких вопросах, как гигиена, закаливание, требования к одежде ученика, режим дня); с математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятия под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.
На занятиях необходимо учитывать интересы и склонности детей, их индивидуальные особенности.
Для многих игр нужен инвентарь: кегли, мячи, обручи, эстафетные палочки, кубики, флажки, скакалки, веревки разной толщины и длины, мел.
Составляя план на урок «Подвижные игры», воспитатель должен обязательно учитывать, какой понадобится инвентарь, заранее подготовить все необходимое.
Требование к результатам обучения.
Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются для того, чтобы стимулировать стремление учеников к совершенствованию и самоопределению, к повышению активности на занятиях физическими упражнениями.
Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев уровня достижений учащегося. К ним относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания;способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Особого внимания при оценке должны I заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умение самостоятельно заниматься и уровень знаний в области физической культуры. Оценивая достижения учеников, в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных количественных нормативов.
Учебно-тематический план.
Раздел
Количество часов
Игры наших бабушек: «12 палочек», «Заря», «Горелочки», «Звери» и другие.
16 часов
Игры разных народов: «Аисты»- украинская игра, «Золотое зернятко»-Белоруссия, «Аист и лягушки»- Япония, «Лиса и квочка»- Турция, «Молотилка» - Йемен, «Буйволы в загоне» -Судан и другие
20 часов
Игры в зимнее время: «Два Мороза», «Льдинка», «Тяни- толкай», «Бег в оленьей упряжке», «Пчёлы и медвежата», «Космонавты», «Попади снежком в цель», «Гонки снежных комов», «Салки со снежками», «Эстафеты на санках», «Кто быстрей»…
19 часов
Конкурсы и эстафеты: «Бег по кочкам», «Выгоны», «Бег в линию», «Последний выбывает», «Баба- Яга», «Переправа», «Кажется дождь начинается!», «Передал – садись», «Пингвин с мячом». «Передача мячей» и др
19 часов
Групповые игры: (без разделения на команды) «Пятнашки», «Салки», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Два Мороза», «Совушка» и т.д.
16 часов
Командные игры: «Успей взять кеглю», «Точный удар» «Перестрелка», «Квадрат», «Бег за флажками» и т.п.
10 часов
Соревнования – поединки: «Петушиный бой», «Не теряй равновесия», «Перетягивание с веревкой».
15 часов
Общеразвивающие игры:
«Пустое место», «Салки: ноги от земли», «Ловля обезьян».
14 часа
Игры со скакалками, мячами:
«Удочка», «Зеркало», «Забегалы», «Снайпер», «Не давай мяч водящему»…
14 часа
Игры с бегом, прыжками, метанием:
«Прыгающие воробьи», «Волк во рву», «Мяч соседу», «Метка в цель».
14 часа
Игры со скакалками, мячами:
«Удочка», «Зеркало», «Забегалы», «Снайпер», «Не давай мяч водящему»…
15 часов
Летние игры: «Круговые пятнашки», «Общипанная курочка», «Домики и гномики», «Летучая мышь и мотыльки».
15 часов
Всего:
187 часов
Литература:
Е.М.Минский «Игры и развлечения в группе продленного дня».
В.Яковлев, А.Гриневский «Игры для детей».
В.М.Кочашкин «Методика физического воспитания».
Е.М.Геллер «Игры на переменах для школьников.
И.А.Гуревич «300 соревновательно игровых заданий по физическому воспитанию».
Р.Деметер «Бегай, ползай, прыгай».
В.М.Кошчашкин «Физическое воспитание в начальной школе».
А.В.Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР».
О.А Степанова. «Игра и оздоровительная работа в школе» -серия «Игровые технологии», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 2004 г
Е.А.Ковалёва. «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых» -, серия «Азбука развития», Москва, ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007 г.
«Любимые детские игры» - составитель Г.Н.Гришина, серия «Вместе с детьми», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 1999 г
Литература для детей.
Г.П. Шалаева. Большая книга о спорте. - М., АСТ, 2011
Зимние виды спорта. Серия «Рассказы по картинкам». – Мозаика- Синтез, 2009
Е. Дорофеева. Летние виды спорта. Серия «Рассказы по картинкам». – Мозаика- Синтез, 2010
В.И.Малов. 100 великих спортивных достижений.- Вече, 2010
В.Володин. Большая детская энциклопедия. Том 20. Спорт.- Аванта+, 2010
И. Блохина. Спорт любить- сильным быть.- М., АСТ, 2011
Е.А.Бойко. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет.- Рипол Классик, 2008