Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мой мир"»
Пояснительная записка
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культурыи базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу.
Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.
Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Мой мир» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
ІІ Цель и задачи
Программа внеурочной деятельности «Мой мир» реализует следующую цель:
Воспитание грамотной, активной личности, ориентированной на духовное и нравственное развитие, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Задачи:
Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.
3. Воспитывать нравственные качества: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
4.Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
Срок реализации:
Программа "Мой мир" разработана с учётом особенностей обучающихся первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Программа является компонентом внеурочной деятельности, рассчитана на 32 часа, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов -128 часов. Срок реализации четыре года.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся.
Особенности возрастной группы детей.
Ведущая деятельность данной возрастной группы детей – игровая. Из психологических новообразований нужно отметить предпосылки логического мышления, появляется произвольность психических процессов; формируется планирующая функция мышления (внутренний план действия); а так же рефлексия.
В коллектив принимаются дети независимо от их физических данных. Определяющим фактором является активное желание ребенка и заинтересованность его родителей.
Оценивая учащихся в рамках курса «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся», нужно поверить в своих учеников, поверить в их силы, дать им возможность дотянуться до своей высшей планки развития. Дети должны почувствовать «ситуацию успеха» и тогда их школьная жизнь, их учебный труд станут более качественным и успешным. Это позволяет скорректировать работу педагога таким образом, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и группы в целом.
Количество обучающихся в группах 15 – 18 человек.
Особенности программы:
. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.
. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Направление данной программы:
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования " Мой мир" направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Принципы:
Основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Предполагаемый результат работы
Результатыдуховно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Мой мир» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
экспертные суждения родителей;
анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
самооценочные суждения детей.
В результате работы по программе «Мой мир» обучающиеся научатся:
будут знать школьный и внешкольный этикет, правила общения и культуры внешнего вида;
познакомятся с общественными нормами, с устройством общества, с социально одобряемыми и не одобряемыми формами поведения в обществе (т.е. социальные знания);
приобретут опыт самостоятельного общественного действия, который позволит ученику стать гражданином, социальным деятелем, свободным человеком;
приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
получат первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, ценностное отношения к социальной реальности в целом.
Педагогические средства и формы
наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков;
просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, былин, притч;
участие в творческих конкурсах, инсценировках, игровых программах, в реализации культурно-досуговых программ;
участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным, семейным праздникам; участие в выставках семейного художественного творчества, музыкальных вечерах;
экскурсии, прогулки по поселку, виртуальные путешествия по родному краю;
участие вместе в экологической деятельности по месту жительства, трудовые и экологические акции, высадка растений, создание цветочных клумб;
знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
презентации учебных и творческих достижений обучающихся.
Содержание
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов, включает в себя 6 блоков и построена с учетом особенностей взросления от первого к четвертому классу:
Раздел
Задачи раздела
Темы раздела
Формы, методы, приемы
1. «Школьный и внешкольный этикет»
-усвоение нравственных норм, правил, требований;
-формирование устойчивых положительных привычек, основ культуры общения и поведения, построения межличностных отношений.
Правила поведения на уроке и на перемене, в гардеробе, в столовой, в библиотеке, на школьном дворе, на улице, дома.
Что такое школьная дисциплина, твоя школа, твой класс, дом, поселок.
Взаимопомощь – как ее организовать, правила поведения в гостях, в театре, кино, музеее, на выставке
Экскурсии, викторины. презентации, беседы, конкурсы, инсценировки, игры, самопредставление.
-выработка основных этических понятий и норм речевого поведения;
-формирование культуры нравственного поведения;
-формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
-профилактика вредных привычек;
-овладение основами нравственного самовоспитания.
Культура внешнего вида, умение ценить свое и чужое время. Что я могу сказать о себе; каждой вещи свое место; внимательность к окружающим, доброжелательность, правдивость, честность в общении. Оценка своих поступков; гардероб и уход за ним. Каким тебя видят окружающие,умение вежливо слушать и слышать; культурный человек, какой он.
Игры, конкурсы, презентации, экскурсии, самопредставление, просмотры м/ф, акции хороших дел, инсценировки.
-воспитание трудолюбия, ответственного отношения к учению и труду;
-формирование потребности в выполнении поручений, обязанностей, посильной помощи.
Ученье свет, а неученье тьма; наш труд в классе; мой труд каждый день дома. Как быть прилежным и старательным; что значит быть бережным и аккуратным. Заботу и внимание нужно беречь, учусь все делать сам; труд кормит, а лень портит. Кем хочу быть; когда мы перестаем делать, мы перестаем жить.
Инсценировка, просмотр м/ф, выставки. Конкурсы, праздники, самопредставление, чтение книг, акции хороших дел, викторины.
-формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
-воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
-знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа;
-расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
-повышение значения семейных, государственных ценностей.
Что такое добро и зло; о папе, маме и семье; мамино чуткое сердце; чудо материнской любви.
Как поделить печенье; не мед, а ко всему льнет; за что мы сами себя иногда не любим. Что такое справедлтвость; кто кого обидел первым; уют и понимание в нашем доме; все люди рождены для счастья. «Настоящий мужчина»; чем им отплатим,о детях и родителях; рецепт от несчастной жизни.
-раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
-воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
-формирование ценностного бережного отношения к природе своей Родины;
Природа и я –одна семья; о красках и картинах; ; о музыке и музыкантах; о природе и ккрасоте Земли; помни о других, ты не один на свете. О деревьях и растениях; о кокнатных цветах; о фруктах, ягодах. овощах. Хорошо там, де нас нет; соблюдение чистоты и порядка; счастливая страна.
Разговор о животных; просьба птиц; колодец с живой водой; не ввите цветы, они так прекрасны.
Экскурсии, презентации, музыкальные вечера, игры. Беседы, чтение книг и обсуждение, акции хороших дел, просмотр м/ф, конкурсы, игровые программы.
-воспитание уважения к личности человека, его правам и свободам, обязанностям и ответственности;
Как стать волшебником; почему ты плачешь бабушка; добрые и недобрые слова; слово на ладошке; а ты поступи по-другому. О дружбе, мудрости, любви и словах; слово – не воробей, вылетит – не поймаешь; доброе слово лечит, а плохое калечит; расскажм всем только правду.Эхо человеческой жизни; чем им отплатить; о хмуром человеке;
предательство; следы на песке; так я думала; тройное сито нашей речи.
Конкурсы, трудовой десант, просмотр м/ф, игровые программы, акции хороших дел, игры, викторины, беседы, презентации, виртуальные экскурсии.
Доброжелательность, правдивость, честность в общении
1
Поступки твои и других (их оценка)
1
О трудолюбии
5ч
Правило «Учусь все делать сам»
1
Помогаю другим своим трудом дома и в школе
1
Что значит быть бережливым и аккуратным?
1
Как ты выполняешь правила личной гигиены
1
Заботу и внимание нужно беречь
1
Счастье семьи
5ч
Как поделить печенье?
1
Если будешь ссориться, если будешь драться
1
Не мёд, а ко всему льнет
1
За что мы сами себя иногда не любим
1
Как относиться к людям?
1
Как прекрасен этот мир
5ч
О деревьях и растениях
1
О комнатных цветах
1
О фруктах и ягодах
1
Об овощах и грибах
1
О злаках и целебных травах
1
Твоя речь: слово лечит, слово ранит
5ч
О дружбе, мудрости, любви и словах.
1
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь
1
Доброе слово – лечит, а плохое калечит
1
Расскажи всем только правду
1
Да, нет, не знаю…
1
Итоги 1ч
Цветик-семицветик исполняет желания
1
32ч
3 класс
Введение 1ч
Перелистывая страницы 2 класса
1
Школьный и внешкольный этикет
5ч
Взаимопомощь - как её организовать
1
Береги школьное имущество
1
Правила поведения в школе. Игры на переменке
1
Правила поведения в гостях
1
В какие игры и как мы играем
1
Правила общения. Культура внешнего вида
5ч
С кем бы ты хотел дружить?
1
Каким тебя видят окружающие?
1
Мой гардероб и уход за ним
1
Будничная и праздничная одежда
1
Точность: береги своё время и время других
1
О трудолюбии
5ч
«Труд кормит, а лень портит»
1
Любишь кататься, люби и саночки возить
1
Сделал дело, гуляй смело!
1
Кем хочу быть, почему?
1
Мы все такие разные!
1
Счастье семьи
5ч
Что такое справедливость?
1
Кто кого обидел первым?
1
Я, я, я… нет – МЫ!
1
Уют и понимание в вашем доме
1
Все люди рождены для счастья
1
Как прекрасен этот мир
5ч
Соблюдение чистоты и порядка
1
Необыкновенная пуговица и порванный фантик
1
О мальчике, который верил в чудеса
1
Хорошо там, где нас нет…
1
Счастливая страна
1
Твоя речь: слово лечит, слово ранит
5ч
Хлебец с маслом и пустой горшок с мёдом…
1
Почему ты меня не прощаешь?
1
Чем им отплатить?
1
О хмуром человеке
1
Эхо человеческой жизни
1
Итоги
Умейте счастьем дорожить»
1
32ч
4 класс
Введение 1ч
Перелистывая страницы 3 класса
1
Школьный и внешкольный этикет.
5ч
Правила поведения в кино
1
Правила поведения в театре
1
Правила поведения в музее
1
Правила поведения на выставке
1
Меня пригласили на день рождения
1
Правила
общения. Культура внешнего вида
5ч
Умение вежливо слушать и слышать
1
Разрешите мне сказать
1
Смех без причины – признак дурачины
1
Прощание с близкими и друзьями
1
Культурный человек – какой он?
1
О трудолюбии
5ч
Совет хорош, а дело – лучше!
1
Ленивые всегда бывают людьми посредственными
1
Говорящие знаки
1
Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить
1
Когда мы перестаем делать, мы перестаем жить
1
Счастье семьи
5ч
«Настоящий» мужчина
1
О мальчике, который верил в чудеса
1
Чем им отплатим? О детях и родителях
1
Бумеранг. Чье мнение дороже?
1
Рецепт от несчастной жизни
1
Как прекрасен этот мир
5ч
«Незабудка» о любви к природе и людям
1
Разговор с животными
1
Просьба птиц
1
Не рвите цветы, они так прекрасны!
1
Колодец с живой водой
1
Твоя речь: слово лечит, слово ранит
5ч
Так я и думала…
1
Предательство
1
Строитель мостов
1
Следы на песке…
1
Тройное сито нашей речи
1
Итоги 1ч
Ты, да я, да мы с тобой!
1
32ч
Итого
128ч
V Методическое обеспечение
Основные способы и формы работы с детьми
Занятия проводятся 1 раз в неделю: коллективные, малыми группами, индивидуальные. Продолжительность занятия 1 академический час (45 минут). Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Все занятия коллективные, сочетают в себе несколько основных видов деятельности: беседы об элементарных правилах здоровьесбережения, викторины, подвижные игры, конкурсы. На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию и общению в коллективе.
Одним из средств достижения поставленной цели выступает игра. Подвижная игра с правилами – это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами. В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих и здоровьесберегающих. Таким образом, кроме приобретения новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
При работе над игрой можно выделить несколько уровней выполнения игровых заданий:
- первый уровень – учащийся не может выполнить сам игровое действие;
- второй уровень – ученик в состоянии, верно, выполнить двигательные действия;
- третий уровень – ученик в состоянии организовать подвижную игру по заданию учителя;
- четвертый уровень – ученик в состоянии сам организовать подвижную игру;
- пятый уровень – ученик в состоянии самостоятельно организовать свой игровой досуг.
Основные виды деятельности:
- беседа;
- подвижные игры;
- соревнования;
- игры-эстафеты;
- проекты;
- тематические занятия
- инсценировки;
-классные часы;
- конкурсы;
- праздники.
Методы:
словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.
Механизм реализации программы
Материально-техническая база
На базе образовательного учреждения имеются необходимые материально-технические ресурсы: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, библиотека, открытый доступ к ресурсам сети Internet, ученический кабинет, музыкальный центр, принтер и т.д.
Состав участников
Программа курса ориентирована на учащихся 1-4 классов. Оптимальный став группы -15-20 человек.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на 1 ступени в МБОУ СОШ №1р.п. Тумботино.
(в рамках перехода на ФГОС НОО).
Отчётность
Для подведения итогов предполагается ежегодное открытое мероприятие для родителей. Итоговый отчёт по реализации программы внеурочной деятельности «Мой мир» будет представлен на ШМО / «Круглом столе».
Средства, необходимые для реализации программы
Материальные средства:
- учебный кабинет № 6;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека;
- использование сети Интернет;
- наглядные демонстрационные пособия;
- школьная библиотека;
-иттерактивная доска.
VI. Мониторинг
Мониторинг результатов реализации программы включает в себя следующие компоненты:
Личностные результаты
Самоопределение
1 - 4
Внутренняя позиция ученика
«Что мне нравится в школе» (По Н.Г. Лускановой)
Справка. Заседание ШМО
1 - 4
Освоение основных социальных ролей
«Кто я? (Куна)
1 - 2
Особенности самооценки
«Лесенка» (В.Г. Щур)
3 - 4
Методика Дембо-Рубинштейна
Личностные результаты
смыслообразование
1 – 4
Мотивационная основа учебной деятельности
Опросник мотивации
Справка
Личностные результаты
Действия нравственно-этического оценивания
1 - 4
Уровень социализирован-
ности и уровень воспитанности
обучающихся
«Уровень воспитанности» Р.В. Овчарова
Метопредмет-
ные результаты освоения обучающимися
ООП
май
Определение уровня сформированности у обучающихся УУД:
-регулятивных
-познавательных
-коммуникативных
-информационно-коммуникационной компетентности
Комплексная работа «Учимся учиться и действовать»
Справка, протоколы заседания ШМО
VI. Список литературы .
1. А.И.Баркан, " Его Величество Ребёнок", М.:2010.,с.4
2.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков " Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России".Проект // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.
3.Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – М.: Просвещение, 2012.–32 с. – (Работаем по новым стандартам).
4.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации.
В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.– (Работаем по новым стандартам).
5.В.И.Ковалько «Здоровесберегающие технологии». Москва «ВАКО»