Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой мир»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой мир»
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования " Мой мир" направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой мир»»
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта Основной образовательной программы, на основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Данилюк А.Я., Логинова А.А. – М.: Просвещение, 2012.–32 с. – (Работаем по новым стандартам).
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования " Мой мир" направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Дети проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, занятия в группе продлённого дня - после всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная внеурочная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности. Воспитание обучающихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Учитель, работающий с младшими школьниками должен понимать, что детям необходимо доброжелательное сотрудничество с педагогом. Это помогает обучающимся преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.
Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.
Задачи программы:
— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с учителями художественно-эстетического цикла, с другими субъектами социализации — социальными партнерами школы: Центр детского творчества, детские сады №30 и №32, городская и школьная библиотека, музеи и театры города Москвы, Московской области и Жуковского.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 68 занятий (2 занятия в неделю, 34 недели).
Общая характеристика курса
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Условия современного общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать способность ориентироваться в новых условиях жизни. Изменяются и задачи школы, которая призвана вооружить обучающихся средствами самоопределения в самостоятельной жизни
1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.
2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
3. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
5. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Ценностные ориентиры курса
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые результаты:
— ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
— элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
— первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
— начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в коллективе, представителями различных социальных групп;
— нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
— уважительное отношение к традиционным религиям;
— неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
— первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
— первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
— элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
— способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
— уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
— знание традиций своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
— знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.
— уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
— ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
— ценностное и творческое отношение к учебному труду;
— элементарные представления о различных профессиях;
— первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми
— ценностное отношение к природе;
— первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
— элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
— первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
— личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
— элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
— первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
— знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Содержание курса
Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания " Мой мир":
" Мы - граждане России"
" Учимся жить среди людей"
"Моя семья"
" Живи, Земля!"
" Береги здоровье смолоду!"
Рассмотрим каждый раздел данной программы. Первый раздел " Мы - граждане России". Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Гражданско-правовое воспитание должно начинаться с детского сада и начальной школы, где ребята знакомятся с элементарными понятиями о демократии, правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Основным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
По данному направлению предлагаются к рассмотрению следующие примерные тематические мероприятия:
"День радости" (праздник летних именинников)
" Улица моего детства", (конкурс рисунков на асфальте)
" Я люблю тебя, Россия!" (классный час-фоторепортаж)
"Моя семья в истории страны"
"Наша страна - Россия" (конкурс чтецов)
Уроки мужества:
" О героях былых времён" (8 февраля)
День борьбы с фашизмом (13 сентября);
День защитника Отечества (23 февраля); 1 час
День Победы (9 мая)
День народного единства (4 ноября).
Первоначальное знакомство с Конституцией РФ.
Классный час «Главный Закон страны»-
" Символы государственной власти"-
Классный час «Мои права и обязанности в школе»-
Участие в общешкольных мероприятиях (1-4 класс)
1. Праздник «Дети - ветеранам Великой Отечественной войны» (ко Дню Победы)
2. Встречи учащихся школы с ветеранами войны и труда. (Митинг)
3. Конкурс рисунков, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы «Они стояли за Родину».
4. Акция «Подарок ветерану»-
5. Акция "Память" - возложение цветов к памятнику погибшим на войне " –
Следующее направление данной программы " Учимся жить среди людей".
Главной задачей этого направления является воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Важно научить ребёнка жить в классном коллективе и строить отношения дружбы и взаимопомощи со своими одноклассниками. Научить понимать себя, правильно оценивать себя и развивать лучшие качества характера.
С этой целью предлагаются тематические занятия:
" В человеке красота - вежливость и доброта"
" Давайте поклоняться доброте"
" Поговорим о дружбе"
Если радость на всех одна.
Мой класс – мои друзья –
Самолюб - никому не люб.
Поиграем и подумаем.
О дружбе мальчиков и девочек
Путешествие в мир мудрых мыслей
Доброе слово, что ясный день
Ежели вы вежливы -1час
Когда идешь по улице.
Что? Где? Когда? Интеллектуальная игра
Нам счастья не сулит обида чья-то.
Школьный этикет. Как стать лучше?
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
О трудолюбии
Культура внешнего вида. Поговорим о том, как мы выглядим
Внешкольный этикет
Я и мои роли
Свободный разговор. Верность слову.
Моя самооценка
Подари учителю дело и слово доброе.
Умеем общаться.
Каждый интересен- 1час
Подарок коллективу (коллективная деятельность).
Здесь нужно добавить, что маленькие дети живут эмоциями, и взрослые должны опираться на эту особенность, развивать
детских духовный мир.
Направление - "Моя семья".
Задачи этого направления: формирование ценностного отношения к семье, дому, семейным традициям, родителям, близким людям. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших;
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека
На данном этапе очень хорошо проводить ежегодные различные семейные праздники, игры, конкурсы, в которых задействованы члены семей обучающихся.
" Новый год
"День любимой мамочки"
Рыцарский турнир-1час
«Профессии наших мам и бабушек», «Наши родители – профессионалы»
Рассказ о профессии:
«Мы немножко поиграем, все профессии узнаем»
«О профессиях разных, нужных и важных…»
Заполнение «паспорта семьи»: " Моя родословная"
Творческая мастерская «Рукодельницы» (мастер-класс от бабушек).
Направление - " Живи, Земля!"
Задачи данного направления: формировать у детей экологическое сознание, учить обращать внимание на взаимодействие человека с окружающей средой, воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
Дети осознают себя частью природы. Они неравнодушны к красоте природы, животного и растительного мира. На данном этапе помимо экскурсий в лес, можно рекомендовать следующие тематические занятия:
Экологическая викторина « Родная природа»
Акция «Чистота школьного двора»
"Дары осени" (выставка поделок из природного материала)
Акция " Подкорми птичек!"
Проекты " Красная книга ", Домашние любимцы". «Береги планету»
Направление - "Береги здоровье смолоду!"
Задачи направления: формировать у детей ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
На данном этапе будут важны следующие тематические мероприятия:
День здоровья
«Папа, мама, я – спортивная семья»
"Здоровье - это здорово!" (классный час - игра)
Тематический цикл бесед" Береги свою жизнь и здоровье"(режим дня, личная гигиена и т.д)
Тематический цикл бесед по ПДД
Подвижные игры, соревнования, спортивные праздники
Выпускник начальной школы — это человек:
любознательный, активно познающий мир;
любящий родной край и свою страну;
владеющий основами умения учиться;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Календарно - тематическое планирование 2 класс.
№
Название темы и раздела
Дата проведения
план
факт
Мы - граждане России
1
Мои права и обязанности в школе
01.09-04.09
2
Правила поведения в школе
07.09-11.09
3
Правила поведения в школьном дворе
07.09-11.09
4
День радости (праздник летних именинников)
14.09-18.09
5
Улица моего детства, (конкурс рисунков на асфальте)
14.09-18.09
6
Наша страна – Россия( стихи о России)
21.09-25.09
7
Символы гоарственной власти
21.09-25.09
8
Главный Закон страны
28.09-02.10
9
Посёлок, в котором я живу.
28.09-02.10
10
История посёлка в названиях улиц.
05.10-09.10
11
Посещение школьного музея
05.10-09.10
12
Покорми птичек (Акция «Кормушка»)
12.10-16.10
Учимся жить среди людей
13
Культура внешнего вида. Поговорим о том, как мы выглядим
12.10-16.10
14
В человеке красота - вежливость и доброта
19.10-23.10
15
Давайте поклоняться доброте
19.10-23.10
16
Поговорим о дружбе
26.10-30.10
17
Мой класс – мои друзья
26.10-30.10
18
Самолюб - никому не люб.
09.11-13.11
19
О дружбе мальчиков и девочек
09.11-13.11
20
Доброе слово, что ясный день
16.11-20.11
21
Когда идешь по улице (правила поведения на улице)
16.11-20.11
22
Что? Где? Когда? Интеллектуальная игра
23.11-27.11
23
Школьный этикет. Как стать лучше?
23.11-27.11
24
Правила знакомства, обращения и представления.
30.11-04.12
25
Правила приветствия и прощания
30.11-04.12
26
Правила извинения и просьбы
07.12-11.12
27
Правила благодарности и отказа
07.12-11.12
28
Устное и письменное приглашение на торжество
14.12-18.12
29
Как правильно разговаривать по телефону
14.12-18.12
30
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
21.12-29.12
31
Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна
21.12-29.12
32
О трудолюбии
21.12-29.12
33
Свободный разговор. Верность слову.
11.01-15.01
34
Моя самооценка
11.01-15.01
35
Подари учителю дело и слово доброе
18.01-22.01
36
В человеке красота -вежливость и доброта
18.01-22.01
37
Умеем общаться.
25.01-29.01
38
Каждый интересен
25.01-29.01
39
Лучшие качества моего характера
01.02-05.02
40
Подарок коллективу (коллективная деятельность).
01.02-05.02
Моя семья
41
Моя семья в истории страны
08.02-12.02
42
Моя родословная
08.02-12.02
43
Почему меня так назвали
15.02-19.02
44
Что значит быть хорошим сыном и дочерью
15.02-19.02
45
Профессии наших мам и бабушек
22.02-26.02
46
Наши родители – профессионалы
22.02-26.02
47
Мы немножко поиграем, все профессии узнаем
29.02 -04.03
48
О профессиях разных, нужных и важных…(рисунки)
29.02 -04.03
49
Традиции семьи
07.03-11.03
50
Семейные праздники (рисунки)
07.03-11.03
51
Забота о старших и младших
14.03-23.03
52
Домашние любимцы (проект)
14.03-23.03
53
Фотография на память (рисунки)
14.03-23.03
54
Рассказы, стихи о семье
04.04-08.04
55
Творческая мастерская «Рукодельницы» (мастер-класс от бабушек).
04.04-08.04
Живи, Земля!
56
Что такое экология
11.04-15.04
57
Экологическая викторина « Родная природа»
11.04-15.04
58
Акция «Чистота школьного двора»
18.04-22.04
59
Акция «Подкорми птичек!»
18.04-22.04
60
Растения «Красной книги»
25.04-29.04
61
Животные «Красной книги»
25.04-29.04
62
Растения школьного двора
02.05-06.05
63
Птицы школьного двора
02.05-06.05
Береги здоровье смолоду!
64
Здоровье - это здорово!
09.05-13.05
65
Твой новый режим дня
16.05-20.05
66
«В гости к берёзкам». Динамическая прогулка
16.05-20.05
67
«Учимся не болеть». Беседа
23.05-27.05
68
Что значит слово «Дорога». Правила поведения на дороге
23.05-27.05
Всего 68 часов
Материально-техническое обеспечение.
1.Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – М.: Просвещение, 2012.–32 с. – (Работаем по новым стандартам).
2.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации.
В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.– (Работаем по новым стандартам).