kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по краеведению "Наш край родной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление учащихся начальных классов с родным краем - это фундаментальная основа познавательного интереса к изучению культурно-исторических связей со своей малой родиной. Что же обозначает выражение «Малая Родина»? У каждого человека есть свой родной уголок, город или деревня, дом, улица, где он родился. Это и есть его малая родина. Она как мама, у каждого своя, но на всю жизнь одна и единственная. Авторская программа по краеведению призвана ознакомить детей с уникальностью архитектурного облика исторического центра Няндомы, его памятниками, мемориалами, обелисками, стелами, библиотекой, городским парком, краеведческим центром «Дом Няна», туристическим маршрутом «Савва Мамонтов и его Няндома»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по краеведению "Наш край родной"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 7 города Няндома»




Программа

по изучению истории родного края (краеведению)

«Наш край родной»



Автор программы

Педагог-библиотекарь

Шелгинская Мария Николаевна



г. Няндома

2017 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Ознакомление учащихся начальных классов с родным краем - это фундаментальная основа познавательного интереса к изучению культурно-исторических связей со своей малой родиной. Что же обозначает выражение «Малая Родина»? У каждого человека есть свой родной уголок, город или деревня, дом, улица, где он родился. Это и есть его малая родина. Она как мама, у каждого своя, но на всю жизнь одна и единственная.

Как организовать краеведческую работу в начальной школе? Каким содержанием её наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов урочной и внеурочной деятельности при планировании? Подобные вопросы постоянно вставали передо мной.

Составить план - значит, продумать весь процесс актуальности краеведческого подхода в обучении младших школьников в деталях, который поможет мне организовать работу в своём классе в течение четырёх лет и увидеть её результаты.

Авторская программа по краеведению призвана ознакомить детей с уникальностью архитектурного облика исторического центра Няндомы, его памятниками, мемориалами, обелисками, стелами, библиотекой, городским парком, краеведческим центром «Дом Няна», туристическим маршрутом «Савва Мамонтов и его Няндома», с выставкой - инсталляцией «История в холодильнике», демонстрирующей способ хранения продуктов конца 19 века в леднике - бетонном погребе, арт-объектами «Беседки», (выполненные в стиле модерн), Детской школой искусств, туристическими маршрутами (Станция Няндома - Яковлевские горки, озеро Большое Островичное, озеро Боровое, деревня Андреевская - родина митрополита Вениамина, Святой родник), церковью Зосимы и Савватия Соловецких, городским прудом и т.д.

Данная программа ориентирует ребёнка на самостоятельность самовыражения и мышления. Воспитание происходит путём открытий в исследовательской активности учащихся и самостоятельности приобретения знаний. Вся авторская программа тесно связана с воспитанием у юного северянина гражданской ответственности за то, что происходит в городе Няндома, частицей которого он является.

В ходе реализации программы ученики приобретут знания об истории города Няндома, символике, достопримечательностях, будут знать имена людей, кто основал и прославил наш уездный город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что именно в начальной школе закладываются базисные основы личности, интерес, уважение и любовь к родному городу. Понимание малой родины у младших школьников связано с конкретными представлениями о том, что такое дом, город, родные места. Ознакомление с историей города Няндома выступает одним из ведущих факторов формирования духовного и нравственного сознания детей.

Актуальность программы:

Воспитание любви и уважения к родному городу.

Объект изучения:

Город Няндома - его социальная, культурная, духовная, а также природная среда.

Педагогическая целесообразность:

У младших школьников формирование отношения к малой родине начинается с детства. Поэтому одной из главных задач в МБОУ «Средняя школа №7 города Няндома» является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Северная природа, культурное наследие, памятники архитектуры и искусства помогут учащимся осознать свою принадлежность к своему родному городу Няндома.

Оригинальность программы:

Состоит в разнообразии тем по краеведению, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи северян.





Цель программы:

- Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием города Няндома;

- Формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи программы:

- Дать знания о родном городе Няндома (история, достопримечательности, архитектура и т.д.).

- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил северный городок.

- Расширить знания о символике города Няндома.

- Познакомить с творчеством художника Олега Бороздина

- Формировать гражданские и патриотические чувства, любовь к малой родине.

- Дать знания основ северной культуры и искусства.

- Способствовать развитию навыков познавательной деятельности.

-Выработать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

- Воспитывать любовь к родному городу Няндома.

Участники программы:

- учитель;

- учащиеся;

- сотрудники краеведческого центра «Дом Няна»;

Возраст детей:

Данная авторская программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 8 лет до10 лет.

Программа реализуется полностью за 1 год, один академический час в неделю

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- Происхождение названия города Няндома, его символику;

- Наиболее важные исторические события в истории города Няндома;

- Особенности природного, животного и растительного мира;

- Историю своей семьи;

- Название улиц названых в честь няндомцев;

- Архитектурные, скульптурные памятники города Няндома;

- Достижения и имена знаменитых земляков;

- Имена героев няндомцев участвовавших в Великой Отечественной войне, чьи имена увековечены в городе Няндома;

- Имена участников локальных войн;

- Предприятия города;

- Памятные места города Няндома;

- Обелиски захоронения воинов-земляков;

- Памятники;

- Мемориальные и памятные доски;

- Монументы няндомцев;

- Туристический маршрут няндомского городского поселения;

Учащиеся должны уметь:

- Называть и рассказывать о достопримечательностях города Няндома;

- Самостоятельно находить и использовать информацию о малой родине;

- Проводить поисково-исследовательскую деятельность семейного архива;

- Работать с историческими документами;

- Собирать краеведческий материал для творческой работы;

- Эстетично оформлять личные рисунки и создавать фотоэкспозиции;

- Обобщать, анализировать, делать выводы.



Младший школьник должен сформировать личностные качества:

- Наблюдательность;

- Внимательность;

- Любознательность;

- Умение работать самостоятельно и в группе;

- Устойчивое внимание;

- Зрительную, слуховую и моторную память;

- Умение радоваться личным успехам и успехам своих товарищей;

- Умение слушать, отвечать на поставленные вопросы;

- Собственное мнение и позицию;

- Предлагать помощь окружающим;

- Дружелюбие.

Способы определения результативности:

Выполнение творческих заданий рассматриваются как зачетные при проверке усвоения полученных знаний после прохождения каждой темы программы.

Методическое обеспечение программы.

- Наличие кабинета для уроков, оснащенного школьной мебелью, мультимедийным оборудованием

- В школьной библиотеке собран достаточный материал для методической, художественной и исследовательской работы по изучению тем по краеведению;

- Наличие связей со школами, дошкольными учреждениями, Домом Творчества, Детской школой искусств, Центром культуры и спорта, Краеведческим центром «Дом Няна»;

- Привлечение к краеведческой работе библиотекарей и музейных работников.





Используемая литература:



  1. Алексеев В.Биография улицы Ф.Платтена. /Авангард.–1971.–21 октября.-.с.3.

  2. Антонов И. «Вспомним о прошлом». //Авангард. - 1986. - 28 августа. - с.3

  3. Аншуков С. «Из когорты созидателей». //Правда Севера. - 2006. - 22 декабря.- с 5

  4. Быков А.В. «Жили-были»: сборник.- Няндома.- 2010.- с.16

  5. Евстафеев Г. «Живу для людей». - Няндомская центральная библиотека, 2006.

  6. Едакина С. «У памятника павших героев». //Авангард.-1960. – 11 мая.- с.6.

  7. Ермолин Б.В. «Особенности и проблемы охраны природы оз. Борового» // IV Соловецкий общественно-политический форум: «Человек и общество, психическое здоровье и экология культуры»: Тезисы докладов Международной научной конференции. Архангельск, Соловки: АГМИ, ПГПУ, 1992. с.100 -102.

  8. Захарьин П. «Паровоз на пьедестале». //Авангард. - 1989. - 10 августа. - с.1.

  9. Мухин А. «Нужен такой памятник». //Авангард. - 1986. - 28 августа. - с.3.

  10. Николаева Н. «Этот день Победы». //Северная широта. - 2003. -14 ноября. - с.1.

  11. Патарушин А. «Острием пера». //Авангард.–1999. - 31 июля.- с.4.

  12. Патарушин А. «Паровозники–фронтовики». //Авангард.–1995.- 18 апреля - с.1.

  13. Петров Е. «На заре: записки няндомского старожила» А.Д.Мельникова //Авангард.-1986.-9 сентября. - с.3

  14. Родин В. «Ленин всегда с нами!: Открытие памятника вождю революции». //Авангард. - 1981. - 27 октября. - с.1.

  15. Светланин П. «Символ трудовой славы». //Авангард. - 1989. - 16 июля.






Календарно – тематическое планирование

по программе

«Наш край родной»


п/п

Тема

Форма

проведения

1

Что такое топонимика?(наука о названиях) (понятие о краеведение)


Знакомство,

анализ первоисточников.


2-3

История появления города Няндома и прилегающих к ней населённых пунктов

Беседа

4-5

Улицы Няндомы рассказывают. Родная улица моя.

Урок-путешествие

6-7

Моя родословная. Семейные династии Няндомы.

Урок-исследование

8

Моя школа. Школьные кабинеты. Школьные традиции.

Беседа.Экскурсия

9

Школы нашего города.

Урок – экскурсия

10

Церковь Зосимы и Савватия. Городской пруд. Старый вокзал. Жилые постройки конца 19 века.

Урок-экскурсия

11

Путешествие по православным местам Няндомского района (Нименьгский погост, д. Андреевская – родина метрополита Вениамина, Мошинский погост, )

Урок-путешествие

12

Творчество сказителя

Богданова Панфила Миныча. Сказки и легенды родного края.

Урок-сказка(посиделки)

13

Краеведческий центр «Дом Няна»

Урок-экскурсия

14-15

Творчество няндомских поэтов

Павла Захарьина иНадеждыТеплухиной

Литературная гостинная

16

Творчество художника Олега Бороздина. Арт-объекты Няндомы (беседки)

Урок-экскурсия

17

Живи, родник, живи! Животный мир

Няндомского района.

Красная книга Архангельской области

Беседа о родниках,

озерах, реках,редких и вымирающих животных родного края

18-19

Герои-земляки

Великой Отечественной Войны

Беседа

20

Памятник-обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Беседа

21

Памятник умершим и погибшим воинам-участникам гражданской войны и Великой Отечественной войны. Братская могила 223-х воинов, умерших в эвакогоспиталях.

г. Няндома.Учетная карточка воинского захоронения № 102

Урок мужества.

Рассказ

22

Памятник – паровоз. Мемориальные доски. Памятные доски.

Урок-экскурсия

23

Памятник воинам локальных войн

Урок-экскурсия

24

Человек эпохи

(о первом секретаре Райкома КПСС

А.С. Попове)

Рассказ

25

«Редкие книги библиотек»,

Урок-экскурсия в районную библиотеку

26

«Прекрасных рук творенье»

(работы народных умельцев)

Урок-экскурсия в РЦДО

27

Районная газета «Авангард»

Экскурсия в ГАО ИД «Авангард»

28

Няндомские летописцы

Беседа

29

Аллея памятирадом с ЦКС

Урок-экскурсия

30

Фотоконкурс»Многоликая Няндома»

Выставка фото-работ учащихся

31

Выставка детского рисунка

«Няндома – родной городок»

Урок изобразительной деятельности.

32

Книги-альбомы о родном крае

Беседа

33

Туристические маршруты

по Няндомскому району

Урок-экскурсия на озеро Островичное.

34

Знай, люби и гордись своей малой родиной

Конкурс знатоков



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по краеведению "Наш край родной"

Автор: Шелгинская Мария Николаевна

Дата: 20.10.2017

Номер свидетельства: 433456

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Программа по краеведению "Наш край" "
    ["seo_title"] => string(39) "proghramma-po-kraieviedieniiu-nash-krai"
    ["file_id"] => string(6) "123538"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414513213"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Факультативный курс "Наш край" "
    ["seo_title"] => string(29) "fakul-tativnyi-kurs-nash-krai"
    ["file_id"] => string(6) "217699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433422863"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства