Ознакомление учащихся начальных классов с родным краем - это фундаментальная основа познавательного интереса к изучению культурно-исторических связей со своей малой родиной. Что же обозначает выражение «Малая Родина»? У каждого человека есть свой родной уголок, город или деревня, дом, улица, где он родился. Это и есть его малая родина. Она как мама, у каждого своя, но на всю жизнь одна и единственная. Авторская программа по краеведению призвана ознакомить детей с уникальностью архитектурного облика исторического центра Няндомы, его памятниками, мемориалами, обелисками, стелами, библиотекой, городским парком, краеведческим центром «Дом Няна», туристическим маршрутом «Савва Мамонтов и его Няндома»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по краеведению "Наш край родной"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 города Няндома»
Программа
по изучению истории родного края (краеведению)
«Наш край родной»
Автор программы
Педагог-библиотекарь
Шелгинская Мария Николаевна
г. Няндома
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ознакомление учащихся начальных классов с родным краем - это фундаментальная основа познавательного интереса к изучению культурно-исторических связей со своей малой родиной. Что же обозначает выражение «Малая Родина»? У каждого человека есть свой родной уголок, город или деревня, дом, улица, где он родился. Это и есть его малая родина. Она как мама, у каждого своя, но на всю жизнь одна и единственная.
Как организовать краеведческую работу в начальной школе? Каким содержанием её наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов урочной и внеурочной деятельности при планировании? Подобные вопросы постоянно вставали передо мной.
Составить план - значит, продумать весь процесс актуальности краеведческого подхода в обучении младших школьников в деталях, который поможет мне организовать работу в своём классе в течение четырёх лет и увидеть её результаты.
Авторская программа по краеведению призвана ознакомить детей с уникальностью архитектурного облика исторического центра Няндомы, его памятниками, мемориалами, обелисками, стелами, библиотекой, городским парком, краеведческим центром «Дом Няна», туристическим маршрутом «Савва Мамонтов и его Няндома», с выставкой - инсталляцией «История в холодильнике», демонстрирующей способ хранения продуктов конца 19 века в леднике - бетонном погребе, арт-объектами «Беседки», (выполненные в стиле модерн), Детской школой искусств, туристическими маршрутами (Станция Няндома - Яковлевские горки, озеро Большое Островичное, озеро Боровое, деревня Андреевская - родина митрополита Вениамина, Святой родник), церковью Зосимы и Савватия Соловецких, городским прудом и т.д.
Данная программа ориентирует ребёнка на самостоятельность самовыражения и мышления. Воспитание происходит путём открытий в исследовательской активности учащихся и самостоятельности приобретения знаний. Вся авторская программа тесно связана с воспитанием у юного северянина гражданской ответственности за то, что происходит в городе Няндома, частицей которого он является.
В ходе реализации программы ученики приобретут знания об истории города Няндома, символике, достопримечательностях, будут знать имена людей, кто основал и прославил наш уездный город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что именно в начальной школе закладываются базисные основы личности, интерес, уважение и любовь к родному городу. Понимание малой родины у младших школьников связано с конкретными представлениями о том, что такое дом, город, родные места. Ознакомление с историей города Няндома выступает одним из ведущих факторов формирования духовного и нравственного сознания детей.
Актуальность программы:
Воспитание любви и уважения к родному городу.
Объект изучения:
Город Няндома - его социальная, культурная, духовная, а также природная среда.
Педагогическая целесообразность:
У младших школьников формирование отношения к малой родине начинается с детства. Поэтому одной из главных задач в МБОУ «Средняя школа №7 города Няндома» является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Северная природа, культурное наследие, памятники архитектуры и искусства помогут учащимся осознать свою принадлежность к своему родному городу Няндома.
Оригинальность программы:
Состоит в разнообразии тем по краеведению, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи северян.
Цель программы:
- Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием города Няндома;
- Формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи программы:
- Дать знания о родном городе Няндома (история, достопримечательности, архитектура и т.д.).
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил северный городок.
- Расширить знания о символике города Няндома.
- Познакомить с творчеством художника Олега Бороздина
- Формировать гражданские и патриотические чувства, любовь к малой родине.
- Дать знания основ северной культуры и искусства.
- Способствовать развитию навыков познавательной деятельности.
-Выработать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитывать любовь к родному городу Няндома.
Участники программы:
- учитель;
- учащиеся;
- сотрудники краеведческого центра «Дом Няна»;
Возраст детей:
Данная авторская программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 8 лет до10 лет.
Программа реализуется полностью за 1 год, один академический час в неделю
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- Происхождение названия города Няндома, его символику;
- Наиболее важные исторические события в истории города Няндома;
- Особенности природного, животного и растительного мира;
- Историю своей семьи;
- Название улиц названых в честь няндомцев;
- Архитектурные, скульптурные памятники города Няндома;
- Достижения и имена знаменитых земляков;
- Имена героев няндомцев участвовавших в Великой Отечественной войне, чьи имена увековечены в городе Няндома;
- Имена участников локальных войн;
- Предприятия города;
- Памятные места города Няндома;
- Обелиски захоронения воинов-земляков;
- Памятники;
- Мемориальные и памятные доски;
- Монументы няндомцев;
- Туристический маршрут няндомского городского поселения;
Учащиеся должныуметь:
- Называть и рассказывать о достопримечательностях города Няндома;
- Самостоятельно находить и использовать информацию о малой родине;
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность семейного архива;
- Работать с историческими документами;
- Собирать краеведческий материал для творческой работы;
- Эстетично оформлять личные рисунки и создавать фотоэкспозиции;
- Обобщать, анализировать, делать выводы.
Младший школьник должен сформировать личностные качества:
- Наблюдательность;
- Внимательность;
- Любознательность;
- Умение работать самостоятельно и в группе;
- Устойчивое внимание;
- Зрительную, слуховую и моторную память;
- Умение радоваться личным успехам и успехам своих товарищей;
- Умение слушать, отвечать на поставленные вопросы;
- Собственное мнение и позицию;
- Предлагать помощь окружающим;
- Дружелюбие.
Способы определения результативности:
Выполнение творческих заданий рассматриваются как зачетные при проверке усвоения полученных знаний после прохождения каждой темы программы.
Методическое обеспечение программы.
- Наличие кабинета для уроков, оснащенного школьной мебелью, мультимедийным оборудованием
- В школьной библиотеке собран достаточный материал для методической, художественной и исследовательской работы по изучению тем по краеведению;
- Наличие связей со школами, дошкольными учреждениями, Домом Творчества, Детской школой искусств, Центром культуры и спорта, Краеведческим центром «Дом Няна»;
- Привлечение к краеведческой работе библиотекарей и музейных работников.
Используемая литература:
Алексеев В.Биография улицы Ф.Платтена. /Авангард.–1971.–21 октября.-.с.3.
Антонов И. «Вспомним о прошлом». //Авангард. - 1986. - 28 августа. - с.3
Аншуков С. «Из когорты созидателей». //Правда Севера. - 2006. - 22 декабря.- с 5
Евстафеев Г. «Живу для людей». - Няндомская центральная библиотека, 2006.
Едакина С. «У памятника павших героев». //Авангард.-1960. – 11 мая.- с.6.
Ермолин Б.В. «Особенности и проблемы охраны природы оз. Борового» // IV Соловецкий общественно-политический форум: «Человек и общество, психическое здоровье и экология культуры»: Тезисы докладов Международной научной конференции. Архангельск, Соловки: АГМИ, ПГПУ, 1992. с.100 -102.
Захарьин П. «Паровоз на пьедестале». //Авангард. - 1989. - 10 августа. - с.1.
Мухин А. «Нужен такой памятник». //Авангард. - 1986. - 28 августа. - с.3.
Николаева Н. «Этот день Победы». //Северная широта. - 2003. -14 ноября. - с.1.
Патарушин А. «Острием пера». //Авангард.–1999. - 31 июля.- с.4.
Патарушин А. «Паровозники–фронтовики». //Авангард.–1995.- 18 апреля - с.1.
Петров Е. «На заре: записки няндомского старожила» А.Д.Мельникова //Авангард.-1986.-9 сентября. - с.3
Родин В. «Ленин всегда с нами!: Открытие памятника вождю революции». //Авангард. - 1981. - 27 октября. - с.1.
Что такое топонимика?(наука о названиях) (понятие о краеведение)
Знакомство,
анализ первоисточников.
2-3
История появления города Няндома и прилегающих к ней населённых пунктов
Беседа
4-5
Улицы Няндомы рассказывают. Родная улица моя.
Урок-путешествие
6-7
Моя родословная. Семейные династии Няндомы.
Урок-исследование
8
Моя школа. Школьные кабинеты. Школьные традиции.
Беседа.Экскурсия
9
Школы нашего города.
Урок – экскурсия
10
Церковь Зосимы и Савватия. Городской пруд. Старый вокзал. Жилые постройки конца 19 века.
Урок-экскурсия
11
Путешествие по православным местам Няндомского района (Нименьгский погост, д. Андреевская – родина метрополита Вениамина, Мошинский погост, )
Урок-путешествие
12
Творчество сказителя
Богданова Панфила Миныча. Сказки и легенды родного края.
Урок-сказка(посиделки)
13
Краеведческий центр «Дом Няна»
Урок-экскурсия
14-15
Творчество няндомских поэтов
Павла Захарьина иНадеждыТеплухиной
Литературная гостинная
16
Творчество художника Олега Бороздина. Арт-объекты Няндомы (беседки)
Урок-экскурсия
17
Живи, родник, живи! Животный мир
Няндомского района.
Красная книга Архангельской области
Беседа о родниках,
озерах, реках,редких и вымирающих животных родного края
18-19
Герои-земляки
Великой Отечественной Войны
Беседа
20
Памятник-обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
Беседа
21
Памятник умершим и погибшим воинам-участникам гражданской войны и Великой Отечественной войны. Братская могила 223-х воинов, умерших в эвакогоспиталях.
г. Няндома.Учетная карточка воинского захоронения № 102
Урок мужества.
Рассказ
22
Памятник – паровоз. Мемориальные доски. Памятные доски.