kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по каратэ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

«Достигай совершенства в физическом

и духовном развитии - оставайся

невозмутимым и с ясным умом.»

Боевые искусства Востока представляют собой уникальный и неповторимый пласт культуры,где совмещается, казалось бы, несовместимое - красота ритма и гармонии движений и реальные боевые действия. Здесь боевая подготовка доводится до уровня искусства, что в итоге выливается в особый путь воспитания личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по каратэ»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»

676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: school17@mail.ru








Программа спортивной секции

киокушинкай каратэ

(для учащихся 1 -11 классов)











Программу составил

учитель физической культуры МАОУ СШ №17

1 квалификационной категории Г.Г. Костюченко













2017 год



Пояснительная записка.

«Достигай совершенства в физическом

и духовном развитии - оставайся

невозмутимым и с ясным умом ...»

Боевые искусства Востока представляют собой уникальный и неповторимый пласт культуры,где совмещается, казалось бы, несовместимое - красота ритма и гармонии движений и реальные боевые действия. Здесь боевая подготовка доводится до уровня искусства, что в итоге выливается в особый путь воспитания личности.

Актуальность

В настоящее время широкое распространение получили различные виды восточных единоборств (дзюдо, ушу, каратэ, таэквондо, айки-до и др.), корни которых питают мудрость и опыт многих поколений и людей,создававших эффективные системы рукопашного боя.

Важной причиной популярности каратэ является его доступность. Им, фактически может заниматься любой человек со средним здоровьем, независимо от возраста и пола. Кроме этого, популярность каратэ состоит в привлекательности восточного культурного «колорита» и признании его международным спортивным сообществом. В наше сложное время и мужчины, и женщины хотят чувствовать себя в полной уверенности и безопасности, владеть специальными знаниями и техникой каратэ, уметь постоять за себя и своих близких, дать должный отпор агрессору, даже более сильному.

Каратэ сегодня достигло большой популярности, гармонично соединив оба аспекта, стало возможным такое каратэ, которое подходит всем:детям, молодым, мужчинам и женщинам.

Новизна программы «Каратэ-до» состоит в том, что она рассчитана на возраст учащихся от 7 до 17лет, что является отличительной особенностью от других программ по восточным единоборствам.

Программа составлена на основе типовой программы каратэ-до для детско-юношеских клубов физической подготовке и спортивных школ различного типа. Москва, 2003 г. автор Литвинов С.А., президент московской ассоциации Шотокан каратэ-до, авторской программы Сетокан каратэ-до «Гармонии тела, разума и духа», ЦДТ, г. Иркутск, 2004 г.

Благодаря системе восточных единоборств, наряду с другими видами спорта, наиболее успешно решаются задачи общего физического развития воспитанников, разностороннее воздействие на организм, совершенствование функции всех органов и его двигательных способностей и духовного развития. Применение разнообразных технических элементов обеспечивает всестороннее гармоническое развитие морфологических и функциональных систем организма и физических качеств(силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости), одновременно оказывая воздействие на координационные механизмы нервной системы, повышение ее пластичности.

Человек, достигший гармонии духа и тела, реализует эстетическое начало во внешнем и внутреннем мире:

-с внешней стороны физическое и техническое совершенство, достигшее уровня искусства, представляет эстетику действия, красоту движений, олицетворяя естественность, целесообразность и эффективность боевых приемов;

- внутри эстетика проявляется в поведении и образе жизни.

Настоящий мастер боевых искусств честен (в первую очередь - перед самим собой), горд, бескорыстен, смел, предан, относится с уважением к окружающим, скромен в поведении.

Как и любое другое боевое искусство, каратэ-до - важная духовная сфера человеческой деятельности. Помимо практической пользы,занятия каратэ ведут учащихся к вершине самосовершенствования, познанию собственного духа, нравственному очищению, воспитывают чувство достоинства, умение преодолевать минутные слабости, помогают терпеливо добиваться поставленной цели, формируют мировоззрение учащихся, способность управлять своей волей и эмоциями, концентрировать силу, становится путем жизни.

Методика преподавания каратэ конкретно направлена на нравственное и духовное формирование личности. Достижение любой степени мастерства в каратэ предполагает должное развитие трех основных составляющих: «син» - моральные качества, дух, сила воли; «таи» - физическая кондиция, сила, выносливость; «вадза» - техническое мастерство.

Физическая подготовка и техническое совершенство,основанные на морали высокой духовности, независимости от внешних условностей общества дают возможность личности вести соответствующий независимый образ жизни.

Программа по каратэ-до, как и другие виды боевых искусств, основана на соблюдении нравственных законов человеколюбия, добродетели и гуманности, препятствуя сведению ее до уровня только боевой практики. Добрая сила должна защищать слабых, бороться против зла и насилия.

Цель программы -реализовать оптимальные возможности физического и духовно-нравственного развития детей, разностороннего совершенствования физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность.

Основные задачи:

 обеспечить обучение учащихся элементам, приемам каратэ-до;

 способствовать оптимизации физического развития учащихся в сочетании с нравственным воспитанием и духовным развитием

 развивать двигательные способности учащихся регулярными занятиями

спортом;

 сформировать у детей и подростков потребность в систематических занятиях спортом, негативное отношение к вредным привычкам, углубить знания по гигиене, обеспечивая многолетнее сохранение здоровья;

 обучить самостоятельному использованию средств физического развития, элементов и приемов каратэ-до.

Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии физических и других качеств.

Программа «Каратэ-до» рассчитана на обучение и воспитание детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. «Программа» рассчитана на 5 лет обучения и реализуется на базе МАОУ СШ №17.

Педагогическая целесообразность

Люди во всем мире отдают дань уважения друг к другу и в разных странах это делают по разному, существуют: слова приветствия, рукопожатия, поклоны, ритуалы и т.п.

Первый урок в каратэ начинается с изучения и объяснения значения поклона (Рей). Впоследствии поклон применяется постоянно. Его важность даже выше, чем начало изучения каратэ. Только те, кто понял значения поклона, достигают высокого мастерства.

Каратэ-до - это боевой вид искусства и как таковой не имеет предела в совершенствовании. И только в процессе тяжелых тренировок и жесткой дисциплины мы стараемся постичь Путь(До). Мастер Фунакоши в полной мере осознавал важность поклона и часто напоминал об этом своим ученикам. Одним из двадцати принципов в каратэ-до является то, что каратэ начинается и заканчивается поклоном.

Поклон может выражать желание установить отношения, основанные на взаимном доверии, доброжелательности, понимании и уважении. В социальном смысле поклон является средством сохранения гармонии между людьми с целью создания лучшего общества.

Практически «Рей» является формальной церемонией, когда два человека, находясь друг против друга, обмениваются знаками взаимного уважения и доверия.

Каратэ изучают в Доджо. Это не просто спортивный зал или клуб по интересам. Доджо - это место обучения поклонников каратэ. Кроме того, Доджо включает в себя символизм в методологическом, идеологическом и философском аспектах каратэ. Жизнь Доджо полностью поглощает ученика, меняет в лучшую сторону его взгляды на жизнь, характер и физическое состояние.

Сенсей (Уважаемый учитель) - хозяин Доджо. Сенсей считает своих учеников сыновьями и дочерьми, видя их такими, какими они сами себя никогда не увидят. Он оказывает влияние на создание их тел и характеров и считает себя ответственным за результат.

Сенсей - всегда пример высокого достоинства. Его отношения с учениками должны быть объективными, строгими и доброжелательными. Поскольку все тренировки в воинских искусствах прежде всего сориентированы на воспитание духа, уверенности в себе, долг каждого Учителя- быть примером для своих учеников во всем: в мастерстве, дисциплине,умеренности и мудрости. Сенсей должен стать советчиком и постараться помочь в решении возникшей проблемы.

Все Сенсеи-учителя требовательны, поэтому в настоящей школе каратэ похвалы редки. Каждый ученик должен считать нормой то, что основным требованием для постоянного совершенствования является работа с максимальной отдачей. Поддержание высоких физических кондиций обязательно для всех учеников так же, как и духовное совершенствование. Ученики проводят специально-боевые упражнения каждую тренировку, что закаляет их тело и волю. Они обучаются медитации и самовнушению. Они знают, что победители никогда не уходят, а те,кто ушел, никогда не победят. Требование к ученикам возрастают по мере повышения их мастерства.

Первый год обучения -

осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы, направленной на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники каратэ-до и других видов спорта (легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр).

Второй год обучения - воспитание интереса и приобщение учащихся к занятиям каратэ-до, начального обучения навыкам, развития физических качеств и с учетом специфики каратэ-до.

Третий год обучения - формирования общей базовой технической и физической подготовки, морально-волевых качеств, повышение уровня знаний в области теории и методике каратэ-до.

Четвертый год обучения - дальнейшее овладение техникой каратэ-до, овладение приемами и действиями соревновательной борьбы, развитие координационных способностей, повышение уровня функциональных возможностей организма. Формирование основ судейской практики.

Пятый год обучения -

Овладение рациональными приемами и действиями в каратэ, умение демонстрировать высокие спортивные результаты, овладение навыками судейства соревнований.

В соответствии с основной направленностью по годам обучения формулируются задачи, осуществляется подбор средств, методов, учебных и соревновательных режимов и т.д.

Достигнутый уровень в искусстве каратэ-до обозначается цветом пояса и точно соответствует индивидуальному мастерству, включая ранее достигнутые уровни. Поэтому пояс это основной способ идентификации достигнутого и показатель того, как ещё долго каратеист должен учиться.

Система поясов является постоянным процессом совершенствования воспитанников, в виде учёбы и тренировок от первого ученического разряда до высшего мастерского звания.

Даны в каратэ, присваиваются после того,как спортсмен подтвердил своё мастерство, выдержав соответствующие испытания.Присуждённые ученические и мастерские степени сохраняются за каратеистом пожизненно.

Пояс означает непрерывную работу по развитию индивидуума не только в искусстве каратэ-до, но и целом комплексе других качеств - он демонстрирует необходимую психологическую зрелость,внутреннюю стабильность, уверенность в себе и позитивное мышление по отношению к результату экзамена. Поэтому пояс означает развитие не только в техническом отношении, но и знание, и применение определённых техник.



Образовательная деятельность в программе простроена по следующим направлениям:

 Теоретическая подготовка.

Теоретическая подготовка учащихся рассматривает вопро­сы, связанные с содержанием каратэ как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и практической деятельности. Изучаются потенциальные возможности каратэ в подготовке к здоровому образу жизни, к учебной,трудовой деятельности и воинской службе.

 Общая физическая подготовка (ОФП).

ОФП вклю­чает в себя упражнения, способствующие всестороннему физическому развитию спортсмена, повыше­нию уровня функциональных возможнос­тей организма, развитию силы, скорости, гибкости, выносливости.

 Техническая подготовка.

Техника каратэ - это совокупность стоек, передвижений,ударов и защит, используемые при изучении и примене­нии каратэ.

Техническая подготовка включает в себя атакующие и защитные техники, блоки руками, блоки ногами, техники перемещений, удары ногами и руками, техники самостраховки, технические навыки самостраховки и работы с оружием.

Техническая подготовка направлена на создание целост­ного представления о поединке и об основныхтактических приемах: ГОХОН КУМИТЭ,САНБОН КУМИТЭ, КИХОН - ИППОН КУМИТЭ, ДЗЮ-ИППОН КУМИТЭ, ДЗЮ КУМИТЭ, форми­рование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы,а так же воплощение принятых решений благодаря рациональным при­емам и действиям, с учетом особеннос­тей противника,условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

 Судейская практика.

Судейская практика предполагает освоение занимающимися не­которых навыков учебной работы и навыков судейства соревнований.

 Соревновательная деятельность

При подготовке спортсменов по программе предусматривается участие в соревнованиях разного уровня: город, край, Федеральный округа, Россия, Международный уровень.

Формы и методы работы:

Спортивно-оздоровительные рекреативные формы занятий, имеющие характер расширенного активного отдыха(спортивно-игровые занятия по свободному регламенту, спортивно-оздоровительные походы выходного дня, спортивно-оздоровительные лагеря в летние каникулы, реализации проектов летнего отдыха и т.п.

Для спортивных единоборств характерно как индивидуальный метод обучения новым элементам и приемам каратэ-до или освоения новых физических упражнений для общей физической подготовке, так и групповой.

При групповом методе обучения вырабатывается соответствующий эмоциональный соревновательный фон, стимулирующий повышенную работоспособность.

Ожидаемые результаты :

В группах 1 года обучения занимающиеся:

 узнают этикет Дожо, складывание кимоно, повязывание пояса;

 узнают об истории и развитии восточных боевых искусств Китая, Окинава, Японии, в частности что такое каратэ-до;

 узнают основы каратэ-до и техники других видов спорта;

 осваивают базовую технику каратэ-до, по программе ученических ступеней 9-й «кю» (белый пояс);

 сдают классификационные экзамены на соответствующие знаниям ступени

В группах 2 года обучения занимающиеся:

 узнают об истории и развитии восточных боевых искусств Китая, Окинава, Японии, в частности что такое каратэ-до;

 осваивают технику безопасности во время занятий каратэ в зале;

 осваивают базовую технику каратэ-до, по программе ученических ступеней

 изучают технику самообороны (освобождение от захвата);

 проходят тесты на физическую подготовку;

 сдают классификационные экзамены на соответствующие знаниям ступени

В группах 3 года обучения занимающиеся:

 узнают вклад Гичина Фунакоши в развитие спортивного каратэ;

 виды разминки и ее значения;

 осваивают технику безопасности при работе с партнером, приемы первой помощи при травмах на тренировках;

 осваивают технику каратэ-до, по программе ученических ступеней;

 изучают приемы самообороны (бросковая техника);

 проходят тесты на физическую подготовку;

 дают классификационные экзамены на соответствующие ступени

В группах 4 года обучения занимающиеся:

 узнают про развитие каратэ в России. Разновидности стилей восточных единоборств;

 дыхание в каратэ (включая НОГАРЭ, ИБУКИ);

 осваивают технику безопасности во время соревнований;

 осваивают технику каратэ-до, по программе ученических ступеней ;

 изучают приемы самообороны (против оружия);

 сдают классификационные экзамены ;

В группах 5 года обучения занимающиеся:

 обучаются правилам соревнований, судейской терминологии, жестам рефери и судей;

 изучают технико-тактические особенности в свободном бою (спарринге);

 осваивают технику каратэ-до, по программе ;

 изучают приемы самообороны в реальных ситуациях(улица, подъезд и т.п.);

 проходят тесты на специализированную выносливость;

 сдают классификационные экзамены по программе каратэ-до ;

 совершенствуют соревновательную технику;

 осваивают методику обучения новичков.

 закрепляют и совершенствуют пройденную ученическую программу(дан)

Процесс обучения может быть продолжен, если занимающиеся освоили пятилетнюю программу обучения. В этом случае тренировки проводятся по более усложненной методике обучения и придерживаются классификационной международной программы каратэ-до. Дальнейший этап рассчитан на определенный уровень мастерства, поэтому в данной программе не прорабатывается. В процессе обучение учащихся для определения результативности используются анкеты, опросники, тесты. Интегральной формой определения результативности обучения учащихся является классификационный экзамен.

















Тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

Теория

Практика

1

Теоретическая подготовка ( 8 ч)



1. Развитие физической культуры и спорта.

1

-

Беседы.

Анкетирование.

Письменный / устный опрос.


2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Система АТЭМИ.

2

-


3. Гигиена, закаливание, режим, питание.

1

-


4. Врачебный контроль, самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Основы спортивного массажа.

1

-


5. Основы спортивной тренировки. Техника безопасности.

2

-


6. Единая Всероссийская Спортивная классификация.

1

-


2.

Общая физическая подготовка ( 49ч)


1. Выносливость

1

10

Тестирование на начало и конец года


2. Сила

1

10


3. Быстрота

1

8


4. Ловкость

1

11


5. Гибкость

1

10


3.

Техническая подготовка ( 45ч)


1.Защитная техника - блоки руками.

1

7

Аттестационный экзамен (середина и конец учебного года).


2.Защитная техника - блоки ногами.

1

7


3.Атакующая техника руками, ногами.

1

7


4.Техника перемещений в стойках.

1

6


5.Техника самостраховки

1

6


6.Отработка нанесения ударов ногами руками.

1

6



Итого:

19 ч

102 ч





















Тематическое планирование

2 год обучения



№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

Теория

Практика

1.

Теоретическая подготовка (8ч)


1. Развитие физической культуры и спорта

1

-

Беседы.

Анкетирование.

Письменный / устный опрос.


2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Система АТЭМИ.

2

-


3. Гигиена, закаливание, режим, питание.

2

-


4. Врачебный контроль, самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Основы спортивного массажа

1

-


5. Основы спортивной тренировки. Техника безопасности.

1

-


6. Единая Всероссийская Спортивная классификация.

1

-


2.

Общая физическая подготовка ( 46ч)


1. Выносливость

1

10

Тестирование


2. Сила

1

10


3. Быстрота

1

10


4. Ловкость

1

8


5. Гибкость

1

8


3.

Техническая подготовка (48ч)


1. Защитная техника - блоки руками.

1

8

Аттестационный экзамен


2. Защитная техника - блоки ногами.

1

7


3. Атакующая техника руками, ногами.

1

7


4. Техника перемещений в стойках.

1

8


5. Техника самостраховки

1

5


6. Отработка атакующих ударов.

1

7


4.

Соревновательная деятельность

1

3



Итого:

20 ч

102 ч
















Тематическое планирование

3 год обучения



№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

Теория

Практика

1.

Теоретическая подготовка (8 ч)


1. Развитие физической культуры и спорта

1

-

Беседы.

Анкетирование.

Письменный / устный опрос.


2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Система АТЭМИ.

2

-


3. Гигиена, закаливание, режим, питание.

2

-


4. Врачебный контроль, самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Основы спортивного массажа.

1

-


5. Основы спортивной тренировки. Техника безопасности на занятиях.

1

-


6. Единая Всероссийская Спортивная классификация.

1

-


2.

Общая физическая подготовка (42ч)


1. Выносливость

1

9

Тестирование


2. Сила

1

9


3. Быстрота

1

8


4. Ловкость

1

8


5. Гибкость

1

8


3.

Техническая подготовка (52ч)


1.Защитная техника - блоки руками.

1

7

Аттестационный экзамен


2.Защитная техника - блоки ногами.

1

7


3.Атакующая техника руками, ногами.

1

7


4.Техника перемещений в стойках.

1

7


5.Техника самостраховки

1

8


6.Отработка нанесения ударов ногами руками

1

10


4.

Соревновательная деятельность.

1

6



Итого:

20ч

102ч






















Тематическое планирование

4 год обучения



№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

Теория

Практика

1.

Теоретическая подготовка (10 ч)


1. Развитие физической культуры и спорта

1

-

Беседы.

Анкетирование.

Письменный / устный опрос.


2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Система АТЭМИ.

2

-


3. Гигиена, закаливание, режим, питание

2

-


4. Врачебный контроль, самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Основы спортивного массажа

1

2

-


5. Основы спортивной тренировки. Техника безопасности на занятиях.

1

-


6. Единая Всероссийская Спортивная классификация.

1

-


2.

Общая физическая подготовка (25ч)


1. Выносливость

1

5

Тестирование на начало и конец года


2. Сила

1

5


3. Быстрота

1

5


4. Ловкость

1

5


5. Гибкость

1

5


3.

Техническая подготовка (67ч)


1.Защитная техника - блоки руками.

1

10

Аттестационный экзамен (середина и конец учебного года).


2.Защитная техника - блоки ногами.

1

10


3.Атакующая техника руками, ногами.

1

10


4.Техника перемещений в стойках.

1

10


5.Техника самостраховки

1

10


6.Отработка нанесения ударов ногами руками

1

10


4.

Судейская практика

1

3



5.

Соревновательная деятельность.

1

4



Итого:

23ч

102ч














Тематическое планирование

5 год обучения



№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

Теория

Практика

1.

Теоретическая подготовка (10 ч)


1. Развитие физической культуры и спорта в России.

1

-

Беседы.

Анкетирование.

Письменный / устный опрос.


2. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Система АТЭМИ.

2

-


3. Гигиена, закаливание, режим, питание.

2

-


4. Врачебный контроль, самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. Основы спортивного массажа.

2

-


5. Основы спортивной тренировки. Техника безопасности на занятиях.

2

-


6. Единая Всероссийская Спортивная классификация.

1

-


2.

Общая физическая подготовка (20ч)


1. Выносливость

1

4

Тестирование на начало и конец года


2. Сила

1

4


3. Быстрота

1

4


4. Ловкость

1

4


5. Гибкость

1

4


3.

Техническая подготовка (72ч)


1.Защитная техника - блоки руками.

1

9

Аттестационный экзамен

(середина и конец учебного года).


2.Защитная техника - блоки ногами.

1

9


3.Атакующая техника руками, ногами.

1

10


4.Техника перемещений в стойках.

1

10


5.Техника самостраховки

1

4


6.Отработка нанесения ударов ногами руками

1

20


4.

Судейская практика.

1

5



5.

Соревновательная деятельность.

1

5



Итого:

23 ч

102ч














РУКОПАШНЫЙ БОЙ И КАРАТЭ-ДО

Адаптационная программа для групп начальной подготовки 1-го и 2-го года обучения


Занятия каратэ-до – направлены на укрепление здоровья подрастающего поколения, обеспечение высокой работоспособности, творческой активности. Программа включает необходимый минимум информации позволяющей расширить знания в области физической культуры, основ каратэ-до . Для изучения приёмов каратэ-до рассматривается круговой метод обучения. Учебный материал рассчитан на 2 года обучения в группе начальной подготовки.

Может использоваться преподавателями средних школ, инструкторами рукопашного боя и каратэ-до.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа составлена в соответствии с Положением о ДЮСШ на основе нормативных документов Министерства Просвещения, Министерства по физической культуре, спорту и туризму, и раскрывает процесс подготовки юных спортсменов в группах начальной подготовки 1-го и 2-го годов обучения спортивной школы. При ее разработке использовались ранее существовавшие программы по рукопашному бою и каратэ-до («Программа подготовки спортсменов рукопашного боя и традиционного каратэ – до», «Углубленная программа обучения сложным техническим действиям на основе подготовительных упражнений»), учитывались новейшие данные научных исследований.

В программе нашли отражение задачи работы с учащимися; содержание учебного материала по физической, технической, тактической и теоретической подготовки для групп НП 1-го и 2-го годов обучения; распределение времени на виды подготовки; нормативные требования для перевода учащихся в более старшую возрастную группу.

Программа «Рукопашный бой и каратэ-до» предусматривает приобретение воспитанниками знаний, умений, навыков необходимых для преодоления препятствий, владения холодным оружием, приемами рукопашного боя, а также внутренней готовности к психологической устойчивости.

Цель программы: Воспитание гармоничной личности, способной к принятию самостоятельных решений в процессе овладения физической культурой через технику самозащиты.

Реализация основной цели осуществляется через задачи 1 –го и 2 –го года обучения.

Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрастам, для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной работы. В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся, их возможностей и требований подготовки.

Задачи 1 года:

-Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности, укреплению опорно – двигательного аппарата через развитие быстроты, ловкости, гибкости;

-Обучение основам техники через привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, рукопашным боем и каратэ-до;

-Нравственное воспитание, воспитание через предмет средствами рукопашного боя и каратэ-до;

-Подготовка и выполнение нормативных требований по видам подготовки.


Задачи 2 года:

-Укрепление здоровья и закаливание организма детей, содействие правильному физическому развитию через повышение уровня общей и специальной физической подготовленности, необходимых при совершенствовании техники;

-Прочное овладение основами техники и тактики рукопашного боя и каратэ-до через приучение к соревновательным условиям;

-Нравственное воспитание и активное воздействие на формирование личности средствами физической культурой, рукопашным боем и каратэ-до;

-Подготовка и выполнение нормативных требований по видам подготовки.

Программа рассчитана на учащихся 4 – 11 – х классов и предусматривает 2 года обучения в группах начальной подготовки. Время, отведенное на обучение в НП 1-го года составляет 312 часов в год, НП 2-го года 468 часов в год (обоснование – методическое пособие «Разработка учебных программ в учреждениях дополнительного образования детей» - Кемеровского облИУУ, «Положение о ДЮСШ», «Программа подготовки спортсменов рукопашного боя и традиционного каратэ – до», «Углубленная программа обучения сложным техническим действиям на основе подготовительных упражнений», утвержденные Главным управлением летних видов спорта Госкомспорта России и Всероссийской Федерацией рукопашного боя и традиционного каратэ).

Содержание программ первого и второго года обучения предполагает освоение детьми основ знаний по физической культуре, рукопашному бою, каратэ-до, знакомство с проведением соревнований (в качестве участников).

Период начальной подготовки спортсменов каратэ-до и рукопашного боя охватывает возраст с 10 до 15 лет. Задачи работы с учащимися данного возраста органически связаны с основной целью подготовки спортивных резервов по каратэ-до и рукопашному бою в спортивных школах. Основным принципом построения учебно-тренировочной работы в группах НП 1-го и 2-го годов обучения служит принцип универсальности в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем учащимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого спортсмена. В процессе обучения учащихся на данном этапе создаются предпосылки для успешного овладения широким кругом технико-тактических действий, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности на последующих этапах многолетнего процесса подготовки.

Основной формой – является занятие. На занятия принимаются дети 10 и 15 лет, желающие систематически заниматься рукопашным боем, каратэ-до и допущенные к занятиям врачом. Основное внимание при приеме в группы начальной подготовки обращается на следующие качества:

- желание постигать искусство каратэ-до и рукопашного боя;

- гибкость, ловкость, выносливость;

- общую физическую подготовку.

При выпуске подводится итог работы на определенном этапе, каждый этап представляет собой относительно законченный курс обучения. После окончания групп начальной подготовки делаются заключения, на основании результатов контрольных испытаний и соревнований, относительно перспективности в каратэ-до и рукопашном бое, прошедших начальный курс, их возможностей с точки зрения овладения в совершенстве техникой и тактикой на последующем этапе обучения.

Тренировки проводятся три раза в неделю, согласно утвержденному расписанию занятий. Содержание занятий определяется намеченными задачами, составом занимающихся, условиями его проведения, периодом года. Для прочного закрепления изученных технических действий на каждое занятие уделяется не менее двух часов в группе 1-го года обучения и трех часов в группе 2-го года обучения, и условно делится на три части: подготовительную, основную, заключительную.

В отдельных случаях в соответствии с конкретными условиями работы школы / климатические условия, наличие материальной базы, контингент учащихся и др. / педагогический совет может вносить изменения в содержание данной программы, сохраняя при этом основную направленность.


























УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для групп начальной подготовки

1 – ый год обучения



п/п

Наименование разделов и тем

Кол – во часов

всего

теория

прак-ка

1.

Теоретическая подготовка


12

12


1.1

История развития боевых искусств в странах Востока


1,7


1.2

История развития РБ, каратэ в России


1,7


1.3

Цели и задачи РБ, каратэ как военно – прикладного вида спорта


1,7


1.4

Правила соревнований


1,7


1.5

Личная гигиена


1,7


1.6

Врачебный контроль, самоконтроль предупрежде-

ние спорт. трав – ма на тренировках


1,7


1.7

Краткие сведения о строении и функциях организма чел –ка и влиянии физ –х упражнений


1,7


2.

Общая физическая подготовка


120


120

3.

Специальная физическая подготовка


72


72

4.

Техническая подготовка


88

8

80

4.1

Основные стойки, способы передвижения, переходы из одной стойки в другую

10

2

8

4.2

Основные удары руками /на месте, в передвижении/

13

1

12

4.3

Техника блоков руками / на месте, в передвижении/

13

1

12

4.4

Основные удары ногами / на месте, в передвижении

13

1

12

4.5

Техника ударов руками и блоков в различных ком – бинациях / на месте, в передвижении /

13

1

12

4.6

Техника ударов руками и ногами в различных ком – бинациях / на месте, в передвижении /

13

1

12

4.7

Техника комбинаций / на месте, в передвижении / с различными сочетаниями ударов

13

1

12

5.

Психологическая подготовка


8

4

4

6.

Восстановительные мероприятия


12

6

6


Итого:

312







УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для групп начальной подготовки

2 – ой год обучения


№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол – во часов

всего

теория

пра-ка

1.

Теоретическая подготовка

14

14


1.1

Специальная подготовка в РБ, каратэ-до как эффективное сред-ство воспитания моральных, волевых и физических качеств


2


1.2

Положительное взаимодействие РБ, каратэ и друг-х видов единоборств


2


1.3

Правила соревнований


2


1.4

Классификация техники РБ каратэ-до


2


1.5

Врачебный и педагогический контроль в системе подготовки занимающихся РБ, каратэ-до


2


1.6

Профилактика заболеваний и спортивного травмати-зма вовремя занятий и соревнований


2


1,7

Краткие сведения о строении и функциях организма чел-ка и влиянии физических упражнений


2


2.

Общая физическая подготовка

172


172

3.

Специальная физическая подготовка

130


130

4.

Техническая подготовка

132

12

120

4.1

Совершенствование тех-ки ударов руками и ногами /на месте, в передвижении/

11

1

10

4.2

Совершенствование блоков руками /на месте, в пере-движении/

11

1

10

4.3

Техника комбинаций /на месте, в передвижении с различными сочетаниями ударов

11

1

10

4.4

Техника выполнения учебных боевых комплексов /ката/ 4, 5, 6, 7, 8

11

1

10

4.5

Техника проведения учебного спаринга

11

1

10

4.6

Тех-ка самозащиты от нападения без оружия

11

1

10

4.7

Основные стойки и их применение в различных си –туациях при ведении учебного спаринга

11

1

10

4.8

Перемещения, уклоны, нырки как методы защитных действий при ведении учебного спаринга

11

1

10

4.9

Выполнение определенных тактических заданий

11

1

10

4.10

Разбор действий спортсменов в поединках с разли –чными по стилю противниками

11

1

10

4.11

Обучение защитным действиям в спаринге, как ос –нове подготовки к атаке

11

1

10

4.12

Выполнение атак и контратак в учебных спарингах

11

1

10

5.

Психологическая подготовка

8

4

4

6.

Восстановительные мероприятия

12

6

6


Итого:

468



ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ


ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / 1 – 2 год обучения /

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

Упражнения без предметов индивидуальные и в парах.

Упражнения с предметами.

Упражнения на снарядах /перекладине, брусьях, канате/.


Упражнения для мышц туловища и шеи.

Упражнения без предметов и в парах.

Упражнения с набивными мячами – лежа на спине, лицом вниз, наклоны.

Упражнения с гимнастическими палками, гантелями.


Упражнения для мышц ног и таза.

Бег, прыжки.

Упражнения с гантелями и скакалками, приседания, выпрыгивания, подскоки, многоскоки и др.


Акробатические упражнения – группировки сидя.

Перекаты в группировке лежа на спине /вперед, назад/.

Перекат назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках, стойка на руках с помощью.

Кувырок вперед из упора присев.

Кувырок вперед с трех шагов и маленького разбега.

Длинный кувырок вперед, кувырки назад.

Мост с помощью партнера.

Переворот в сторону с места и разбега.

Соединение указанных выше элементов в комбинации.


Легкоатлетические упражнения.

Бег, прыжки, метания, многоборье, соревнования в пятиборье.


Спортивные игры.

Волейбол, ручной мяч, баскетбол, теннис.


Подвижные игры, народные игры, народные виды спорта.



СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА /1 – 2 год обучения/


Упражнения для развития гибкости:

Выполнение специальных технических приемов и действий с максимальной амплитудой движения.


Упражнения для развития скоростно – силовых качеств:

Выполнение технических действий, приемов и их комбинаций с максимальной скоростью и концентрацией.

Упражнения для развития выносливости:

Выполнение технических приемов и их комбинаций, а также учебных и воль –ных поединков в течении определенного времени с различными интервалами отдыха и с различной заданной скоростью выполнения.

Упражнения для развития ловкости:

Выполнение комбинаций, технических приемов на внезапно выполняемое дей –ствие партнера /учебный спарринг –поединок/ ;

Выполнение технического приема на неизвестное действие партнера;

Выполнение технического приема на внезапное действие из нескольких противников, выполняющих это действие поочередно.


Упражнения для закаливания поверхностей рук, ног, туловища:

Легкое оббивание поверхностей деревянными и резиновыми палочками.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / 1 –год /

Темы:

  1. История развития боевых искусств в странах Востока.

  2. История развития рукопашного боя, каратэ в России.

  3. Цели и задачи рукопашного боя, каратэ как военно – прикладного вида спорта.

  4. Правила соревнований.

  5. Личная гигиена.

  6. Врачебный контроль, самоконтроль предупреждение спортивного трав –матизма на тренировках.

  7. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / 2 – год /

Темы:

  1. Специальная подготовка в рукопашном бое, каратэ как эффективное средство воспитания моральных, волевых и физических качеств, как средство подготовки к труду и защите России.

  2. Положительное взаимодействие рукопашного боя и каратэ-до.

  3. Правила соревнований.

  4. Классификация техники рукопашного боя и каратэ-до.

  5. Врачебный и педагогический контроль в системе подготовки занимаю –щихся рукопашным боем и каратэ-до.

  6. Профилактика заболеваний и спортивного травматизма во время занятий и соревнований.

  7. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ /морально – волевая / ПОДГОТОВКА

1 -2 год обучения

Задача психологической подготовки – создание оптимального уровня психи -ческого состояния. Психическая подготовка направлена на решение задач

общего характера, на развитие личности спортсмена, на достижение максимальной результативности в определенном периоде или соревновании.

Психологическая подготовка включает воспитание волевых качеств, умение управлять собой, своими эмоциями, проводить аутогенную тренировку – все это необходимо спортсмену для успешного выступления на соревнованиях и формирования нравственных качеств.

Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов. Основные из них:

  1. средства массовой информации /печать, радио, лекции, диспуты на мо -рально – этические темы, искусство/.

  2. специальные знания в области психологии, использование методик пси –ходиагностики детей.

  3. личный пример тренера, убеждения, поощрения, наказания.

  4. проведение совместных занятий менее подготовленных с более подготовленными /младших и старших/.

  5. упражнения повышенной трудности в процессе физической подготовки, повышенной сложности в процессе технической подготовки.

  6. побуждение к деятельности, поручения, общественно полезная работа.




НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Группы начальной подготовки /1 –ый год обучения/


  1. ОФП – выполнение принятых в программе нормативов по физической подготовке.

  2. Техническая подготовка –

а) передвижение в стойках с нанесением одиночных ударов руками;

б) передвижение в стойках с нанесением одиночных ударов ногами;

в) передвижение в стойках с нанесением одиночных блоков;

г) выполнение учебных боевых комплексов / ката / № 1, 2, 3.


/2 –ой год обучения/

  1. ОФП – выполнение принятых в программе нормативов по физической подготовке.

  2. Техническая подготовка –

а) блок рукой + удар рукой

б) блок рукой + удар ногой /в среднюю секцию/

в) удар рукой + удар ногой

г) выполнение учебных боевых комплексов /ката/ № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.








Используемая литература:


1. Волков В.И. Тренеру о подростке.- М.; ФиС, 1973. – 72с.

2. Дахновицкий В.С. Рукавицин Б.Н. Обучение и тренировка дзюдоистов. –

Минск.; Полымя, 1989. – 192с.

3. Иванов С.А. Углубленная программа обучения сложным техническим де –

йствиям на основе подготовительных упражнений.- Москва.; Гранд, 2000.-

544с.

4. Курамшин Ю.Ф. Поповский В.М. Найдите свой талант.- Лениздат,1987.- 80с.

5. Программа подготовки спортсменов рукопашного боя.- М.; 1990.- 30с.

6. Решетников И.В. Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. Пособие для

студентов сред.спец.учеб.заведений.- М.; Изд. центр «Академия», 1998.-160с.

7. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов.- М.; ФиС,

1974.- 232с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по каратэ

Автор: Костюченко Геннадий Григорьевич

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "План самостоятельной работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Каратэ""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_samostoiatelnoi_raboty_po_dopolnitelnoi_obshcheobrazovatelnoi_obshcherazviv"
    ["file_id"] => string(6) "648443"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1712076716"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "План самостоятельной работы. Вид спорта каратэ. Группа Т-3. Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта каратэ."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_samostoiatelnoi_raboty_vid_sporta_karate_gruppa_t_3_dopolnitelnaia_predprof"
    ["file_id"] => string(6) "601926"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646905376"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "План самостоятельной работы по каратэ. ДОП"
    ["seo_title"] => string(41) "plan_samostoiatelnoi_raboty_po_karate_dop"
    ["file_id"] => string(6) "605208"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1650383456"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "План самостоятельной работы занимающихся спортивной школы по каратэ во время пандемии коронавируса, программа спортивной подготовки, 1-й год обучения"
    ["seo_title"] => string(79) "plan_samostoiatelnoi_raboty_zanimaiushchikhsia_sportivnoi_shkoly_po_karate_vo_1"
    ["file_id"] => string(6) "599823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1644323446"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "План самостоятельной работы занимающихся спортивной школы по каратэ во время пандемии коронавируса, программа спортивной подготовки 1-й год обучения группа НП-2"
    ["seo_title"] => string(79) "plan_samostoiatelnoi_raboty_zanimaiushchikhsia_sportivnoi_shkoly_po_karate_vo_2"
    ["file_id"] => string(6) "599825"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1644324360"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства