- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
Общая тема | план | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
1. Тайны за горизонтом | 7. | Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам. Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. Ориентирование на местности и чтение карт различного характера. Создание плакатов. Экскурсия. |
2. Человек и природа. | 4. | Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе; Викторина «Охрана природы». Составление загадок о правилах поведения в природе. Опыты. Выпуск стенгазеты. |
3. Мир растений. | 7. | Рассматривание гербарных образцов. Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле Рисунки детей по теме занятия Просмотр учебного фильма . Викторины. Экскурсия по микрорайону школы. Конкурс. Беседа, разгадывание загадок, ребусов |
4.Мир животных. | 15. | Конкурс рисунков обитателей океанов Просмотр учебного фильма . Защита проектов. Выпуск стенгазеты. Викторины. Экскурсия. Создание плакатов. Беседа, разгадывание загадок, ребусов |
5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого. | 3. | Беседа, работа с дополнительными источниками информации, опыты. |
6. Тайны круговорота веществ в природе. | 3. | Просмотр учебного фильма Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы Моделирование основной цепочки связей на магнитной доске с помощью учителя Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения, составление и отгадывание кроссворда. |
7.Будущее природы в наших руках. | 6. | Просмотр учебного фильма Рисунки детей по теме занятия. Конференция. Выпуск стенгазеты .Диспут. |
8.Знай и люби свой край. | 12 | Составление и отгадывание кроссворда, составление рассказов на основе личного опыта детей. Беседа. Викторина. Конкурс. Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края; охранять все живое в родном крае. Знакомство с профессией лесника, его природоохраняющей деятельностью. |
9.Организм человека. | 5. | Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья Беседа. Работа в группах. Проектная деятельность. Опытно-исследовательская работа: рассматривание с помощью лупы своей кожи и кожи товарища. Игра: «Чем помогает кожа?», «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу» |
10. Человек и его внутренний мир. | 3 | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека. . Конференция. |
11.Человек в мире людей | 3 | Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций. Участие детей в диспуте. |
Общая тема | Количество часов по плану | Темы занятий | Содержание занятий |
1. Тайны за горизонтом | 7. | Астрономия. | Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. |
Земля и космос. |
Солнце. Создание плаката "Моя Вселенная" |
Географические открытия в древности. |
Глобус- модель Земли. Материки и океаны на глобусе и карте. Условные обозначения. |
Не бойся заблудиться. Учимся ориентироваться на местности. |
Экскурсия "Ориентирование на местности". |
2. Человек и природа. | 4. | Человек- часть природы. | Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Челябинской обл.. Охранять природу - значит охранять здоровье. |
Свойства воды и воздуха (опыты). |
Природа- источник сил, вдохновения и оздоровления. |
Отрицательное воздействие человека на природу. Выпуск стенгазеты «Берегите природу». |
3. Мир растений. | 7. | Как устроено растение. Многообразие растений Чел. обл. Познавательная викторина-игра «Эти удивительные растения». | Разнообразие растений. Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Образование плода. Многообразие плодов. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Челябинской обл. Грибы - удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в нашем крае. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Пищевые, Культурные растения. Лекарственные растения (например, валериана, плаун, Пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений |
Комнатные растения. Что мы о них знаем? Конкурс «Комнатные растения». |
Деревья и кустарники. Экскурсия по микрорайону школы. |
Растения лугов, полей и огородов. Викторина «Сад и огород». |
Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Чел. обл. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности. |
Грибы удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Чел. обл. Викторина «Знаете ли вы грибы?» |
Грибы ядовитые и съедобные. Грибы плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. |
|
4.Мир животных. | 15. | Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоёмах Чел. обл. Викторина «Все о рыбах». Рекомендации к осуществлению проектной деятельности. | Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Млекопитающие родного края. Редкие животные Челябинской области. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны. Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых |
Аквариумные рыбы. Что мы о них знаем. Проект "Аквариум и его обитатели". |
Почему надо охранять земноводных животных. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности. |
Защита проектов "Красная книга, или Возьмем под защиту". |
Древние ящеры и современные ящерицы. |
Перелётные, зимующие и кочующие птицы края. Экскурсия в парк. |
Млекопитающие родного края. Редкие животные. Создание плакатов «Охрана животных». |
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Викторина «Узнай, кто я?». |
Жуки. Дровосек-титан - крупный жук. |
Бабочки. Совка агриппа - самая крупная бабочка. |
Охрана насекомых. Выпуск стенгазеты « Насекомые - важные персоны». |
Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. |
Киты, дельфины, акулы. Жизнь в тёмных глубинах океана. Как изучают подводный мир. |
Морские цветы (актинии), звёзды, ежи и другие живые «чудеса». Рекомендации к осуществлению проектной деятельности. |
Защита проектов «Тайны Мирового океана». |
5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого. | 3 | Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных. Опыт «Растения и свет» | Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги |
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. |
Вода и жизнь. Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка влаги. |
6. Тайны круговорота веществ в природе. | 3. | Круговорот веществ в природе. Круговорот воды в природе – опыт. | Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Что такое почва? Как образуется почва. Обитатели почвы |
Цепи питания. |
Обитатели почвы. Кроссворд "Жители почвы" |
7.Будущее природы в наших руках. | 6. | Экология Челябинской области. | Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы. Экология родного края. Состав воздуха, его влияние на здоровье человека. Причинно- следственные связи. Красная книга Челябинской области. Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. |
Воздух и наше здоровье. Конференция «Как воздух сделать чище?» |
Причины вымирания животного мира. Красная книга Чел. обл. |
Причины исчезновения растений. Выпуск стенгазеты «Красная книга Чел. обл.». |
Охраняемые природные территории родного края. |
Обсуждаем примеры экологических катастроф. Диспут: «Как предотвратить экологическую катастрофу озера Увильды?». |
8.Знай и люби свой край. | 12 | История возникновения Челябинска от крепости до наших дней. | История Челябинской области и города Челябинска. История Челябинской области и города Челябинска. Символика Челябинской области и города Челябинска. Известные люди родного края. Достопримечательности Челябинской области и города Челябинска. Город Челябинск в годы Великой Отечественной войны. Героизм челябинцев на фронтах войны. Вклад челябинцев в победу над врагом. Знакомство с Челябинской книгой памяти. Полезные ископаемые Челябинской области. Использование человеком природных богатств. Охрана полезных ископаемых. Изучение свойств отдельных полезных ископаемых. |
Административное деление г. Челябинска. Районы области. Конкурс знатоков Курчатовского района. |
Крупные музеи и театры Челябинска, дома культуры и библиотеки. |
История страны в названиях улиц. Викторина «Улицы родного города». |
Наш край в начале ХХ века. |
Танкоград. Выпуск стенгазеты «Город, которого не было на карте нашей Родины» |
Легенды о Уральских горах и озёрах. |
Водохранилища Челябинской области. |
Реки Челябинской области. Составление кроссворда. |
Озёра Челябинской области. Составление рассказов из личного опыта детей на тему: «На каких озерах Челябинской области я отдыхал». |
Урок-исследование "Полезные ископаемые родного края". |
Памятники природы Челябинской области. |
9.Организм человека. | 6. | Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Особенности человеческого организма. Опора и движение. Кости скелета. Строение скелета. Системы органов. Органы чувств человека. Наша пища и витамины. Вредные и полезные продукты. О вреде курения. |
Опора тела и движение. |
Органы чувств человека. Игра-викторина «Органы чувств» |
Наше питание. Как правильно питаться. |
О дыхании и вреде курения. Диспут: «Влияние поведения на здоровье человека». Подготовительная работа к проектной деятельности. |
Защита проектов «Тело человека с точки зрения математики». |
10. Человек и его внутренний мир. | 2. | Эмоции и чувства. | Человек – дитя природы и общества. Обучение и воспитание в развитии человека. Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка, – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе. Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии |
Наше настроение. Конференция «Приёмы повышения настроения» |
11.Человек в мире людей | 3 | Почему возникают конфликты? Диспут «Как избежать конфликта?» | Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право |
Совесть и честь. |
Путешествие по правам человека. |
Общая тема | Кол-во часов | № | Тема урока | Дата | НРЭО | корректировка |
план | факт | план | факт |
1. Тайны за горизонтом | 7 | | | | | | | |
| | | -
| Астрономия. | | | | |
| | | -
| Земля и космос. | | | | |
| | | -
| Солнце. Создание плаката "Моя Вселенная" | | | | |
| | | -
| Географические открытия в древности. | | | | |
| | | -
| Глобус- модель Земли. Материки и океаны на глобусе и карте. Условные обозначения. | | | | |
| | | -
| Не бойся заблудиться. Учимся ориентироваться на местности. | | | | |
| | | -
| Экскурсия "Ориентирование на местности". | | | | |
2. Человек и природа. | 4. | | -
| Человек- часть природы. | | | | |
| | | -
| Свойства воды и воздуха (опыты). | | | | |
| | | -
| Природа- источник сил, вдохновения и оздоровления. | | | | |
| | | -
| Отрицательное воздействие человека на природу. Выпуск стенгазеты «Берегите природу». | | | | |
3. Мир растений. | 7. | | -
| Как устроено растение. Многообразие растений Чел. обл. Познавательная викторина-игра «Эти удивительные растения». | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с. 66, 81, 94 | |
| | | -
| Комнатные растения. Что мы о них знаем? Конкурс «Комнатные растения». | | | | |
| | | -
| Деревья и кустарники. Экскурсия по микрорайону школы. | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с. 66 | |
| | | -
| Растения лугов, полей и огородов. Викторина «Сад и огород». | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с 81-83 | |
| | | -
| Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Чел. обл. Подготовительная работа к проектной деятельности. | | | | |
| | | -
| Грибы удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Чел. обл. Викторина «Знаете ли вы грибы?» | | | Окружающий мир. 2-4 класс: учеб. Пособие/ Т.Л. Корецкая, С.Е. Коровин, В.В. Латюшин и др.- Челябинск: «Край Ра», 2013 с. 95 | |
| | | -
| Грибы ядовитые и съедобные. Грибы плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | | | Окружающий мир. 2-4 класс: учеб. Пособие/ Т.Л. Корецкая, С.Е. Коровин, В.В. Латюшин и др.- Челябинск: «Край Ра», 2013 с 95 | |
4.Мир животных. | 15. | | -
| Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоёмах Чел. обл. Викторина «Все о рыбах». Рекомендации к осуществлению проектной деятельности. | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с 73,96 Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с 96 | |
| | | -
| Аквариумные рыбы. Что мы о них знаем. Проект "Аквариум и его обитатели". | | | | |
| | | -
| Почему надо охранять земноводных животных. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности. | | | | |
| | | -
| Защита проектов "Красная книга, или Возьмем под защиту". | | | | |
| | | -
| Древние ящеры и современные ящерицы. | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с 88 | |
| | | -
| Перелётные, зимующие и кочующие птицы края. Экскурсия в парк. | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с 87 | |
| | | -
| Млекопитающие родного края. Редкие животные. Создание плакатов «Охрана животных». | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с 73 | |
| | | -
| Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Викторина «Узнай, кто я?». | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с 89-90 | |
| | | -
| Жуки. Дровосек-титан - крупный жук. | | | | |
| | | -
| Бабочки. Совка агриппа - самая крупная бабочка. | | | | |
| | | -
| Охрана насекомых. Выпуск стенгазеты « Насекомые - важные персоны». | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с 90-92 | |
| | | -
| Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. | | | | |
| | | -
| Киты, дельфины, акулы. Жизнь в тёмных глубинах океана. Как изучают подводный мир. | | | | |
| | | -
| Морские цветы (актинии), звёзды, ежи и другие живые «чудеса». Рекомендации к осуществлению проектной деятельности. | | | | |
| | | -
| Защита проектов «Тайны Мирового океана» | | | | |
5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого. | 3. | | -
| Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных. Опыт «Растения и свет» | | | | |
| | | -
| Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. | | | | |
| | | -
| Вода и жизнь. Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка влаги. | | | | |
6. Тайны круговорота веществ в природе. | 3. | | -
| Круговорот веществ в природе. Круговорот воды в природе – опыт. | | | | |
| | | -
| Цепи питания. | | | | |
| | | -
| Обитатели почвы. Кроссворд "Жители почвы" | | | | |
7.Будущее природы в наших руках. | 6 | | -
| Экология Челябинской области. | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с 90-92 | |
| | | -
| Воздух и наше здоровье. Конференция «Как воздух сделать чище?» | | | | |
| | | -
| Причины вымирания животного мира. Красная книга Чел. обл. | | | Окружающий мир. 2-4 класс: учеб. Пособие/ Т.Л. Корецкая, С.Е. Коровин, В.В. Латюшин и др.- Челябинск: «Край Ра», 2013 с.119 | |
| | | -
| Причины исчезновения растений. Выпуск стенгазеты «Красная книга Чел. обл.». | | | Окружающий мир. 2-4 класс: учеб. Пособие/ Т.Л. Корецкая, С.Е. Коровин, В.В. Латюшин и др.- Челябинск: «Край Ра», 2013 с.119 | |
| | | -
| Охраняемые природные территории родного края. | | | Окружающий мир. 2-4 класс: учеб. Пособие/ Т.Л. Корецкая, С.Е. Коровин, В.В. Латюшин и др.- Челябинск: «Край Ра», 2013 с.121 | |
| | | -
| Обсуждаем примеры экологических катастроф. Диспут: «Как предотвратить экологическую катастрофу озера Увильды?». | | | | |
8.Знай и люби свой край. | 12 | | -
| История возникновения Челябинска от крепости до наших дней. | | | Окружающий мир. 2-4 класс: учеб. Пособие/ Т.Л. Корецкая, С.Е. Коровин, В.В. Латюшин и др.- Челябинск: «Край Ра», 2013 с.15-19 | |
| | | -
| Административное деление г. Челябинска. Районы области. Конкурс знатоков Курчатовского района. | | | Окружающий мир. 2-4 класс: учеб. Пособие/ Т.Л. Корецкая, С.Е. Коровин, В.В. Латюшин и др.- Челябинск: «Край Ра», 2013 с .20 | |
| | | -
| Крупные музеи и театры Челябинска, дома культуры и библиотеки. | | | | |
| | | -
| История страны в названиях улиц. Викторина «Улицы родного города». | | | | |
| | | -
| Наш край в начале ХХ века. | | | | |
| | | -
| Танкоград. Выпуск стенгазеты «Город, которого не было на карте нашей Родины» | | | | |
| | | -
| Легенды о Уральских горах и озёрах. | | | Легенды Южного Урала (Сост. И.А. Кириллова).- Челябинск: Аркаим,2008. С 18, 55. 91 | |
| | | -
| Водохранилища Челябинской области. | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с 58 | |
| | | -
| Реки Челябинской области. Составление кроссворда. | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с 50-54 | |
| | | -
| Озёра Челябинской области. Составление рассказов из личного опыта детей на тему: «На каких озерах Челябинской области я отдыхал». | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с 55-59 | |
| | | -
| Урок-исследование "Полезные ископаемые родного края". | | | Григорьева Е.В. Природа Южного Урала: учеб. Пособие- приложение к учеб. «Окружающий мир» для уч-ся 3-4 кл. с 30-47 | |
| | | 57. | Памятники природы Челябинской области. | | | | |
9.Организм человека. | 6 | | 58. | Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | | | | |
| | | 59. | Опора тела и движение. | | | | |
| | | 60. | Органы чувств человека. Игра-викторина «Органы чувств» | | | | |
| | | 61. | Наше питание. Как правильно питаться. | | | | |
| | | 62. | О дыхании и вреде курения. Диспут: «Влияние поведения на здоровье человека». Рекомендации к осуществлению проектной деятельности. | | | | |
. | | | 63. | Защита проектов «Тело человека с точки зрения математики». | | | | |
10. Человек и его внутренний мир | 2 | | 64. | Эмоции и чувства. | | | | |
| | | 65. | Наше настроение. Конференция «Приёмы повышения настроения» | | | | |
11.Человек в мире в мире людей | 3 | | 66. | Почему возникают конфликты? Диспут «Как избежать конфликта?» | | | | |
| | | 67 | Совесть и честь. | | | | |
| | | 68. | Путешествие по правам человека. | | | | |