Программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир"
Программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир"
Программа курса «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа курса «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
№ 94 городского округа Тольятти
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании М/О уч. нач.кл. __________2014г. _________2014г.
Протокол №____ от________2014г. Заместитель директора по УВР Директор сш №94
Руководитель м/о Зайцева Т.Н. Иванова Р.П.
Программа внеурочной деятельности
«Я познаю мир»
Вид программы: модифицированная
Направление: социальное
Возраст детей: 7-11 лет (1-4 класс)
Срок реализации программы: 4 года
Составитель:
Зайцева Т.Н. учитель нач.классов
г. Тольятти, 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Нормативно - правовая база:
Нормативно – правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Школа 2100».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа курса «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» Москва: «Баласс» 2011г, допущенной Министерством образования.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе и презентациям школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
Название темы
Количество часов
Характеристика
деят-ти
всего
ауд
вне
ауд.
Как мы понимаем друг друга
5ч
Познакомиться с учителем и одноклассниками
Познакомиться и обсудить правила поведения в школе.
1
Вводное занятие. Как мы будем учиться. Устав школы.
1
1
-
2-3
Школьные правила вежливости. Как вести себя в школе. (Презентация о школе)
2
1
1
4
Режим дня школьника. Занятость во внеурочное время. (Презентация о школе искусств)
1
1
5
Ты – ученик. Классный коллектив.
Выставка фотографий уч-ся
1
1
Как мы узнаём, что перед нами
2ч
Называть окружающие предметы и их признаки
Различать предметы и выделять их признаки
6
Что за словом? Игра «Предметы и их признаки»
1
1
-
7
Путешествие в Угадайку. КТД
Конкурс загадок
1
-
1
Времена года
4ч
Различать времена года по признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
8
Осенние посиделки. Выставка плодов садов и огородов «Осенняя ярмарка»
1
1
9
Зимушка-зима. Конкурс стихов русских поэтов о зиме.
1
1
10
Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. Масленица.
1
1
11
Весёлое лето. Концерт. Презентация «Кто где отдыхал»
1
1
-
Как ты узнаёшь мир
3ч
Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
.
12
Глаза – главные помощники человека. Игра «Угадай на ощупь»
1
1
13
Память и ум – помощники человека. Игра «Угадай что изменилось»
1
1
14
Жить – с книгою дружить. КТД
Экскурсия в школьную библиотеку
1
1
Твоя семья и друзья
3ч
Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи.
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой .
15
Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. Семейная презентация.
1
-
1
16
Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным?
1
1
17
Без друга в жизни туго. Мои друзья
1
1
-
Что нас окружает
7ч
Экскурсия по Тольятти.
Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.
Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии.
Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний
18
Мой город Тольятти. Достопримечательности города. Презентация.
История города Тольятти.
1
1
19
Мы – пешеходы. Улицы и дороги нашего города.
1
-
1
20
Что такое профессия? Какие бывают профессии? Выступление агитбригад по защите профессий.
1
1
-
21
Из чего что сделано?
1
1
-
22
Водица-царица. (Три состояния воды) Загадки о воде.
1
-
1
23
Транспорт. Мы – пассажиры. Сюжетно-ролевая игра «Как вести себя в общественном транспорте»
1
-
1
24
Мой путь от дома до школы. Составление схемы безопасного пути из дома до школы. КТД
1
1
-
Живые обитатели планеты
8ч
Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, возле водоёма и т.д.)
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.
Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе.
25
Живое и неживое. Жизнь животных и растений. Вымирающие организмы.
1
1 -
26
Какие бывают растения? Какие бывают животные?
1
1
-
27
Виртуальное путешествие по зоопарку.
1
1
28
Домашние любимцы и комнатные растения. Презентация о домашних животных
1
1
-
29
Собака – верный друг человека. Просмотр фильма «Белый Бим черное ухо»
1
1
-
30
Строение тела человека.
1
1
-
31
Правила поведения в природе.
1
1
32
Земля – наш общий дом. История Земли.
1
1
-
Итоговое занятие
1ч
33
Итоговое занятие Игра «Поле чудес»
1
-
1
2-й класс
№ п/п
Название темы
Всего
Кол-во
часов
Характеристика
деятельности учащихся
ауд
вне
ауд
НАША ПЛАНЕТА
22 ч
1.
Мир живой и неживой природы.
1
1
2.
Вещи и вещества.
Разнообразие веществ.
1
1
3.
Как без часов определить время суток? Народная мудрость.
1
1
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсий.
Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы.
4.
Форма Земли.
1
1
5.
О чём рассказывает Глобус. Глобус и карта.
1
1
6.
Викторина «Занимательная география»
1
1
7.
Звёзды, созвездия, планеты. Презентация.
1
1
8.
Земное притяжение.
1
1
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления .
9.
Почему день сменяется ночью?
1
1
Сравнивать и различать день и ночь.
Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года
10.
Почему бывает лето?
1
1
11.
Где живут белые медведи и слоны?
1
1
12.
Прозрачный невидимка (воздух)
1
1
Наблюдать погоду и описывать её состояния
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра
Дневник наблюдений.
Сравнивать погоду и климат
13.
Создание проекта «Солнечная система»
1
1
14.
Виртуальное путешествие по карте России.
1
1
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина .
15.
Адрес на глобусе и карте.
1
1
16.
Что обозначают на
карте с помощью цвета?
1
1
17.
Путешествие по материкам и океанам. Поверхность океана. Глубины океана.
1
1
18.
Куда текут реки? Коралловые рифы. Берега.
1
1
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности.
Находить на физической карте России и полушарий разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
19.
Как рождаются горы? Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь.
1
1
20.
Моря и острова. Жизнь на островах.
1
1
21.
Обитатели морей. Рыбы.
1
1
22.
Проект «Моя страна»
1
1
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ
12 ч
23.
Великий круговорот жизни.
1
1
Характеризовать экосистемы
24.
Путешествие по природным зонам.
1
1
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон
Находить на карте изученные природные зоны
Обсуждать особенности 2-3 стран мира
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте
25.
Красная книга. Странички из Красной книги по Самарской области.
1
1
26.
Жизнь леса. Лесная подстилка.
1
1
27.
Хрупкая природа степей и пустынь.
Выживание при засухе.
1
1
28.
Где растут тропические леса.
1
1
29.
Жизнь в горах.
1
1
30.
Путешествуем по Европе.
.
1
1
.31
Страны Африки и Америки.
1
1
32.
Австралия. Антарктида. Арктика.
1
1
Показывать территорию России, ее государственную границу
Находить на карте России родной регион.
33.
Моя Родина – Россия.
1
1
34.
Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка»
1
1
ИТОГО:
34
3-й класс
Тема
Всего
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся:
ауд.
вне
ауд.
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ
3 ч
1.
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
1
1
Приводить примеры веществ
Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы
2.
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
1
1
3.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
1
1
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ,
ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
4 ч
4.
Живая оболочка планеты.
1
1
Характеризовать место обитания живых организмов
5.
О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
1
1
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого
6.
Солнце - как источник энергии.
1
1
Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов
7.
КВН «Планета загадок»
1
1
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч
8.
Цепи питания
1
1
Характеризовать экосистемы и природные сообщества
Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.
9.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
1
1
10.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
1
1
11.
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
1
1
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ
КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
5 ч
12.
Растения и их роль на Земле
Экскурсия.
1
1
Выяснить роль растений в природе и жизни людей
13.
О братьях наших меньших.
1
1
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных .
Характеризовать роль животных в природе и жизни людей .
14.
Рыбы и их многообразие.
1
1
15.
Час эрудитов «Птичьи имена».
1
1
16.
Проект «Сохраним красоту природы»
1
1
ТВОИ РОДНЫЕ
И ТВОЯ РОДИНА
3 ч
17.
Человек и его корни. Родословное древо семьи
1
1
Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.
18.
Моя Родина – Россия!
1
1
19
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
1
1
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ,
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ,
СОВЕТСКОЙ РОССИИ
И СССР 13 ч
20
Откуда пошла земля Русская!
1
1
Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры.
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры.
Принять посильное участие в их охране.
21
Ледовое побоище.
1
1
22
Слово о полку Игореве.
1
1
23
Московское государство.
1
1
24
Московский Кремль.
1
1
25
Смутное время в России.
1
1
26
Преобразования Петра I
1
1
27
Екатерина Великая
1
1
28
Михаил Васильевич Ломоносов
1
1
29
Отечественная война 1812 года.
1
1
30
Император Александр II
1
1
31
Времена Советской власти и СССР.
1
1
32
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»
1
1
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
2 ч
33.
Российская Федерация
1
1
. Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.
34
Проект «Сохраним историю родного края»
1
1
ИТОГО:
34 ч
4-й класс
Тема
Все
го
Кол-во
часов
Характеристика деятельности учащихся
ауд
вне
вуд.
КАК РАБОТАЕТ
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
7 ч
1.
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
1
1
Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья
2.
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.
1
1
3
Опора тела и движение
1
1
4
Наше питание. Как правильно питаться?
1
1
5.
О дыхании и вреде курения.
1
1
6.
Органы чувств человека.
1
1
7.
Диспут «Тело человека и охрана здоровья»
1
1
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА
8 ч
8.
Растения и животные на службе у человека.
1
1
Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы..
9.
Изобретение рычага и колеса и их применение
1
1
10.
Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
1
1
11
Как человек использует горные породы и минералы
1
1
12
Как обрабатывают металлы.
1
1
13
Невидимая сила
1
1
14
Человек проникает в тайны природы
1
1
15
Экологический проект «Земля – планета жизни»
1
1
ЧЕЛОВЕК И ЕГО
ВНУТРЕННИЙ МИР
3 ч
16
Как стать личностью?
1
1
Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека
17
Эмоции и чувства
1
1
18
Как настроение?
1
1
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ
3 ч
1
1
Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций
19
Почему возникают конфликты?
20
Совесть и честь.
1
1
21
Путешествие по правам человека.
1
1
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
4 ч
22
Добро и зло в Первобытном мире
1
1
Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.
23
Мир средневековых цивилизаций
1
1
24
Технические достижения эпохи Нового времени
1
1
25
21 век
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
4 ч
26
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»
1
1
Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.
27
Мы не похожи, ну и что же?
1
1
28
Пути духовных исканий.
1
1
29
Выставка работ «Дети разных народов»
1
1
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
5 ч
30
Что такое деньги. Деньги разных стран.
1
1
31
Почему разные страны помогают друг другу?
1
1
32
Сказки разных народов
1
1
33
Глобальные проблемы
1
1
34
Проект «Моё человечество»
1
1
ИТОГО:
34
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Как мы понимаем друг друга.( 5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой.Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах; составление режима дня.
Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Значение общения в жизни человека.
Что нас окружает( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы.Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса.
Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка»
3 класс
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч)
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое?
Энергия. Что происходит при превращении энергии.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч)
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает.
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок»
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч)
Цепи питания.
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия.
Лесные заморочки. Игра «Детектив»
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?».
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч )
Растения и их роль на Земле .Экскурсия.
О братьях наших меньших.
Рыбы и их многообразие.
Час эрудитов «Птичьи имена».
Проект «Сохраним красоту природы»
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч)
Человек и его корни. Родословное древо семьи.
Моя Родина – Россия!
Путешествие в прошлое.
История моей Родины.
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА,
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч)
Откуда пошла земля Русская!
Ледовое побоище.
Слово о полку Игореве.
Московское государство.
Московский Кремль.
Смутное время в России.
Преобразования Петра I
Екатерина Великая
Михаил Васильевич Ломоносов
Отечественная война 1812 года.
Император Александр II
Времена Советской власти и СССР.
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.»
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч)
Российская Федерация
Проект «Сохраним иоторию родного края»
4 класс
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (7ч)
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.
Опора тела и движение
Наше питание
О дыхании и вреде курения.
Органы чувств человека.
Диспут «Тело человека и охрана здоровья»
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч)
Растения и животные на службе у человека.
Изобретение рычага и колеса и их применение
Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
Как человек использует горные породы и минералы
Как обрабатывают металлы.
Невидимая сила
Человек проникает в тайны природы
Экологический проект «Земля – планета жизни»
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч)
Как стать личностью?
Эмоции и чувства
Как настроение?
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч)
Почему возникают конфликты?
Совесть.
Путешествие по правам человека.
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4ч)
Добро и зло в Первобытном мире
Мир средневековых цивилизаций
Технические достижения эпохи Нового времени
21 век
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (4ч)
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»
Мы не похожи, ну и что же?
Пути духовных исканий.
Выставка работ «Дети разных народов»
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5ч)
Что такое деньги.
Почему разные страны помогают друг другу?
Сказки разных народов
Глобальные проблемы
Проект «Моё человечество»
IY. Планируемые результаты
1 класс:
Личностными результатами изучения программы «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс:
Личностные результаты :
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
4 класс:
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
- 2 класс
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
3- 4 класс
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
4.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
На первом уровне школьник должен уметь:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.:
перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
На втором уровне школьник должен уметь:
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
На третьем уровне школьник должен уметь:
наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни,
выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях
уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа.
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, презентацией и т.д.
Индивидуальная работа
Участники – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, агитбригады,изобразительные работы, выставки, ярмарки, КТД, КВН и т.д.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Учебный курс «Я познаю мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Библиотечный фонд. (для учителя)
1
Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
1
2
Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии.
1
3
Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
1
4
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
1
5
Л.Экономов. Мир наших чувств
1
6
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя.
1
7
А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека
Библиотечный фонд. (для учеников)
1
Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения
1
2
Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений
1
3
Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:
/ Под ред.И. Д. Зверева
1
4
Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия
1
5
Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей