Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Я познаю мир» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы.
В 3 классе на изучение курса отводится в год – 33 – 34 часа, 1 час в неделю.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Каждое занятие данной программы поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
№ п /п | Тема урока | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Содержание самостоятельной работы | Результат |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 2 | Беседа | Фронтальная (опрос) | Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби | Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. |
2 | Введение. Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | Презентация | Фронтальная (опрос) | Познакомятся с целями и задачами изучаемого курса, с понятием «исследовательская деятельность». Осознают важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся. | |
3 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» | 1 | Занятие-практикум | Фронтальная, индивидуальная (опрос) | Активно участвовуют в обсуждении вопросов и диалоге. Понимают значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читают (про себя) простой научно - популярный текст; определяют главную мысль текста. | Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче. Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости |
4 | Умение видеть проблему | 1 | Интегрированное занятие | Фронтально-индивидуальный (опрос, тренинги) | Определяют источники информации, способы сбора и анализа информации, виды продукта и возможных форм презентации результатов проекта. Участвуют в тренинговых упражнениях. «Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа». | Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления. От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). |
5 | Выдвижение гипотезы | 1 | Лекция, беседа. | Фронтально-индивидуальная (опрос, тренинговые упражнения) | Знакомство с понятием «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования. Тренинговые упражнения. «Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства. | Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления. |
6 | Умение задавать вопросы, умение вести наблюдение, эксперимент | 2 | Занятие -практикум | Фронтально-индивидуальная (опрос, тренинговые упражнения) | Тренинговые упражнения: «Данетка», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса». Тренинговые упражнения: «Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия». Тренинговые упражнения: Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами. | Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления. |
7 | Знакомство с понятиями «формулировка. Работа со словарями | 2 | Беседа ( опрос, сообщения) | Текущий (опрос) | Подготавливают материал для беседы. Объясняют понятие «формулировка». Правильно формулируют вопросы по теме. Выступают с сообщениями на тему «Интересные факты из энциклопедии» | Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе |
8 | Выбор темы исследования | 2 | Презентация | Фронтальный. (опрос) | Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Обучение на примере проекта «Что означают наши имена?» | овладение техникой исследовательского поиска |
9 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» | 1 | Беседа | Фронтально-индивидуальный ( опрос) | Работают над понятием слова «этап». Запоминают обоснования. Знакомятся с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем. | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? |
10 | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» | 1 | Беседа | Фронтальный ( опрос) | Запоминают толкование нового понятия «актуальность». Находят важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? |
11 | Проблема. Решение проблемы | 1 | Занятие -презентация | Фронтально-индивидуальная (опрос) | Знакомятся с понятием «проблема», «лидер». Учатся видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Узнают как на проблему можно смотреть с разных сторон. | Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным. |
12 | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» | 1 | Интегрирован-ное занятие | Текущий (опрос) | Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники. | Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе |
13 | Цель проекта | 1 | Занятие -презентация | Фронтальный. (опрос) | Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения | Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. |
14 | Задачи проекта | 1 | Занятие - презентации | Тематический (опрос) | Работают над проектным понятием «задача проекта». Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры» | Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. |
15 | Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы» | 1 | Занятие - практикум | Фронтальная ( оценивается работа групп) | Дают понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». В группах собирают информацию для проекта и выделять в ней главное. Наблюдают, осуществляют сравнение, сходство и различие, выдвигают гипотезы, делают выводы и обобщения, классифицируют, рассуждают, анализируют, учатся работают с реальными объектами как с источниками информации. | Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе |
16 | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | 2 | Занятие -практикум | Фронтальный (мини-проекты) | Запоминают толкование новых понятий. Используют в речи ранее изученные понятия. Активно участвовуют в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполняют задания по сбору информации к проекту. Играют в игру «интересное интервью». Составляют собственные мини-проекты по группам. («Достопримечательности Нижнего Тагила»). | Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. |
17 | Играем в учёных. Это интересно | 1 | Занятие -игра | Текущий (результаты работы группы) | Рассказывают достопримечательности города. Проводят опыт. (Проведение опыта по превращению белого мелка в цветной) | Применять знания на практике. |
18 | Отбор информации для выступления. (Мини-сообщение) | 2 | Занятие -практикум | Текущий, индивидуаль-ный (мини-проекты) | Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление».Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения. | Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других). |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point | 2 | Занятие -презентация | Фронтальный (опрос) | Знакомятся с компьютерной презентацией, с программой МРР-Microsoft Power Point. Обучаются первым шагам составления презентации на компьютере. | Взаимодействие с участниками проекта. Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность |
20 | Составления презентации на компьютере. | 1 | Занятие -практикум (создание презентации) | Текущий (задание) | Создают презентацию к выбранному стихотворению в группах. Практическая работа на компьютере. | Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности |
21 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед аудиторией | 2 | Занятие -практикум | Текущий (за выступление перед аудиторией) | Слушают пошаговую инструкцию учителя к подготовке выступления перед аудиторией. Активно участвовуют в диалоге. Выступают перед аудиторией. | Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. |
22 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 | Занятие -пратикум | Фронтальный (Творческая работа. Составление визитки) | Знакомятся с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учится составлять визитку. Подготавливают раздаточный материал с названием школы, фамилией, именем и отчеством учителя-руководителя проекта. Составляют титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки учителя. | Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. |
23 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 | Занятие - практикум | Индивидуальный | Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составляют примерный текст самоанализа. | Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия) |
24 | Определение с темами групповых проектов. Работа над ними. Выступление | 2 | Занятие - зачёт | Текущий (работа в группах) | Делятся на группу, определяются с темой проектов. Составляют проект, защищают. | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. |
25 | Подведение итогов. Получение заданий на лето. | 1 | Занятие - зачёт | Фронтально-индивидуальный (Опрос) | Наблюдают, осуществляют сравнение, сходство и различие выдвигают гипотезы, делают выводы и обобщения, классифицируют, рассуждают, анализируют. Получают задание на лето | Формирование умения делать выводы, заключения на основе имеющихся фактов. |
Материальное обеспечение: ИКТ (компьютер, проектор, интерактивная доска), тетради.