kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я познаю мир» (Научно-познавательная направленность) для учащихся 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение курса "Я познаю мир" в 3 классе отводится 33-34  часа по 1 занятию в неделю. Программа направленна на развитие интеллектуального и творческого потенцеала каждого обучающегося. Программа направленна на знакомство младших школьников с проектной деятельностью.Каждое занятие данной программы поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я познаю мир» (Научно-познавательная направленность) для учащихся 3 класса »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»



РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО

протокол  № 5  от  25.08.2015г.

рук. МО: Вахрушев Д.А.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2

Шаламова Е.С.

30 августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ № 2

Михайлова О.И.

приказ  №  от «30.08.2015 г.






Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Я познаю мир»

(Научно-познавательная направленность)

для учащихся 3 класса




Автор: Хлусова Юлия Михайловна








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Я познаю мир» для 3 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы.

Курс «Я познаю мир» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

На изучение курса по внеурочной деятельности «Я познаю мир» отводится 138 часов по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 4 классы и самостоятельные задания на лето.

В 3 классе на изучение курса отводится в год – 33 – 34 часа, 1 час в неделю.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

Каждое занятие данной программы поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.


предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Учебно - тематическое планирование для 3 класса

п /п

Тема урока

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Содержание самостоятельной работы

Результат

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

2

Беседа

Фронтальная (опрос)

Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби

Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя.

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

2

Введение. Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

Презентация


Фронтальная (опрос)

Познакомятся с целями и задачами изучаемого курса, с понятием «исследовательская деятельность». Осознают важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся.


3

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема»

1

Занятие-практикум

Фронтальная, индивидуальная

(опрос)



Активно участвовуют в обсуждении вопросов и диалоге. Понимают значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читают (про себя) простой научно - популярный текст; определяют главную мысль текста.


Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче.

Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

4

Умение видеть проблему  

1

Интегрированное занятие

Фронтально-индивидуальный

(опрос, тренинги)


Определяют источники информации, способы сбора и анализа информации, виды продукта и возможных форм презентации результатов проекта.

Участвуют в тренинговых упражнениях.

«Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления. От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы).

5

Выдвижение гипотезы  

1

Лекция, беседа.

Фронтально-индивидуальная

(опрос, тренинговые упражнения)


Знакомство с понятием «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.

Тренинговые упражнения.

«Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства.

Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

6

Умение задавать вопросы, умение вести наблюдение, эксперимент

2

Занятие -практикум


Фронтально-индивидуальная

(опрос, тренинговые упражнения)




Тренинговые упражнения:

«Данетка», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса».

Тренинговые упражнения:

«Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».

Тренинговые упражнения:

Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

7

Знакомство с понятиями «формулировка. Работа со словарями

2

Беседа

( опрос, сообщения)

Текущий

(опрос)

Подготавливают материал для беседы. Объясняют понятие «формулировка».

Правильно формулируют вопросы по теме. Выступают с сообщениями на тему «Интересные факты из энциклопедии»

Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста

Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

8

Выбор темы исследования


2

Презентация


Фронтальный.

(опрос)


Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Обучение на примере проекта «Что означают наши имена?»

овладение техникой исследовательского поиска

9

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап»

1

Беседа

Фронтально-индивидуальный

( опрос)

Работают над понятием слова «этап». Запоминают обоснования. Знакомятся с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем.

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

10

Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность»

1

Беседа

Фронтальный

( опрос)

Запоминают толкование нового понятия «актуальность». Находят важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе.

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

11

Проблема. Решение проблемы

1

Занятие -презентация


Фронтально-индивидуальная

(опрос)


Знакомятся с понятием «проблема», «лидер». Учатся видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Узнают как на проблему можно смотреть с разных сторон.

Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным.

12

Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение»

1

Интегрирован-ное занятие


Текущий

(опрос)


Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники.

Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

13

Цель проекта

1

Занятие -презентация


Фронтальный.

(опрос)

Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения

Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

14

Задачи проекта

1

Занятие - презентации

Тематический

(опрос)


Работают над проектным понятием «задача проекта». Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры»

Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.

15

Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы»

1

Занятие - практикум

Фронтальная

( оценивается работа групп)

Дают понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». В группах собирают информацию для проекта и выделять в ней главное.

Наблюдают, осуществляют сравнение, сходство и различие, выдвигают гипотезы, делают выводы и обобщения, классифицируют, рассуждают, анализируют, учатся работают с реальными объектами как с источниками информации.

Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе


16

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».

2

Занятие -практикум

Фронтальный

(мини-проекты)

Запоминают толкование новых понятий. Используют в речи ранее изученные понятия. Активно участвовуют в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполняют задания по сбору информации к проекту. Играют в игру «интересное интервью».

Составляют собственные мини-проекты по группам. («Достопримечательности Нижнего Тагила»).


Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

17

Играем в учёных. Это интересно

1

Занятие -игра


Текущий

(результаты работы группы)

Рассказывают достопримечательности города. Проводят опыт. (Проведение опыта по превращению белого мелка в цветной)

Применять знания на практике.


18

Отбор информации для выступления. (Мини-сообщение)

2

Занятие -практикум

Текущий, индивидуаль-ный

(мини-проекты)

Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление».Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения.


Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других).


19

Значимость компьютера в создании проектов.

Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point

2

Занятие -презентация

Фронтальный

(опрос)

Знакомятся с компьютерной презентацией, с программой МРР-Microsoft Power Point. Обучаются первым шагам составления презентации на компьютере.

Взаимодействие с участниками проекта.

Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность

20

Составления презентации на компьютере.

1

Занятие -практикум (создание презентации)

Текущий

(задание)

Создают презентацию к выбранному стихотворению в группах.

Практическая работа на компьютере.

Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности

21

Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед аудиторией

2

Занятие -практикум

Текущий

(за выступление перед аудиторией)

Слушают пошаговую инструкцию учителя к подготовке выступления перед аудиторией.

Активно участвовуют в диалоге. Выступают перед аудиторией.

Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.


22

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

Занятие -пратикум

Фронтальный

(Творческая работа. Составление визитки)


Знакомятся с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учится составлять визитку. Подготавливают раздаточный материал с названием школы, фамилией, именем и отчеством учителя-руководителя проекта.

Составляют титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки учителя.

Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте.

23

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

1

Занятие - практикум

Индивидуальный



Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составляют примерный текст самоанализа.

Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия)

24

Определение с темами групповых проектов. Работа над ними.

Выступление

2

Занятие - зачёт


Текущий

(работа в группах)

Делятся на группу, определяются с темой проектов. Составляют проект, защищают.

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.


25

Подведение итогов.

Получение заданий на лето.

1

Занятие - зачёт



Фронтально-индивидуальный

(Опрос)


Наблюдают, осуществляют сравнение, сходство и различие выдвигают гипотезы, делают выводы и обобщения, классифицируют, рассуждают, анализируют.

Получают задание на лето

Формирование умения делать выводы, заключения на основе имеющихся фактов.



Материальное обеспечение: ИКТ (компьютер, проектор, интерактивная доска), тетради.

[Введите текст]



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: хлусова юлия михайловна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237924


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства