Программа воспитательной работы класса "Формула успешности"
Программа воспитательной работы класса "Формула успешности"
Школа - один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, задача которого - гармонично сочетать духовно-эстетические и идейно-нравственные принципы. Эти вопросы актуальны всегда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы класса "Формула успешности"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная шола №2 с.Чернолесского Новоселицкого района
Программа воспитательной работы класса "Формула успешности"
Тимофеева Лариса Сергеевна
кл. руководитель 5-В класса
МОУ СОШ №2 с.Чернолесского
I. Концепция программы Школа - один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, задача которого - гармонично сочетать духовно-эстетические и идейно-нравственные принципы. Эти вопросы актуальны всегда. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди - основа современного общества и государства. В своей работе я столкнулась с вопросом: как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной? Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся могут служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть успешным. Социализация - социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый, совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создает условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов. Позитивность - продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях, это поможет реализовать себя во взрослой жизни и будущей профессии. Необходимо создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога призвана формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений. Единство - коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которые в свою очередь требуют новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребенка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Программа «Формула успешности» - это движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребенка. Данная программа рассчитана на учащихся 5-11-х классов. II. Цель программы Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
III. Задачи программы: - помощь в развитии познавательных интересов обучающихся; - создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей; - формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности; - формирование классного коллектива как воспитательной системы; - организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности; - вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию; - диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся; - воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; - формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; - формирование здорового образа жизни школьника; - воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций, через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города; - гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию; - поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива; - совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации; - совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами; - вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности; - создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества, привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы; - воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
IV. Принципы воспитательной деятельности Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребенка. Природа - это корни, воспитание - это крона. Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, живые уроки, которые обогащают личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей. Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального. Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно ориентированная педагогика означают отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности. Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей. Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.
V. Механизм реализации программы Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 5-11-х классов. Программа осуществляется: - через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования); - через методическое обеспечение (семинары, курсы, учебы, консультации, педсоветы, мастер-классы); - через систему дополнительного образования; - через систему КТД и традиционных дел школы; - в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время; - в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, педагог-организатор); - через систему взаимодействия с культурными и образовательными учреждениями города (школы, краеведческий музей, библиотеки, ДДТ, ДК ).
VI. Методы: - научно-исследовательский; - метод проектов; - коммуникативная методика; - личностно ориентированный метод; - метод креативного мышления; - репродуктивный метод; - метод критического мышления.
VII. Формы работы: - классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, тренинги, занятия, курсы; - конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали; - дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции; - встречи с интересными людьми, клубы по интересам.
VIII. Приоритетные направления работы: - интеллектуально-познавательная деятельность; - спортивно-оздоровительная деятельность; - духовно-нравственная деятельность; - творческо-эстетическая деятельность; - гражданско-патриотическая деятельность; - работа с семьей.
Содержание программы
1.Интеллектуально-познавательная деятельность
Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
- помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Виды деятельности:
- изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
- сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
- сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.
2.Спортивно-оздоровительная деятельность
Цель работы –использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
- формирование здорового образа жизни школьника;
- знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Виды деятельности:
- сотрудничество со школьным фельдшером и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
- сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
- сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
- сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
- формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
- организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
3.Духовно-нравственная деятельность
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям;
- формирование у учащихся осознания ценности человеческой жизни;
- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе.
Виды деятельности:
- развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
- знакомство учащихся с нравственной позицией других людей, примерами выживания в трудных жизненных ситуациях;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
4.Творческо-эстетическая деятельность
Цель работы –гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи:
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
Виды деятельности:
-изучение потребностей, интересов и желаний учащихся в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
- изучение способностей к общению каждого ученика;
- эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
- художественное воспитание;
- воспитание творческих потребностей и способностей.
5.Гражданско-патриотическая деятельность
Цель работы –формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Виды деятельности в направлении “Гражданин”:
- изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
6.Работа с семьёй
Цель работы –максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».
Виды деятельности в направлении «Семья»:
- сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Организация работы с одаренными детьми.
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
Имеют доминирующую, активную, познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда.
4. Категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми:
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т. д.
Принципы организации внеклассной воспитательной работы:
добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
систематичность в организации;
личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.
Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:
предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;
педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;
педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;
педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению самостоятельной роли учащихся;
в подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;
деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;
участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности.
Список литературы:
1. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
2. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
4. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
5. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
6. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
7. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
8. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.