Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Радуга". »
Пояснительная записка
Рабочая Программа кружка « Радуга» составлена на основе модифицированной программы и материалов размещенных в сети интернет, (составитель: Шатова Мария Александровна) предназначена для организации внеурочной деятельности по общекультурному направлению, в 3 классе.
Цель программы: мотивация к творчеству, развитие личной культуры, индивидуальных творческих и коммуникативных способностей детей.
Задачи:
Обучающие: вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки; учить замечать и выделять основные средства выразительности; расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства, музыки.
Развивающие: формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладного искусства; реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развитие познавательного интереса к сфере искусства и музыки;
получение элементарных представлений о музыкальном, изобразительном и театральном искусстве; получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности;
Воспитательные: воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность. потребность к переживанию чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 8-9 лет.
Сроки реализации программы:1 год
Программа рассчитана на 39ч. (1 ч. в неделю)
Вид программы: комбинаторная.
Формы деятельности: индивидуальное и коллективное творчество, выставки, инсценировки, КТД, сюжетно-ролевые игры, работа в группах, познавательные беседы.
Актуальность
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что эстетическое воспитание, развитие музыкальных, художественных способностей, формирование музыкальной культуры нужно начинать в детстве. Приобщение детей к миру прекрасного осуществляется посредством ознакомления их с различными видами искусства, особое место среди которых занимают музыка, изобразительное искусство, театр.
Актуальность данной программы заключается в том, что дети, проживающие в сельской местности, не имеют возможности посещать учреждения дополнительного образования, такие как художественные, музыкальные школы, школы искусств и т.д. Поэтому именно школа должна приобщать детей к миру прекрасного, выявлять и развивать разнообразные творческие способности детей, и формировать общую культуру личности. А на изучение предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» в учебном плане отводится по 1 часу в неделю, чего явно недостаточно для эстетического воспитания и развития.
Данная программа, представленная в форме творческой мастерской «Радуга талантов», углубляет и расширяет содержание, которое поддерживают общеобразовательные программы по музыке (авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) и изобразительному искусству (авторы Б.М. Неменский, В.Г. Горяев, Г.Е. Гурова и др.), реализуемые в данном учебном заведении. Кроме этого, программа дополнена элементами театрального искусства. Необходимость этого связана с тем, что современные дети отдалились от чтения художественной литературы. Вследствие чего возникли следующие проблемы: оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как результат, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении. Устранению данных проблем и будут способствовать речевые, интонационные практикумы, тренинги, предусмотренные программой. Практическая и социальная значимость программы заключается в подготовке и участии детей в классных и общешкольных выставках, праздниках, акциях, а также в мероприятиях на уровне муниципального образования. Это дает возможность каждому ребёнку удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, но и радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, получить оценку и общественное признание в школе, в селе. Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.
Известно, что нельзя чему-то научить детей, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. Поэтому реализация данной программы предполагается через познавательную и творческую деятельность.
«Рисуем с помощью различных материалов и инструментов»
3
3.3.
27-28
«Учимся читать выразительно»
2
3.4.
29-30
Общешкольное мероприятие «Весенняя мелодия»
2
4
Лето
9
4.1.
31-32
«Сольное и хоровое пение»
2
4.2.
33-35
«Рисуем, используя различные техники»
3
4.3.
36-38
«Театр одного актёра»
3
4.4.
39
Итоговое занятие «Праздник лета»
1
Итого
39
Содержание программы «Фантазия»
Вводное занятие (1 час)
Значение искусства в нашей жизни. Виды искусства. Музыка, изобразительное искусство и театр. Что такое талант? Каждый ребёнок талантлив. Музыкальная, изобразительная и театральная деятельность, их сходства и различия. Задачи и особенности занятий в творческой мастерской «Радуга».
Создание эмблемы творческой мастерской. Коллаж «Разноцветные ладошки».
Раздел 1. Осень (10 часов)
«Мы – певцы и музыканты» (2 часа).
Знакомство с голосовым аппаратом. Беседа о ТБ, голос, бережное обращение с голосом.Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания.Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок.
Разучивание и исполнение музыкальных скороговорок, попевок, детских песенок об осени. Песни к мероприятию «Яблочкины посиделки».
«Мы – художники» (2часа).
Правильная организация рабочего места. Стол (мольберт) со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. ТБ при работе с различными инструментами и материалами. Рисование по образцу. Рисование по собственному замыслу.
Рисование на тему «Вот и осень» (кляксография), создание работы «Весёлые человечки» (акварель, коктейльные трубочки), рисование на асфальте цветными мелками «Мир похож на цветной луг». Работы: «Портрет мамы» (цветные карандаши, фломастеры, маркеры), «Осенние листья» (зеркальная техника), «Утро» (техника «фроттаж» (затирание): (работа в группах). Отбор работ на выставку «Осенний хоровод».
1.3. «Мы – актёры» (4 часа).
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения. Знакомство с правилами поведения на сцене. Актёры и зрители. Правила поведения для зрителей. Аплодисменты. Упражнения на постановку дыхания. Инсценировка. Умение изобразить настроение в различных движениях при инсценировке.
Упражнения на постановку дыхания: «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки» и др. Упражнения для языка и губ: «Радиотеатр: озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.) и др.
Инсценировки к празднику «Яблочкины посиделки».
«Осенний хоровод» (2 часа)
Подведение итогов. Занятие – концерт. Выставка рисунков. Обсуждение впечатлений от концерта и выставки рисунков.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Певческая установка. Знакомство с понятием установка. Распевание. Песни из мультфильмов и детских фильмов. Дирижерский жест.
Упражнения на постановку дыхания, для языка и губ, артикуляцию. Конкурс «Угадай мелодию». Распевки. Просмотр музыкальных фрагментов мультфильмов и детских фильмов. Слушание песенок из мультфильмов. Игра «Продолжи песню». Разучивание и исполнение песен из мюзикла «Семеро козлят»..
2.2. «Рисуем пальчиками и ладошками» (3часа).
Правильная организация рабочего места. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Рисование без кисточки. ТБ и гигиена рук при рисовании пальцами, ладошками и кулачками. Яркость. Контрастность. Аккуратность при выполнении работы. Взаимопомощь при выполнении коллективной работы.
Рисование пальчиками и ладошками «Рыбка в аквариуме».Рисование пальчиками и ладошками «Жар-птица».Рисование пальчиками «Смешные рожицы».Рисование пальчиками и ладошками «Осьминожки».Рисование ладошками «Деревья и кустарники». Работа «Коллективное солнышко». Отбор удачных работ (самооценка).
2.3. «Мини-спектакли» (4 часа).
Жест, мимика, движение. Голос и речь человека. Работа над голосом. Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером. Интонация, настроение, характер персонажа. Вхождение в образ.
Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела: «Маятник», «Дерево на ветру», «Петрушка» (на расслабление мышц рук) и др.
Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). Инсценировка пальчиками коротких стихотворений А. Барто, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук. Короткие сценки. Разбор мюзикла, обсуждение, определение идеи, определение главных и второстепенных действующих лиц. Распределение ролей, разбор характеристик героев.
2.4. «Зимняя карусель» (1 час).
Подведение итогов. Занятие – концерт. Выставка рисунков. Создание атмосферы концерта. Актёры и зрители. Обсуждение впечатлений от концерта и выставки рисунков.
Общешкольное мероприятие мюзикл «Семеро козлят».
Раздел 3. Весна (9 час)
3.1. «Музыкальное сопровождение» (2 часа).
Унисон. Ровность звука. Легкость звука. Музыкальное сопровождение. Использование а капелла. Караоке. Минусовка. Работа по культуре поведения на сцене, по развитию умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно, раскрепощенно. Улыбка – один из важных приёмов артиста.
Упражнения на постановку дыхания, для языка и губ, артикуляцию. Исполнение известных детских песен караоке. Просмотр видеоклипов выступлений детских коллективов «Барбарики», «Непоседы», «Киндер-сюрприз». Обсуждение впечатлений от просмотра. Разучивание и исполнение песен «Две лягушки», «Грибы», «Песенка мамонтёнка», «Дети любят рисовать» (минусовка и а капелла). Выбор песен для исполнения на занятии - концерте «Весенняя мелодия» (хоровое пение, групповое и сольное).
3.2. «Рисуем с помощью различных материалов и инструментов» (3часа).
Материалы, инструменты, приспособления. Акварель, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки. Плюсы и минусы различных инструментов и приспособлений. Использование нетрадиционных инструментов и приспособлений в изобразительном искусстве. Самостоятельный выбор материалов и инструментов для воплощения собственного замысла.
Создание работ «Весенняя капель» (акварель), «Утро» (техника «по сырому»), «Букет маме» (фломастеры, восковые мелки), «Открытка» (опилки, клей ПВА, гуашь). Коллективная работа «Звёздное небо» («набрызг», печать поролоном по трафарету). Рисунок на свободную тему (с использованием самостоятельно выбранных материалов и инструментов). Отбор работ для выставки.
3.3. «Учимся читать выразительно» (2часа).
Что значит «выразительное чтение»? Правильное дыхание. Артикуляция. Громкость голоса. Реплика - отражение характера персонажа. Драматические паузы. Работа по технике речи. Работа по технике движения.
Выразительное чтение стихотворений с листа и по памяти по теме «Весна идёт».. Коллективное и индивидуальное заучивание стихотворений наизусть. Игры со словами. Упражнения на развитие выразительности движений. Выбор произведения для инсценировки. Распределение ролей. Инсценировка произведения. Анализ инсценировки. Викторина по сказкам.
3.4. «Весенняя мелодия» (2 часа)
Подведение итогов. Выставка рисунков. Конкурс чтецов и исполнителей песен.
Общешкольное мероприятие «Весенняя мелодия».
Раздел 4. Лето (9часов)
4.1. «Сольное и хоровое пение» (2 часа).
Развитие навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Сольное исполнение. Упражнения на раскрепощение перед выступлением. Упражнения на дыхание.
Работа с песенным материалом. Упражнения на развитие певческого дыхания и голоса. Повторение песен, изученных в течение года. Отбор исполнителей (хоровых, групповых и сольных).Показ отдельных номеров, прогонные репетиции.
4.2. «Рисуем, используя различные техники» (3 часа).
Техники рисования. Техники рисования и типы штрихов. Тычкование. Тычкование ватными палочками. Монотипия, обведение ладошки и кулака.
Создание работы в технике монотипии «Бабочки, которых я видел летом» (работа в паре).Подготовка афиши с использованием монотипии и тычкования.
4.3. «Театр одного актёра» (3 часа).
Образ героя. Характер и отбор действий. Мимика. Пантомима. Имитация поведения животного. Обыгрывание элементов костюмов.
Игры – упражнения «Угадай кто я?» Отбор сценок, сказок для кукольного театра (из подготовленных в течение года), повторение стихотворений. Репетиция.
4.4. Итоговое занятие «Праздник лета» (1 час).
Подведение итогов первого года обучения. Выставка рисунков.
Выступление с концертной программой перед родителями.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Фантазия».
Освоение детьми программы «Фантазия» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Список литературы
Методические материалы по организации внеурочной деятельность в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г. - №03 – 296)
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. - № 101/28 – 16)
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002г. - № 30 – 51 – 433/16)
О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 2 апреля 2002г. - № 13 – 51 – 28/13)
Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Письмо Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 12 мая 2011г. - № 03 – 296)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С. Савинов), - М.: Просвещение, 2010. – 191с.
Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе (Письмо Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 11 июня 2006г. - № 06 – 1884)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён Приказом Минобрнауки России 6 октября 2009г, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г, регистрационный № 1778)
Основная литература:
Баймашова В.А. Как научить рисовать. М., Просвещение, 2008 г.
Безымянная. О., Школьный театр, М, Астрель: АСТ, 2001 г.
Григорьев Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование: Педагогика. Образование. Общее и среднее образование. Педагогика общего среднего образования. –М.: Просвещение, 2010 г.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителя общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В.Куприянов. – М.: Просвещение, 2011 г.
Григорьев Д.В., Степанов П.В.. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011 г.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000 г.
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003 г.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 г.
Михайлова М.А. Детские праздники. – Ярославль., 1997 г.
Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах – М, Просвещение, 1986 г.
Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007 г.
Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 г.
Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 г.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2008 г.
Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006 г.
Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения / М.А. Зяблицева. – Ростов /Дон.: Феникс, 2005 г.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Сборник нормативных и методических материалов для организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования / авт.-сост. Панченко Ю.В., Фалалеева И.В. – ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2011 г.
Смирнов Д.В., Тимофеев А.А., Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2011 г.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2001 г.
Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2007 г.