Программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) Творческое объединение «РАДУГА РОССИИ»
Программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) Творческое объединение «РАДУГА РОССИИ»
Разработка программы внеурочной деятельности (духовно-нравственного направления) творческого объединения "Радуга России".
СОДЕРЖАНИЕ работы: НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ И АНКЕТЫ,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская «РАДУГА» по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью основной образовательной программы и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна Программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности
2. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Творческая мастерская «РАДУГА» разработана в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.: Просвещение, 2009.
Конституцией Российской Федерации, статьи 38, 43.
Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, глава 12.
3.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместно социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности лицея. Планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
В Лицее созданы условия для реализации разработанной Программы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Воспитательно-образовательный процесс в основной школе направлен на развитие и воспитание ребенка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу Лицея.
Данная Программа предназначена для обучающихся 5 - 6 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на два года, всего 70 часов, при проведение 35 часов в год. Время одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности.
Программа включает в себя: часы общения, встречи, экскурсии, практические занятия, традиционные общелицейские мероприятия, праздники и игры.
Занятия включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность в виде игр, тренингов, практических занятий и др..
Форма проведения занятий: групповая.
Возраст занимающихся – 11 - 12 лет.
Срок реализации программы– 2 года.
4.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: социально-педагогическая и социально-культурная поддержка собственных усилий подростка, связанных со становлением своей гражданской и индивидуальной личности, духовного наследия и достижения родного народа, народов России и всего человечества.
Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих задач:
Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
Формирование толерантности, подготовка обучающихся к бесконфликтному, конструктивному взаимодействию с другими людьми;
Создание условий для нравственного самовыражения личности.
Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении учащихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций.
В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы работы с детьми:
Личностно - направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
5.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания;
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Каждое направление раскрывает одну из сторон развития личности и основано на системе базовых национальных ценностей.
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, своей области, города.
• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
• любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
• уважение к защитникам Родины;
• умение отвечать за свои поступки.
2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• представления об основных профессиях;
• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
• роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
• навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• представления о базовых национальных российских ценностях;
• различение хороших и плохих поступков;
• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
• элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
• первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• элементарный опыт природоохранительной деятельности;
• бережное отношение к растениям и животным, через экскурсии на природу.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
• представления о душевной и физической красоте человека;
• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
• интерес к занятиям художественным творчеством;
• стремление к опрятному внешнему виду;
• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
6.ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В основе Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования Лицея и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.
Принцип ориентирования на личность школьника. Реализуется через учёт особенностей развития личности каждого обучающегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Реализуется через демократический стиль общения обучающихся и учителя; раскрытие перед обучающимися роли культуры в развитии общества.
Принцип нравственных ценностей. Реализуется через тематику часов общения и внеурочной деятельности, направленную на осмысление обучающимися нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков.
Принцип учёта потребностей обучающихся. Реализуется через процесс воспитания, где дети осваивают социальные роли: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности»;
Принцип гуманизма. Реализуется через нравственный выбор обучающихся.
7.МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
В ходе реализации Программы ведущими являются следующие методы работы с детьми:
Личностно - направленные, когда содержание становится актуальным для каждого обучающегося;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у обучающихся интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Реализация Программы предполагает создание социально открытого пространства, где педагоги и родители Лицея предъявляют единые требования к воспитанию обучающихся. Это отражается в совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной работе; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка, в личном примере взрослых.
8.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
• беседы; лекции, диспуты
• час общения;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
Практические занятия:
• творческие конкурсы;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры и др.
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
9. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс
№
Раздел, тема
всего
теория
практика
1.
Нравственная позиция-гражданственность
10
3
7
1.1-
1.3
Круглый стол «Что такое гражданственность».
(Личность как член общества. Законы коллектива)
3
3
1.4-1.5
Брейн - ринг «Что такое свобода».
Свобода личная и национальная.
2
2
1.6
1.7
Благотворительная акция« Связь с поколениями»
Доверие. Доверительные отношения между людьми.
3
3
1.8
1.9
История праздника «День народного единства»
«День народного единства»
2
2
2.
Ценностно-значимые поступки для воспитания нравственного человека
10
10
2.1-
2.4
Акция - концерт в доме престарелых. «Что такое сострадание». Бережное отношение к больным людям, инвалидам. Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело
4
4
2.5 -
2.7
Правда - это общая совесть людей.
«Что такое уважение». (Идем в театр)
3
3
2.8
КТД в конкурсе «Моя любимая мама»
3
3
3.
Толерантность
3
3
3.1-
3.3
«Что такое толерантность». Конкурс «Хрустальная туфелька». Как избежать конфликта.
Дружно идем в поход.
3
3
4.
Месячник « Моё Отечество»
3
3
4.1-
4.3
Праздник «Чтоб Защитником стать». Герои России.
Участие в конкурсах «Гордимся тобою, солдат»
3
3
5.
Духовные качества человека
14
4
10
5.1
5.2
Российские праздники. Российские традиции. Праздник «Проводы зимы».
Подготовка и проведение выставки рисунков «Чувство долга». Долг перед обществом.
6
2
4
5.3
5.4
Беседа «Значение слова – ответственность».
Ответственность за поступки
2
2
5.5-
5.8
«Неделя добра». Добрые дела Преданность и привязанность Верность.
2
2
5.9- 5.11
Праздник для пап и мам «Отцы – защитники» и «Материнская любовь». Они подарили нам жизнь.
4
4
Итого
40
7
33
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
.Нравственная позиция-гражданственность (9ч)
Беседа «Что такое гражданственность». Личность как член общества. Беседа «Что такое свобода». Свобода личная и национальная. Законы коллектива. Доверие. Доверительные отношения между людьми. Воспитание милосердия через участия в благотворительной акции «Связь с поколениями». Участие в мероприятиях на день народного единения.
Ценностно-значимые поступки для воспитания нравственного человека (8ч)
Беседа «Что такое сострадание». Бережное отношение к больным людям, инвалидам. Добросердечность. Добрые слова. Доброе дело. Правда - это общая совесть людей. Причины лжи. Беседа «Что такое уважение». КТД в конкурсе снегурочек
Толерантность. (3ч)
Беседа «Что такое толерантность». Как избежать конфликта. Сюжетно-ролевые игры.
Месячник « Моё Отечество» (3ч)
Беседа «Чтоб Защитником стать». Презентации « Герои России». Встреча с воинами локальных войн
Духовные качества человека (12ч)
Чувство долга. Долг перед обществом. Беседа «Значение слова – ответственность». Ответственность за поступки Справедливость и свобода. Преданность и привязанность. Верность. Любовь к человеку. Материнская любовь. Радость. Неделя добра. Героические страницы истории России. Встреча с ветеранами ВОВ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 класс
№
Раздел, тема
всего
теория
практика
1.
Ученик – патриот и гражданин
8
2
6
1.1
Символы Родины
1
1.2
Государственные символы Свердловской области, города Каменска - Уральского.
1
1.3
Посещение Краеведческого музея
1
1.4
Права и обязанности гражданина России
1
1.5
Протяни руку помощи – акция для детского дома.
1
1.6
Конкурс знатоков «Я знаю Конституция РФ»,
1
1.7
Брейн - ринг «Патриотический долг»
1
1.8
Экскурсия «История школы в лицах и фактах»
1
2.
Ученик и его нравственность
7
2
5
2.1
Тренинг «Скромность и тщеславие»
1
2.2
Может ли доброта исцелить человека?
1
2.3
Взаимное уважение
1
2.4
Праздник «Давайте жить дружно!»
1
2.5
Славим руки матери!
1
2.6
В поисках справедливости
1
2.7
Конкурс вежливости
1
3.
Ученик и его отношение к труду
7
2
5
3.1
Акция «Помоги птицам зимой»
1
3.2
КТД «Новогодний праздник».
1
3.3
Мир профессий
1
3.4
Мир моих увлечений
1
3.5
Как стать дисциплинированным?
1
3.6
Почётная профессия - защищать Родину
1
3.7
Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне»
1
4.
Ученик и природа
4
4
4.1
Цветы для мамы.
1
4.2
Что такое экологическая безопасность
1
4.3
День птиц
1
4.4
Брей ринг «Природа и мы».
1
5
Ученик и его здоровье
5
5
5.1
День Здоровья «Виват, спорт!».
1
5.2
«Правильное питание»
1
5.3
Беседа «Здоровый образ жизни»
1
5.4
Акция «Сигареты – на конфету!».
1
5.5
Конкурс на лучшего знатока ПДД
1
6.
Ученик и Мир прекрасного
4
2
2
6.1
Для Вас ветераны – акция « Красная гвоздика»
1
6.2
Экскурсия в музей ИЗО
1
6.3
Беседа «Красивые и некрасивые поступки»
1
6.4
«Забота о родителях – дело совести каждого
1
Итого
35
8
27
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ученик – патриот и гражданин (8ч.)
Символы России. Государственные символы Свердловской области, города Каменска - Уральского. Посещение Краеведческого музея. Права и обязанности гражданина России. Беседа «Патриотический долг».
Ученик и его нравственность (7ч.)
Диспут «Может ли доброта исцелить человека?» Беседа «Скромность и тщеславие» Игровое моделирование речевых ситуаций .«Взаимное уважение». Игровая деятельность «В поисках справедливости» Тренинг «Давайте жить дружно!» Поздравление мам «Славим руки матери!»
Ученик и его отношение к труду (7ч.)
КТД «Новогодний праздник». Изготовление кормушек для птиц в акции «Помоги птицам зимой» Игровые ситуации «Мир профессий» Презентация увлечений и хобби «Мир моих увлечений». Беседа «Как стать дисциплинированным?». Литературно-музыкальная композиция «Почётная профессия - защищать Родину». Урок мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённый Дню вывода Советских войск из Афганистана.
Ученик и природа (4ч.)
Литературно-музыкальная композиция «Цветы для мамы». Беседа «Что такое экологическая безопасность». День птиц. Брей ринг «Природа и мы».
Ученик и его здоровье (5ч.)
День Здоровья «Виват, спорт!». Час общения «Правильное питание» Беседа «Здоровый образ жизни». Акция «Сигареты – на конфету!». Конкурс на лучшего знатока ПДД (5-7 классы) «Безопасное колесо».
Ученик и Мир прекрасного (4ч.)
«Для Вас ветеран» литературно-музыкальная гостиная .Экскурсия в музей ИЗО. «Забота о родителях – дело совести каждого», классный час с родителями. Беседа «Красивые и некрасивые поступки»
10. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Данная Программа способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Ученики должны быть:
• дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;
• обладать индивидуальными способностями и интересами, уметь работать творчески, уметь самостоятельно добывать знания, не пугаться нестандартных ситуаций, с интересом искать и находить их решение;
• самостоятельны, владеть самоконтролем и самооценкой;
• способны к изменению самих себя.
Обобщенный результат деятельности основной школы представлен в портрете её выпускника в соответствии со Стандартом:
• умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
• обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• любящий свой край и свою Родину
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
• доброжелательный,
• выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
с активной жизненной и гражданской позицией;
уважающий историческое прошлое нашего народа;
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе мониторинга (Приложение).
Планируемые результатыразвития ивоспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на критерии, определённые программой мониторинга Гимназии.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях.
Второй уровень результатов — обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков.
Третий уровень результатов — обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности:
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектоввоспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности. Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов представлены в таблице.
Уровень
Особенности возрастной категории
Действия педагога
1 уровень
Приобретение обучающимися социальных знаний
Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление освоить новые понятия
Педагог поддерживает стремление ребенка к новому социальному знанию, создаёт условия для самого воспитанника в формировании его личности, включает его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению).
В основе используемых воспитательных форм лежит системно - деятельностный подход.
2 уровень
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Активизация межличностного взаимодействия обучающихся друг с другом;
процесса развития детского коллектива
Педагог создаёт воспитательную среду, в которой ребенок способен осознать, что его поступки:
не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив),
не должны привести к исключению его из этой системы.
В основе используемых воспитательных форм лежит системно - деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.
3 уровень
Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия
Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности
Педагог создаёт для обучающихся реальной возможности выхода в пространство общественного действия.
Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.
Для осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств.
В основе используемых воспитательных форм лежит системно - деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.
11.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия по Программе проводятся в групповой форме согласно режиму занятий: 1 раза в неделю по 45 минут.
На занятиях обучающиеся получат первоначальные знания по духовно-нравственному воспитанию, которые помогут им общаться без конфликтов через практические упражнения, ролевые игры.
При проведении занятий в рамках данной Программы предусматривается использовать следующие формы организации деятельности: беседы на нравственные темы; чтение отрывков из художественных произведений с последующим анализом; анализ смыслового содержания пословиц, поговорок; продолжение тематического рассказа; учебно-игровые упражнения творческого и подражательного характера; разыгрывание и анализ ситуации; тренинги; игры; ролевые игры, мини-конкурсы и другие.
Методика работы с обучающимися строится с позиции личностно-ориентированного взаимодействия. При проведении практикумов акцент делается на самостоятельность, поисковую и творческую активность.
Все занятия, предусмотренные Программой, содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для формирования нравственных привычек.
Предполагаемая организация деятельности по программе будет способствовать достижению обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
В процессе освоения Программы обучающиеся получат знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, школьники будут осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) Программа предусматривает упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) необходимо использовать задания, их формирующие. Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.
Работа на занятиях с художественной литературой помогает обучающимся использовать различные способы поиска информации.
Формами контроля освоения Программы в течение учебного года будут: выставки творческих работ, выполнение творческих проектов.
Подведение итогов реализации Программы проводится в конце каждого учебного года в форме специальных диагностик (Приложение ).
Результаты контроля служат основанием для внесения корректировки в содержание и организацию процесса работы по Программе; поощрения успешной деятельности и инициативы в овладении знаниями и навыками обучающимися.
Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции) аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической детской литературы, живой природы, социальных явлений) аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, видеомагнитофон, телевизор), мультимедийная техника.
Занятия проводятся в учебном кабинете.
Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основной школы
Программа мониторинга рассчитана на ежегодное исследование, целью которого является отслеживание динамики уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО.
Периодичность проведения - ежегодно для всех обучающихся основной школы.
Объект исследования – уровень сформированности духовно-нравственного развития обучающихся основной школы.
Предмет исследования – процесс психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития обучающихся.
Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, применение которых позволит получить комплексную оценку уровня духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Мониторинг проводится классным руководителем.
Оценка и коррекция развития личностных качеств обучающихся в духовно-нравственном направлении осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Мониторинг обучающихся представлен:
Портфолио (личные достижения);
Анкета для обучающихся;
Анкета для родителей.
Литература для педагога
Внеурочная деятельность в школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
Андреев А.А Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,2010.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М.: Флинта, 2003. -128 с.
Степанов Е.Н. «Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 2009
Тисленкова, И.А. Духовно-нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. – 108 с.
Шемшурина, А.И. Программа духовно-нравственного воспитания школьников в работе классного руководителя [Текст]./ А.И. Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2.
Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.,2007. – 107 с.
Шилова М.И.,Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 2005
Литература для обучающихся
Кабрера, А. Феи рассказывают о благодарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о самоуважении [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о скромности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о солидарности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о сочувствии [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о храбрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают о щедрости [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Кабрера, А. Феи рассказывают об ответственности [Текст] / А. Кабрера. – М.: Литера, 2010. – 40 с.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена [Текст] / М.: Астрель, 2000. – 240 с.
Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка [Текст] / В. Яровицкий. – М.: Феникс, 2011. – 256 с.
Приложение А
СЛОВАРЬ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННВХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, общество.
Героизм - выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей. Независимости и процветания Родины.
Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и доблести
Долг – уважение к праву другого, признание достоинств его личности.
Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.
Доверие – убеждённость человека в чьей-нибудь честности, порядочности.
Добро– одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью – зломдобро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей.
Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
Дружба – высшее воплощение избирательно-личностных отношений, особое состояние души, без которого невозможны ни взаимопонимание, ни доверительность. Избирательность составляет одну из важных черт дружбы В дружбе главное – духовное единство друзей. Большое значение в дружбе имеют такие моральные качества, как прямота, честность, бескорыстие, искренность, доверие, верность, взаимная требовательность.
Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.).
Обещание - добровольное обязательство сделать что-нибудь
Ответственность- право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства.
Преданность – любовь и верность по отношению к кому-либо или чему-либо.
Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и которые отражают его отношение к людям и к себе.
Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума.
Радость – положительная эмоция человека, внутреннее чувство удовлетворённости, удовольствия и счастья.
Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.
Свобода - возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают. Это право себя ограничивать.
Сострадание – способность почувствовать чужую боль, как свою, и без раздумий оказать помощь ближнему.
Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества.
Справедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздания.
Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.
Толерантность – терпимость к образу жизни, поведению и обычаям.
Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к человеку, способность считаться с его интересами.
Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.
Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений.
Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям, чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.
Приложение Б
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Анкета 1 (5 класс)
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне воспитанности Вашего ребенка, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени проявляются у Вашего ребенка ниже перечисленные качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества
0 –данное качество не развито
ФИО ребенка, класс, ФИО родителя
№
Качество личности
2
1
0
1
Гражданственность
2
Личная свобода
3
Доверие
4
Сострадание
5
Правдивость
6
Уважение к окружающим
7
Бережливое отношение к собственности лицея
8
Доброта
9
Толерантность
10
Ответственность
11
Справедливость
12
Преданность
13
Героизм
14
Оптимизм
15
Конфликтность
Анкета 2 (5 класс)
Ребята!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне воспитанности гимназистов, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени воспитаны у Вас ниже перечисленные качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества
0 –данное качество не развито
ФИО ребенка, класс
№
Качество личности
2
1
0
1
Гражданственность
2
Личная свобода
3
Доверие
4
Сострадание
5
Правдивость
6
Уважение к окружающим
7
Бережливое отношение к собственности лицея
8
Доброта
9
Толерантность
10
Ответственность
11
Справедливость
12
Преданность
13
Героизм
14
Оптимизм
15
Конфликтность
Спасибо за помощь в исследовании!
Анкета 1 (6класс)
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне воспитанности Вашего ребенка, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени проявляются у Вашего ребенка ниже перечисленные качества личности
2 – высокая степень развития данного качества
1 – частичная степень развития данного качества
0 –данное качество не развито
ФИО ребенка, класс, ФИО родителя
№
Качество личности
2
1
0
1
Гражданственность
2
Патриотизм
3
Скромность
4
Тщеславие
5
Справедливость
6
Уважение к окружающим
7
Бережливое отношение к природе
8
Доброта
9
Вежливость
10
Совесть
11
Негативное отношение к вредным привычкам
12
Милосердие
13
Смелость
14
Зависть
15
Благодарность
Анкета 2 (6 класс)
Ребята!
Приглашаем Вас принять участие в исследовании, цель которого – лучше узнать об уровне воспитанности гимназистов, и предложить меры по его совершенствованию. Просим Вас четко и правдиво ответить на вопрос анкеты. Для этого нужно обвести кружком нужные варианты ответов или дописать то, что считаете необходимым.
Ответы анкеты будут использованы ТОЛЬКО в обобщенном виде и в исследовательских целях.
Оцените, пожалуйста, в какой степени воспитаны у Вас ниже перечисленные качества личности