kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности по историческому краеведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Традиционная культура населения Обвинско-Иньвенского поречья» может быть использована для работы школьного кружка или курса по выбору, факультатива, элективного спецкурса при разработке краеведческого компонента вариативной части учебного плана школы.  В данном случае программа курса «Традиционная культура населения Обвинско-Иньвенского поречья» предлагается в качестве курса по выбору и элективного курса для наполнения краеведческого компонента вариативной части учебного плана школы.

Продолжительность - от одного года до трех лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по историческому краеведению »

Программа внеурочной деятельности по историческому краеведению

«Традиционная культура населения Обвинско-Иньвенского поречья»

Автор: Лагунова Анна Васильевна, учитель истории и обществознания

МБОУ «Фроловская основная общеобразовательная школа»

Пермский край


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Традиционная культура населения Обвинско-Иньвенского поречья» может быть использована для работы школьного кружка или курса по выбору, факультатива, элективного спецкурса при разработке краеведческого компонента вариативной части учебного плана школы. В данном случае программа курса «Традиционная культура населения Обвинско-Иньвенского поречья» предлагается в качестве курса по выбору и элективного курса для наполнения краеведческого компонента вариативной части учебного плана школы.

Продолжительность - от одного года до трех лет.

Возраст учащихся – 8-10 классы. (7-9 классы, с учетом небольшого корректирования содержания из-за возрастных особенностей учащихся.)

Программа рассчитана на 81 час, количество часов может быть учителем изменено.

С учетом того, что на курс может отводится до трех лет, предлагается следующее деление:

1 год обучения – 35 часов, в том числе:

Раздел 1. Введение. Народы Урала. Этническая карта Урала в IX - XIX веках (5 часов);

Раздел 2. Дорусское население Обвинско-Иньвенского поречья в IXXV веках. Угро-финны. Родановская археологическая культура- страна Вису. (16 часов); Дорусское население Обвинско-Иньвенского поречья в IX – XV веках. Булгарская колонизация. Рождественский археологический комплекс - Древняя Афкула.

(13 часов).

2 год обучения28 часов, в том числе:

Раздел 2. Русская колонизация Обвинско-Иньвенского поречья в XVI- XVIII веках. (7 часов).

Раздел 3. «Живем рядом…» Этнические контакты русских и коми-пермяков в сфере материальной культуры. Взаимопроникновение культур. (20 часов).

3 год обучения - 18 часов, в том числе:

Духовная культура населения Обвинско-Иньвенского поречья (18 часов).


Курс предполагает более полноценное знакомство учащихся с краеведческим материалом по истории заселения территории Обвинско-Иньвенского поречья, этническим контактам, сложившимся в ходе заселения поречья, что способствует формированию ценностного отношения к историческому наследию своей малой родины, культуре своего народа и сопредельных с ним.

Задачи курса:

  1. Формирование представлений о населявших территорию Обвинско-Иньвенского поречья в прошлом финно-угорских племенах, тюркских племенах, русских.

  2. Изучение этнических контактов между финно-угорскими племенами, тюркскими племенами, русскими в период средневековья.

  3. Изучение материальной и духовной культуры жителей Обвинско-Иньвенского поречья в период средневековья и нового времени.

  4. Выявление фактов взаимопроникновения и взаимообогащения культур и мировоззрения населения Обвинско-Иньвенского поречья, выявление общего и особенного.

  5. Формирование исторического сознания, толерантного мышления, способности принимать правильные решения в современной жизни, используя позитивный опыт предков.

Формы изложения материала:

  1. Рассказ с использованием наглядного и музейного материала.

  2. Лекция с элементами беседы.

  3. Экскурсии в музеи, архивы, картинную галерею, на выставки.

  4. Создание проектов.

  5. Практические работы с элементами исследований. Работа с историческими источниками.

  6. Встречи с учеными-этнографами, культурологами.


Критерии оценки знаний:

  1. Практические работы, умение составлять типологический ряд (по жилищу, одежде, истории поселений).

  2. Словарная работа.

  3. Работа с типологическими и статистическими картами.

  4. Работа в составе экспедиций, летних профильных лагерей по краеведению.

  5. Решение практических задач, в том числе, связанных с жизнью в современном полиэтничном обществе.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа курса «Традиционная культура населения Обвинско-Иньвенского поречья» предлагается в качестве курса по выбору, элективного курса для наполнения краеведческого компонента вариативной части учебного плана школы.

Продолжительность - от одного года до трех лет.

Программа знакомит учащихся с этнической ситуацией на территории Обвинско-Иньвенского поречья начиная с IХ по ХVIII века. Более полно рассматриваются вопросы взаимопроникновения и взаимообогащения культур (ассимиляция) русского народа и коми-пермяков в области духовной и материальной культуры, так как это основные народы названной территории. Также программа уделяет внимание историческим контактам с другими финно-угорскими племенами, а также тюркским контактам (булгарская колонизация).

Краткое содержание курса.

С IХ века в Северном Прикамье складывается родановская археологическая культура, представители которой признаны предками современных коми-пермяков. Территория Обвинско-Иньвенского поречья являлась тем районом, который входил в область распространения данной культуры. Рассматривая вопрос об этнических контактах, надо отметить, что многочисленные исследования позволяют сделать вывод о том, что на протяжении длительного существования родановской археологической культуры были возможны контакты ее представителей с соседями – вымской культурой, чепецкой культурой, угорским населением Сылвенского поречья и лесного Зауралья, с башкирами, булгарами и со славянами. Большинство этих контактов подтверждено вещественными памятниками. На территории Обвинско-Иньвенского поречья особо велико было влияние булгар, на это указывает большое количество находок, в том числе (более 1/3) всей посуды булгарского происхождения на Анюшкаре и Рождественском городище (Ильинский и Карагайский районы).

В ХV в. на основе родановской археологической культуры возникает коми-пермяцкая народность, что позволяет сделать вывод о коми-пермяках как коренном населении Обвинско-Иньвенского поречья и Северного Прикамья.

Русские заселяют коми-пермяцкую этническую территорию. В Обвинско-Иньвенском поречье они появляются в конце ХV1 в., о чем сообщает наиболее ранний известный источник – перепись 1579 г. Ивана Яхонтова. По месту выхода это переселенцы с Европейского Русского Севера, по социальному признаку – в большей массе, черносошенные крестьяне. В ХV1 ХV11 вв. идет широкое заселение поречья русскими и к ХV111 в. оно становится практически освоенным. Следует отметить и тот факт, что к этому времени русские в количественном отношении стали преобладающим этносом на изучаемой территории.

В ХV111- Х1Х вв. окончательно оформились районы проживания коми-пермяков и русских. Поречье Иньвы и верховья Обвы стали местом проживания коми-пермяков, на остальном течении р. Обвы расселились в подавляющем большинстве русские.

Необходимо отметить, что Обвинское поречье вплоть до Х1Х в. испытывало незначительные миграции чердынских коми-пермяков, зюздинских коми-пермяков, коми-зырян, удмуртов, башкир, татар, что отражалось на этнокультурной истории поречья, хотя и в незначительной степени.

Формирование русского населения и сложение коми-пермяцкой народности шло в обстановке теснейшего контакта народов, в котором заметную роль играли русские. Прогресс в экономическом развитии у русских был значительно выше, хотя у коми-пермяков на начальном этапе общения с русскими преобладающим становится производящий тип хозяйства.

Русские несли в Северное Прикамье новые и более высокие навыки хозяйственно-культурной деятельности, о чем убедительно свидетельствуют археологические, этнографические, письменные источники. В ходе сближения двух народов, в первую очередь перенималось все более рациональное. В хозяйственной деятельности коми-пермяки переняли у русских трехполье, более совершенные орудия труда и способы обработки сельскохозяйственной продукции, научились огородничеству, разведению домашних животных. В свою очередь, русские заимствовали от коми-пермяков приемы промысловой деятельности, некоторые орудия охоты и т.п.

Рассматривая контакты в сфере материальной культуры надо отметить, что они коснулись жилища и хозяйственных построек, костюма, питания и домашней утвари.

При возведении жилища и хозяйственных построек материалы, орудия труда, техника возведения построек у коми-пермяков оставались аналогичными русским. Хотя сохранялось и некоторое своеобразие техники строительства коми-пермяков. Внутренняя планировка, обустройство жилища в Х1Х в. на территории поречья у русских и коми соответствовали тому, что знали русские крестьяне всего Северного Урала.

Взаимосвязи отразились в хозяйственных постройках. Коми-пермяки заимствовали русский овин. Русские охотники переняли от коми-пермяков удобную постройку – чамью – на высоких столбах, в которой сберегались от хищных птиц и зверей продукты охотников и дичь, пушнина.

Показателем этнокультурных влияний русских и коми-пермяков служит одежда. Общность в ее покрое, составе, назначении и терминологии свидетельствует об общих древних путях развития народов. Раньше остальных полного сходства достиг мужской нательный и верхний комплект. У коми-пермяков распространилась русская рубаха-косоворотка, штаны по покрою напоминали русские. Женской нательной одеждой служила длинная рубаха и сарафан севернорусского вида. Покрой коми-пермяцких и русских рубах был одинаковым. Сарафаны у коми-пермяцких девушек и женщин были того же вида, что и у русских: глухие прямые, косоклинные однотонные (синие и дубленые), круглые (сборчатые) с широкими проймами. Верхняя мужская и женская одежда была схожа с русской. Способы изготовления поясов на отличались от русских. Помимо схожести в составе, покрое, назначении, украшении одежды обоих народов отмечались и общие ее названия – дубас, сарафан, шабур, пониток, кушак, покромка, тельник, хотя у коми-пермяков известны были названия и на родном языке.

Этнокультурные взаимовлияния проявились в головных уборах. Коми-пермяцкие и русские мужчины носили летом одинакового вида шляпы и колпаки с высоким верхом, широкими полями, скатанными из овечьей шерсти, а зимой – шапки из овчин.

Иньвенские крестьянки носили шамшуры, но в отличие от русских женщин их шамшуры были с квадратным верхом. Русские женщины заимствовали у коми-пермячек сережки–пелкиши, а мужчины-охотники переняли палечные суконные лузаны, и обувь – уледи и порубни.

Предметом повсеместного заимствования явились способы приготовления пищи.

Между русскими и коми-пермяками существовало сближение и на духовном уровне. Основой передачи духовных знаний из одной этнической среды в другую, является двуязычие. Оно, очевидно, широко было распространено среди русских и коми-пермяков, о чем говорят этнографические наблюдения, данные ономастики.

Рождение, свадьба и похороны традиционно сопровождались соответствующими обрядами и обычаями, во многом сходными с русскими. Земледельческий календарный цикл праздников переплетался с обрядами, дошедшими из язычества: пережитками культа предков, духов – «хозяев» леса, воды, дома и т.д.

Оба народа имели свою систему мировоззренческих представлений, в основе которой лежало язычество. Со второй половины ХV в. началось приобщение коми-пермяков к православию. Православие явилось основой сближения народов и важнейшим фактором его духовного преобразования.

Таким образом, этническое сближение, выраженное во взаимовлиянии культур коми-пермяков и русских, шло по разным направлениям: территориальному, хозяйственному, обрядово-культурному, языковому, духовному и др. Основой сближения того и другого народов была принадлежность обоих к крестьянской цивилизации. Объективные исторические условия обеспечивали дальнейшее развитие, взаимопроникновение и взаимообогащение двух этносов – коми-пермяков и русских.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные:

  1. Учащиеся получают краеведческие знания по этнической истории своей малой родины, осознают роль и место истории своей малой родины в масштабе истории страны.

  2. Курс способствует реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Метапредметные:

  1. Учащиеся учатся выполнять познавательные и практические задания, проводить анализ документов, объяснять явления и процессы.

  2. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся выражать и отстаивать свое мнение по проблемам национальных отношений, опираясь на позитивный опыт предков.

  3. Учащиеся учатся решению практических задач, в том числе, связанных с жизнью в современном полиэтничном обществе.

Личностные:

  1. Формирование внутренней мотивации и ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, уважения к Отечеству, на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства, на признании равноправия народов, единства разнообразных культур, на уважении к человеку другой веры и культуры.





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Основное содержание темы

Виды и формы деятельности

Ведущие понятия

Кол-во часов

  1. Введение.

Понятие традиционной культуры. Источники и методы изучения традиционной культуры

Лекция с элементами беседы. Использование музейных экспонатов

Материальная и духовная культура, источник, метод

1

Раздел 1

Народы Урала. Этническая карта Урала в IX - XIX веках (5 часов)

«С давних пор на уральской земле селились народы, разные по языку и обычаям».

Коренное население Урала и колонизация в IX- XVIIIвеках.

Рассказ учителя, работа с картой, словарная работа

Археологическая культура, родановская археологическая культура, тюрки, остяки, волжские булгары, бахмутинская культура, неволинская культура, вогулы, русские

2

Кто и как изучал народы Урала.

Источники по истории заселения Урала

Лекция с элементами беседы.

Ранние памятники письменности. В.Н. Татищев, И. Идес, А. Брант, Н.С. Попов, А.Е., Ф.А., А.Ф. Теплоуховы, А.П. Смирнов, М.В. Талицкий, В.А. Оборин, О.Н. Бадер, А.М.Белавин,

2

  1. Практическая работа с источниками

Развитие умения составлять типологическую карту

Практическая работа

Термины и понятия темы «Этническая карта Урала в IX - XIX веках»

1


Раздел 2

История и культура народов Обвинско-Иньвенского поречья в IXXVIII веках.

2.2.

Дорусское население Обвинско-Иньвенского поречья в IXXV веках.

Угро-финны. Родановская археологическая культура- страна Вису. (16 часов)

  1. Родановцы – предки современных коми-пермяков

Родановская археологическая культура- культура дорусского населения поречья.

Арабские источники о стране Вису.

Рассказ учителя, работа с картой, словарная работа

Практическая работа с историческими источниками.

Родановцы, городища, селища, клады, протогород,

соседи родановцев – манси, угро-тюркское население, вотяки, коми-зыряне.

Страна Вису.

2

  1. Территория


Рассказ учителя, работа с картой. Домашняя практическая работа

Гидронимы, топонимы.


2

  1. Хозяйство

Земледелие, сельскохозяйственные орудия, скотоводство, промыслы, ремесла орудия охоты, рыбной ловли, металлообработки, деревообработки, орудия для домашних производств, предметы вооружения.

Рассказ учителя, работа с документами

Бронзолитейное дело, зернотерка,

Стрелы, клинковое, древковое оружие

3

  1. Предметы быта родановцев

Предметы для освещения, для добывания огня. Замки и ключи, предметы гигиены, пуговицы

Работа с документами

Кресало, светильник, копоушки, ногтечистки, зеркала, гребни,

1

  1. Игрушки

Игрушки

Проект учащихся

Керамические куклы, шары,

1

  1. Костюм и украшения

Женский, мужской, девичий костюм

Рассказ учителя, работа с документами

Туникообразная рубаха, амулеты, нагрудники, височные подвески, кольца и пестни, браслеты, подвески и привески, пронизки

2

  1. Духовная культура родановцев

Мировоззрение, погребальный обряд,

Рассказ учителя, практическая работа

Амулеты, обереги

2

  1. Язычество

Язычество, пантеон богов и героев.

Сообщения уч-ся

Бог-демиург, пантеон языческих богов

2

  1. Городища родановцев в поречье.

Рождественское, Анюшкар

Рассказ учителя, работа с документами

городище

2

2.3.

Дорусское население Обвинско-Иньвенского поречья в IXXV веках.

Булгарская колонизация. Рождественский археологический комплекс - Древняя Афкула. (13 часов)

Волжская Болгария и Приуралье. Города Болгарии.

Торговые отношения болгар со страной Вису.

Болгары – этнокультурная основа современных татар Поволжья и Приуралья.

Рассказ учителя, работа с картой, словарная работа


Волжские болгары

1

Древняя Афкула

Рождественское городище - Древняя Афкула, месторасположение, роль в культуре местного населения

Рассказ учителя, работа с картой, словарная работа, практическая работа.

экскурсия

Древняя Афкула

1

История открытия и изучения Рождественского археологического комплекса

История открытия и изучения Рождественского археологического комплекса

Встреча с учеными


1

История раскопов

История раскопов

Рассказ учителя, практическая работа, словарная работа


Ю.А. Поляков, А. М. Белавин, Н.Б. Крыласова

1

Оборонительные сооружения Рождественского археологического комплекса

Оборонительные сооружения Рождественского археологического комплекса

Сообщения учащихся

Вал, лог

1

Некрополи Рождественского археологического комплекса

Могильники

Рассказ учителя, работа с картой, словарная работа

Работа с источниками

Мусульманский могильник. Языческий родановский могильник

4

(в том числе – 2 часа на экскурсию)

Рождественский клад

Серебряные вещи клада из империи Сасанидов

Рассказ учителя, работа с картой, словарная работа


Серебряные блюда.

1

Посуда Рождественского археологического комплекса

Виды, материал, орнамент,

Практическая работа.

Рассказ учителя, словарная работа


Булгарская керамика. Местная керамика, гончарный круг, металлическая посуда. Деревянная посуда, стеклянная посуда,

2

Рождественское городище сегодня.


Рассказ учителя, сообщения учащихся


Археологи, «черные копатели».

1


2.4

Русская колонизация Обвинско-Иньвенского поречья в XVI- XVIII веках. (7 часов)

Русь и Прикамье в 11-13 веках.

Первое проникновение русских в пермскую землю

Рассказ учителя, работа с картой, словарная работа


«Камень». Ушкуйники.

1

Когда же появляются русские поселенцы на Обве и Иньве?


Появление русского населения в поречье. Первые населенные пункты русских переселенцев.

Практическая работа, работа с источниками

Писцовые книги, первые поселения

2

  1. Стихийная русская колонизация Прикамья

Заселение поречья

Практическая работа, работа с источниками

Населенные пункты. Строгановы.

2


  1. Этнический состав населения (обоего пола) поречья в ХV111 - Х1Х в.

Материалы учета ревизий крестьян 11, V (1745-1747 и 1795 гг. соответственно), а по итогам Х1Х в. – опубликованный Центральным статистическим комитетом МВД «Список населенных мест по сведениям 1869 г.», данные которого близки к результатам Х ревизии (1857-1858 гг.). Этнический состав в Обвинско-Иньвенском поречье по «Списку населенных мест Пермской губернии 1869 г.2.



Практическая работа, работа с источниками Рассказ учителя

коми-пермяки, русские поселенцы.

2








Раздел 3. «Живем рядом…»

3.1. Этнические контакты русских и коми-пермяков в сфере материальной культуры.

Взаимопроникновение культур. ( 20 часов)

  1. Традиционное хозяйство русских и коми-пермяков

Хозяйственная деятельность и орудия труда.

Практическая работа, работа с источниками

Плужное землелие, подсека, перелог

2

  1. Промыслы и ремесла

Промыслы и ремесла русских и коми- пермяков

Практическая работа, работа с источниками

Ремесло, промысел плотники, ведерники, кузнецы, мельники, овчинники, оконщики, кожевенники, сапожники, сыромятники, хомутинники, холщевники, швецы, портные, красильщики, лапотники, калачники, хлебники, пирожники, масляники, мясники, Смолькурение и дегтекурение, углежжение

3

  1. Торговля на Обве. Отходничество


Практическая работа, работа с источниками


2

  1. Традиционный народный костюм русского народа в Прикамье.

Истрия деталей и общего вида костюма. Традиционный народный мужской, женский костюмы. Обереговая система костюма. Обрядовя функция одежды.

Практическая работа, работа с источниками

Дубас. Сарафан, становина, пестрядь, сарапинка, пониточина, пониток. армяк, кафтан., лузан, запон, порты, кокошник. Моршень, повойник., пояс, кушак,

2

  1. Традиционный коми-пермяцкий народный костюм.

Истрия деталей и общего вида костюма. Традиционный народный мужской, женский костюмы. Обереговая система костюма. Обрядовя функция одежды

Практическая работа, работа с источниками

Шабур, шамшура, Зипун

2

  1. «Каша да пельнянь».

Питание. Традиции питания у русских и коми-пермяков. Способы приготовления и хранения пищи. Запреты в питании.

Рассказ учителя, словарная работа


Обрядовая и ритуальная еда, постная и скоромная пища, запреты в питании, туес.

2

  1. Домашняя утварь.

Кухонная утварь.

Национальная кухня.

Рассказ учителя, словарная работа

работа с источниками

Солница, сельница корчага

1

  1. Жилые и хозяйственные постройки.

Типология жилища, внутреннее убранство и планировка, Изба, клеть, подклет, овин, гумно

Рассказ учителя, словарная работа

работа с источниками

Поселение, село, деревня, починок, погост, жилище,

3

  1. Обереговая функция жилища. Символика жилища.

Обереговая система жилища, символика жилища.

Рассказ учителя, словарная работа

работа с источниками

Солярные знаки, матица, куть, оберег,

символ порога

2

  1. Личная гигиена и народная медицина.

Прически. косметика, понятие о чистоте, народная медицина, знахарство.

Рассказ учителя, словарная работа

работа с источниками

Символическое осмысление чистоты, знахарство.

1

3.2. Духовная культура населения Обвинско-Инвенского поречья (18 часов)

  1. Языческие представления и верования коми-пермяков.

Мировоззрение, языческие идеи и символы.

Рассказ учителя, словарная работа

работа с источниками

Демонология. Суеверие, двоеверие, культ домашних духов

2

  1. Христианство в Прикамье.

Крещение Перми Великой.

Практическая работа, работа с источниками

Владыко Питерим: «крестити ко святой вере чердынцев», пермская деревянная скульптура

1

Обвинская роспись

Ареал распространения обвинской росписи.

Проекты учащихся,практическая работа

«Обвинская роза»

2

Приметы и обереги

Приметы, связанные с хозяйствованием, земледелием, скотоводством.

Обереги в повседневной жизни населения поречья.

Практическая работа, работа с источниками


3

Мировоззрение и обрядность русских и коми-пермяков

Рождение, свадьба, похороны, земледельческий календарный цикл, освоение новой территории и возведение жилища, охота, рыболовство - все сопровождалось обрядовой деятельностью.


Практическая работа, работа с источниками

Святки, «шуликаны», масленица, пасха, Радуница, «Встретение Плишки», Семик, Русальная неделя, Цветково заговенье, Чупрай, Токмач.


3

Народная этика русских и коми-пермяков

Понятие этики народной включает поведенческие нормы и формы общения людей, сложившиеся в трудовом, будничном, праздничном, религиозном общении людей на различных уровнях: семейном, родственном, соседском, половозрастном.

Практическая работа, работа с источниками

Малая семья, большая патриархальная семья, брачный возраст, примачество, трудовое воспитание, духовные ценности своей местности, обычаи, обряды, знания об окружающей среде, игры, поэтическое творчество, благочестивое отношение к своему храму, домашним иконам.


3

Традиционный календарный круг

календарный цикл

Практическая работа, работа с источниками

Посты, календарный цикл

2

Урок обобщения

Защита проектов



3

ИТОГО




81час



2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности по историческому краеведению

Автор: Лагунова Анна Васильевна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Анжеро-Судженск!" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dobro-pozhalovat-v-anzhiero-sudzhiensk"
    ["file_id"] => string(6) "105116"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402820203"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "авторская программа внеурочной деятельности в 5 классах в рамках ФГОС "ГЕОГРАФ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ""
    ["seo_title"] => string(102) "avtorskaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassakh-v-ramkakh-fgos-gieograf-issliedovatiel"
    ["file_id"] => string(6) "254648"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783007"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса клуб ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_kursa_klub_istoricheskoe_kraevedeni"
    ["file_id"] => string(6) "584137"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1624721102"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа внеурочной деятельности «дорогою добра»"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_doroghoiu_dobra"
    ["file_id"] => string(6) "424373"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1500807133"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЧЕСКОЕ  КРАЕВЕДЕНИЕ». НАПРАВЛЕНИЕ:  ДУХОВНО  -  НРАВСТВЕННОЕ.  ВИД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ "
    ["seo_title"] => string(145) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-istorichieskoie-kraieviedieniie-napravlieniie-dukhovno-nravstviennoie-vid-dieiatiel-nosti-poznavatiel-naia"
    ["file_id"] => string(6) "195402"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427903631"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства